Открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бобровская Екатерина Анатольевна

Открытый урок по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:


Учитель: Бобровская Е.А

Тема: Луг и его обитатели.

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования коммуникативных способностей и умения вести диалог; развития познавательной и творческой активности.

Задачи:

- сформировать представление о луге и познакомить с разнообразием растительного мира



-развивать у учащихся познавательную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

- прививать любовь к природе, воспитывать экологическую культуру.

Планируемые результаты:

предметные: научатся узнавать представителей природного сообщества «Луг»; систематизировать знания о луге как природном сообществе и его обитателях, искать и выделять необходимую информацию в тексте; описывать на основе иллюстрации объекты живой природы, выделять их основные существенные признаки;

метапредметные: регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные – учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки; учить оценивать себя и своих товарищей;

коммуникативные – совершенствовать умение работать в паре; учить осуществлять учебное сотрудничество; оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания;

личностные – работать над развитием учебных и познавательных мотивов; работать над формированием положительного отношения к учёбе; учить осуществлять учебное сотрудничество; формирование уважительного отношения к иному мнению.

Образовательные ресурсы: карточки для групповой работы, гербарии растений луга, презентация, проектор, ноутбук.



Ход урока:

I.Организация начала урока.

Проверка готовности к уроку.

Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно. Нас оно торопит в класс, окружающий мир у нас!

II.Целеполагание.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы подумайте, какая же тема нашего урока?



“Нынче удались цветы повсюду, 
Вволю им дано покрасоваться 
Я смотрю на землю, как на чудо, 
Просто не могу налюбоваться. 
Вот раскрылся лютик милый, милый, 
А на холм, где расцвела ромашка, 
Где калина руки заломила, 
Вышел клевер в розовой рубашке!” 


О чем это стихотворение? 
Ребята, а что такое луг в вашем представлении? 
Итак, тема нашего урока “Луг и его обитатели”.

III.Изучение нового материала.

1. Мы с вами попали на неизвестную для нас территорию, но очень красивую. И сегодня у нас есть возможность окунуться в эту красоту и познакомиться с ней поближе.(слайд)

Посмотрите на луг, чем отличается луг от леса? (Луг — это участок, покрытый травянистой растительностью).

Если лес украшают деревья, то, что является достоинством и украшением луга?

Чем деревья отличаются от травянистых растений?

Диалог между «Кислицей» и «Одуванчиком» 

Одуванчик:

- Кто ты?

-Кислица.

- Почему я тебя никогда не встречал на лугу?

- Я обитаю в лесу, а на лугу жить не могу.

- Почему ты не можешь жить на лугу?

- Мне больше нравится тень. На солнышке я перегреюсь и погибну.

- Какие у тебя светлые цветочки, почти белые! Как же насекомые замечают твои цветки, они такие бледные, едва видны? Вот, смотри, какие яркие у меня соцветия! Любое насекомое видит мои цветки издалека.

- Это даже хорошо, что у меня цветки бледные, их лучше в лесу видят насекомые-опылители. В темном лесу насекомые не видят красный, синий, розовый, сиреневый и другие цвета. Поэтому в лесу не растут растения с яркой окраской цветков. 

Кислица:

 - А ты живешь на лугу? Как же ты выживаешь под яркими лучами

солнца? Ведь у нас, растений, такие темные листья! Они притягивают к себе солнечные лучи и от этого можно перегреться и погибнуть.                   

 - Я живу во втором ярусе, и высокие растения меня затеняют. Кроме того, мои листочки на много светлее, чем у тебя. А еще в жару я сильно потею. С обратной стороны листа у меня очень много пор (маленьких дырочек), через которые испаряется вода. Таким образом, я охлаждаюсь.

Так что мне солнце не страшно. Я очень люблю солнышко и яркий свет! Меня так и называют – светолюбивое растение.

- Вот здорово! А меня называют теневыносливым растением.

-А травам нижнего яруса нужен свет?

-Да, они тоже любят свет, но им его нужно еще меньше, чем мне. Травы третьего яруса низкорослые и прячутся от солнца под тень растений первого и второго этажей.

Учитель:

 - Дети, Что же случится с кислицей, если ее аккуратно пересадить на луг?

- Почему одуванчик не растет в лесу?

2. Выступление подготовленного ученика.

Луг — это участок, покрытый травянистой растительностью.

В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно называют — лужайками, большие— лугами.

Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные.

Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчелы, гудят шмели.

3. Работа по учебнику.

Вместе с нами на луг пришёл мальчик Васятка. Давайте посмотрим и прочитаем, как он устроился на лугу (стр.110). Обращаем внимание на название растений, которые его окружают.

-Какие растения окружали Васятку?

-Какие вам знакомы?

-Какие из них вы не знаете, как выглядят?

