Урок по окружающему миру по теме: «Правила вежливости» 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Окружающий мир  2 класс

Образовательная программа  «Школа России»

Тема:  Правила вежливости.

Тип:   Открытие новых знаний.

Методическая цель:   создание условий для успешного формирования у детей навыков культуры, умения общаться, развитие детского творческого потенциала.

Цели урока: 

1. Обучающая:  учить соблюдать  правила вежливости при общении со сверстниками взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы; вежливо говорить по телефону; познакомить с понятием «культура поведения»; повторить правила поведения в общественном транспорте.

2. Развивающая: развивать внимание, память, умение устанавливать причинно – следственные связи, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь; способности анализировать свои действия.

3. Воспитывающая: воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова, проектор, листочки с пословицами,  электронная презентация «Правила вежливости».

Структура  урока

1. Организационный  момент.

2. Актуализация знаний.

3. Самоопределение к деятельности и формулирование темы урока.

4. Открытие новых знаний.

а) беседа по теме урока

б) сообщения учащихся

в) игра «Доскажи словечко»

Физкультминутка.

5. Закрепление пройденного материала.

а) работа с учебником

б) работа в парах

в) работа с пословицами

г0 конкурс «Самый вежливый»

6. Рефлексия.

7. Итог урока.

8. Оценка знаний.

9. Задание на дом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_vezhlivosti_.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 МБОУ «Гимназия № 56»

Урок по окружающему миру по теме:

«Правила вежливости»

2 класс

Провела учитель

начальных классов

Мамедова  З.М.

2022 год

 Махачкала

Окружающий мир  2 класс

Образовательная программа  «Школа России»

Тема:  Правила вежливости.

Тип:   Открытие новых знаний.

Методическая цель:   создание условий для успешного формирования у детей навыков культуры, умения общаться, развитие детского творческого потенциала.

Цели урока:  

1. Обучающая:  учить соблюдать  правила вежливости при общении со сверстниками взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы; вежливо говорить по телефону; познакомить с понятием «культура поведения»; повторить правила поведения в общественном транспорте.

2. Развивающая: развивать внимание, память, умение устанавливать причинно – следственные связи, активизировать мыслительные процессы, развивать связную речь; способности анализировать свои действия.

3. Воспитывающая: воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова, проектор, листочки с пословицами,  электронная презентация «Правила вежливости».

Структура  урока

1. Организационный  момент.

2. Актуализация знаний.

3. Самоопределение к деятельности и формулирование темы урока.

4. Открытие новых знаний.

а) беседа по теме урока

б) сообщения учащихся

в) игра «Доскажи словечко»

Физкультминутка.

5. Закрепление пройденного материала.

а) работа с учебником

б) работа в парах

в) работа с пословицами

г0 конкурс «Самый вежливый»

6. Рефлексия.

7. Итог урока.

8. Оценка знаний.

9. Задание на дом.

1. Организационный момент.

Учитель.

Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

Здравствуйте, те, кто грустит,

Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

Здравствуйте, те, кто молчит.

 Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение понадобится сегодня для работы на уроке в нашей любимой школе

2. Актуализация знаний:

  а)Стишки  «Любимая школа»

     Х.Зайнаб

Как люблю я школу, мама!

Снова шумною гурьбой

В класс приходим самый-самый…

Этот класс – конечно мой.

   В.Руслан

Нет на свете школы краше:

Здесь уютно и тепло.

И с учительницей нашей

Нам, признаюсь, повезло.

  К.Алия

Пусть уроков в школе много,

Одолеем, не беда!

Начинаются с порога

Наши школьные года

   Даник

Прозвенит звонок веселый,

И откроется тетрадь.

Вот и школа, вот и школа

Нас зовет к себе опять.

б) Фронтальная  работа  (беседа)

 Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке.

 Какие правила поведения нужно соблюдать в школе?

(Учащиеся проговаривают правила по цепочке).

Что нужно делать ,если

Если хочешь ответить на вопрос учителя,   …               подними руку.

Входящего в класс взрослого   …                         мы приветствуй стоя.

