Экологические игры
занимательные факты по окружающему миру на тему

Летунова Екатерина Николаевна

Экологические игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_igry.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Пищевые цепочки на лугу»

    Задачи: закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

    Ход игры. Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) – шмель

«Пищевые цепочки водоёма»

    Задачи: закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

    Ход игры. Учитель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба.

«Пищевые цепочки в лесу»

    Задачи: закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

    Ход игры. Учитель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось – медведь.

«С чем нельзя в лес ходить?»

    Задачи: уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

    Ход игры. Учитель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек,

 велосипеда. Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.  

«Что было бы, если из леса исчезли…»

    Задачи: учить детей рассуждать, делать вывод.

    Ход игры. Учитель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы?

- А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов?

- А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.     

                                 

«Какого растения не стало?»

    Задачи: тренировать у детей память, внимание.

    Ход игры. На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Учитель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё.

Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

«Где что зреет?»

    Задачи: учить использовать знания о растениях; сравнивать плоды дерева с его листьями.

    Ход игры. На фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Учитель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Угадай, что в руке?»

    Задачи: узнать название предмета с помощью одного из анализаторов.

    Ход игры. Дети стоят, образуя круг, руки держат за спиной. Учитель раскладывает в руки детям муляжи фруктов. Затем показывает один из фруктов. Затем показывает один из фруктов. Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к учителю. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя, предмет нужно узнавать на ощупь.

«Цветочный магазин»

    Задачи: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

    Ход игры. Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов.

    Вариант 1.

На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

   

Вариант 2.

Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь.

    Вариант 3.

Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

«Распределение плодов по цвету»

    Задачи: учить группировать по цвету; развивать внимание.

    Ход игры. Учитель предлагает детям распределить плоды по цвету. На одно блюдо положить плоды с красным оттенком. На другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Учитель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.

«Распределение плодов по форме и вкусу»

    Задачи: учить группировать по определенным признакам.

    Ход игры. Учитель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит учительница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

«Вершки-корешки»

    Задачи: составить целое из частей; развивать внимание, мышление.

    Ход игры. Во время прогулки после уборки урожая на огороде учитель делит детей на две группы. Одной из них дает корешки (лук, морковь, картофель, свекла и др), другой – вершки – ботву. «Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три – свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.

    Вариант 2

Дети сидят в кругу. Учитель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз.

«Узнай и назови»

    Задачи: учить детей узнавать и называть растения, рассказывать о нем.

    Ход игры. Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг) И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом. Подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей).

«Да – нет»

    Задачи: отгадывать по наводящим вопросам, какое животное или растение загадали; развивать мышление.

    Ход игры. На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

«Где снежинки?»

    Задачи: учить  детей рассуждать; воспитывать интерес к играм по экологии.

    Ход игры. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Выходите погулять.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор.

Усложнение: лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

                                       

«Чудесный мешочек»

    Задачи: узнать предмет на ощупь.

    Ход игры. Ребенок на ощупь, не глядя в мешочек, берет, что хочет. И описывает то, что взял. Дети должны отгадать.

   

    Вариант 2

Учитель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность – и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, не гладкое» Ребенок по описанию ищет и находит свеклу.

«Где спряталась рыбка»

    Задачи: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

    Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

    Ход игры. Детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Учитель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» - спрашивает учитель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Учитель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

 «Назовите растение»

    Задачи: найти растение по описанию и назвать его; развивать мышление, любознательность.

    Ход игры. Учитель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Учитель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями,( с вьющимися, без стебля)

- Как нужно ухаживать за ними?

- Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки?

-На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

                                   

«Волшебные экранчики»

    Задачи: развитие у детей умений упорядочивать предметы по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.

    Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств. Ленты – полоски с изображением предметов с разной степенью выраженности свойств (например, яблоко большое, среднее и маленькое),

    Ход игры. Учитель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне». Предлагает подобрать «семейку» - построить упорядоченный ряд.

    Например: большой круг, затем средний, маленький. Тёмное пятно – светлое, совсем светлое и т.д.

В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами. Например, в первом «окне» красное яблоко. Во втором и третьем «окнах» - разные по форме, цвету, размеру яблоки. Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать.

«Четвёртый лишний»

    Задачи: учить отличать насекомых от животных и птиц на слух; развивать внимание.

    Ход игры. Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные. Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

«Игра в слова»

   Задачи: развивать мышление; подбирать нужные слова.

    Ход игры. Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд. Увёртливая, трудолюбивая, красная спинка. Пасека, надоедливая, улей, мохнатый. Звенит, река, стрекочет, паутина. Квартира, тля, вредитель. Соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам». Пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый. Рой, нектар, пыльца, гусеница. Защитная окраска, отпугивающая окраска.

«Земля, вода, огонь, воздух»

    Задачи: закреплять знания детей об обитателях различных стихий.

    Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

«Угадай растение»

    Задачи: найти растение по перечисленным признакам.

    Ход игры. Сейчас каждый из вас загадает комнатное растение, расскажет нам о нём, не называя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

«Я знаю»

    Задачи: упражнять в умении классифицировать и называть животных, растения, птиц и т.д.

    Ход игры. Дети становятся в круг, в центре – учитель с мячом. Учитель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет. (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч учителю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, звери»

Задачи: упражнять в классификации предметов; закреплять знания детей.

    Ход игры. Учитель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться.

Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Цепочка»

    Задачи: развивать знания, мышление.

    Ход игры. У учителя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала учитель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, Грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

«Кто, где живёт»

    Задачи: развивать наблюдательность.

    Ход игры. У учителя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Учитель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

«Летает, плавает, бегает»

    Задачи: развивать внимание, ловкость.

    Ход игры. Учитель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте. При слове «карась» - имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображают полёт птицы.

«Две корзины»

    Задачи: учить группировать предметы по внешнему признаку.

    Ход игры. На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить на две корзины. При этом предметы могут делиться не только по принадлежности к фруктам или овощам, но и по цвету, по форме, твёрдости – мягкости, вкусу или даже запаху.

«Береги природу»

    Задачи: учить детей рассуждать, делать выводы.

    Ход игры. На столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Учитель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

«Волшебный поезд»

    Задачи: закрепить и систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных.

    Материал: Два поезда, вырезанных из картона (в каждом по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображениями животных.

    Ход игры. Играют две команды (в каждой по 4 ребенка-проводника), которые сидят за отдельными столами. На столе перед командой лежит «поезд».

    Вос-ль: перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам. (в первом – зверей, во втором – птиц, в третьем – насекомых, в четвертом – земноводных) Так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир.

Та команда, которая первой разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра «Поле чудес»

Познавательная  игра подготовлена для учащихся 3  класса в качестве дополнительного материала к классному часу «День Земли», но может быть использована и на уроке окружающего мира и на...

экологическая игра "В мире цветов"

научить любить природу, такой какая она есть и охранять её....

Экологическая игра - путешествие на экологическом поезде для 4 класса

Игра – путешествие на экологическом поезде для 4  классаКарачурина Елена Марсовна – учитель МБОУ «Кунашакская СОШ»Цель игры – познакомить с экологической ситуацией н...

Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».

Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СТАНЦИЯМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 1-4 КЛАССА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ)

Экологический квест это - игра, которая может проводиться как в помещении, так и на природе, и состоит из пяти станций. Прибегая на станцию, учащиеся выполняют различные задания, связанные с окру...

Экологическая игра "Путешествие по экологической тропе" . 1 класс

Экологическая игра"Путешествие по экологической тропе"(«Времена года» - внеурочная деятельность в  1 классе)...

Экологическая игра "Кто? Что? Где? на экологической тропе"

Данная игра проводится для первоклассников в целях экологического воспитания....