ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Юсупова Гульчачак Сагмановна

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "ГЛОБУС-МОДЕЛЬ ЗЕМЛИ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы  13.10

Учитель: Юсупова Г.С.

Учебный предмет

окружающий мир

Класс

2

Тип урока

урок применения новых знаний

Тема урока

Глобус – модель Земли

Цель урока

создание условий для овладения обучающимися знаниями о   глобусе ,  для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);  , способствующих более эффективному усвоению обучающимися понятия «глобус»; формирования чувств  любви к окружающей природе, Родине.

Задачи урока

Образовательные: способствовать формированию представления о глобусе и его использовании, учить и понимать его назначение, видеть, понимать географическое пространство.

Развивающие: совершенствовать умение рассматривать, анализировать и делать выводы в процессе работы с текстом  и информацией слайдов, умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей учебной деятельности. 

Воспитательные: формирование гражданственности и патриотизма, способствовать познавательному интересу учащихся.

Основные термины, понятия

Модель, глобус, параллели, меридианы, сетка на глобусе, уникальность планеты Земля, полюсы, земная ось.

Планируемый результат

Предметные умения

  •   уметь выделять признаки, присущие модели Земли- глобусу на основе наблюдений.
  • Уметь выполнять практическую работу на основе полученных знаний.
  • уметь наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать делать выводы;

  • уметь видеть и беречь красоту родной природы родного края.

 Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в парах;

 -оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

 

 Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Работа в группах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция:

А.А Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан "Окружающий мир";

Рабочая тетрадь, раздаточный материал для учащихся (листы с заданиями).

Технические средства обучения:

компьютер,

медиапроектор,

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point «Глобус – модель Земли

V. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику.

Практическая работа.

Обобщение

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок окружающего мира, на котором вы продолжите раскрывать секреты того, что нас окружает.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник,  тетрадь, пенал.

- Почему это важно?

Выскажите свои мысли

Послушайте и скажите, чему будет посвящён наш урок?

На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Какие важные два шага мы должны сделать?

- Будем работать все вместе, затем в парах, а потом в  группах.

-Всё у нас получится!

Чем будем заниматься на уроке? Составим план урока.

- Обратите внимание, что такое глобус?  Найдите по словарю – Работа со словарём

Обратите на следующие сведения: «В переводе с латинского языка “глобус” означает “шар”. Глобус позволяет хорошо представить шарообразную форму Земли. Почему шарообразную, а не шар? Потому что у полюсов она немного сплюснута».

Почему так?

Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару,  не выходя из класса.

Вспомним, как доказывали люди шарообразность Земли? (работа по учебнику)

Стр.29, дети вспоминают доказательства шарообразности земли

Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании  на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.

Работа в группе : Во всём ли глобус похож на Землю?

1 группа   все, что изображено синим цветом

2 группа  - желтым и коричневым

3 группа  -  зеленым цветом

Почему глобус сделали вращающим?

- Рассмотрите глобус более внимательно. Обратите внимание на тончайшую сеть линий, которые покрывают модель Земли. Для чего нужны эти линии на глобусе?

- Обратите внимание на круговые линии, которые соединяют Северный полюс Земли с Южным полюсом. Эти линии называют меридианами (записывает на классной доске). Мысленно совершая путешествие по любой такой линии, обязательно окажешься либо на самой северной точке Земли - Северном полюсе, либо на самой южной - Южном полюсе.

Слово «параллель» произошло от греческого «параллелос» - «идущий рядом» (термин записывает на классной доске). Это линии, которые сколько бы рядом они ни шли, никогда не пересекутся.

- Это экватор (термин записывает на классной доске).

Найдите в словарике значение слова «экватор». Экватор делит земной шар на две равные части, на два полушария - Северное и Южное.  

Наша Родина находится в Северном полушарии.

-

Параллели и меридианы - это воображаемые линии. Их нет на поверхности нашей планеты. Их не увидишь по дороге из дома в школу. Эти линии люди провели на глобусе, чтобы определять точное положение того или иного места на поверхности земного шара.

Далее организует работу в парах. Для наглядности также может продемонстрировать разрезы апельсинов или яблок «по параллелям» и «меридианам».

- Возьмите обычную нитку и определите с ее помощью длину различных меридианов на глобусе.

- Что вы можете сказать о них?

- А сейчас определите с помощью нитки длины параллелей. Что о них можете сказать?

- Самая большая параллель - это экватор. Длина параллелей уменьшается в сторону полюсов.