Бегать и шумно играть можно только на… спортивной  или игровой площадке.

Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

Не надо ябедничать.

На уроках не разговаривают с другими учениками, не смеются и не мешают заниматься всему классу.

На уроке не занимаются посторонними делами.

На урок всегда приходят вовремя!

На уроках внимательно, не отвлекаясь, слушают учителя!

На переменах не бегают, расталкивая всех локтями, и не кричат громко.

Не стоит обижать тех, кто младше, и задирать старшеклассников!

В столовой следует вести себя так же, как в гостях!

 Какие условные знаки к правилам  поведения в школе вы нарисовали? (Дети выходят к доске и комментируют свой знак).

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и целей урока.

-Ребята совсем недавно мы прочитали и  обсудили  с вами замечательное произведение Валентины  Осеевой «Волшебное слово»

- Какое же слово было волшебным?(слово  «пожалуйста»)

-Почему его называли волшебным, как по другому можно его назвать, какими словами можно его заменить ?(вежливые, приятные, добрые и  тёплые)

-Какие ещё вы знаете волшебные слова?

-Вспомним ,какова его  главная мысль произведения?

 Главная мысль рассказа «Волшебное слово» заключается в том, что нужно быть всегда добрым и вежливым. На этом строятся хорошие отношения с людьми.

Вежливость — залог успеха во многих ситуациях.

Если хочешь изменить мир или отношение мира к тебе, нужно прежде всего изменить себя в лучшую сторону

Рассказ учит уважать старших и быть вежливым и с родными близкими людьми, и с незнакомыми. Учит не быть грубым и невоспитанным..

На примере главного героя показано, насколько важно быть вежливым с окружающими и обращаться к ним в уважительной форме, а не требовать. Павлик понял, как много значит вежливость для каждого человека. Он осознал, что вежливостью можно добиться большего, чем грубостью.

 Ребята, как вы думаете, с каким человеком приятно общаться? Опишите его словесный портрет. (Ответы детей). Т.Е. вы хотите сказать, чо приятно общаться с человеком, который опрятен, спокоен, вежлив, добр, воспитан? Да, но чтобы быть таким, нужно знать правила. Какие?

 О чем сегодня поговорим и какая тема нашего урока? (Правила вежливости).

 Какие учебные задачи поставим перед собой?

Да, т.е. узнаем – какие бывают правила, и что такое вежливость.

4. Открытие новых знаний.

1. Беседа по теме урока.

Башир

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остаётся с человеком навсегда.

 как вы понимаете, что значит слово вежливость? (Ответы детей).Презент.

 До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

 Почему же сегодня очень важно поднимать этот вопрос о вежливости? Давайте послушаем последние новости

Новости дня на канале «Школа России»

Фатима

Международное исследование показало, что отсутствие вежливости в обществе сильно влияет на настроение человека… В обществе уже отчетливо заметно огорчение от того, что многим современникам не хватает воспитания и умения держаться.

Хаджимурад

Международная исследовательская группа провела исследование, охватившее множество европейских стран, США и Японию.

Оно ясно показало, что жители тоскуют по хорошим манерам и не оставляют надежды на возвращение их в обиход.

Фатима

-Люди больше не здороваются друг с другом, не придерживают двери, агрессивно разговаривают по телефону на улице, ставят ноги в грязной обуви на сиденья общественного транспорта, мусорят – все эти действия негативно отражаются на настроении тех, кто становятся их свидетелями.

Хаджимурад

Хуже того, отсутствие доброжелательного отношения становится одним из серьёзных факторов стресса. Жители нашей планеты не скрывают желания вернуть в общество вежливость и хорошие манеры. По их мнению, важнейшая из них – соблюдение правил человеческого общежития.

 Вот, оказывается, как важна и актуальна сегодня тема вежливости.

Вежливые  слова делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной.

 Разберем с вами ,в  каких случаях мы используем эти слова?

 Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Послушаем ребят

2. Стишки «Доскажи словечко»

1. Старшему, если встречаемся с ним, первыми                     1 Шамсудин

«Здравствуйте» мы говорим.