4. Работа в группах.

-Сейчас вы будете настоящими исследователями и постараетесь определить и найти эти растения. А помогут вам листы – определители. Среди множества растений вы должны будете найти мятлик, ромашку и василёк. Работать мы будем группами.

Давайте внимательно посмотрим на эти растения и запомним, как они выглядят.

-Посмотрите в учебник, какие ещё растения вы видите, прочитайте название. (Тысячелистник, фиалка трёхцветная)

-Как вы думаете, почему такое название - ТЫСЯЧЕЛИСТНИК? Фиалка ТРЁХЦВЕТНАЯ?

-Давайте, прочитаем, правы мы или нет? (Рассказ учителя про лекарственные свойства тысячелистника)

-Ребята, а что многие девочки любят делать, когда видят такое многообразие цветов? (Плести венки). Что такое венок? Сейчас мы с вами тоже попробуем это сделать. А будем мы его плести вот из этих цветов, посмотрите. Мальчики из жёлтых, а девочки из розовых (Эстафета под музыку.)

-Ребята, а из каких цветов мы плели венки? (Посмотрите в учебник)

-Ребята, красивые у нас получились венки? А чем они отличаются от настоящих? (Они не завянут.) А что случится с венками, если мы их сплетём из настоящих цветов? Какой сделаем вывод. (Рассказ «Луг – украшение нашей Земли» стр. 124)

5.Решение экологической задачи.

Мы иногда не задумываемся о последствиях своих поступков и причиняем непоправимый вред природе. Я предлагаю решить вам одну интересную задачу.

«Летом 20 учащихся второго класса гуляли на лугу. Возвращаясь домой, каждый ребенок сорвал по 3 ромашки. Сколько растений погубили школьники, если известно, что одна ромашка после цветения образует 100 семян?»

6. Физминутка.

7.Чтение стихотворения с.113

В начале, в середине лета травы становятся мягкими, сочными. На лугах начинается заготовка сена. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза.

Я думаю, вы помогаете в деревне косить траву.

А как именно?

Послушайте стихотворение И. Токмаковой “Сенокос” (читает учитель)

Итак, траву сначала косят, она сохнет, затем ее собирают в кучи- получается копна, уж потом в скирды, стога.

Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной.

Как вы думаете, почему?

На лугах растут и ядовитые растения, например, лютик едкий, чемерица, вех ядовитый.

8. Беседа по картине А. А. Пластова «Сенокос».

Луга привлекают человека неповторимой красотой цветущих трав,   пьянящим ароматом воздуха. Эту красоту воспевают в своих произведениях поэты и художники. Обратите внимание на репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова.

-Понравилась ли вам картина? Чем?

-Как бы вы назвали эту картину? Почему?

-Что вы видите на переднем плане картины?

-Удалось ли художнику выразить на полотне щедрость лета? Как?

-На что похожи буйные заросли луговых трав?

-Что изображено справа?

-Кто находится в центре картины?

-Каково отношение косцов к труду?

- Ребята, такую картину мог написать только человек наблюдательный и горячо любящий природу. Художник с тонким мастерством передает щедрость русского лета, прозрачность утреннего воздуха, световые блики на лицах и одеждах косцов, на белых стволах берез. Переднюю часть холста он превратил как бы в живописный красочный ковер.

Я могу с уверенностью сказать, что прекрасный уголок с луговыми растениями, зелеными или заснеженными лесами   вы можете увидеть в любой части нашей необъятной Родины. Для этого только нужно уметь наблюдать за окружающим миром, и природа раскроет вам свои тайны.

9. Работа в парах.

-Можно ли луг, как и лес, назвать домом? Чей это дом?

Работа с рисунком в учебнике. Ребятам предлагается рассказать соседу по парте, каких животных можно встретить на лугу. Следует обратить внимание детей на то, что на лугу крупные животные не живут.

- Почему? (На открытой местности с травянистым покровом крупным животным негде спрятаться.)

10. Работа в группах.

Моделирование луга.

1 группа- находят карточки с растениями луга

2 группа- карточки с животными луга

IV. Рефлексия:

•          Сегодня на уроке я узнал…

•          Сегодня на уроке я понял…

•          Что особенно меня удивило…

V. Подведение итога урока.

     -А сейчас попробуем выяснить в какой степени вы смогли решить задачи, поставленные в начале урока.

- Что вы узнали о луге?

-Какие растения обитают на лугу?

-По каким признакам вы отличаете друг от друга луговые растения?

-Как расположены растения луга? Почему на лугу мирно уживаются и высокий колокольчик и низкорослая гвоздика-травянка?

-Как люди используют луга?

VI. Задание на дом:

      Выразительно читать текст с.116-123; выучить наизусть стихотворение с.113.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...