- Какие самые короткие параллели?

А теперь, мы попробуем сами подписать на макете, где находятся параллели, меридианы, экватор

- Когда мы смотрим на глобус, то как будто превращаемся в космонавтов, которые видят нашу планету из космоса. Что сразу бросается в глаза?

- Почему глобус наклонили?

- Что это за стержень на Северном полюсе?

- Можно потрогать или увидеть земную ось?

- Что можно показать на глобусе?

- На глобусе производят различные измерения: определяют расстояния, высчитывают площади, находят географические координаты нужных точек.

-

Дети самостоятельно составляют план, учитель корректирует

Обучающиеся проводят эксперимент: вырезают из плотной бумаги две полоски размером 3 см на 40 см. Положив полоски крест-накрест, склеивают их так, чтобы середины полосок совпали; 4 свободных конца склеивают и получают «шар». Когда засохнет клей, в месте склейки делается маленькое отверстие, в которое просовывается остро отточенный конец карандаша на глубину 3-5 см. Обучающиеся видят, что во время вращения шара его верхняя и нижняя части сплющиваются, а центральная часть раздувается.

Вывод: как и все вращающиеся шары, наша Земля тоже сплюснута у полюсов и раздута в средней части

- Получить точные знания о форме Земли помогли искусственные спутники Земли. Облетая Землю, спутники все время посылали на Землю радиосигналы — сообщения о своем удалении от центра Земли. По этим сигналам электронные машины определили высоту полета спутников, а специальные пишущие устройства помогли «нарисовать» форму планеты. Оказалось, что наша планета вовсе не правильный шар.

- Эти линии на глобусе помогают определять точное местоположение тех или иных земных объектов.

Работа в группе: Один учащийся показывает на глобусе соседям как совершает «путешествие» по меридиану от самой северной точки Земли до самой южной. А сосед показывает на глобусе меридиан, от Южного полюса до Северного; находят на глобусе экватор и параллели.

Работа в парах.

С помощью обычной нитки сопоставляют длину меридианов и параллелей на глобусе.

Договариваются между собой, осуществляют проверку в паре; выступает делегат от пары.

- Меридианы имеют одну и ту же длину.

- Параллели - линии постоянной широты, идущие параллельно экватору.

- Самые короткие параллели — это Северный и Южный полюса.

- Глобус немного наклонен. В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца.

- Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.

- На самой Земле никаких видимых полюсов-точек нет, и земную ось увидеть и пощупать нельзя.

- На глобусе можно показать, как происходит суточное вращение Земли, видеть угол наклона земной оси.

V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Самостоятельная работа

Работа в группах:

1 группа –

 1. Могут ли люди, оказавшись на Северном полюсе, дотронуться до оси вращения Земли?

2. Если ты стоишь на Южном полюсе, какое полушарие ты видишь?

3. Дополните предложения.

Глобус – это …Земли. Он какой … На нем хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря.  Линии, которые соединяют полюса, называются…, а линии, которые расположены параллельно экватору называются…

  1. группа -  
  1. По какой параллели можно совершить самое длинное   1. кругосветное путешествие?
  2.  На какие две полушарии делит экватор

 земной шар?

3. Дополните предложения.

Глобус – это …Земли. Он какой … На нем хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря.  Линии, которые соединяют полюса, называются…, а линии, которые расположены параллельно экватору называются…

  1. группа  -
  1. Можно ли совершить самое длинное кругосветное путешествие по меридиану?
  2. На каком полушарии находится Россия и Башкортостан?

3. Дополните предложения.

Глобус – это …Земли. Он какой … На нем хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря.  Линии, которые соединяют полюса, называются…, а линии, которые расположены параллельно экватору называются…

-

- Сегодня мы познакомились с экватором, меридианом, Северным и Южным полюсами. На Земле, когда мы гуляем, можем ли увидеть меридианы и параллели?

Наша Земля уникальна, и требует от нас бережного отношения.

Чтение учеником стихотворения Е.Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой.
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса.
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!».
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу.
Я сберегу вас, сберегу

- Люди не могут дотронуться до оси вращения, так как ось вращения Земли воображаемая.

- Южное

- По экватору.

        

        - Северное, южное

- Нельзя, так как все меридианы по длине равны между собой.

        

        - Северное,

VI. Домашнее задание

Слепить из пластилина модель земного шара, использовав все знания, которые мы получили на уроке.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

VII. Итог урока.

Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке.