2. Я другу говорю: «Привет!»

А он в ответ: «Здорово!»

Тут ничего плохого нет,

Подходят оба слова.                                                                 2 Сулейман

3. Нам повторять весь день не лень

При каждой встрече: «Добрый день!»                                  3  Амина Абд.

4. Яркое солнышко встало опять –

«Доброе утро!» должны мы сказать.                                    4  Гапизов

5. Вечер, спать ты очень хочешь

Всем скажи: «Спокойной ночи!»                                             5Ибрагимова З.

6.

 На прощанье говорим мы : «До свидания»

 Речь  о том ,

Что ещё нас ждут свидания,

Много-много новых встреч!                                             6.Мухаммед                                                

7. Если вы куда-нибудь спешите,

На бегу толкая всех подряд,

Говорите вежливо: «Простите!»                                     7.Джафар

Вас за эту вежливость простят.

8. Волшебники – гномы немало для нас

Чудесного сделать могли бы,

Но больше чудес совершает в сто раз

Волшебное слово «Спасибо».                                          8.Амина Аш.

9. Всем помощникам своим

Говорим «Благодарим».                                                    9.Билал

10. Ты чихнул?

Без лишних слов

Пожелаем: «Будь здоров!»                                              10.Караева

11. Пора за стол, всё для еды накрыто:

«Приятного желаем аппетита!»                                 11.Эмир

ВСЕ 

Вежливых слов не одно и не два,

Помни и знай эти чудо – слова!                                      

Физкультминутка

 Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней.

(Вежливо – руки вверх; невежливо – приседание)

 Поздороваться при встрече…(вежливо)

 Толкнуть и не извиниться… (невежливо)

• Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо)

• Перебивать старших …(невежливо)

• Уступить место пожилому человеку…(вежливо)

• Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

• Взять билеты в автобусе …(вежливо)

• Не встать, обращаясь к учителю …(невежливо)

• не заметить недовольство мамы …(невежливо)

5. Закрепление изученного

1. Беседа, работа с учебником (с. 53)

 Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: откройте учебники на с. 53.

(Ученики читают вслух диалог по ролям с.53)     Малика и Руслан Абд.

 Получился ли разговор вежливым и понятным? Почему?

 Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (Ответы детей)

Вывод: разговаривать по телефону нужно вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания. не следует говорить слишком долго.

Работа в парах. Примерная схема разговора:

1. «Алло».

2. Приветствие.

3. Объяснение цели своего звонка – собственно разговор.

4. Благодарность.

5. Прощание.

 Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение 2странным».

Давайте прочитаем рассказ Серёжи и Нади «Странный папа». (с. 54) Галина

 Как вы объясните «странное поведение папы? (Папа вежливый, культурный человек.)

 Чему бы мальчики могли поучиться у папы Серёжи и Нади? (Если мужчина в дверях встречает женщину, сначала должен пропустить её, а потом пройти сам. Из транспорта мужчина должен выйти первым и потом подать руку даме и помочь ей спуститься по ступенькам. Мужчина должен помочь женщине нести тяжёлые вещи или сумки).

 Рассмотрите рисунки на с. 55. Что вы можете сказать о поведении мальчиков? (Ответы детей).

 Можно ли назвать поведение мальчиков культурным?

 Что же такое культура поведения?

2.Работа в паре 5 мин

  1 команда  Работа с пословицами. «Составь пословицу»

  2 команда «Допиши словечко»

  3 команда «Обсуди ситуацию»

1.‒ Соедините части пословиц:

На добрый привет,                добрый ответ.

Вежливость ничего не стоит,      а приносит много.

Доброе слово                   и кошке приятно.

Ласковое слово само ничего не стоит,                 а другому много даёт.

Доброе слово  железные                         ворота отопрет.

Доброе слово лечит,                     а злое калечит.

Добрый человек                         добру и учит

За добро                                    добром и платят

Учись доброму –         на добрые дела.

Ласковое слово        дурное на ум не пойдёт.

Жизнь дана        лучше мягкого пирога.

про доброе дело        говори смело.

