Конспект урока по окружающему миру на тему: "Права ребенка" (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Кашапова Ирина Кималовна

Представляю Вашему вниманию разработки конспектов по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_rebenka.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира.

Тема урока: «Права ребёнка».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель деятельности учителя: формировать представление  о конвенции о правах ребенка, ее главной идее.

Планируемые результаты:

предметные

-- дать обучающимся представление о том, что такое права ребенка, познакомить их с основными документами о правах ребенка.

метапредметные

-развивать умения рассуждать, анализировать, расширять словарный запас учащихся.

-извлекать из рассказа учителя необходимую информацию;

- получать новые знания работая в группах;

личностные

- Воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других.

Оборудование урока:

- Окружающий мир: 4 кл.: методическое пособие с поурочными разработками по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, «Перспектива;                                               - Окружающий мир 4 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 1ч.;                                                                                                                                                 - Окружающий мир 4 кл: рабочая тетрадь по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, «Перспектива»;                                                                                                        - презентация.


Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Мотивационный

≈3

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Кималовна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствие, слово учителя.

Приветствовать учителя, проговаривать девиз урока.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

2.

Актуализация знаний

≈1-2

Но чтобы двигаться дальше и узнать тему нашего сегодняшнего занятия, нам нужно сначала проверить то, что вы уже знаете.

- Как называется Основной закон Российской Федерации?

-Какие права и свободы человека он гарантирует гражданам России?

-Каковы обязанности гражданина России?

Словесный:

Слово учителя.

Отвечать на вопросы.

Анализировать.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

3.

Постановка учебной задачи и её решение

≈3

-Молодцы, ребята! Мы с вами повторили ранее изученное, теперь можем двигаться дальше.

Для того чтобы определить тему нашего занятия, давайте посмотрим мультфильм.
- Какая тема нашего классного часа? Как вы думаете?Правильно. Это права детей.

-Тогда какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?(познакомиться с правами ребенка)

Наглядный.

Просмотр мультфильма.

Словесный метод.

Постановка целей на уроке.

Смотреть мультфильм.

Отвечать на вопросы.

Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения.

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний;

К: целеполагание;

Л: мотивация

4.

Решение частных задач

≈25

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов.В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав

- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). Все мы разные - но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые общие для всех. И мы все в равной степени должны их выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.

Конвенция о правах ребенка – это довольно большой документ, поэтому перечислим только основные права детей , закреплённые в этом документе:

Каждый ребёнок имеет право

·       Право на жизнь.

·       Право на имя при рождении.

·       Право на медицинскую помощь.

·       Право на образование.

·       Право на отдых и досуг.

·       Право на индивидуальность.

·       Право свободно выражать свои взгляды.

·       Право на специальную охрану и защиту.

·       Право на заботу и воспитание родителями.

·       Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

·       Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

·       Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

Давайте разберем некоторые из них.

Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком? (На доске пишется 4 варианта ответов: до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года.)

- Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Сейчас мы поработаем по командам, каждой команде я раздам по листочку. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? Обсудите и запишите какие обязанности, как вы думаете, есть у детей. (Ответы детей)

Итак, какие обязанности вы записали?

А теперь посмотрите на доску, давайте прочитаем, какие же обязанности есть у детей.

- Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

физминутка

В Декларации изложены Десять принципов, обеспечивающих права ребенка на счастливое детство. Давайте с ними познакомимся. Посмотрите на доску ,Давайте их прочитаем.

А сейчас откройте свои рабочие тетради на стр 13 и найдите задание № 2. Выпишите 2-3 принципа себе в  тетрадь, которые вы считаете наиболее важными.

. Игра «Разрешается - запрещается». 
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. 
. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается». 
Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается». 
Вот в углу стоит мальчонка, 
Плачет, надрывается. 
Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.) 
С мамой дети должны жить, 
Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.) 
Эта грань обозначает: 
Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.) 
Рисовать и петь, учиться, 
Если заболел - лечиться. 
Это…( разрешается.) 
Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. 
В детстве тяжкая работа …(Запрещается) 
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.) 

- В школе у вас тоже есть свои права и обязанности. Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и. . . (внимательным).

Все пиши, не отставая,

Слушай. . . (не перебивая).

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все. . . (понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку. . . (поднимать).

На математике считают,

На перемене. . . (отдыхают).

Словесный метод.

Словесный:

Рассказ учителя

Практический:

Работа с доской.

Словесный:

Формулировка вывода.

Практический:

Работа в группах

       Словесный:

Беседа с учителем.

Физминутка.

Практический.

Работа в раб. тетрадях.

Практический.

Игра.

Слушать учителя, смотреть презентацию, отвечать на вопросы.

Воспринимать новую информацию,отвечать на вопросы.

Читать текст с доски,делать выводы.

Анализировать. работать в группе.

Выполнять действия.

Выполнять задание в раб. тетради.

Отвечать на вопросы.

П: дополняют и расширяют знания;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя;

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

Л: учебно-познавательный интерес материалу.

П.: поиск и извлечение информации.

Л.: установка на ЗОЖ.

5.

Закрепление

≈3-4

А теперь посмотрим, как вы запомнили то, что мы сегодня говорили. Каждому из вас я дан по листочку, на котором записаны тестовые задания, вам необходимо выбрать верный ответ.

- Что такое ООН? Как расшифровать буквы ООН?

а) название фильма,

б) Организация Объединенных Наций,

в) неопознанный летающий объект.

- Чем занимается ООН?

A. Защита прав человека.

Б. Проведение Олимпийских игр.

B. Наказание уголовных преступников

- В каком документе изложены права ребенка?

A. В Конституции РФ;

Б. В Конвенции о правах ребенка;

B. В Декларации прав ребенка.

-  Кто признается ребенком в соответствии с Конвенцией о правах ребенка?

A. Лицо, до достижения 18 лет.
Б. Лицо, до достижения 14 лет.

B. Лицо, до достижения 16 лет.

- Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?

A. Деньги.
Б. Человек, его права и свободы.

B. Государство.

А теперь поменяйтесь работами и проверьте соседа по эталону, который видите на доске. А теперь поставьте соответствующую отметку.

- Хорошо, молодцы. Я вижу, что вы запомнили то, о чем мы говорили.

Игра "Права сказочных героев"

В сказках, которые мы любим читать с детства, описываются многие ситуации, в которых нарушаются права героев.

- 1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?(«Приключение Буратино». Карабас Барабас)
2) В какой сказке «хлебобулочный герой» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозами быть съеденным? 
(«Колобок»)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? 
(Баба Яга)

Словесный.

Беседа с учителем.

Отвечают на вопросы.

К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

6.

Итог урока. Рефлексия.

≈5

Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах.

Права ребёнка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

У вас на столах лежат листочки для рефлексии, заполните их пожалуйста, оцените свои успехи на уроке.

На сегодняшнем уроке я узнал

На этом уроке я похвалил бы себя за

После урока мне захотелось

Сегодня я сумел

Рефлексия, ответы на вопросы.

Практический метод.

Письменное задание для рефлексии.

Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы.

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

требованиям.