Организация подведения итогов урока обучающимися.

Предлагает обучающимся оценить свою работу на уроке.

Обсуждение контрольных вопросов, помещенных в конце параграфа.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

- Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

- Для того чтобы увидеть нашу планету, необязательно лететь в космос. Что придумали ученые?

- Что изображает глобус?

- Что за круговые линии на глобусе?

- Как называются самая северная и самая южная неподвижные точки земного шара? Покажите их на глобусе.

- Как называется условная линия, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария? Найдите и покажите ее на глобусе

- Какова форма Земли?

- Одинакова ли форма Земли с формой глобуса?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

- Глобус - модель земного шара.

- На глобусе изображены суша, вода.

- Это параллели и меридианы.

- Форма Земли — шарообразная.

- Наша Земля - это огромный шар, сплющенный у полюсов, к такому мнению пришли ученые. Но поверхность Земли тоже не идеально ровная. В одних местах высятся горы, в других - раскинулись равнины, в третьих – находятся впадины. Если принять во внимание все неровности поверхности Земли, то ее форму не опишешь даже самым сложным математическим выражением. Поэтому было принято считать поверхностью Земли ее водную гладь, мысленно продолженную под материками. А образованная в результате фигура получила названиегеоид




1 группа

 1. Могут ли люди, оказавшись на Северном полюсе, дотронуться до оси вращения Земли?

2. Если ты стоишь на Южном полюсе, какое полушарие ты видишь?

3. Дополните предложения.

Глобус – это …Земли. Он какой … На нем хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря.  Линии, которые соединяют полюса, называются…, а линии, которые расположены параллельно экватору называются…

  1. группа
  1. По какой параллели можно совершить самое длинное  кругосветное путешествие?
  2.  На какие две полушарии делит экватор

 земной шар?

3. Дополните предложения.

Глобус – это …Земли. Он какой … На нем хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря.  Линии, которые соединяют полюса, называются…, а линии, которые расположены параллельно экватору называются…

  1. группа  
  1. Можно ли совершить самое длинное кругосветное путешествие по меридиану?
  2. На каком полушарии находится Россия и Башкортостан?

3. Дополните предложения.

Глобус – это …Земли. Он какой … На нем хорошо видно, как расположены материки, океаны, моря.  Линии, которые соединяют полюса, называются…, а линии, которые расположены параллельно экватору называются…

Распределите роли:

  • кто будет выразительно читать задание
  • кто будет вести запись
  • кто расскажет
  • кто будет выступать

Распределите роли:

  • кто будет выразительно читать задание
  • кто будет вести запись
  • кто расскажет
  • кто будет выступать

Распределите роли:

  • кто будет выразительно читать задание
  • кто будет вести запись
  • кто расскажет
  • кто будет выступать

Стихотворение  Е.Шкловского «Ты береги нас»

  1. Смотрю на глобус – шар земной.
    И вдруг вздохнул он, как живой.
    И шепчут мне материки:
    «Ты береги нас, береги!»

  1. В тревоге рощи и леса.
    Роса на травах, как слеза.
    И тихо просят родники:
    «Ты береги нас, береги!»

  1. Остановил олень свой бег:
    «Будь Человеком, человек.
    В тебя мы верим – не солги,
    Ты береги нас, береги!».

  1. Грустит глубокая река,
    Свои, теряя берега.
    И слышу голос я реки:
    «Ты береги нас, береги!»

  1. Смотрю на глобус – шар земной,
    Такой прекрасный и родной.
    И шепчут губы: «Не солгу.
    Я сберегу вас, сберегу



Итог урока

  • Что нового ты сегодня узнал для себя?
  • В чем испытал(а) затруднения?
  • Кто порадовался ответам соседа?
  • Оцените свою работу на уроке

Итог урока

  • Что нового ты сегодня узнал для себя?
  • В чем испытал(а) затруднения?
  • Кто порадовался ответам соседа?
  • Оцените свою работу на уроке

Итог урока

  • Что нового ты сегодня узнал для себя?
  • В чем испытал(а) затруднения?
  • Кто порадовался ответам соседа?
  • Оцените свою работу на уроке

Итог урока

  • Что нового ты сегодня узнал для себя?
  • В чем испытал(а) затруднения?
  • Кто порадовался ответам соседа?
  • Оцените свою работу на уроке

http://vserisunki.ru/papka3/planetazemlya/zemlja_3.png

http://vserisunki.ru/papka3/planetazemlya/zemlja_3.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...