2.Допиши вежливое словечко

1.Растает  даже  ледяная глыба  

От  слова тёплого : _____________________

2.Зазеленеет  старый  пень

Когда  услышит :____________________________

3.Мальчик  вежливый  и  развитый

Говорит  при встрече :__________________________

4.Если  нас  бранят за шалости

Говорим :____________________________________

5.И  во  Франции ,  и в Дании

На прощанье говорят :___________________________

3. Задачки 

                   Итак, задачи не на умножение ,

                   Задачи на правила уважения!

1.Нужно ли здороваться при встрече со знакомыми ребятами, например,

товарищами по двору?

При встрече со знакомыми не следует молчать.

А весело и бодро

«Здравствуй, друг», - сказать.

2. Кто при встрече должен поздороваться первым: мальчик или девочка?

Должен быть вежливым мальчик всегда.

девочке первым он скажет тогда

Слово волшебное, доброе слово «Здравствуй!» -

Что значит: «Всегда будь здорова!»

3. Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?

Приветствуя даму,

Юноша руки из карманов  вынимает.

4. Олег и Егор идут и оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет Света. Кто должен поздороваться первым?

Здоровается  первым тот, кто обгоняет.

5. Наташа и Иван сидят за партой в классе. Входит их одноклассница. Кто должен здороваться первым?

Здоровается первым тот, кто вошёл в класс.

6. В дверях сталкиваются два мальчика, причём одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить?

Тот, кто окажется вежливее.

7. Одна девочка жалуется возмущенно маме:

- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовёт меня Танька!

- А ты как его зовешь? - спросила мама.

-Я его вообще никогда не зову, - ответила Таня. Я просто  кричу: «Эй, ты!»

- Скажите, права ли Таня? Почему?

Таня не права. Надо всех друзей и знакомых называть по имени.

             

                   Задачки о правилах уважения .Обсуди с товарищем

                   

1.Нужно ли здороваться при встрече со знакомыми ребятами, например,

товарищами по двору?

2. Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?

3. Наташа и Иван сидят за партой в классе. Входит их одноклассница. Кто должен здороваться первым?

4. В дверях сталкиваются два мальчика, причём одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить?

5. Одна девочка жалуется возмущенно маме:

- Во дворе мальчишка, такой невежа, зовёт меня Танька!

- А ты как его зовешь? - спросила мама.

-Я его вообще никогда не зову, - ответила Таня. Я просто  кричу: «Эй, ты!»

- Скажите, права ли Таня? Почему?

6. Рефлексия.

Кто считает ,что вести себя культурно, говорить вежливо очень важно-поднимите ромашку

 Оцените свои достижения на уроке. Выберите и продолжите любое предложение.

7. Подведение итогов урока.

 Вспомните задачи, поставленные в начале урока. Всё ли мы выполнили?

Вы показали себя воспитанными детьми.

Теперь вы знаете, в каких случаях и как надо употреблять «волшебные слова».

Завершим урок игрой «Доскажи словечко» и соберем ромашку

8. Домашнее задание: с. 5 – 55 читать, ответить на вопросы; по желанию – придумать своё правило вежливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Правила вежливости "(УМК "Школа России")

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Правила вежливости "(УМК "Школа России")...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Правила вежливости" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру.Тема: "Правила вежливости".  Цели деятельности учителя: учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные ф...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Права ребенка" (УМК "Перспектива")

Представляю Вашему вниманию разработки конспектов по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Правила вежливости»

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Правила вежливости»...

Урок по окружающему миру по теме "Правила вежливости"

Правила вежливости( обсуждение ситуаций, проект)...

Открытый урок по окружающему миру на тему: "Правила безопасного поведения. Что вокруг нас может быть опасным?",2 класс

Тема: Правила безопасного поведения. Что вокруг нас может быть опасным?Цель: выявить потенциальную опасность окружающих предметов, правильное обращение с ними.Задачи: 1. Научить правильно и осторожно ...

Конспект открытого урока по окружающему миру по теме "Правила вежливости" УМК "Школа России" 2 класс

Урок изучения нового материала.Цели урока: Повторить вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях....