Урок по окружающему миру по теме "Правила вежливости"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Румынская Анна Михайловна

Правила вежливости( обсуждение ситуаций, проект)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okr.miru_pravila_vezhlivosti.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока окружающего мира во 2 классе

Тема: Правила вежливости. Слова нужные и важные.

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи.

  1. Учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения».
  2. Развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы
  3. Воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, прививать основы воспитания, доброжелательное отношение к окружающим.

  Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими                людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс авт. Плешаков А.А., проектор, экран,   набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, тучки, молнии.

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

Мотивация к деятельности

-Встали все ровненько,  посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе слово. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы?  Начинаем! Садитесь!

Регулятивные

Коммуникативные

Актуализация знаний

Беседа о погоде

Какое время года? Какие изменения в живой и неживой природе?сведения о погоде 14.03

Повторение правил поведения в школе:                      -Ребята, давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем?(Общение)                                                      –Что такое общение? (Взаимные отношения)                -Где мы общаемся?(В школе, дома, на улице, в транспорте)                                                                    -На прошлом уроке мы с вами разговаривали об общении в школе. Кто мне напомнит, что нужно делать, чтобы это общение было приятным? (Соблюдать правила поведения, принятые в обществе)                                                                       -На доске висят ваши рисунки, в которых  отражены правила поведения в школе. Прокомментируйте их.                                                

Личностные

Коммуникативные

Целеполагание и мотивация

-- Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке.                                                            Здравствуйте! – ты скажешь человеку,
Здравствуй! – улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
                                   За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
                                            – Какова тема нашего урока? (Правила вежливости).                                                                 Слайд 1                                                                                    - Какие учебные задачи вы поставите перед собой? Чему вы будите учиться сегодня? ( Научиться пользоваться правилами вежливости)                        -А ещё вы познакомитесь с понятием «культура поведения».                                                                      

Регулятивные

Коммуникативные

«Открытие» нового знания                  

1.Беседа                                                                                        -Ребята, мы слышали слова «вежливость», «вежливый человек» . А вы когда-нибудь задумывались, что эти слова обозначают?                                                                       - Поднимите руку, кто из вас может ответить на этот вопрос.                                                                                  Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека , для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.                                                   Вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека.  Слайд 2.                                                                   - А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово «Вежливость»? Внимание на экран.                               - До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:                                «ВЕЖЕ» ------------ знаток.                                     «ВЕЖЕ» ------------- ведать, знать.                           «ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.                     «ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».       «ВЕЖЕСТВО» – качество ценное и обязательное.      –Подберите антоним к слову «вежливость». (Невежество)                                                                                             – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете?                                                                                                              –В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». Это обычные, простые умные полезные  добрые слова.С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Только эти слова не только надо знать, но и уметь хорошо  произносить. Кто вспомнит как их надо произносить из рассказа Осеевой «Волшебное слово»

Вы стали школьниками. Вас ждет много славных дел. Окончите школу и станете трудиться на заводах шахтах строить дома , прокладывать дороги к звездам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать чудесные растения , побеждать болезни. Вы будете …….перечисляют…Но прежде всего вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми чуткими отзывчивыми вежливыми. А ведь этому тоже нужно учиться!

Назовите по 1 слову «волшебному и старайтесь не повторяться.                                                                         Работа в группах.                                                        –Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации.  На какие группы их можно разбить?Запишите в Р/Т на стр 34 №2 по 1 слову в каждой группе .                                                                                                                                      (Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.                                    Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.                                                              Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте.                                                                 Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.                                                                        Формы благодарности: благодарю , спасибо,                  Формы извинения: простите , извините.)  

Читают слова в группе                                                                              

Познавательные

 

Создание проблемы          

Первичное закрепление

-Ребята ,как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? (Нет, нужно ими пользоваться).                                                        –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей.

Работа в парах.:   

Рассмотрите рисунки на с. 52.  Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки

После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми.

Коммуникативные

Личностные

Физкульт-

минутка

Игра.

 

Включение в систему знаний и повторений

- Ребята, некоторые невежи считают вежливые поступки воспитанных людей странными. Давайте послушаем рассказ Сережи и Нади «Волшебные поступки», который нам подготовили наши ученики. ( Разговор учеников)                                     -Ребята, а как  вы считаете поступки, которые совершает папа детей,  странные или вежливые?     –А какие вежливые поступки совершали вы?                              Вежливые слова и вежливые поступки – культура поведения. Культура поведения украшает человека, помогает людям общаться друг с другом. - А сейчас давайте с вами посмотрим ситуации,

Вот прочтем диалог по телефону?а как нужно говорить?

 Помни!                                                                                                                                                         ---Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.                                                                                            -Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.                                                        -Не следует говорить слишком долго.

Примерная схема разговора

1. «Алло».

2. Приветствие

3. Объяснение цели звонка – собственно разговор.

4. Благодарность

5. Прощание.

----Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

Разыграем ситуации (разговор по телефону)

  • Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить по какой программе показывают мультфильмы.
  • Девочка звонит подруге и хочет узнать домашнее задание по математике.
  • Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру «Футбол».
  • Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

и вы  расскажите, а как бы поступили вы…

 Викторина «Ежели ВЫ вежливы…» Презентация

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

 

Проект

Защита проекта

-Ребята, думаю вас теперь можно назвать знатоками культуры поведения.                                                                                       –Ребята, как вы считаете все ли ученики нашей школы помнят о правилах вежливости. А мы можем им помочь вспомнить их. Ваши предложения. Предлагаю создать свою памятку под названием «Правила вежливости»

Работать будем в группах .У вас на партах листочки с картинками и предложения, напечатанные на белых листах. Выберите правило вежливости и приклейте к соответствующей картинке.

Представители от каждой группы презентуют свою работу.

Регулятивные

Коммуникативные

Рефлексия

-Выберете фигуру, соответствующую вашему настроению. Если вы уверены, что будете  следовать нашим правилам – солнышко, если постараетесь, но не  уверены, что справитесь – тучку, если вы не хотите быть вежливым человеком –молнию.                                                                                                    

Регулятивные

 

Домашнее задание                      

                                 

Подведение итогов

-Домашнее задание. К среде выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35, по желанию сделать словарик «волшебных слов».А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения

Слова: « До свиданья!», «Спасибо!»,»Простите», Пожалуйста», Здравствуйте»-                                                                 Щедро дарите!                                                                           Дарите прохожим,                                                                             Друзьям и знакомым.                                                                 В троллейбусе, в парке,                                                                   В школе и дома.                                                                        Слова эти очень и очень важны.                                                        Они человеку как воздух нужны.                                             Без них невозможно на свете прожить.                                Слова эти надо с улыбкой дарить.                                           -Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отн-е

Личностные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Открытый урок по окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС

Открытый урок  по  окружающему миру. Тема "Правила вежливости", 2 класс ФГОС...

Урок по окружающему миру "Правила вежливости" 2 класс

Знакомство с миром вежливых слов, развитие культуры общения....

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Вежливые слова"

Мы отправляемся на планету Вежливости, чтобы раскрыть ее секреты....

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе. УМК " Школа России". Тема" Правила вежливости".

Урок разработан и составлен в соответсвии с нормами ФГОС. Урок по теме "Правила вежливости" является отдельной темой в разделе "Общение". Содержание урока полностью соответствует поставленным целям. И...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Правила вежливости "(УМК "Школа России")

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Правила вежливости "(УМК "Школа России")...