Конспекты уроков окружающего мира
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Хабибуллина Наиля Низаметдиновна

На уроках, на которых проводятся опыты, интерес детей  к новой теме значительно выше, чем уроках- лекциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_raduga.docx22.87 КБ
Файл pochemu_zvenit_zvonok.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

Цели урока: формировать первоначальное представления о свете и цвете, познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью, обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с понятием радуга и причиной возникновения;

- проводить опыты для получения радуги;

- научить правильной последовательности цветов радуги.

 Личностные: 

-развивать познавательную и творческую активность;

-воспитывать интерес к изучению отношений с одноклассниками.

-прививать интерес к урокам окружающего мира.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебники «Окружающий мир» 1 класс, «ШР», рабочие тетради.

Этап урока

Хроно

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный

2 мин

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Приветствовать учителя, стоя у парт

Р: учитывать выделенные учителем действия.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

5 мин

5 мин

10 мин

1 мин

5 мин

5 мин

Ребята с нами на уроке как всегда Мудрая Черепаха, она нам принесла очень интересное задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.

Начнём наш урок со сказки.

«Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь (Почему идёт дождь?) и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:

Я всегда со светом дружен.

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по листве..

- Кто ты? – спросил Муравьишка.

А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)

- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.

- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.

И тут Муравьишка увидел в небе…

Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:

Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Показались на пути,

В них ни въехать, ни войти (радуга)

Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?

Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.

Ребята, о чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (о радуге).

Что бы вы хотели узнать о радуге? (Что такое радуга и почему она разноцветная? Из каких цветов состоит радуга?)

 (на доску вывешиваются таблички с вопросиками)

От какого слова происходит слово радуга? (радость, дуга).

Какое настроение у вас бывает, когда вы видите радугу? (радостное)

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» (табличка) назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье. С тех пор так и зовут –радуга.

Дети, кто из вас видел радугу?

Ребята, когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идёт дождь).

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла (Ф. Тютчев)

С чем автор сравнил радугу? (с аркой)

Летний дождь прошел с утра,

Выглянуло солнце.

Удивилась детвора,

Посмотрев в оконце, -

Семицветная дуга.

Заслонила облака

Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

А почему именно семицветная?

Все вы видели, что капелька бесцветная, и лучик бесцветный.

Проблемный вопрос. Почему же радуга разноцветная? Как вы думаете?

Изучение нового материала.

На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.) Что при этом образуется? (Радуга).

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение) (табличку на доску). Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики. (табличка)

Причина этому — солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет и раскладывает его на разноцветные лучи. Таким образом, на небе появляется радуга.

 Динамическая пауза

Давайте разберемся, из каких цветов состоит радуга.

Сколько цветов у радуги? (семь)

Какие это цвета?

В какой последовательности они расположены? (показать несколько вариантов радуги)

Где изображена правильная радуга?

Почему же мы не можем последовательность цветов радуги?

Ребята, есть фраза – подсказка: каждый охотник желает знать, где сидят фазаны (табличка)

Давайте вернемся к нашим радугам и найдем правильную.

Первичное закрепление знаний.

А) Работа по учебнику.

Что делают Черепаха и Муравей?

Как вы думаете, что они хотят получить?

Может ли у них получиться радуга?

Почему? (потому что есть вода и солнечные лучи)

Б) Где еще можем мы наблюдать маленькие «радуги» в жизни, вокруг себя. (Брызги фонтана, мыльные пузыри, искры снега, сверкающие в морозный день.)

В) Работа в паре.

Помогите Муравью правильно составить радугу (карточки на парте.

 Вторичное закрепление.

Ребята, а сейчас проведем небольшой тест.

  1. Туча – это темное, густое облако;

Да                                             Нет

  1. В радуге оранжевый цвет идет после синего;

Да                                             Нет

  1. Радуга состоит из пяти цветов;

Да                                             Нет

  1. Радуга образуется, когда солнечные лучи попадают в небе на капельки дождя.

Да                                             Нет

Слушать учителя.

Отгадывать загадки.

Отгадывать загадки.

Отвечать на вопрос.

Ставят цели урока.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Делать вывод.

Отвечать на вопросы.

Выполнять задание.

Самостоятельно решать тест.

Р: принимать и сохранять задачу

К: высказывать свое мнение

П: анализ объектов с целью выделение признаков.

К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?)

Р: принимать и сохранять задачу

П: анализ объектов с целью выделение признаков.

Р: принимать и сохранять задачу

П: анализ объектов с целью выделение признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?)

Р: принимать и сохранять задачу

П: анализ объектов с целью выделение признаков.

К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?)

Итог урока.

Рефлексия

5 мин

Давайте подведем итог нашему разговору. Как ответить на вопрос: когда я стану взрослым? Кем вы хотите стать в будущем? Какими вы бы хотели стать? От чего зависит – каким будет окружающий мир в будущем?

Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Оцените свою работу.

Подводят итоги урока

Оценивают себя.

К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?

Л: самопроверка, саморегуляция.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема урока: «Почему звенит звонок?»

