«Кто такие рыбы?»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Бондаренко Мария Валерьевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_takie_ryby.doc369 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

  «Кто такие рыбы?»

с использованием ИКТ

УМК: «Школа России», А.А.Плешаков «Окружающий мир» 1 класс, ч.1, М.: «Просвещение», 2014г.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формировать представления о строении и отличительных признаках рыб.

Задачи: 

  • Образовательные: познакомить с общими признаками и разнообразием рыб, учить приводить примеры речных и морских рыб.
  • Развивающие: развивать способность наблюдать, мыслить, делать выводы, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, умения работать в группах.
  • Воспитательные : способствовать формированию бережного отношения  к природе в повседневной жизни.

Планируемые результаты: 

  • Предметные: научатся узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, презентации, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
  • Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  • Метапредметные: регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  • Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Оборудование:

- таблица строения рыб;

- разборная модель строения рыбы;

- иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб;

- иллюстрации с изображением «необычных рыб»;

- карточки с заданиями

-персональный компьютер,

-мультимедийный проектор

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Закрепление пройденного.

- Каких животных мы изучали на прошлом уроке? (Насекомых.)

- Посмотрите на экран, кто из данных животных не является насекомым? Почему? (Паук. У него 8 ног, а у насекомых 6.)

- Назовите насекомых. Почему вы так решили? (У них 6 ног. Тело чётко делится на голову, грудь и брюшко.)

III.        Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Послушайте загадку. Она поможет вам понять, о каких животных сегодня пойдёт речь:

В воде они живут,

Нет клюва, а клюют.

- Давайте с вами вспомним, что вызнаете, помните о рыбах? (Живут в воде. Есть хвост, плавники…)

-Вспомните сказки, в которых встречаются рыбы.

(«По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Конёк-горбунок»…)

- Существует много пословиц, в которых упоминаются рыбы. Вот некоторые из них.

Бьётся как рыба об лёд.

Как рыба в воде.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

- Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.

- А всё ли мы знаем о рыбах? А хотим узнать?

- Так для чего же нам нужен этот урок?  (Мы хотим узнать много интересного о рыбах.)

   IY. Работа по теме урока.

  1. Знакомство со строением рыб.

- В  мире существует огромное количество самых разнообразных рыб, но всё-таки мы можем обнаружить много общего в их строении.

- Посмотрим на них, что вы замечаете?

- Давайте более подробно изучим строение рыб.

(Вниманию детей предлагается разборная модель строения рыбы. Один ученик рассказывает о строении рыбы, используя эту модель.)

- Ещё раз рассмотрим строение рыбы. Откройте страницу учебника 23. В левом верхнем углу вы видите схему строения рыбы. Всё ли рассказал нам о строении рыбы докладчик?

Физминутка.

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песке.

  1. Значение чешуи.

а). Загадка.

- Послушайте загадку.

У родителей и деток                                                                                                                                                           Вся одежда из монеток.

- О чём я прочитала загадку? (О чешуе.)

- Наличие чешуи-одна из отличительных особенностей этих животных.

- Рыбы- водные животные, тело которых почти всегда покрыто чешуёй.

- Исключения составляют такие рыбы, как сом (у него нет чешуи), акула (её тело напоминает наждачную бумагу). Можно предложить детям пощупать кусочек наждачной бумаги.

б). Моделирование чешуи.

- Для чего же рыбам нужна чешуя? (Для защиты.)

- Чешуя действительно служит рыбам для защиты. Давайте подумаем, как должны располагаться чешуйки, чтобы действительно защитить тело рыбы? (Выбираем правильный вариант расположения.)

в). Задание «Дорисуй чешуйки».  (Можно раздать детям листы с контурами рыб.)

3.        Знакомство с разнообразием рыб.

а). Морские и речные рыбы.

- Посмотрите на экран. Рыбы расположены не просто так, а разделены на 2 группы. Подумайте, почему? (Рыбы разделены на группы по месту обитания.)

- Справа вы видите только тех рыб, которые обитают в реках и озёрах. Для их жизни необходима пресная, то есть несолёная вода. Это щука, окунь, карась, сом, ёрш…

- Слева рыбы морские. Следовательно, для их жизни нужна вода морская (солёная). Это сельдь, акула, камбала, треска…

- Найдите на с.22-23 тех рыб, которых нет на экране. Назовите их.

б). Удивительные рыбы.

- На свете существует много рыб необычной формы. Послушайте рассказы ребят о них…

(Ребята рассказывают о необычных рыбах. Рассказы подготовлены заранее и состоят из 2-3 предложений.)

в). Упражнение на закрепление. Игра «Угадай и раскрась».

Детям раздаются листы силуэтами рыб (сом, камбала, окунь).

- Догадайтесь, какая это рыба и правильно раскрасьте её.

Физкультминутка для глаз

Упражнение 1. Сделайте 10 колебательных движений глазами по горизонтали справа- налево, затем слева-направо.

Упражнение 2. 10 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и  вниз-вверх.

Упражнение 3. Тоже 10, но круговых вращательных движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Упражнение 5. Сделайте по 10 круговых вращательных движений глазами вначале в   правую, затем в левую стороны.

  1. Что делают рыбы зимой?

Учитель читает детям рассказ В. Иваненко «Подо льдом».

- Как собирались зимовать окуни? (В уютной яме.)

- Почему окуньку было тяжело плыть? (Не хватало воздуха.)

- Кого встретил маленький окунёк? (Своего друга.)

- Куда поплыли окуньки? (К проруби.)

- Кого встретили? (Дикого карпа.)

- Что с ним случилось? (Поймали рыбаки.)

-Кто посоветовал им бежать? (Старый ёрш.)

- Кто устроился в самой глубокой яме. (Сомы.)

- Что решили сделать окуньки? (Возвратиться к маме.)

  1. Рефлексия.

-Хочу посмотреть, какими вы были внимательными. Я буду показывать части рыбы, а вы их называйте (наоборот).

-Оцените свои достижения на уроке. (Сигнальные карточки)

  1. Подведение итогов.

- Вспомним, зачем нам нужен был этот урок? (Расширить свои знания и представления  о рыбах.  Узнать много нового.)

- Что нового мы узнали о рыбах? (Водные животные…)

- Для чего рыбам нужна чешуя? (Для защиты.)

- На какие две группы можно разделить рыб? (На морских и речных.)

- Назовите их.

- О каких ещё рыбах мы узнали? (О необычных.)

- Назовите их.

- Что ещё нового мы узнали? С чем познакомились? (Узнали о строении рыб.)

- Назовите части тела рыбы. (Хвост, туловище, голова.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....