Урок в 3 классе по предмету "Окружающий мир", тема "Разнообразие растений".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. На уроке широко используются новые технологии: проблемная, групповая и исследовательская работа, самопроверка и самооценка (в форме "Я знаю", "Я научился", "Мне хотелось бы узнать"). Дети побуждаются к деятельности через развитие познавательного интереса к окружающему миру, через привлечение занимательного материала и создание проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 3-м классе
Тема: Разнообразие растений.
Цели: - выявить у детей имеющиеся представления о разнообразии растительного мира;
- систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира;
- развивать знания детей об основных группах растений: водорослях, папоротниках, мхах, хвойных растениях и цветковых растениях;
- развивать умение работать в группе, наблюдать, делать выводы, добывать информацию;
- воспитывать толерантное отношение друг к другу, интерес к предмету;
- создать условия для доброжелательного отношения в деловом общении.
Прогнозируемые результаты:
Предметные:
учащиеся научатся:
- сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений;
- классифицировать их ( объединять в группы по существенным признакам);
- рассказывать о растениях по плану;
- определять их с помощью атласа – определителя.
Метапредметные:
учащиеся научатся:
- использовать текст и иллюстрации учебника, атлас – определитель, другие
источники информации для поиска ответов на вопрос;
- ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;
- слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать точку зрения;
- сотрудничать с учителем и сверстниками.
Ход урока.
- Организационный момент. . Посмотрите друг на друга,
улыбнитесь друг другу.
Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке.
Проверим, как мы сидим:
-Руки? ( На месте)
- Ноги ? (На месте)
- Локти ? ( У края)
- Спина? ( Прямая)
Проверьте готовность к уроку окружающего мира.
2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1)Выполнение теста на стр. 20. Взаимопроверка. Взаимооценка.
2)Фронтальный опрос
- Что такое почва?
- Какой состав имеет почва?
- Из чего в почве образуются минеральные соли? (Из перегноя)
- Какие живые существа обитают в почве? (Медведка, личинка жука, сверчок, крот,
многоножка, жаба, лесная мышь, дождевой червь).
Молодцы. Нам нужно двигаться дальше, получать новые знания.
- Все готовы?
3. Самоопределение к деятельности. На доске картинки. (Слайд 2)
- Что общего у предметов, изображённых на этих картинках? (Живые существа).
- Докажите (Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают). (Слайд 3)
- Какая лишняя картинка? (Волк)
- Почему?
- Докажите. (Волк относится к царству животных)
- К какой группе вы отнесёте остальные картинки? (Остальные картинки отнесём к царству растений, т. к. у них есть корень, побег, цветок, плод с семенами). (Слайд 4).
Перед вами представители царства растений.
- Можно ли перечислить всех представителей царства растений? (Нет)
- Почему? (Их очень много)
- Предположите, какие новые знания мы будем добывать сегодня на уроке окружающего мира? (Узнаем о многообразии растений)
4. Работа по теме урока. Классификация растений.
- Мы познакомились с наукой о растениях.
- Как она называется? (Ботаника)
- Как называются учёные, которые занимаются изучением растений? (Учёные - биологи).
Мир растений очень разнообразен. Растения различаются не только размерами, окраской и формой своих органов, но и условиями жизни, строением.
Учёные- биологи делят царство растений на несколько групп.
Для того чтобы лучше разобраться в изучаемой теме давайте посмотрим на доску. На доске картинки с разными растениями. (Слайд 5).
Работа в парах.
- Рассмотрите внимательно все растения, посовещайтесь и попробуйте разделить их на разные группы по какому-то отличительному признаку, даю вам 1 минуту.
- Докажите, что эти растения надо объединить в одну группу. Назовите хотя бы один отличительный признак, по которому вы это растение отнесли к другой группе.
1 группа – живут в воде (водоросли)
2 группа – имеют вместо листьев хвою (хвойные)
3 группа – имеют красивые цветки (цветковые)
4 группа – растут на камнях, деревьях (мхи)
5 группа – растут во влажных лесах, имеют крупные листья (папоротники)
- Кто ещё хочет дополнить, выскажите своё мнение.
5. Работа с текстом учебника.
- Ребята, скажите, а где мы можем проверить свои предложения?
(В энциклопедии найти информацию, найти статьи в Интернете, в учебнике и т. д.)
- Давайте проверим свои предложения с помощью учебника.
Откройте учебник на стр. 69 – 70
- Будем рассматривать каждую группу по следующему плану:
(Откройте план на слайде)
- Среда обитания;
- Строение растения;
- Размножение.
Чтение статьи на стр. 70
После прочтения статьи учебника о той или иной группе растений, после вопроса учителя о том, что нового узнали о группе растений, открывается часть плана с опорными словами. (Слайд 6).
- Посмотрите на первый рисунок (Слайд 7)
- Как называется группа этих растений? (Водоросли)
Прочитайте вслух статью о водорослях. (Читает ученик)
- Расскажите о них по плану.
(Водоросли- это растения, живущие в воде, у водорослей нет корней, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами. Всё необходимое для жизни они поглощают всей поверхностью своего тела.)
-А кто знает, как размножаются водоросли?
- (У водорослей встречается вегетативное, бесполое и половое размножение. Вегетативное размножение- это размножение путём деления организма на более мелкие части, бесполое размножение происходит при помощи спор и половое размножение- при помощи попарного слияния клеток)
Учёным известно 100.000 видов водорослей.
