Рабочая программа
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Окружающий мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir.doc329.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373)
  • ООП НОО средней школы №9
  • Примерной программы начального образования по окружающему миру
  • Авторской программы по окружающему миру Вахрушева А.А., Бурского О.В., Раутиан А.С. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2011)
  • Письма Департамента образования Ярославской области № 23/01-10 от 12.01.2006 "О рабочих программах учебных курсов" Письма Минобразования РФ от 19.11.1998 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
  • Методического письма о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч. г.
  • Учебного плана работы средней школы №9  на 2015 – 2016 уч. год
  • Годового графика работы средней школы №9 на 2015 – 2016 уч. год
  • Письма Минобразования РФ от 19.11.1998 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

Рабочая программа реализуется с помощью УМК:

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа в 2 частях. Части 1 и 2. М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
  • Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдмана. – М.: Баласс, 2009.
  • Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х частях. Часть1 и 2. – М.: Баласс, 2012 г.
  • Вахрушев А.А., Бурский О. В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс. («Наша планета Земля»).  – М.: Баласс, 2013 г.
  • Вахрушев А.А. Контрольно-измерительные материалы. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир», 3-й класс / А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина. – М.: Баласс, 2013.

        Учебник не вошел в федеральный перечень учебников на 2015 – 2016 учебный год. (Приказ министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253), но на основании письма Департамента образования Ярославской области от 14 мая 2014 года № 1172\01-10 «Об использовании учебников» школа может продолжить обучение по программе «Школа 2100».

          Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

   Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

II. Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцатидвадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?

Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.

Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

.

При 34 учебных неделях (по учебному плану средней школы № 9) общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 часов.                   

По количеству часов, отведённых на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

3-4-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

VI. Содержание учебного предмета

3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.  Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (10 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала – 4 ч.

Часы по выбору учителя – 2.

3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).

Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра  точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства  Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица  Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе окружающего мира. Т.о., в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». 


VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

3-й класс (часть 1)

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

Тела и вещества

1

Приводить примеры веществ (Н).

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н).

Из чего состоит вещество

1

Что такое энергия

1

Приведение примеров движения под действием энергии (П).

Превращение энергии

1

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

Где обитают живые организмы

1

 Характеризовать место обитания живых организмов (П).

Большой круговорот веществ

1

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П).

Живые участники круговорота веществ

1

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н).

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).

Обмен веществ в организме

1

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами (П).

Как живые организмы запасают энергию Солнца

1

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П).

Контрольная работа

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Жизнь экосистемы

1

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н).

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П).

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П).

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н).

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П).

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П).

Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы (Н).

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).

Почва – важнейшая часть экосистемы

1

Экосистема озера

1

Экосистема болота

1

Экосистема луга

1

Лесные производители

1

Потребители и разрушители экосистемы леса

1

Экосистема поля

1

Аквариум – маленькая искусственная экосистема

1

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

Растения  производители

1

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).

Определять части цветкового растения (Н).

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения (П).

Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа) (П).

Животные маленькие и большие

1

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н).

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н).

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П).

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных (П).

Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения (П).

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных») (П)

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н).

Маленькие рыцари

1

Первый шаг из моря на сушу

1

На суше – как дома

1

Пернатые изобретатели

1

Наши братья

1

Осторожно: животные

1

Прирождённые разрушители

1

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).

Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н).

Экскурсия в краеведческий музей

1

Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера (Н).

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (П).

Оценивать влияние современного человека на природу (Н).

Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).

Характеризовать работу людей по сохранению природы (П).

Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (П).

Экскурсия в лес, луг, озеро

1

Как нам жить в дружбе с природой

1

Контрольная работа

1

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Часы по выбору

4

ИТОГО:

34

                                               

3-й класс (часть 2)

Тема

Число часов

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне

Введение. Отправляемся в путешествие

1

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА

Живая связь времён

1

Практическая работа

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений.

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н).

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П).

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П).

Как считать время

1

С чего начинается Родина

1

Память о прошлом

1

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР

Как на Руси появилось государство

2

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н). Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).

Практическая работа

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П).

Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); свои чувства и личные впечатления от увиденного (П).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Принять посильное участие в их охране (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны (П).

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

1

За землю Русскую!

1

«Слово о погибели Русской земли»

1

От Древней Руси к единой России

1

Земля и люди Московского государства

1

Москва златоглавая

1

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

1

Повторение и контрольная работа №1

2

Пётр Великий

1

Власть и народ в Российской империи

1

Как Россия у Европы «училась»

1

«Гроза двенадцатого года»

1

Император-освободитель

1

Россия в огне

2

«К светлому будущему»

1

«Вставай, страна огромная»

1

«Через тернии к звездам»

1

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

Я – гражданин России

1

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия» (Н), а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П).

