Урок в 3 классе по предмету "Окружающий мир", тема "Разнообразие растений".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. На уроке широко используются новые технологии: проблемная, групповая и исследовательская работа, самопроверка и самооценка (в форме "Я знаю", "Я научился", "Мне хотелось бы узнать"). Дети побуждаются к деятельности через развитие познавательного интереса к окружающему миру, через привлечение занимательного материала и создание проблемных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_v_3_kl._produkt.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                

                Конспект урока окружающего мира в 3-м классе

 Тема: Разнообразие растений.

 Цели:  - выявить у детей имеющиеся представления о разнообразии растительного мира;

            - систематизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии   растительного  мира;

               - развивать знания детей об основных группах растений: водорослях, папоротниках,  мхах, хвойных растениях и цветковых растениях;

               - развивать умение работать в группе, наблюдать, делать выводы, добывать информацию;

               - воспитывать толерантное отношение друг к другу, интерес к предмету;

               - создать условия для доброжелательного отношения в деловом общении.

     Прогнозируемые результаты:

     Предметные:

     учащиеся научатся:  

                   - сравнивать и выявлять существенные признаки отдельных групп растений;

                   - классифицировать их ( объединять в группы по существенным признакам);

                   - рассказывать о растениях по плану;

                   - определять их с помощью атласа – определителя.

        Метапредметные:

         учащиеся научатся:

                     - использовать текст и иллюстрации учебника, атлас – определитель, другие

                       источники информации для поиска ответов на вопрос;

                     - ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы;

                     - слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать точку зрения;

                     - сотрудничать с учителем и сверстниками.

                                                                 Ход урока.

  1. Организационный момент.                                                                                                                                                                                                                             . Посмотрите друг на друга,                                                        

улыбнитесь друг другу.      

Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке.

Проверим, как мы сидим:

 -Руки? ( На месте)

- Ноги ? (На месте)

- Локти ? ( У края)

- Спина? ( Прямая)

 Проверьте готовность к уроку окружающего мира.                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                           

                                                                                                                                     

 

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.             

    1)Выполнение теста на стр. 20. Взаимопроверка. Взаимооценка.

    2)Фронтальный опрос

   - Что такое почва?

   - Какой состав имеет почва?

   - Из чего в почве образуются минеральные соли? (Из перегноя)

   - Какие живые существа обитают в почве? (Медведка, личинка жука, сверчок, крот,

           многоножка, жаба, лесная мышь, дождевой червь).  

  Молодцы. Нам нужно двигаться дальше, получать новые знания.

    - Все готовы?

 3. Самоопределение к деятельности.                                                                                                              На доске картинки. (Слайд 2)

  - Что общего у предметов, изображённых на этих картинках? (Живые существа).

  - Докажите (Они дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают). (Слайд 3)

  - Какая лишняя картинка? (Волк)

  - Почему?

  - Докажите.  (Волк относится к царству животных)

  - К какой группе вы отнесёте остальные картинки? (Остальные картинки отнесём к царству растений, т. к. у них есть корень, побег, цветок, плод с семенами). (Слайд 4).

  Перед вами представители царства растений.

   - Можно ли перечислить всех представителей царства растений? (Нет)

   - Почему? (Их очень много)

   - Предположите, какие новые знания мы будем добывать сегодня на уроке окружающего мира?  (Узнаем о многообразии растений)

  4. Работа по теме урока. Классификация растений.

    - Мы познакомились с наукой о растениях.

    - Как она называется? (Ботаника)

                                                                                                                                                                                                  - Как называются учёные, которые занимаются изучением растений? (Учёные - биологи).

 Мир растений очень разнообразен. Растения различаются не только размерами, окраской и формой своих органов, но и условиями жизни, строением.

 Учёные- биологи делят царство растений на несколько групп.

 Для того чтобы лучше разобраться в изучаемой теме давайте посмотрим на доску. На доске картинки с разными растениями. (Слайд 5).

  Работа в парах.

 - Рассмотрите внимательно все растения, посовещайтесь и попробуйте разделить их на разные группы по какому-то отличительному признаку, даю вам 1 минуту.

 - Докажите, что эти растения надо объединить в одну группу. Назовите хотя бы один отличительный признак, по которому вы это растение отнесли к другой группе.

