Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Ориентирование на местности"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Предмет:окружающий мир

    Класс:2г

    Тема урока:Ориентирование на местности.

    Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизонта по местным признакам. Развивать умение работать с иллюстративным материалом, решать задачи, делать выводы. Расширять знания по предмету. Воспитывать интерес к курсу «Окружающий мир».

    Планируемые результаты:

    • предметные:уч-ся научатся пользоваться компасом,ориентироваться по нему;ориентироваться по местным признакам;познакомятся с понятием горизонт;научатся различать стороны горизонта;

    • личностные:развитие логического мышления;воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его;учебно-позновательный интерес к новому материалу;

    Тип урока:изучения нового

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

      окружающего мира    

                       

    Челябинск 2016

    Предмет:окружающий мир

    Класс:2г

    Тема урока:Ориентирование на местности.

    Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизонта по местным признакам. Развивать умение работать с иллюстративным материалом, решать задачи, делать выводы. Расширять знания по предмету. Воспитывать интерес к курсу «Окружающий мир».

    Планируемые результаты:

    • предметные:уч-ся научатся пользоваться компасом,ориентироваться по нему;ориентироваться по местным признакам;познакомятся с понятием горизонт;научатся различать стороны горизонта;
    • личностные:развитие логического мышления;воспитания сосредоточенности, умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его;учебно-позновательный интерес к новому материалу;

    Тип урока:изучения нового

    Этап урока.

    Методы и приемы

    Хро-нометраж

    Содержание урока. Деятельность учителя.

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Орг. Момент

    Словес.: приветствие

    1 мин.

    -Здравствуйте,садитесь.

    Приветствуют учителя.

    2

    Мотивационный

    2мин

    Начинается урок,
    Он пойдёт ребятам впрок.
    Постарайтесь всё понять,
    Хорошо запоминать.

    Ребята, я очень рада вас видеть. А вы умеете надувать воздушные шарики? Давайте с вами это представим. Надули?

    Что дальше мы должны сделать?

    - Правильно завязать. А теперь улыбнитесь вашего соседу по парте и подарите шарик и с хорошим настроением продолжим наш урок.

    (учащиеся показывают смайлики )

    Слушают учителя

    Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    3

    Актуализация знаний.

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.:уст.упр

    5 мин.

    Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?Какую тему?

    О чём мы начали говорить?С чем познакомились?

    Отвечают на вопросы..

    4

    Постановка учебной задачи и ее решение

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.:уст. упр.

    .

    10 мин.

    - Ребята, внимание на доску. Вы видите картину знаменитого художника Васнецова «Богатырь на распутье». Она поможет нам определить тему нашего урока. Послушайте стихотворение, которое я прочту.

    «Бывало в сказках старый столб –

    Вещал богатырям:

    Пойдёшь направо – конь падёт,

    Налево – сгинешь сам,

    А прямо – ждёт тебя удача

    На всём твоём пути…

    Так помоги решить задачу,

    Куда ему идти?»

    - Как вы думаете, почему богатырь в раздумье, о чём он задумался? (Куда идти)

    Какую сторону он выберет? Почему? (остаться в живых).

    -Да, в разные времена у человека от его выбора зависело, останется ли он в живых или погибнет. В море или пустыне? И сейчас в наше время путешественники часто подвергаются опасности заблудиться, поэтому они должны хорошо уметь ориентироваться в знакомом и незнакомом месте.

    На доске появляется карточка ориентиры.

    -Как понимаете? (знакомые предметы).

    -Ребята, скажите, где находится наша школа? Какие ориентиры вы можете назвать?

    Улица Тургенева, магазин «Атолл», магазин «Магнит».

    -Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на вашем пути от школы до дома? (Ответы детей).

    -Давайте попробуем проделать путь мысленно от школы до стадиона «Ленина».

    (ребята называют слова «направо, налево, прямо и т.д.)

    В жизни не всегда можно определить стороны горизонта или в незнакомом месте знания: левый и правый – недостаточны. Вправо и влево от чего? Неизвестно. Нельзя даже идти прямо. Дело в том, что ширина шага правой ноги немного больше, чем левой. Поэтому человеку кажется, что он идёт прямо, и на самом деле с каждым шагом незаметно для самого себя заворачивает налево и в конце концов делает круг и возвращается к исходной точке. Недаром в старину говорили, что «леший кружит в лесах». А как быть на море или в

    пустыне, где все волны и пески похожи друг на друга?

    -Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ориентирование на местности).

    -Как понимаете ориентирование?

    Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.

    Прочитаем текст в учебнике на с.74.

    -Чему мы будем учиться на уроке? (Ориентироваться на местности)

    Слушают учителя.Отвечают на вопросы

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу

    Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умения выслушивать ответ товарища, не перебивая его

    5

    Решение частных задач

    Словес.: ответы на вопросы.

    Практич.: устное

    писм.упр

    практ.работа

    20 мин

    -Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе?

    Вызываю 3 учеников.

    -Я предлагаю одному из вас пойти на запад,

    второму – на юг,

    третьему – на восток.

    ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ. ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО.

    -Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?

    – Существует такой прибор.

    Загадка: Качается стрелка туда и сюда.

    Укажет нам север и юг без труда.

    (компас)

    -Что такое компас, для чего он нужен, кто уже видел компас?

    Нам растолкует словарь Ожегова.


    Компас – прибор, указывающий направление сторон света.

