«Игра – соревнование по экологии для учащихся начальных классов»
методическая разработка по окружающему миру на тему

    В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия «Игра – соревнование по экологии». Перед нами стоит задача – формирование экологической культуры. Она лучше всего может быть решена только тогда, когда воспитание любви к природе, чувства бережного отношения начинается с раннего детского возраста. В начальной школе закладывается основы знаний о природе, экологии, о ее значении, о воздействии человека на природу, о связи между природными явлениями, о растениях и животных различных сообществ. Формируется представления об охране природы, о Красной книге, о заповедниках. Необходимо научить ребенка видеть красоту,  прекрасное в явлениях природы, развить чувство заботы и сочувствия, сопереживания.

     Основной упор в формировании экологической культуры делается на воспитание чувства любви к родной природе, заботы ко всему окружающему.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

«Игра – соревнование по экологии для учащихся начальных классов»

Пояснительная записка

                                                                         Проснулся утром – прибери свою планету

                                                                                                 Антуан де Сент- Экзюпери

     В данной методической разработке предлагается сценарий внеклассного мероприятия «Игра – соревнование по экологии». Перед нами стоит задача – формирование экологической культуры. Она лучше всего может быть решена только тогда, когда воспитание любви к природе, чувства бережного отношения начинается с раннего детского возраста. В начальной школе закладывается основы знаний о природе, экологии, о ее значении, о воздействии человека на природу, о связи между природными явлениями, о растениях и животных различных сообществ. Формируется представления об охране природы, о Красной книге, о заповедниках. Необходимо научить ребенка видеть красоту,  прекрасное в явлениях природы, развить чувство заботы и сочувствия, сопереживания.

     Основной упор в формировании экологической культуры делается на воспитание чувства любви к родной природе, заботы ко всему окружающему.  


Цель: воспитание бережного отношения к природе, пропаганда экологических знаний, воспитание духовной и экологической культуры младших школьников.

Задачи:

  • Формирование экологической культуры, бережного отношения к ней
  • Заложить основы знаний о природе, ее значении в жизни людей
  • Формирование интереса к изучению экологических проблем
  • Развивать познавательные способности и любознательность, расширять кругозор;
  • Воспитывать любовь к родной природе, бережное к ней отношение.

Форма проведения: игра-соревнование

Оборудование: плакаты, стенгазеты, жетоны, мультимедийное оборудование, специально подготовленные места (столы и стулья)

Условия игры: формируются две команды, выбирается капитан (по желанию - название и девиз); команда, которая дает первым правильный ответ - получает жетон.

Ход мероприятия

1 тур – «Ответьте на вопросы»

  1. Что такое экология? (наука, изучающая жизнь различных организмов в их окружающей среде)
  2. Что такое Красная книга? (список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений всего мира)
  3. Что такое Черная книга? (список вымерших и безвозвратно исчезнувших видов).
  4. Почему запрещается пасти скот, собирать грибы и ягоды в зелёной зоне, прилегающей к автострадам? (автомобильные выхлопы содержат вредные вещества, которые могут привести к отравлениям).
  5. Когда отмечается всемирный день Земли? (22 апреля)
  6. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный (грязный, так как тёмные цвета на солнце быстрее нагреваются).
  7. Напиткам в каких бутылках лучше отдать предпочтение: в стеклянных или пластмассовых? Почему? (стеклянные бутылки можно использовать много раз).

Подведение итогов 1 тура

Наша планета Земля очень щедра и богата:

Горы, леса и поля - дом наш родимый, ребята,

Давайте будем беречь планету, другой такой на свете нет.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду её никому не дадим.

2 тур – «Обоснуйте свои ответы»

  1. Для чего необходимо сохранить леса? (вырубка леса может привести к исчезновению зверей, птиц, насекомых, растений, обмелению водоёмов)
  2. Вода играет важную роль в природе. Расскажите о значении воды в жизни природы (защищает землю от перегрева и переохлаждения; необходима для питания растений, животных, человека; благоприятная среда для обитания водных организмов; нужна человеку для приготовления пищи, в быту, на производстве, в медицине)
  3. Перечисли источники загрязнения воздуха ( выхлопные газы автомобилей; продукты сгорания угля, нефти, дров; аэрозоли; поднимаемая ветром пыль; вулканические выбросы)
  4. Чем опасен лесу неубранный туристами мусор: бумага, банки, бутылки? (из-за битого стекла и непотушенной сигареты может возникнуть пожар; брошенная бумага, консервные банки и полиэтиленовые бутылки разлагаются годами – бумага – 2 года, консервная банка – 70 лет, полиэтилен – 100 лет!)
  5. Нам необходима бумага почти для всех видов нашей деятельности, это ведёт к вырубке леса. Что мы можем изменить? (собирать макулатуру, тратить время на вторичную переработку бумаги).

Подведение итогов 2 тура

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.

От этого мы станем только добрей.

Украсим всю землю садами, цветами,

Такая планета нужна нам с вами .....

3 тур – «Экопатруль»

Каждая команда должна нарисовать дикое животное. Предложить меры по охране этого животного.

Подведение итогов 3 тура

Ещё о том ведём  мы речь,

Что наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

 4 тур – «Правила поведения в природе»

Вспомнить и назвать правила поведения в природе (команда, которая назовет наибольшее количество правил является победителем)

Подведение итогов 4 тура

Мы речь свою ведём о том,

Что вся Земля – наш общий дом –

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём

Подведение итогов соревнования: поздравления и награждение победившей команды.

О, человек! Природа – мать

Ни рек и не морей от глаз твоих не прячет.

Ни росных трав, ни голубых небес...

Цени её доверие, Природы! Не обмани его!

И в тёмный лес входи,

Как в храм под мраморные своды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра для учащихся начальных классов "Мы за радугой..."

Цель игры:формировать познавательные способности и воспитывать коммуникативные навыки учащихся....

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" для учащихся начальных классов"

Интересные и занимательные вопросы и задания помогут классному руководителю провести игру "Умники и умницы"...

Спортивная игра-соревнование между родителями и учащимися «По морям, по волнам»

Для проведения мероприятия необходимо большое пространство, в идеале - школьный стадион. Мы проводили его в конце учебного года во 2 классе, где воспитательное пространство класса организовано в морск...

Авторская программа внеурочной деятельности «Волшебный цветок» (интегрированный курс «Оригами» и «Экология») для учащихся начальных классов

Многолетний опыт работы показал, что не всегда дети правильно поступают по отношению к природе, хотя на уроках окружающего мира этому уделяется большое количество времени. При отборе материала для дан...

СВОЯ ИГРА Игра по программе «Разговор о правильном питании» для учащихся начальных классов классов

Правила игры.В игре участвует 2 команды из учеников. Каждая команда выбирает вопрос с определённой стоимостью и отвечает на него. Если команда отвечает правильно, то они получает то количество баллов,...

Игра-соревнование Путешествие по стране «Математика» 1 класс

Игра-соревнование Путешествие по стране «Математика» 1 класс...