 1 группа – живут в воде (водоросли)

 2 группа – имеют вместо листьев хвою (хвойные)

 3 группа – имеют красивые цветки (цветковые)

 4 группа – растут на камнях, деревьях (мхи)

 5 группа – растут во влажных лесах, имеют крупные листья (папоротники)

   - Кто ещё хочет дополнить, выскажите своё мнение.

 5. Работа с текстом учебника.

  - Ребята, скажите, а где мы можем проверить свои предложения?

  (В энциклопедии найти информацию, найти статьи в Интернете, в учебнике и т. д.)

  - Давайте проверим свои предложения с помощью учебника.

   Откройте учебник на стр. 69 – 70

  - Будем рассматривать каждую группу по следующему плану:

   (Откройте план на слайде)

   - Среда обитания;

   - Строение растения;

   - Размножение.

   Чтение статьи на стр. 70

    После прочтения статьи учебника о той или иной группе растений, после вопроса учителя о том, что нового узнали о группе растений, открывается часть плана с опорными словами. (Слайд 6).

 - Посмотрите на первый рисунок (Слайд 7)

 - Как называется группа этих растений? (Водоросли)

 Прочитайте вслух статью о водорослях. (Читает ученик)

 - Расскажите о них по плану.

  (Водоросли- это растения, живущие в воде, у водорослей нет корней, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами. Всё необходимое для жизни они поглощают всей поверхностью своего тела.)

 -А кто знает, как размножаются водоросли?

 - (У водорослей встречается вегетативное, бесполое и половое размножение. Вегетативное размножение- это размножение путём деления организма на более мелкие части, бесполое размножение происходит при помощи спор и половое размножение- при помощи попарного слияния клеток)

  Учёным известно 100.000 видов водорослей.

 - Посмотрим на следующую картинку (Слайд 8)

 - Как называется эта группа растений (Мхи)

 - Давайте прочитаем статью о мхах и расскажем о них по плану (Читаем про себя)

 - Что нового узнали об этой группе растений?

 (Мхи- это растения, которые имеют только стебель и листья. У мха нет корня и поэтому воду и минеральные вещества они добывают при помощи стебля и листьев. Размножаются спорами, мельчайшими, как цветочная пыльца).

 - А где же их среда обитания? (Выслушать предложения)

 Вот послушайте какую информацию нашёл (имя ученика) об этом: (Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. Обычно мхи образуют плотные скопления в затенённых местах, нередко в непосредственной близости от воды, хотя могут встречаться и на открытых, сухих участках. Среди моховидных есть виды, живущие в пресноводных водоёмах. Морских обитателей нет, хотя некоторые виды поселяются на скалах в полосе прибоя.)

 - Что изображено на следующей картинке? (Слайд 10)

 - Как называют эту группу растений? (Хвойные)

 - Какие растения вы ещё можете назвать, которые относятся к этой группе? (Сосна, ель, пихта, лиственница, кедр)

 - Попробуйте, не глядя в учебник, рассказать о представителях этой группы растений по нашему плану.                                                                                                                                           (Эти растения растут в лесах, имеют корень, стебель, вместо листьев у них иголочки. Вместо     плодов у них образуются шишечки, в которых созревают семена. Цветков и

плодов у них нет.). Учёным известно около 600 видов хвойных растений.

  Посмотрите на следующую картинку (Слайд 11)

 - Как называют эту группу растений? (Цветковые)

 - Назовите ещё представителей этой группы растений (роза, пион, ирис, астра, тюльпан)

  Прочитайте статью в учебнике и расскажите о них по плану.

  (Цветковые растения хотя бы раз в жизни цветут, растут везде. На месте цветковых у них образуются плоды с семенами. У них есть все органы.)

 - А предположите, как они размножаются? (Выслушать предложения)

  Послушайте, что пишут об этом энциклопедии. (Читает сам учитель)

 (Большая часть всех цветковых растений опыляются насекомыми. Цветы привлекают не только наши взоры, но и манят насекомых- опылителей, от которых зависит процесс размножения, а значит и продолжение рода растения. В самом сердце умирающего цветка находится пестик с крохотными семязачатками, а в них словно тайна за семью печатями происходит двойное оплодотварение. Двойным оно называется потому, что одновременно происходит не одно, а два слияния клеток. Из одной оплодотворённой клетки развивается зародыш семени, а из второй невероятно питательная ткань- эндосперм. Пройдёт ещё немного времени и в том месте, где ещё недавно благоухал цветок, развивается плод с семенами. Под околоплодником, так называют покровы плода, семена дозревают, крепнет их семенная кожура и скоро эти зачатки жизни разнесёт, разбросает по свету ветер и вода, птицы или звери, а быть может и сам человек. Жизнь цветкового растения продолжается. Учёным известно 250.000 видов цветковых.