    -Прочитаем текст в учебнике на с.75.

    По данным историков компас был изобретён в Древнем Китае.

    1.-Откройте коробочки. Внимательно рассмотрите компас. Что можно рассказать о его устройстве? Почему стрелка окрашена красным и синим цветом?

    Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на

    острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.

    2.Работа в тетради. Уточним знания.

    -Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы ориентироваться по компасу? (Нет).

    -Почему? ( Нужно знать правила пользования компасом.)

    - Прочитаем в учебнике с.75.

    3.Работа по группам.

    -Положите компас на парту. Сориентируйте компас медленным поворачиванием корпуса и направлением стрелки на север С. Положите компас на ладонь.

    -Встаньте в один ряд. Сориентируйте себя относительно севера С.

    -Определите, какое направление показывает противоположный конец стрелки.

    Не допускать ошибки:

    -не поворачиваться самому, а крутить компас

    -не пытаться повернуть стрелку, т.к. магнитная стрелка всегда располагается вдоль магнитных линий Земли.


    Слушают учителя.Отвечают на вопросы.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

    Р: выполнять учебный действия в материализован., громкоречевой и умственной форме.

    Л: учебно-позновательный интерес к новому материалу

    6

    Физминутка.

    1 мин.

    Светофор.

    Выполняют упражнения

    Л:сохранение здровья

    Решение частных задач

    Практич.:.устное упр

    работа с учебником.

    Работа с учебником

    -Определите в классе предметы, которые находятся:

    1 стол – в северном направлении

    2 стол – в восточном направлении

    3 стол – в южном направлении

    ВЫВОД: -Для чего служит компас? (определение сторон горизонта)

    Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военным, путешественникам.

    Игра «Ориентирование на местности» или «Охота на лис». Спортивное соревнование с применением компаса. Смысл игры найти контрольную точку на местности и получить приз.

    Учёными доказано, что у птиц природный компас находится в клюве.

    Животные тоже хорошо ориентируются в пространстве.

    А как же человек? Предположим, что вы очутились в незнакомом безлюдном месте, например, в лесу, и не знаете дороги. Но вам известно, в какой стороне света расположено нужное место (дом или дорога). Да вот беда – компаса у вас нет. Как тут быть?

    Дети приготовили сообщения.

    1 стол – по Солнцу.

    2 стол – по Звёздам, Полярной звезде.

    3 стол – по Луне.

    Самый простой способ определить стороны света – по Солнцу. На рассвете (7ч) солнце находится на востоке (восходит), в полдень (12ч) – на юге, на закате (19ч) – на западе.

    «Дневная путеводная звезда».

    Результат приближённый. В полдень встать к солнцу спиной, и тень укажет направление на север. Раскинуть руки: слева будет запад, справа – восток.

    -А если солнце скрыто тучками? Или пасмурно?


    Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.

    Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.

    -Но не будете, же вы ждать ночи?

    По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.

    По местным признакам.

    -Назовите известные признаки рисунку.

    -Читать с.76.

    • Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;
    • Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)
    • Хвойные склоняются в солнечную сторону;
    • Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;
    • После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.

    По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.

    5.Работа в группах.

    Задания по карточкам:

    1. На отдельно растущем дереве ветки со стороны юга более длинные и густые, чем с северной. Можно ли ориентироваться по этому признаку в чаще леса? (нет, много деревьев, надо поискать отдельно стоящее дерево).
    2. Почему по мхам и лишайникам на стволах деревьев не всегда правильно удаётся определить направление на север и юг?(посмотреть много деревьев)
    3. Как найти южное направление по стволам группы хвойных деревьев? (смола, иглы длинные, склоняются на юг).

    -Имейте в виду, что умение определять стороны горизонта без компаса бесполезно, если вы не знаете, какая из этих сторон вам нужна.

    Поэтому, входя в лес или гуляя по незнакомой местности, старайтесь запомнить, в каком направлении вы идёте. Если вы шли в северном направлении, значит, возвращаться будете в южном; если шли на запад, возвращаться нужно на восток и т.д..



    Читают учебник.Моделируют

    Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

    Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

    7

    Итог урока. Рефлексия.

    5 мин.

    -Вспомните, я предлагала одному пойти на запад, второму – на юг, третьему – на восток.

    -Можете ли вы теперь определить, в каком направлении нужно двигаться?


    -Я предлагаю каждой группе пойти в этом направлении и найти спрятанный конверт.

    Открыв конверт, прочитайте слово.

    ВСЕ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ !

    Отвечают на вопросы учителя.

    Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

    8

    Домашнее задание

    1 мин

    Читать тексты в учебнике, работа в тетради.

    Записывают домашнее задание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

    Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

    Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России" + презентация

    Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориент...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Ориентирование на местности" УМК "Школа России"

    Конспект урока по окружающему мируТема: «Ориентирование на местности»Цели деятельности учителя: закрепление ориентирования по местным признакам и по компасу; умение ориентироваться по солн...

    Конспект урока по окружающему миру на тему: "Ориентирование на местности", 2 класс, УМК "Школа России".

    Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу; формирование навыка коммуникативного общения. Планируе...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ. « Ориентирование на местности»

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ. « Ориентирование на местности»...

    Конспект урока по окружающему миру "Ориентирование на местности" " (2 класс) (УМК Школа России)

    Цели деятельности учителя: формирование представления обучающихся, что такое ориентирование на местности; умение ориентироваться по компасу.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое ориенти...