урок окружающего мира в 4 классе Тема Куликовская битва
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кощеева Наталья Александровна

Тема урока затрагивает вопросы как объединяли и освобождали Русь. Учащиеся знакомятся с новыми историческими событиями и деятельностью князя Дмитрия Донского через исследовательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_klass_umk.docx137.17 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 4 класс УМК «Гармония» О.Т. Поглазова

Тема урока: Как объединяли и освобождали Русь. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока:

Обучающие: расширить знания об истории Руси; познакомить учащихся с новыми историческими событиями и деятельностью князя Дмитрия Донского через исследовательскую деятельность

Развивающие: развивать речь, умение размышлять и рассуждать; развивать самостоятельность учащихся в учебной деятельности и их коммуникативные умения; способствовать развитию логического мышления через прием «Перепутанная логическая цепь»

Воспитывающие: воспитывать личность со свободным и независимым мышлением

содействовать воспитанию уважения к русской истории, её национальным героям;  воспитывать чувство патриотизма

Ход урока

1. Психологический настрой. Ввод в тему урока. (Обеспечиваю внешнюю обстановку для работы на уроке и психологическую подготовку  к общению.)

Звучит музыка из песни «Русское поле» и 2 учащихся читают стих Никитина «Русь»

Слайд1

1 уч .Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулася!

У тебя ли нет

Поля чистого,

Где б разгул нашла

 Воля смелая?

2 уч.У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой

Громких подвигов?..

И давно ль было,

Когда с запада

Облегла тебя

Туча черная?

 Под грозой ее

Леса падали,

Мать сыра-земля

Колебалася.

1. И зловещий дым

От горевших сел

Высоко вставал

Черным облаком!

И лишь кликнула ты

Свой народ на брань –

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

2.Собрала детей,

Стариков и жен,

Приняла гостей

На кровавый пир

И в глухих степях

Под сугробами

Улеглися спать

Гости навеки.

1.Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

 Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

(В конце урока)

2.Из далеких стран

На поклон к тебе

Корабли идут.

И поля цветут,

 И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

 И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

1.Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью.

Стать за честь твою

 Против недруга,

За тебя в нужде

Сложить голову!

-Ребята, как вы думаете, о чем мы  сегодня продолжим разговор на уроке?

-Правильно, мы продолжим путешествие в те далекие времена. Сегодня мы продолжим разговор о Московской Руси. Как объединялась и защищалась . Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.    На предыдущих уроках мы изучали с вами жизнь и деятельность многих  великих людей, которые внесли свой вклад в развитие  общества, в укрепление нашей страны.  Я предлагаю вам вспомнить этих людей и разместить их на ленте времени. А поможет нам историческая мозаика.
1) Перед вами квадрат. Он состоит из 12 цветных фрагментов. На каждом фрагменте с обратной стороны есть запись. Этот квадрат надо превратить в 4 логические цепочки, где на 1 месте будет имя князя, на 2 месте – его прозвище, на 3 – событие, в связи с которым его имя вошло в историю. Вы будете по очереди подходить к доске, брать фрагмент, читать и наклеивать так, чтобы цепочки получились правильные.

 Выполнив задание, садитесь на место. (Социальная мотивация).
 Имя князя        Прозвище    Событие
1) __________   _________   _________

2) __________   _________   _________

3) __________    _________  _________

4) __________   _________    _________

- Итак ребята, что вы заметили? (Остались пустые фрагменты и пустая цепочка)

-Почему? Как вы думаете? (Подвести к теме)

2) Работа в группах. В каждой группе изображение этих великих людей и даты, связанные с ними. Внимание! Каждой группе задание. (На этом этапе использую репродуктивный метод  работы, наглядные средства обучения помогают воссоздать «ленту времени».)

Слайд2

1 группа находит дату и изображение к первой логической цепочке, 2-ко второй ит.д.

Проверка. (Работа в группе  способствует быстрому выполнению работы по установлению логической последовательности во времени)

-Как можно назвать этих людей?(Герои своего Отечества)          

-Нужно ли знать этих людей?(Это наша история, наши предки)
-У вас осталось одно изображение. Слад3

-Как вы думаете, кто это? На кого похож? (В качестве регулирующего компонента используется контроль учителя.)

-Действительно это князь. Так что же мы на уроке будем исследовать? (Мотивация учебной деятельности реализуется через постановку проблемы).

2. Целеполагание.

-Путем изучения и исследования исторических фактов мы попытаемся

1)определить  ……………………………(какой это был человек, что хорошего он сделал для Руси и можно ли его портрет  поставить в один ряд с нашими героями.)

2)установить…………………………….( связь между историческими событиями)

3. Изучение новой темы

1) Работа в парах .

-У всех дан текст:

Карточка 1

12 октября 1350 года Княгиня Александра родила сына. Было решено назвать мальчика Дмитрием. Отец Дмитрия, столичный князь Иван Иванович, именуемый Красный погиб в 1359 году, когда Дмитрию было 9 лет. После смерти своего отца Дмитрий Иванович стал великим князем московским. Это было в 1359 году. В 1365 году в Москве случился великий пожар Всесвятский, названный так, потому что начался в церкви Всех Святых. За 2 часа огонь уничтожил Кремль, Посад, Загородье и Заречье. И в 1366-1367 годах Дмитрий Иванович начал строительство нового кремля — белокаменного. Теперь Москва была надёжно защищена от враждебных набегов. В 1368 и 1370 годах под стенами Московского кремля потерпел поражение великий литовский князь Ольгерд. За годы правления Дмитрия Ивановича были существенно расширены границы Московского княжества. Великий князь Дмитрий стремился к объединению русских земель. Но главной целью Дмитрия было объединение Руси  для борьбы с Золотой Ордой. В 1374 году Дмитрий Иванович отказался от уплаты дани правителю Орды Мамаю. Это был первый шаг к открытой борьбе против золотоордынского ига. 

Имя

Дата рождения

Как

прозвали

Великие дела

-Прочитайте текст. Что можно узнать из этого текста о нашем человеке?

Каждая пара высказывается цепочкой.

-А вот так выглядел белокаменный Кремль при князе Дмитрии.

-Чем он лучше предыдущего?

Слайд4 

-Давайте и мы с вами построим дом.

Физкультминутка « Строим дом»

-Как вы думаете, только ли этим прославился князь Дмитрий?

-Попытаемся ответить на этот вопрос.

2) Еще раз обратитесь к тексту и скажите, что было главной целью князя Дмитрия?

В чем он отказывал Золотой Орде? Как отнесся к этому Руководитель Золотой Орды Мамай?

-Собирать огромную силу и грозился вновь разорить всю Русскую землю.

-Что же назревало?

- Правильно  великая битва.

Слайд

3) Работа с учебником

-Откройте учебник на с.59, прочитайте второй абзац и назовите место, где происходила битва.

-Как историки назвали эту битву?

А как вы думаете, почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?  (мнения детей)

Слайд 13.

 «Почему князь Дмитрий избрал именно Куликово поле для сражения с Мамаем?»

4) Задание на доске:

 Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником.

Поэтому Дмитрий избрал для сражения с татарами Куликово поле.

Военная мощь татар – конница.

(1. Военная мощь татар – конница. 2. Конница не пригодна для сражения на территории, покрытой кустарником. 3. Поэтому Дмитрий избрал для сражения Куликово поле).

-Давайте найдем это место на карте.

-В этом абзаце упоминается имя монаха. Прочитайте.

Выступление девочек .

-Ученицы нашей школы расскажут вам о нем.

5) Сергий Радонежский благословил на битву Князя Дмитрия.

Что значит благословил? Давайте вспомним уроки ОРКСЭ. Мы с вами говорили что такое благословение?

- Правильно. Дмитрий Иванович пришёл к Сергию Радонежскому за советом.

6) Сражение на Куликовом поле.

Учитель: И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого врага, переправив войско через Дон.

Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.
Читает ученица.


«Тогда всю ночь выли волки страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа… от такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о «великой туге» под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие».

Открываем глаза. Рассеивается утренний туман.

8 сентября 1380 года русичи увидели перед собой ордынские полчища. Впереди разъезжал богатырь, вызывая на поединок русского ратника. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями. И свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзённый насквозь, удержался на коне будто живой, вернулся в русские полки.
«И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилось, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи».
Слайд


Работа с планом Куликовской битвы. Слайд

7) Работа с картой.

Слайд 14.

- Князь Дмитрий во время Куликовской битвы впервые применил новую военную тактику.

Посмотрите на карты и подумайте, что это за военная хитрость?  (Использовал засадный полк) 

- Давайте найдём и отметим на картах расположение русского войска, войска Мамая и засадный полк.

Как прозвали князя Дмитрия за победу в Куликовской битве?
8) Итоги битвы

Слайд 10

Полная победа русских войск.

Потери: 20 тысяч убитыми и ранеными.

Учитель: восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мёртвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жёны и дети не дождались своих мужей и отцов.

9) Причины победы.

Умелые действия разведки русского войска.

Правильный выбор места битвы.

Умелое построение русского войска.

Стойкость русских воинов.

4. Закрепление изученного.
А теперь проверим, как мы запомнили рассмотренные нами сегодня события.

И сделаем это не совсем обычным образом.

Перед вами историческая шкатулка, чтобы его открыть нужно выполнить задания

ответить на вопрос: о ком или о чём идёт речь?

  1. Стоял такой великий стон,
    Шёл бой с такою кровью,
    Что был в багрец окрашен Дон
    До самого низовья…

         –Назвать событие, дату

2) Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.

- Кому принадлежат эти слова?

       3) Исправь ошибки (слайд) Проверка.

Вернемся в начало урока,  вспомним про пустые квадраты. Можем мы составить еще одну логическую цепочку?

Открывается шкатулка

5 .Рефлексия.

- Ребята, как вы думаете какими качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий?              

Ученики:

 - Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой! - Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них! - Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества?. - -- Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества.  

Продолжите устно фразу: “Сегодня на уроке я почувствовал…”




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс. Тема: Повторение изученного материала в 1 классе

Использование ИКТ делает процесс обучения более ярким, наглядным....

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 2 класс Тема урока: «Домашние опасности. Пожар»

Урок  окружающего мира 2 классТема урока:  «Домашние опасности. Пожар»Задачи урока: познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома, изучить  правила безопасности, которые ну...

План-конспект урока окружающего мира. 3 класс. Тема: Куликовская битва

Урок составлен по учебнику "Окружающий мир. 3 класс" Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н., форма работы - работа в группе, ссылка в плане - на презентацию....

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...