Цели урока: формировать первоначальное представление о звуке.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить детей со строением слухового аппарата;

- воспитывать бережное отношение к слуховому аппарату. 

Личностные: 

-развивать познавательную и творческую активность;

-воспитывать интерес к изучению отношений с одноклассниками.

-прививать интерес к урокам окружающего мира.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебники «Окружающий мир» 1 класс, «ШР», рабочие тетради.

Этап урока

Хроно

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный

2 мин

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Приветствовать учителя, стоя у парт

Р: учитывать выделенные учителем действия.

Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

5 мин

15 мин

10 мин

 Послушайте стихотворение и скажите: кто главный герой стихотворения.

Колокольчик зазвенит, звонкий и веселый.

Он сегодня всех ребят приглашает в школу.      

Вы правильно сказали, что это школьный звонок. Каким его назвал автор ? Мы слышим школьный звонок несколько раз в день. А задумывались ли вы о том: почему звенит звонок? На этот вопрос мы сегодня с вами  ответим.

Ребята, давайте на минутку все замрем и послушаем тишину. Какие звуки вы сейчас услышали?

- Угадайте, какие предметы зазвучат сейчас?

Откройте учебник на стр.94. Посмотрите на рисунок. Какие звуки издают эти предметы и живые существа? Попробуйте их озвучить.

Работа по теме урока.

Мы живем в мире разных звуков. Их могут издавать живые и неживые предметы. Как художник показал на рисунке, что все предметы могут издавать звуки?

От каждого предмета идет волна, мы её не видим, но слышим. С помощью чего мы улавливаем эту волну? ( с помощью ушей).

Какую песенку вы сейчас слышите? (Песенка «В траве сидел кузнечик»).

Закройте пальчиками свой ушки.(Звучит песня «Антошка»). А можете ли вы сказать, какую песенку вы слушали сейчас? (Нет) А теперь прикройте ушки ладошками. Вы слышали песенку? Когда вам было лучше слышно?

- Я хочу вам рассказать, почему так происходит. (Используется плакат «Строение органов слуха»). У каждого человека есть слуховой аппарат. Он состоит из ушной раковины и прохода, который закрыт барабанной перепонкой. В средине находятся 3 маленькие косточки прикрепленные к барабанной перепонке и внутреннему уху. А во внутреннем ухе спряталась улитка, покрытая множеством маленьких волосинок.

Звук, попадая к нам в ухо, ударяется о барабанную перепонку. Она приводит в движение косточки, которые находятся в среднем ухе. И по ним колебания передаются в «улитку», а оттуда в головной мозг. Мозг расшифровывает эти колебания.

Как вы думаете, что может произойти, если очень громко крикнут в ухо?(Может лопнуть перепонка). Сможет ли тогда человек услышать звуки? (нет). Значит, как нужно относиться к ушкам? (Бережно) Что нужно делать и чего не нужно?

Послушайте стихотворение,  Э.Мошковский «Доктор».

Доктор, доктор, как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор: еже!

Отвечает доктор гневно:

Еже, Еже-Ежедневно!

Динамическая пауза.

Игра «Кто это? Что это?»

Всем детям раздаются карточки на которых написано название предмета или животного. Дети читают и изображают его звуками. Отгадывает весь класс.

Паровоз   Змея   Мышь  Воробей  Свисток  Пушка  Сова

Индеец  Топот  Дятел   Маленький ребенок Машина

Уши и слух есть почти у всех животных. Они помогают им поймать добычу, спастись от врагов или найти друг друга. У некоторых живых существ уши видны, так же как и у человека. Но есть необычные. Например, кузнечик. У него на голове вы ушей не найдете, потому что они спрятались на передних ногах. И похожи на маленькие щелочки.

Уши лягушки находятся на голове, но они похожи на круглые отверстия, затянутые тонкой пленочкой. От звука она дрожит  и лягушки слышат эту дрожь.

У комаров, мух и пчел ушей тоже нет, они слушают усиками.

У змей тоже нет ушей, но она хорошо слышит сотрясение земли своим телом.

Уши каких животных вам знакомы, мы сейчас узнаем.

Выполним задание №1 стр.   в рабочей тетради.

Ребята, а какие звуки вам нравятся больше: спокойные или очень громкие, мелодичные или шумные?  

Отгадывать загадки.

Ставят цели урока.

Отвечать на вопрос.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Делать вывод.

Слушать учителя.

Изображать заданные звуки.

Слушать учителя.

Выполнять задание.

К: высказывать свое мнение

К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?)

П: анализ объектов с целью выделение признаков.

Р: принимать и сохранять задачу

П: анализ объектов с целью выделение признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П: анализ объектов с целью выделение признаков.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

К: высказывать свое мнение

Итог урока.

Рефлексия

5 мин

Какие звуки могут быть? Почему мы должны беречь свои ушки? Оцените свою работу.

Спасибо за работу на уроке!

Подводят итоги урока

Оценивают себя.

К: Ориентация в собственной системе знаний( что я уже знаю?

Л: самопроверка, саморегуляция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...