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П).

Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П).

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П).

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Практическая работа

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.  

Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России (Н). Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П).

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников (Н). Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников (П).

Описывать свои эмоции (Н), чувства и личные впечатления (П), от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны (П).

Власть народа

1

Кто в государстве самый главный

1

Народы России

1

Наш общий дом

1

Как нам жить?

1

Повторение и контрольная работа № 2

2

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

ИТОГО:

34


Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего

часов

Практические работы 

и опыты

Экскурсии

Учет знаний

1.Вещество и энергия

4

Пр. № 1«Состав веществ».

П.р.  №1  по теме: Энергия».

2. Живая оболочка

7

П.р.  № 2 по теме «Живая оболочка планеты».

 3.Экологическая система живой оболочки Земли 

9

Опыт№1: «Состав почвы».

 Пр. №2: «Составление таблицы экосистемы».

 Пр. №3: «Составление таблицы экосистемы».

 Пр. №4: «Составление таблицы экосистемы».

Пр.  №5: «Составление таблицы экосистемы». 

Пр.  №6: «Составление таблицы экосистемы».

Контрольная работа №1 за 1 четверть. 

П.р. №3 по теме: «Экологическая система живой оболочки Земли».

4. Живые участники круговорота веществ.

13

Пр. №7: «Части растения».

 Пр. №8: «Строение крыла».

Пр. №9: « Бактерии».

Экскурсия №1

« Разнообразие растений и животных» в музей-заповедник отдел «Природа».

Контрольная работа № 2 за 2 четверть.

5. Твои родные и твоя Родина в потоке времени.

4

Пр.№10: «Родословное  древо  семьи».

 Пр. №11: «Определение последовательности исторических событий  на «ленте времени».

Пр. №12: «Нахождение и показ на карте границ России, родной регион».

Пр. №13: «Определение последовательности исторических событий  на «ленте времени».

6. Времена Древней Руси. IХ-ХIII века.

4

Пр.№14: «Размещение на ленте времени дат исторических событий». 

Пр.№15:« Показ на карте места исторического события». 

Пр. №16: « Показ на карте места исторического события».

7.Времена Московского государства. XIV-XVII века.

5

.Пр. №17: « Показ на карте места истории

Пр. №18: «Размещение на ленте времени дат исторических событий». 

Пр.№19:«Изготовление моделей памятников архитектуры».

 Пр. №20: « Показ на карте места исторического события».

Проверочная работа №3 по теме: «Времена Московского государства. XIV-XVII века».

8.Времена Российской империи. ХIII начало  XX века

8

Практическая работа №21:

 « Показ на карте места исторического события». 

Практическая работа №22:

 Показ на карте места исторического события».

Контрольная работа №3 за 3 четверть.

Проверочная работа № 4по теме: «Времена Российской империи. ХIII начало  XX века».

9. Времена  Советской России  и СССР. 1917-1991 годы .

7

Пр.№23:« Показ на карте места исторического события». 

Пр. №24: «Показ на карте места исторического события.

Пр. №25: Письмо ветерану ВОВ». 

Пр.№26: «Изготовление из бумаги модели ракеты».

Экскурсия  №2

 в дом-музей выдающегося человека России: летчика – космонавта В. Терешковой.

Проверочная работа №5 по теме: «Времена  Советской России  и СССР. 1917-1991 годы».

10. Современная Россия .

7

Практическая работа №27:

 Показ на карте границы РФ. Изготовление из бумаги флага РФ».

Практическая работа №28:

« Показ на карте республик, областей, регионов и т.д.»

Итоговая контрольная работа №4.

ВСЕГО

68 ч.

Поурочное планирование

Тема урока.

Дата

(по прогр.)

Дата

(факт.)

1 четверть (17 ч.)

Раздел 1. Вещество и энергия – 4 часа

1.

1. Тела и вещества. Состав тел,  различия между телами: природными и искуственными,  живыми  и неживыми.

1.09

2.

2. Состав  веществ и их состав. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества. Превращение веществ.    

Практическая работа №1: «Состав веществ».

ИКТ №1: История возникновения компьютера. Профессия- программист.

7.09

3.

3. Знакомство с понятием « энергия». Многообразие проявления энергии. Развитие умений находить источники энергии и бережно относится к ней.

8.09

4.

