Интеграция вопросов здоровья в предмет "Окружающий мир".
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Пантюшина Наталья Владимировна

Предлагаю Вашему вниманию 5 фрагментов уроков окружающего мира с элементами интеграции вопросов здоровья. В работе представлены  темы, цели и задачи как по уроку в целом , так и по вопросам интеграции . Содержание интеграции (методическая помощь учителю) представлена с подбором интересных заданий, научных обоснований и оригинальными домашними заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interatsiya_okr._mir.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

     Интеграция предмета «Окружающий мир» в другие предметы начальной школы

I

Предмет: Окружающий мир.

Тема:  «Общие слова - понятия ».

Тема интеграции: Школа здорового питания.

Цель урока ( по интеграции):  Расширять кругозор учащихся о пользе  фруктов.

Задачи урока ( по интеграции ): Закрепить представления детей о  пользе употребления в пищу  фруктов.

Уровни усвоения:

Представления: Наилучшим способом профилактике здорового питания является употребление в пищу  фруктов, источника поступления в организм витаминов.

Отношение: Формировать представления о пользе употребления в пищу фруктов.

Содержание интеграции (методическая помощь учителю).

На уроке изучаются слова, которые могут обозначать не отдельные предметы, а много похожих предметов. Такие общие слова называются понятиями.

Детям показываются ряд картинок -упражнение стр. 8 Учебник «Окружающий мир-2 класс» (Образовательная система «Школа 2100 А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, А.С. Раутиан ).

Задание: Разбей картинки на две группы. Дай каждой группе общее название.

Вопросы: 1. Какое понятие объединяет каждую группу?

                 2.  Почему тот или иной предмет отнесли в определённую группу?

                                        Объясни?

 В процессе беседы особое внимание учитель должен обратить внимание на группу предметов - фрукты. Акцентировать внимание учащихся необходимо на богатство витаминов во фруктах.

Справка для учителя для беседы о содержании витаминов во фруктах:

Яблоки - содержат сахара, органические кислоты, дубильные вещества, пектины, витамины С, B1, B2, Вб, Е, К, РР, провитамин А, кальций, железо, фосфор.  

Груши – это почти что яблоки, они очень похожи по своим свойствам. Груши богаты калием, бета-каротином, фолиевой кислотой и витамином С. Они заставляют медленно подниматься уровень сахара в крови и особенно хорошо подходят для диабетиков.

Абрикосы - в них очень много бета-каротина, витамина С, кальция и магния, они отличные антиоксиданты и хороши при дыхательных проблемах.

Слива содержит сахара, органические кислоты, витамины В1, В2, С, К, Р, РР, Е, каротин, клетчатку, пектины, минеральные, дубильные и красящие вещества. Особенно много в ней витамина Р и веществ Р-витаминного действия, которые способствуют снижению кровяного давления и укрепляют кровеносные сосуды.

Бананы - богаты сахарами, крахмалом, белком, эфирными маслами, яблочной кислотой, соединениями калия, витаминами С, В2, РР, Е, провитамином D.

Персики содержат минеральные соли, витамины А, группы В, С, сахара и пектины. Апельсины начинены пектином - веществом, уменьшающим содержание холестерина и сахара в крови. Содержащаяся в апельсинах салициловая кислота позволяет с успехом использовать эти фрукты как жаропонижающее средство. Кроме витаминов А, В1, В2, РР, а также магния, фосфора, натрия, калия, кальция и железа, в апельсинах много витамина С – 80 мг в одном плоде.

Лимоны - кладезь витамина С, витаминов группы В, Р, эфирных масел, сахара, кальция, фосфора и железа.

Виноград –  содержит сахара, глюкозу, витамины А, С, РР, Н, кальций, фосфор, железо, калий, марганец. 

     Вопросы по интеграции: 1. Нужны ли человеку  фрукты? Зачем?

                                                2. Чем они полезны для человека?

 

Итог урока: (по интеграции)

  • Зачем  фрукты надо употреблять в пищу?

Домашнее задание по интеграции:

       

  1.  Нарисуй фрукты, которых нет в данной группе.

_____________________________________________________________________

II          

Предмет: Окружающий мир.

Тема:  «Природные часы, календарь и компас».

Тема интеграции: «Педагогики здоровья»: «Я познаю себя».

Задачи урока ( по интеграции ): Дать представление о своем организме.

Уровни усвоения:

Представления: Наилучшей профилактикой заболеваний является познание своего организма.

Отношение: Формировать представления о своём теле.

Содержание интеграции (методическая помощь учителю).

На уроке ученикам даётся объяснение, для чего нужны часы, календарь и компас. Рассказывается, что данные предметы были у человека не всегда.

 Вопрос: Как люди раньше определяли время, число, стороны горизонта?

  ( Предполагаемый ответ: Когда не было часов, календаря, компаса, то  людям помогало  солнце.)

Работа с учебником: стр.21.Учебник «Окружающий мир-2 класс» (Образовательная система «Школа 2100» А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, А.С. Раутиан)

Задание: В какое время года у предметов самые короткие тени?

Беседа учителя: Зимой солнце в полдень стоит низко. Предметы отбрасывают длинные тени. Летом солнце поднимается высоко, следовательно, тени становятся короче.

Интеграция: (Беседа по двум картинкам.) Учитель обращает внимание на различие в одежде детей зимой и летом.

Вопрос: 1. Что важно в одежде в каждое время года?

  1. Зачем зимой надо одеваться теплее?
  2. Что будет, если ты  замерзнешь?
  3. Почему летом не нужна теплая одежда?
  4. Зачем нужен головной убор?
  5. Что делать если ты получил тепловой или солнечный удар?

Справка для учителя для беседы о последствиях переохлаждении и теплового, солнечного удара:

Переохлаждение - такое состояние возникает, когда температура тела падает ниже нормального уровня в 37°С.

  Симптомы переохлаждения:
- Начинается дрожь, которая может усиливаться.
- Кожа холодная и сухая.
- Пульс медленный.
- Медленная скорость дыхания у пострадавшего.
- Измеренная температура тела 35°С или ниже.
-
Сонливость, которая может прогрессировать до комы.
- Может произойти остановка сердца.

Лечение переохлаждения

Меры при переохлаждении на улице:
- Пошлите за медицинской помощью.
- Как можно скорее поместите пострадавшего в защищенное от непогоды место или в помещение.
- Накройте пострадавшего спальным мешком или другой формой укрытия.
- Поделитесь с пострадавшим теплом своего собственного тела под общим укрытием.
- Проверяйте дыхание.
- Проверяйте пульс.
- Если есть, дайте ему горячее питье и еду.

Тепловой и солнечный удар

Солнечный удар возникает при длительном пребывании без головного убора (панамы, сомбреро и т.д.) под прямыми лучами солнца. У получившего солнечный удар появляются шум в ушах, головная боль, тошнота, иногда возникают рвота, головокружение.
Часто вместе с солнечным ударом человек получает и ожоги кожи 1-2-й степени.
Первую помощь при солнечном ударе оказывают также, как и при тепловом ударе.
Если образовался ожог, то наносят на пораженное место какой-либо косметический крем, вазелин, можно применить и растительное масло.
Образовавшиеся на месте ожога пузыри вскрывать запрещается, во избежание попадания инфекции.

Итог урока: (по интеграции)

Обратить внимание учеников на правильность одежды в разное время года. Если знать как  одеваться, то не будешь болеть.

     Домашнее задание по интеграции:

Нарисуй свою зимнюю и летнюю одежду.

__________________________________________________________________________

III            

Предмет: Окружающий мир.

Тема:  «Компас».

Тема интеграции: «Педагогики здоровья»: «Поведение в экстремальных ситуациях в лесу».

Задачи урока ( по интеграции ): Правила поведения в лесу

Уровни усвоения:

Представления: Правильное поведение в лесу- безопасность лично для тебя и для всех обитателей леса

Отношение: Формирование навыка безопасного пребывания в лесу.

Содержание интеграции (методическая помощь учителю).

Практическое занятие по отработки навыка определять стороны горизонта с помощью компаса. При беседе обратить особое внимание на то, что компас это наш помощник в экстремальной ситуации в лесу.

Вопрос: Что ещё поможет нам, если мы заблудились в лесу? (ответы детей)

Справка для учителя для беседы о правилах поведения в лесу:

  • Перед выходом в лес предупредите родных, куда идете.
  • Если едете в лес на машине, подумайте, хватит ли бензина, чтобы проехать туда и обратно.
  • Не в сумке, а в кармане всегда имейте нож, спички в сухой коробочке и часы - они помогут и не паниковать, и ориентироваться, как по компасу.
  • Одевайтесь ярко - в камуфляже вас могут не найти и с трех метров, предпочтительнее рыжие, красные, желтые, белые куртки, хорошо наклеить светоотражающие полоски или рисунки.
  • Старайтесь не уходить далеко от знакомого маршрута, не «срезайте угол» по незнакомой местности, особенно по болоту.
  • Если потерялся ваш родственник, сразу же вызывайте спасателей. Нередко самостоятельные поиски приводят только к затаптыванию следов, по которым можно было отыскать человека.
  • Если вы пытаетесь, например, докричаться или догудеться (сигналом автомашины) до потерявшегося, ждите его на одном месте достаточно долго. Иногда найденные люди рассказывают, что шли на сигнал, но, выйдя, обнаруживали, что машина только что уехала, не прождав их и пятнадцати минут. А ведь выбежать из леса быстро довольно затруднительно.
  • Нельзя забывать и о том, что поход в лес - это сильные физические нагрузки, которые непривычны для городских жителей. Поэтому учитывайте, что в лесу может стать плохо. Если у вас есть еще какие-то хронические заболевания, то они могут обостряться, поэтому без необходимых медикаментов в лес идти нельзя. И, конечно, нужно иметь при себе хотя бы минимальный запас воды, чтобы в случае необходимости можно было запить лекарства.

     Итог урока: (по интеграции) Личная безопасность в лесу.

Домашнее задание по интеграции:

Нарисуй предметы, которые ты возьмешь в поход.

___________________________________________________________________________

IV         

Предмет: Окружающий мир.

Тема:  «Смена дня и ночи».

Тема интеграции: «Педагогики здоровья»: «Режим дня».

Задачи урока ( по интеграции ): Соблюдение режима дня.

Уровни усвоения:

Представления: Наилучшей профилактикой заболеваний, хорошего настроения, работоспособности- соблюдение режима дня.

Отношение: Формировать представления о правильном режиме дня ученика младшихклассов..

Содержание интеграции (методическая помощь учителю).

При объяснении темы учитель должен особое внимание обратить на отличия дня и ночи. Подробно остановиться на том, как живые существа различают день и ночь.

Вопрос: 1.Есть ли у людей чувство времени?

               2. Почему надо соблюдать режим дня?

Данным и вопросами необходимо подвести учеников к заключению, что люди чувствуют время даже не глядя на часы. Беседа по рисункам учебника стр.5 (Учебник «Окружающий мир-2 класс» (Образовательная система «Школа 2100» А.А.Вахрушев,О.В.Бурский, А.С. Раутиан).

Справка для учителя для беседы о режиме дня младшего школьника:

Режим — понятие из взрослой жизни, и знакомить с ним ребенка необходимо как можно раньше. Режим дня ребенка — это прежде всего рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня — обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, максимальный подъем работоспособности приходится на 11 — 13 часов. Второй подъем начинается в 16 и заканчивается в 18 часов, но он более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня.

Основными элементами режима дня школьника являются:

•       учебные занятия в школе и дома;

•       активный отдых с максимальным пребыванием на свежем  воздухе;

•       регулярное и достаточное питание;

•       физиологически полноценный сон;

            •       свободная деятельность (досуг) по выбору ребенка.

(Так как на предложенных рисунках учебника изображены дети, которые просыпаются утром и готовятся ко сну, то целесообразно более подробно остановиться более подробно на одном этапе режима дня-сон)

Сон

Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов. Многие дети недосыпают из-за раннего начала занятий в первую смену, позднего отхода ко сну. Систематическое недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстрой ствам. Непосредственно перед сном у ребенка необходимо сформировать положительные эмоции поощрением, похвалой или чтением ему книг. Обязательно следует умыться, почистить зубы, принять душ и хорошо проветрить комнату. Полезен сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета. Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты — 18 "С.

И еще три важные вещи. Во-первых, каждый пункт режима дня вначале должны контролировать взрослые. Если просто оставить ребенку обед, вряд ли он будет питаться по часам. Во-вторых, должны соблюдаться ВСЕ правила распорядка. Невозможно поднять ребенка на зарядку, если вечером он лег в 23.30 после просмотра фильма ужасов. И, в-третьих, ничто так не нарушает распорядок, как безделье. До определенного возраста любящие родители, ложась спать, должны думать, все ли они сделали для ребенка сегодня и как организовать его день завтра.

Итог урока: (по интеграции) Четкий режим школьника является лучшей мерой предупреждения нервности и воспитания самостоятельности, собранности и целеустремленности.

Режим дня -основа успешной учёбы школьника.

Домашнее задание по интеграции:

Составь свой режим дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИКА БЕСЕД ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВОПРОСАМ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Анкетироввание детей по здоровому обазу жизни...

«Интеграция вопросов здоровья в математике для 3-его класса»

  «Интеграция вопросов здоровья в математике для 3-его класса»...

Отзыв о городском семинаре "Организация интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное пространство"

Тема семинара " Организация интеграции детей с ограниченными ВОЗ в общеобразовательное пространство" очень актуальна. В процессе работы рассматривались вопросы......

Интеграция вопросов здоровья в математику для учащихся начальных классов.

В данной работе представлены 6 фрагментов уроков математики для учащихся начальных классов (для любого УМК), с элементами интеграции в области здоровья. Предложенный материал удобен тем, что в нём выд...

Вопросы здоровья педагога

Вопросы здоровья педагога - это социально - педагогический проект, который включает в себя социальный опрос, причины,  влияющие на эмоциональную устойчивость педагога и рекомендации по профилакти...

Сценарий массового мероприятия по вопросам здорового питания: «Яблочник»

Сценарий массового мероприятия по вопросам здорового питания "Яблочник". Проектная работа 4 класса....

Взаимодействие учителя начальных классов в вопросах здоровья сбережения школьников .

   Новые условия реализации ФГОС предьявляют особые требования у работе со школьниками начальной школы.Охрану детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества...