Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Материал служит в помощь при составлении рабочей программы по данному предмету, для учащихся 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc338.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская  средняя общеобразовательная школа №2»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей начальных классов

Протокол №____________ __

от «____»____________2015г.

Председатель

_____________Н.Г. Приходько

                     

СОГЛАСОВАНО         Заместитель директора  

__________А.Д.Денисенко

«____»_________2015г                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________А.В.Костецкий

Приказ № ____________

 от «___» __________2015 г.

                                                 

         .                                                                          

                                                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

3класс.

основное общее образование,

базовый уровень 

Рабочая программа составлена на основе

Программы для общеобразовательных учреждений. А.А.Плешаков. Окружающий мир. 1-4 классы, М.: Просвещение, 2011г.

Составители: 

Капелькина Т И., учитель начальных классов, первая квалификационная  категория;

Тельнова С Н., учитель начальных классов, первая квалификационная  категория;

Шестернина Е В.., учитель начальных классов.

р.п. Благовещенка

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая   программа по  окружающему миру  для  3 -го  класса cоставлена   на основе ФГОС НОО, основной образовательной программы НОО, учебного плана МБОУ БСОШ №2, положения о рабочей программе в  МБОУ БСОШ №2, примерной программы начального общего образования  по окружающему миру с учетом  авторской программы для общеобразовательных учреждений А.А.Плешаков:  Просвещение, 2011г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник. 3класс. В 2 ч.   -  М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 3класс.
  • М.: Просвещение, 2013.
  • Плешаков А.А. От земли  до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: -  Просвещение, 2013.
  • Плешаков А.А.  Зелёные страницы.  Книга для учащихся начальных классов.
  • М.: Просвещение, 2013
  • Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан  на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.:  Просвещение, 2013

Изменений в авторскую программу внесено не было, так как она соответствует базисному плану школы и уровню подготовки учащихся  3 класса.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

   Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
  • формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни в различных опасных ситуациях;
  • формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 На изучение курса «Окружающий мир» в учебном плане МБОУ БСОШ №2  в 3 классе отводится 70 часов ( 2 ч в неделю, 35 учебных недель)

Планируемые образовательные результаты.

При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

При изучении курса «Окружающий мир» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  В результате  изучения  курса «Окружающий мир»  обучающиеся 3 класса  получат возможность расширить, систематизировать и углубить   исходные представления  о природных и социальных   объектах и явлениях как  компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе.

   Они приобретут  опыт эмоционально  окрашенного. Личностного отношения  к миру природы и культуры. Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных  наук в их единстве и взаимосвязях даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении.

    Обучающиеся  получат  возможность осознать целостность научной картины мира, своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

    Обучающиеся познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить  наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые   причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

     В результате  изучения курса они заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться  соблюдать правила поведения в мире  природы и людей, правила  здорового образа жизни. Освоят элементарные нормы  адекватного природо - и  культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Раздел  «Человек  и природа»

Обучающиеся 3 класса научатся:

-   различать (узнавать)  изученные  объекты  и  явления живой и неживой  природы;

-  описывать на основе предложенного  плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их  основные существенные  признаки;

-  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков  или известных  характерных  свойств и проводить  простейшую классификацию  изученных  объектов природы;

- проводить несложные наблюдения  и ставить опыты, используя простейшее  лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении  наблюдений и опытов;

-   использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной  информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или  письменных высказываний;

-   использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе  иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;

-  использовать готовые модели (глобус, карта, план)  для  объяснения  явлений или выявления свойств объектов;

-  обнаруживать  простейшие  взаимосвязи  между живой и неживой  природой, взаимосвязи  в живой природе;  использовать их для объяснения необходимости бережного  отношения  к природе;

-  определять характер  взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния  этих отношений на природные объекты, на здоровье  и безопасность человека;

-    понимать необходимость  здорового образа жизни, соблюдения  правил безопасного  поведения;  использовать  знания   о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся  получит возможность  научиться:

-  осознавать ценность природы и необходимость   нести ответственность за  её  сохранение, соблюдать правила экологического поведения  в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии)  и в природе;

-   пользоваться  простыми навыками самоконтроля и саморегуляции   своего самочувствия для  сохранения здоровья, осознанно  выполнять  режим дня, правила рационального питания  и  личной  гигиены.