4. Превращение энергии на примере быта людей. Закон сохранения энергии и необходимость бережного отношения.

Проверочная работа №1  по теме: Энергия».

14.09

Раздел 2. Живая оболочка планеты – 7 часов

5.

1. Знакомство с основными оболочками Земли: воздушной, водной, каменной, понятием «биосфера». Распространение живых организмов в природе.

15.09

6.

2. Большой круговорот веществ и его роль в природе. Зависимость жизни человека от природы.

ИКТ №2: Правила поведения в компьютерном классе. Включение и выключение компьютера.

21.09

7.

3. Живые участники круговорота веществ: растения животные, грибы и бактерии. Знакомство с основными «профессиями» живых организмов и их взаимной зависимостью. Бережное отношение к живым организмам.

22.09

8.

4. Обмен веществ в организме. Использование поглощённых веществ жизни, роста, самообновления, размножения.  Значение обмена веществ в жизни живых организмов.

28.09

9.

5. Роль Солнца как источника энергии. Способность живых организмов запасать и использовать энергию Солнца.

29.09

10.

6. Проверочная работа № 2 по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью».

 ИКТ №3: Глоссарий с применением ИКТ.

5.10

11.

7. Обобщение по теме:  «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью».

6.10

Pаздeл 3. Экологическая система живой оболочки Земли – 9 часов

12.

1. Введение понятия  «экосистема», «сообщество», «цепь питания». Живые и неживые компоненты экосистемы.

12.10

13.

2. Почва,  её состав, значение для живой природы, хозяйства человека; плодородие как главное свойство почвы, образование. Бережное отношение к почве. Опыт№1: «Состав почвы».

13.10

14.

3. Природное сообщество (экосистема): озеро. Взаимосвязи в сообществе растений и животных  (на местных примерах). Влияние человека на природное сообщество. Охрана экосистем.

 Практическая работа №2: «Составление таблицы экосистемы».

19.10

15.

4. Природное сообщество (экосистема): болото. Взаимосвязи в сообществе растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества. Охрана экосистем.

 Практическая работа №3: «Составление таблицы экосистемы».

20.10

16.

5. Природное сообщество (экосистема): луг. Взаимосвязи в сообществе растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества. Охрана экосистем.

 Практическая работа №4: «Составление таблицы экосистемы».

ИКТ №4: Технология сбора данных.

26.10

   

17.

6. Лесные производители. 

Контрольная работа №1 за 1 четверть.

27.10

2 четверть (16ч.)

18.

7. Потребители и разрушители экосистемы леса. Взаимосвязи в сообществе растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества. Охрана экосистем.

 Практическая работа №5: «Составление таблицы экосистемы».

9.11

19.

8. Природное сообщество (экосистема): поле. Взаимосвязи в сообществе растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества. Охрана экосистем.

 Практическая работа №6: «Составление таблицы экосистемы».

10.11

20.

9. Искусственная экосистема – аквариум.   Взаимосвязь живых и неживых компонентов  в аквариуме.  Способы поддержания экосистемы аквариума.

ИКТ№5: Создание динамического видеоряда с сопровождением письменного текста и устного пояснения.

16.11

Pаздeл 4. Живые участники круговорота веществ –13 часов.

21.

1. Растения и их роль на Земле. Органы растений.  Разнообразие растений. Бережное отношение человека к растениям.

Практическая работа №7: «Части растения».

17.11

22.

2. Животные и их роль на Земле.  Простейшие животные: черви, моллюски.  Характерные особенности: строение, питание, размножение.

23.11

23.

3. Особенности членистоногих животных.  Насекомые, пауки, ракообразные и их   особенности  размножения. Роль в природе, бережное отношение к животным.

24.11

24.

4. Позвоночные животные: рыбы, земноводные. Особенности питания, размножения. Роль в природе и жизни людей. Бережное отношение человека.

30.11

25.

5. Пресмыкающиеся – сухопутные животные. Отличие от земноводных. Условия, необходимые для жизни, размножения. Роль в природе и жизни людей. Бережное отношение человека.

ИКТ№6: Повторение правил работы в группе для реализации ИКТ-проекта.

1.12

26.

6. Птицы и их приспособление к полёту. Перелётные и оседлые птицы.   Характерные особенности: строение, питание, размножение. Роль в природе и жизни людей. Бережное отношение человека.

Практическая работа №8: «Строение крыла».

7.12

27.

7. Млекопитающие или звери. Характерные особенности: шерсть. Забота о потомстве. Мозг и органы чувств. Роль в природе и жизни людей. Бережное отношение человека.

8.12

28.

8. Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения  с домашними.  

Практическая работа №9: «Составление таблицы разнообразие животных».

14.12

29

9. Грибы и их роль в биосфере. Строение грибов. Съедобные и ядовитые грибы, правила их сбора.  

15.12

30.

10. Обобщение по теме. Экскурсия №1 в краеведческий музей по теме: «Разнообразие растений и животных нашего края».

ИКТ №7: Виртуальное моделирование.

21.12

31

11. . Контрольная работа № 2 за 2 четверть.

22.12

32.

 12 Проблемы охраны природы. Проблемы экологических нарушений в биосфере. Моделирование ситуаций по сохранению природы и её защите.

28.12

33.

13. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение  человека к животным. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга. Защита проектов.

29.12

3 четверть (18ч.)

Раздел 5. Твои родные и твоя Родина в потоке времени – 4 часа.

34.

1. Семья и семейные традиции. Понятия «поколение предков», «родословное древо», «фамилия», «имя», «отчество».                                                  Практическая работа№10: « Составление родословного  древа семьи».

11.01

35.

2. Счёт лет в истории. Век (столетие) и эра  точка отсчёта времени. 

Практическая работа №11: «Нахождение на ленте времени века, года, эры».

12.01

36.

 3. Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Введение понятий:  «власть, правительство, армия, полиция».

Практическая работа №12: «Нахождение и показ на карте границ России, родной регион».

18.01

37.

 4. История моей Родины. Знакомство с понятиями « история», «исторические источники».  Важные события из истории родного края.

Практическая работа №13: «Определение последовательности исторических событий  на «ленте времени».

19.01

Раздел 6. Времена Древней Руси. IХ-ХIII века – 4 часа.

38

1. Образование  Древнерусского государства.  Картины быта, труда, традиций жителей Древней Руси.  

 Практическая работа№14: «Размещение на ленте времени дат исторических событий».

ИКТ №8: Визуализация и анализ ряда исторических событий.

25.01

39

2. Важные события общественной и культурной жизни Древней Руси. Роль древнерусских городов.

26.01

40.

3. «Военная история» Древнерусского государства. Враги Древней Руси. Историческое сражение: «Ледовое побоище». Александр Невский.

Практическая работа №15: « Показ на карте места исторического события».

1.02

41.

4. Монгольское нашествие на Древнюю Русь, образование государства золотая Орда.

Практическая работа №16: « Показ на карте места исторического события».

2.02

Pаздeл 7. Времена Московского государства. XIV-XVII века – 5 часов.

42.

1. Образование Московского государства. Историческое сражение: Куликовская битва. Выдающиеся люди данной эпохи: Дмитрий Донской, государь Иван 3.

 Практическая работа №17: « Показ на карте места исторического события».

8.02

43.

2. Важные события общественной и культурной жизни Московского государства. Картины быта, труда, традиций жителей Московской Руси.  

Практическая работа№18: «Размещение на ленте времени дат исторических событий».

9.02

44.

3. Московский Кремль – памятник времён московского государства. Соборы Кремля. Образ Ивана Грозного. 

Практическая работа№19: «Изготовление моделей памятников архитектуры».

15.02

45.

4. Начало 18 в. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение. Освобождение Москвы. Выдающиеся люди данной эпохи: Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский.

 Практическая работа №20: « Показ на карте места исторического события».

ИКТ №9:Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать.

16.02

46.

5. Проверочная работа №3 по теме: «Времена Московского государства. XIV-XVII века»

ИКТ №10: Создание отчёта о проведённом исследовании.

22.02

Раздел 8. Времена Российской империи. ХIII начало  XX века – 8 часов

47.

 1.  Преобразования России Петром  Великим - первым российским императором. Российская  империя.  

Практическая работа №21: « Показ на карте места исторического события».

29.02

48.

2. Власть и народ Российской империи. Образ  Екатерины II. Понятие «крепостное право». Выдающие люди данной эпохи: полководец А.В. Суворов.

1.03

49.

3. Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Историческое сражение: Бородинское. Выдающиеся люди данной эпохи: полководец  М.И. Кутузов.

 Практическая работа №22: « Показ на карте места исторического события».

7.03

50.

4. Правление Александра II – время перемен в Российской империи.  Отмена крепостного права.

ИКТ №11: Использование ресурсов презентационной графики.

14.03

51.

57. Контрольная работа №3 за 3 четверть.

15.03

4 четверть (17 часов)

52.

6. Достижения российской культуры во времена империи.  Выдающие люди данной эпохи: А.Пушкин, М.Ломоносов и др.

28.03

53.

Обобщение по теме: «Времена Российской империи. ХIII начало  XX века».

Проверочная работа №4 по теме: «Времена Российской империи. ХIII начало  XX века».

29.03

54.

8. Достижения российской культуры во времена империи.  Выдающие люди данной эпохи. Защита творческих работ.

4.04

Pаздeл 9. Времена  Советской России  и СССР. 1917-1991 годы - 7ч. (8)

55.

Времена Советской власти. Гражданская война.  Революции 1917 г. Выдающиеся люди данной эпохи: Николай II, В.Ленин.

 Практическая работа №23: « Показ на карте места исторического события».

ИКТ №12: Фиксация информации с помощью инструментов ИКТ.

5.04

56.

Картины быта, труда, традиций людей во времена СССР. Введение понятий: КПСС, комсомольцы, пионеры. Выдающиеся люди данной эпохи: И.Сталин.

11.04

57.

Важные события Великой  Отечественной  войны 1941-1945г. Выдающиеся люди данной эпохи: полководец Г. Жуков.

Практическая работа №24: «Показ на карте места исторического события».

12.04

58.

Важные события Великой  Отечественной  войны 1941-1945г. Государственный праздник: День Победы.  Выступление ветерана ВОВ.

Практическая работа №25: Письмо ветерану ВОВ».

18.04

59.

Важные события Великой  Отечественной  войны 1941-1945г. Рассказы на тему: «Мой прадедушка(прабабушка) ветеран войны».

19.04

60

Важные события общественной и культурной жизни СССР. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Выдающиеся люди данной эпохи: Ю. Гагарин. 

Практическая работа №26: «Изготовление из бумаги модели ракеты».

25.04

 61

Проверочная работа №5 по теме: «Времена  Советской России  и СССР. 1917-1991 годы».

26.04

62.

Экскурсия№2 в дом-музей выдающегося человека России: летчика – космонавта В. Терешковой.

3.05

Раздел 10. Современная Россия – 6 ч.

63

Создание Российского государства. Государственные символы России: флаг, гимн, герб. Правила поведения при прослушивании гимна. Понятие «честь страны».

Практическая работа №27: « Показ на карте границы РФ. Изготовление из бумаги флага РФ».

ИКТ №14: Поиск информации в т.ч. в сети Интернет.

10.05

64

Введение понятия «демократия». Федеральное собрание.  Конституция -основной закон РФ. Права и обязанности граждан России. Государственная власть в России. Президент РФ – глава государства.

16.05

65

 Итоговая контрольная работа №4.

17.05

66.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие  Россию. Название разных народов.

Практическая работа №28: « Показ на карте республик, областей, регионов и т.д.»

23.05

67.

Понятие «Уважительное отношение к своему и другим народам, языкам, традициям, религии». Русский язык – государственный язык нашей страны. Государственные и всенародные праздники России.

24.05

68.

  Обобщающий урок по  теме: «Современная Россия». Викторина  по курсу «Окружающий мир».

 

                          Материально – техническое обеспечение

Программа: 

«Окружающий мир» А.А. Вахрушев, 2011.

Учебники: 

А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» учебник для 3-го класса часть1(«Обитатели Земли»). М.:Баласс, 2012.

А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир» учебник для 3-го класса часть2(«Мое Отечество»). М.:Баласс, 2012.

          А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику окружающий мир («Обитатели Земли»). – М.Баласс, 2012.

Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»(«Мое Отечество»). – М.Баласс,2012

          А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.О. Родыгина Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли»). – М.Баласс,2012

        А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина Окружающий мир («Наша Обитатели Земли»)  3 класс. Методические рекомендации для учителя/ Под редакцией А.А. Вахрушева _М.:Баласс, 2011 

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1.Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.  3 класс. Издатель и эксклюзивный дистрибутор продукции компании «Кирилл и Мефодий» ООО «Нью Медиа» - Дженерейшн. – Москва, 2009.

2. Электронное учебное пособие для начальной школы «Человек, природа, общество». – ООО «ДОС», 2004

        Е.В. Сизова, Д.Д.Данилова, Е.м. Турчина Окружающий мир («Мое Отечество»)  3 класс. Методические рекомендации для учителя _М.:Баласс, 2012

наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  интерактивная доска) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

Средства Интернет, единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

разнообразные действия с изучаемыми объектами.

Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира: приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, разнообразный раздаточный материал.

методы познания природы и общества: наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

экскурсии, экскурсионное снаряжение: складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки, набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...