 6. Физкультминутка

     Спал цветок и вдруг проснулся,

     (Повороты туловища вправо и влево)

     Больше спать не захотел,

     (Прогнуться вперёд и назад)

     Шевельнулся, потянулся,

     (Руки вверх, потянуться)

     Взвился вверх и полетел.

     (Руки вверх, влево, вправо)

     Солнце утром лишь проснётся,

     Бабочка кружит и вьётся.

     (Покружиться)

   7. Обобщение знаний. Самостоятельная работа (Слайд 12)

  - Какие бывают растения. Заполните схему.  

                                                                               

       

       Растения

  папоротники

 8. Проверка. Работа в парах.

     Поменяйтесь тетрадями. На слайде показано всё разнообразие растительного мира.

 - Сверьте работу соседа со слайдом. Исправьте ошибки.

       Растения

    Водоросли

  Папоротники

           Мхи

    Цветковые

      Хвойные

  - Оцените свои знания

  - Кто не допустил ни одной ошибки. Поставьте «5»

  - Кто допустил одну ошибку. Поставьте «4»

   - Кто допустил две ошибки. Поставьте «3»

    9. Проведём исследование в группах

     Сначала давайте вспомним правило групповой работы.

     Памятка  « 3 НЕ»                                                                                                                                             Не  перебивай !                                                                                                                                           Не критикуй !                                                                                                                                                            Не спеши  !  

 Самостоятельная работа в группах. С помощью атласа- определителя узнать название растения и к какой группе оно относится. Я предлагаю разделиться на 4 группы и приступить к исследованию.                                                                                               Выступление представителей групп.

    10. Подведение итогов урока.

  - Перечислите, какие цели мы перед собой ставили  в начале урока ?

   - Достигли мы их?

   - Итак, на какие группы делятся растения?

       

  - Приведите примеры растений разных групп

  - Что особенно вам понравилось на уроке?

    11. Рефлексия.

  - К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?

  - Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

   - О чём вам хотелось бы рассказать, когда вы придёте домой после уроков?

     12. Домашнее задание.                                                                                                                              1. Учебник: прочитать текст на стр. 69-73, ответить на вопросы раздела, «Проверь себя» на стр.73.                                                                                                                                                                    2. Рабочая тетрадь: стр. 39-41 (на выбор)                                                                                                           3. Дополнительно: узнать из атласа- определителя название комнатных растений в нашем классе или у себя дома.

   - Урок окончен.  

      Выставление отметок.

      Спасибо за работу!                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока + презентация по окружающему миру по теме "Растения и животные леса"; 4 класс

Урок окружающего мира по теме "Растения и животные леса" предназначен для детей 4 класса. Может быть использован при работе по любому УМК. Материал урока помогает детям в игровой форме углубить их зна...

Урок окружающего мира во 2 классе (1-4) Тема: Комнатные растения.

Цели:  1) повторить  классификацию растений,  значение растений в жизни человека,  познакомить с  новой группой растений -  комнатными растениями; формировать понятие о п...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме:"Как живут растения?"

Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Материал урока опирается на знания...

Урок окружающего мира 2 класс по теме: «Какие бывают растения»

На уроке дается  первичное представление о многообразии растений и их классификация. Для активизации детей применяется презентация....

ФГОС урок 1 класс "Как ухаживать за комнатными растениями"

Как ухаживать за комнатными растениями. Урок окружающий мир....

Технологическая карта урока.Окружающий мир.2 класс "Начальная школа XXI века."Растения леса.Какие бывают растения?"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Растения леса. Какие бывают растения?"2 класс УМК "Начальная школа XXI века" Цель:- Познакомить детей с названиями групп растений (дер...

Урок окружающего мира (3 класс) по теме "Лист -орган растения. Растение- единый организм"

Урок по программе "Гармония"для 3 класса. Учащиеся знакомятся состроением листа. Разнообразные формы работы помогают ученикам лучше понять новый материал, способствует развитию интеллектуальных и твор...