-   выполнять правила безопасного поведения в природе,  оказывать  первую помощь при несложных несчастных  случаях.

Раздел  «Человек и общество»

Обучающийся  научится:

- различать государственную  символику Российской Федерации;   описывать  достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте Российскую  Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее;  соотносить основные (изученные)  исторические события  с датами,  конкретную дату с веком;  находить место  изученных событий на «ленте времени»;

-   используя  дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

-   оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах  (семья, общество сверстников  и т.д.);

-    использовать различные  справочные издания  (словари, энциклопедии)  и  детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска   и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных  устных или письменных высказываний;

-  соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость  здорового образа жизни.

Обучающийся получит возможность научиться:

-  осознавать свою неразрывную связь с разнообразными  окружающими социальными группами;

-  ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;  оценивать их возможное влияние  на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-  наблюдать и описывать проявления богатства  внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы,  профессионального сообщества, страны;

-   проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные  договорённости и правила, в том числе правила общения  со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.

        

        

                                                СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.  Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами,

жидкостями, газами.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

 Мир камней, его разнообразие и красота. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Особенности дыхания и питания растений. Размножение и развитие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов, бережное отношение к ним.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Земноводные, пресмыкающиеся и другие группы животных (по выбору). Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепи питания. Размножение и развитие животных (на примере насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная,  пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты

пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Экономика, её составные части (промышленность,  сельское хозяйство,

строительство, транспорт, торговля) и связи между ними. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

Города Золотого кольца России (по выбору).

 Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран и народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего здоровья.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, основные дорожные знаки. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе, в том числе в лесу, на воде. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.


                                                                                  Учебно-тематическое планирование.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                №

Наименование разделов и тем

уроков.

Всего

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

Примечания

По плану

По факту

I.

Как устроен мир

6

1

Природа.

1

-Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей, анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание  к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы,  осуществлять самопроверку, работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

01.09

2

Человек.

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,

- моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,

- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать,  как возникает  богатство внутреннего мира человека,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

05.09

3

Проект «Богатства отданные людям»

1

В ходе выполнения дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, интернете

-  подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы

08.09

4

Общество.

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-определять место человека в мире,

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставлять формы правления  в государствах мира,

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире,

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

12.09

5

Что такое экология.

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы,

- работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15.09

6

Природа в опасности!

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу,

- готовить сообщение о заповедниках и национальных парках

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

19.09

II.

Эта удивительная природа

18

1

Тела, вещества, частицы.

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать тела и вещества,

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ

- наблюдать опыт с растворением вещества

-высказывать предположения  объясняющие результат опыта

-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц,

- работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

22.09

2

Разнообразие веществ.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам,

- наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

- работать в группе,

-работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

26.09

3

Воздух и его охрана.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- анализировать схему с целью определения состава  воздуха

- наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-высказывать предположения

-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

29.09

4

Вода.

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию из текста; анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию;

- проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

03.10

5

Превращения и круговорот воды.

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- наблюдать в ходе научного  эксперимента образование капель при охлаждении пара

-высказывать предположения о состояниях воды в природе

-формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя

-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

06.10

6

Берегите воду!

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- наблюдать опыт фильтрация воды

-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить  цифровые данные

-доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам,

-работать в паре:  работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, о

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10.10

7

Как разрушаются камни.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- приводить примеры путем фотографирования проявления разрушения горных пород (замерзание воды в трещинах, рост растений в них)

- наблюдать процесс расширения твердых тел, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении

-высказывать предположения  о причинах разрушения горных пород

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

13.10

8

Что такое почва.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы,

-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»

- приводить примеры

- наблюдать опыт

-высказывать предположения о плодородии почвы,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17.10

9.

Разнообразие растений.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;
  • знакомиться с группами растений по материалам учебника;
  • работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверять и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа-определителя, осуществлять взаимопроверку;
  • приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя;

используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

20.10

10

Солнце, растения и мы с вами

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений;
  • моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;
  • выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

24.10

11

Размножение и развитие растений

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения;
  • наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;
  • выявлять роль животных в размножении и развитии растений;
  • характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени;
  • работать с терминологическим словариком;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

27.10

12

Охрана растений.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
  • актуализировать сведения, полученные в 1—2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;
  • характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;
  • обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;
  • оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;
  • формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

10.11

13

Разнообразие животных.

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;
  • актуализировать знания о животном мире полученные в 1—2 классах;
  • классифицировать животных из списка предложенного одноклассниками;
  • приводить примеры животных разных групп
  • с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображён на рисунках, и относить их к определён группе;
  • обсуждать рассказ «История с пиявкой книги «Великан на поляне»;
  • работать с электронным приложением; к учебнику;
  • работать с терминологическим словариком
  • формулировать выводы из изученного риала, отвечать на итоговые вопросы и oценивать достижения на уроке

14.11

14

Кто что ест.

Проект: «Разнообразие природы нашего края».

1

  • Понимать учебную задачу урока и стремится её выполнить;
  • характеризовать животных по типу питания
  • приводить примеры животных по типу питания;
  • анализировать схемы цепей питания;
  • характеризовать защитные приспособления растений и животных;
  • обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках;
  • обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

 В ходе выполнения проекта дети учатся:

  • определять цель и этапы работы;
  • распределять обязанности;
  • совместно со взрослыми определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, другие природные

17.11

15

Размножение  и развитие животных.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать животных разных групп  по способу размножения.

- моделировать стадии размножения животных разных групп

- приводить примеры как заботятся домашние животные  о своем потомстве

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

21.11

16

Охрана животных.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир,

-обсуждать меры по охране животных,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

17

В царстве грибов.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия строение шляпочных грибов.

-классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы

- приводить примеры грибов-двойников,

- наблюдать опыт

-высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

18

Великий круговорот жизни.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители

- рассказывать о  круговороте веществ на Земле;

- моделировать круговорот веществ в природе;

-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена  цепи круговорота веществ

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

III.

Мы и наше здоровье

10

1

Организм человека.

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать  системы органов человека;

-актуализировать знания по анатомии, физиологии человека, полученные во 2 классе;

-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены;

-работать в паре во время проведения опыта: измерение роста и массы человека;

-анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

 Органы чувств.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-формулировать правила гигиены органов чувств,

- работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

-работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3

Надежная защита организма.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать средства гигиены и уход за кожей,

-практическая работа: изучить свойства кожи;

-работать в паре: осваивать  правила первой помощи при повреждениях кожи;

-характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

-подготовить рассказ об уходе за кожей;

-работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4

Опора тела и движение.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма

-раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека

-следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

-выполнять физкультминутка;

-работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5

Наше питание.  Проект «Школа кулинаров».

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения

- моделировать строение пищеварительной системы

- обсуждать правила рационального питания;

-работать с терминологическим словариком;

-составлять меню здорового питания

- практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6

 Дыхание и кровообращение.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме,

-актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

-моделировать строение кровеносной системы;

-обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы;

-практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

-работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7

Умей побеждать болезни.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать факторы закаливания,

- формулировать правила закаливания;

- приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку,

- составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,

- работать с терминологическим словариком;

- регулярно проводить закаливание своего организма;

 - формулировать правила закаливания;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8

Здоровый образ жизни.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

- формулировать правила закаливания;

- работать с терминологическим словариком;

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

1

выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания с набранными баллами

10

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,  «Разнообразие природы родного края»,

«Школа кулинаров».

1

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать  их наглядными материалами,

-обсуждать выступления учащихся,

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

IV.

Наша безопасность

7

1

Огонь, вода и газ.