- Посмотрим на следующую картинку (Слайд 8)
- Как называется эта группа растений (Мхи)
- Давайте прочитаем статью о мхах и расскажем о них по плану (Читаем про себя)
- Что нового узнали об этой группе растений?
(Мхи- это растения, которые имеют только стебель и листья. У мха нет корня и поэтому воду и минеральные вещества они добывают при помощи стебля и листьев. Размножаются спорами, мельчайшими, как цветочная пыльца).
- А где же их среда обитания? (Выслушать предложения)
Вот послушайте какую информацию нашёл (имя ученика) об этом: (Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.)
- Что изображено на следующей картинке? (Слайд 10)
- Как называют эту группу растений? (Хвойные)
- Какие растения вы ещё можете назвать, которые относятся к этой группе? (Сосна, ель, пихта, лиственница, кедр)
- Попробуйте, не глядя в учебник, рассказать о представителях этой группы растений по нашему плану. (Эти растения растут в лесах, имеют корень, стебель, вместо листьев у них иголочки. Вместо плодов у них образуются шишечки, в которых созревают семена. Цветков и
плодов у них нет.). Учёным известно около 600 видов хвойных растений.
Посмотрите на следующую картинку (Слайд 11)
- Как называют эту группу растений? (Цветковые)
- Назовите ещё представителей этой группы растений (роза, пион, ирис, астра, тюльпан)
Прочитайте статью в учебнике и расскажите о них по плану.
(Цветковые растения хотя бы раз в жизни цветут, растут везде. На месте цветковых у них образуются плоды с семенами. У них есть все органы.)
- А предположите, как они размножаются? (Выслушать предложения)
Послушайте, что пишут об этом энциклопедии. (Читает сам учитель)
(Большая часть всех цветковых растений опыляются насекомыми. Цветы привлекают не только наши взоры, но и манят насекомых- опылителей, от которых зависит процесс размножения, а значит и продолжение рода растения. В самом сердце умирающего цветка находится пестик с крохотными семязачатками, а в них словно тайна за семью печатями происходит двойное оплодотварение. Двойным оно называется потому, что одновременно происходит не одно, а два слияния клеток. Из одной оплодотворённой клетки развивается зародыш семени, а из второй невероятно питательная ткань- эндосперм. Пройдёт ещё немного времени и в том месте, где ещё недавно благоухал цветок, развивается плод с семенами. Под околоплодником, так называют покровы плода, семена дозревают, крепнет их семенная кожура и скоро эти зачатки жизни разнесёт, разбросает по свету ветер и вода, птицы или звери, а быть может и сам человек. Жизнь цветкового растения продолжается. Учёным известно 250.000 видов цветковых.
6. Физкультминутка
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Повороты туловища вправо и влево)
Больше спать не захотел,
(Прогнуться вперёд и назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(Покружиться)
7. Обобщение знаний. Самостоятельная работа (Слайд 12)
- Какие бывают растения. Заполните схему.
Растения | |||||
папоротники |
8. Проверка. Работа в парах.
Поменяйтесь тетрадями. На слайде показано всё разнообразие растительного мира.
- Сверьте работу соседа со слайдом. Исправьте ошибки.
Растения | |||||
Водоросли | Папоротники | Мхи | Цветковые | Хвойные |
- Оцените свои знания
- Кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте «5»
- Кто допустил одну ошибку. Поставьте «4»
- Кто допустил две ошибки. Поставьте «3»
9. Проведём исследование в группах
Сначала давайте вспомним правило групповой работы.
Памятка « 3 НЕ» Не перебивай ! Не критикуй ! Не спеши !
Самостоятельная работа в группах. С помощью атласа- определителя узнать название растения и к какой группе оно относится. Я предлагаю разделиться на 4 группы и приступить к исследованию. Выступление представителей групп.
10. Подведение итогов урока.
- Перечислите, какие цели мы перед собой ставили в начале урока ?
- Достигли мы их?
- Итак, на какие группы делятся растения?
- Приведите примеры растений разных групп
- Что особенно вам понравилось на уроке?
11. Рефлексия.
- К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?
- Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.
- О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придёте домой после уроков?
12. Домашнее задание. 1. Учебник: прочитать текст на стр. 69-73, ответить на вопросы раздела, «Проверь себя» на стр.73. 2. Рабочая тетрадь: стр. 39-41 (на выбор) 3. Дополнительно: узнать из атласа- определителя название комнатных растений в нашем классе или у себя дома.
- Урок окончен.
Выставление отметок.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс
Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...
Урок окружающего мира во 2 классе (1-4) Тема: Комнатные растения.
Цели: 1) повторить классификацию растений, значение растений в жизни человека, познакомить с новой группой растений - комнатными растениями; формировать понятие о п...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/16/picture-33886.jpg)
Урок окружающего мира в 1 классе по теме:"Как живут растения?"
Урок в 1 классе по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир» по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания...
Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»
На уроке дается первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....
ФГОС урок 1 класс "Как ухаживать за комнатными растениями"
Как ухаживать за комнатными растениями. Урок окружающий мир....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-206819-1395270241.jpg)
Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"
Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/17/picture-634572-1431878215.jpg)
Урок окружающего мира (3 класс) по теме "Лист -орган растения. Растение- единый организм"
Урок по программе "Гармония"для 3 класса. Учащиеся знакомятся состроением листа. Разнообразные формы работы помогают ученикам лучше понять новый материал, способствует развитию интеллектуальных и твор...