1

 - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры

- анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги

- наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей  

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Чтобы путь был счастливым.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах;

- работать в группе: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовить сообщения

-выполнять тесты с выбором ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте

-обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3

Дорожные знаки

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах;

-анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

-выполнять тесты с выбором ответа, требующего знания дорожных знаков;

- работать с терминологическим словариком;

-моделировать в виде схемы безопасный путь от дома до школы с обозначением дорожных знаков;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4

Проект «Кто нас защищает».

1

В ходе выполнения проекта дети учатся

находить в Интернете и других источниках информации сведения о ВС России, деятельности полиции, службы пожарной охраны, МЧС»

-интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др.

-оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

5

Опасные места

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать полученные ранее знания о потенциальных опасных местах;

-обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его;

-работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6

Природа и наша безопасность

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать опасности природного характера;

-находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах;

-обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»;

-характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

-отличать гадюку от ужа;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7

Экологическая безопасность

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-анализировать по схеме цепь загрязнения;

-приводить примеры цепей загрязнения;

-моделировать путь поступления загрязняющих веществ в организм;

-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

-практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

V.

Чему учит экономика

12

1

Для чего нужна экономика

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

-работать с терминологическим словариком;

-работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-раскрывать роль природных богатств и труда в экономике по предложенному плану;

-приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

-прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

-работать со взрослыми: выяснить роль профессии родителей в экономике;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3

Полезные ископаемые.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах;

-определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

-выявлять, при производстве, каких товаров применяют изучаемые полезные ископаемые;

-характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых;

- с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом;

- работать с терминологическим словариком

-работать со взрослыми: в краеведческом музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают в регионе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4

Растениеводство  

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать знания о культурных и дикорастущих растениях, полученные в 1-2 классах;

-практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

-обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

-различать и классифицировать культурные растения;

-определять с помощью атласа-определителя культурные растения;

-характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;

- работать с терминологическим словариком

-выявлять связь растениеводства и промышленности;

-исследовать, какие продукты используются в семье в течение дня;

-работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5

Животноводство.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах;

-классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

-характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;

-выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

-работать с терминологическим словариком;

-исследовать, какие продукты использует семья в течение дня;

-работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6

Какая бывает промышленность

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

-соотносить продукцию и отрасли промышленности;

-выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

-характеризовать труд работников отраслей промышленности;

-работать с терминологическим словариком;

-работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

-формулировать выводы из изученного материала. отвечать на итоговые вопросы и  оценивать достижения на уроке.

7

Проект «Экономика родного края».

1

В холе выполнения проекта дети учатся:

 -собирать информацию об экономике своего края (города, села);

-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т. д.;

-коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»;

-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

8

Что такое деньги.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- характеризовать виды обмена товарами - (бартер и купля-продажа); 

-моделировать ситуации бартера и купли-продажи;

-раскрывать роль денег в экономике;

-различать денежные единицы разных стран;

-практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

9

Государственный бюджет.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

-выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

-моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;

-работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10

Семейный бюджет.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

-выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

- обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие — менее важными;

-моделировать семейный бюджет;

-работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

11

Экономика и экология.

2

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1—2 классах;

-характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

-раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией;

-обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;

-приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов;

-моделировать экологические прогнозы;

-работать с терминологическим словариком;

-работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

VI

Путешествие по городам и странам

15

1

 Золотое кольцо России

3

Проекты понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

-рассказывать о достопримечательностях годов Золотого кольца;

-узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

-моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т. д.;

-выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Проект «Музей путешествий»

1

В ходе проекта дети учатся:

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал

-оформлять экспозицию музея;

- готовить сообщения;

презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

3

Наши ближайшие соседи.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

-обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;

-выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

-работать с терминологическим словариком;

- с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4

На севере Европы

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-соотносить государства и их флаги;

-узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; её замечательных людей;

-составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5

Что такое Бенилюкс?

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

  • составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;
  • описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;
  • выполнять задания электронного приложения к учебнику;
  • используя дополнительную литературу, находить несколько интересных фактов по изучаемым странам;
  • работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

6

В центре Европы.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;

-выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

-моделировать достопримечательности из пластилина;

работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7

Путешествие по Франции и Великобритании

(Франция).

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-описывать достопримечательности Франции по фотографиям;

-составлять вопросы для викторины о Франции;

-выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

-в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции;

-работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Франции;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

8

Путешествие по Франции и Великобритании (Великобритания)

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям;

-составлять вопросы для викторины о Великобритании;

-выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

-в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании;

-работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Великобритании;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

9

На юге Европы.

1

Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-составлять вопросы к викторине по Греции и Италии;

-описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям;

-выполнять задания электронного приложения к учебнику;

-используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах;

-работать со взрослыми: в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

10

По знаменитым местам Мира.

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

-обсуждать цели международного туризма;

-работать с картой;

-описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

-находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

11

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

1

-Выполнять тесты с выбором ответа,

- оценивать правильность

/неправильность предложенных ответов,

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

12

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

2

-Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными  материалами,

- обсуждать выступления учащихся,

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Резерв

2

Итого

70


МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 

  1. Книгопечатная продукция

Для учащихся

Учебники

1. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник. 3класс. В 2 ч.  Ч.1.  -  М.: Просвещение, 2013.

2. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.  Ч.2.  -  М.: Просвещение, 2013.

Рабочие тетради

1.Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.  Ч.1.

 -  М.: Просвещение, 2013.

2.Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь.  3класс. В 2 ч.  Ч.2.  

-  М.: Просвещение, 2013.

Для учителя

Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы.

М.: Просвещение, 2011.

Учебники

1. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник. 3класс. В 2 ч.  Ч.1.  -  М.: Просвещение, 2013.

2. Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч.  Ч.2.  -  М.: Просвещение, 2013.

Рабочие тетради

1.Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч.  Ч.1.

 -  М.: Просвещение, 2013.

2.Плешаков А.А.  Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс.  В 2 ч.  Ч.2.

 -  М.: Просвещение, 2013.

Тесты

Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 3класс.

 – М.: Просвещение, 2013.

Методические пособия

Ю.И.Глаголева, Е.Ю.Федотова, Н.И.Роговцева

Поурочные разработки:  технологические карты уроков. Окружающий мир. 3 класс М.Просвещение, 2013.

1. Плешаков А.А. От земли  до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: -  Просвещение, 2013.

2.  Плешаков А.А.  Зелёные страницы.  Книга для учащихся начальных классов.  

– М.: Просвещение, 2013

3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан  на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.:  Просвещение, 2013.

  1. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

Электронное сопровождение  к учебнику «Окружающий мир»,   3 класс

Персональный компьютер.

Мультимедийный  проектор

3.Печатные пособия.

Таблицы по окружающему миру.  3класс

4. Натуральные объекты.

Коллекция  полезных  ископаемых

Коллекция плодов  и  семян  растений

Гербарии  культурных  и  дикорастущих растений

(с учётом  содержания  обучения)

Живые объекты (комнатные  растения, животные)

5. Технические средства обучения.

Аудиопроигрыватель

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

6. Экронно-звуковые пособия.

Видеофильмы по природоведению, истории, обществоведению, этнографии народов России и мира.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.

7. Оборудование класса.

Ученические  столы  двухместные  с  комплектом  стульев.

Стол учительский  с  тумбой.

Шкафы для хранения  учебников,  дидактических материалов, пособий и пр.

СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
          Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
          Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно;
"СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями;
"НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,
аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.

Базовый уровень 0 - 60%

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

 

18 - 22    балла

23 -26 баллов

27-30 баллов

"2"

"3"

"4"

"5"


ЛИСТ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внёсшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочие программы для 4 класса "Школа России".

Рабочие программы по всем предметам....

Рабочая программа по обучению грамоте ("Школа России")

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (207 ч)— Тематическое планирование по обучению грамоте:к «Азбуке» В. Г. Горецкого и др. (обучение чтению);к Прописям Н. А. Федосовой,...

Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")

МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа:  Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...

Рабочая программа по курсу "Я-гражданин России" 4 класс

Программа предназначена для элективного изучения...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...