Использование ИКТ на уроках окружающего мира
статья по окружающему миру на тему

Чиркова Елена Владимировна

Формирование и развитие таких ключевых компетенций, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные, на уроках окружающего мира с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чиркова Елена Владимировна, учитель начальных классов.

ГБОУ Школа № 1929.

Использование ИКТ на уроках окружающего мира.

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный,   но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят  информационно-коммуникационные технологии.  Использование ИКТ на уроках   окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Теперь каждый учитель может проводить уроки по-новому, увлекая детей, представляя информацию более наглядно, разнообразно.

ИКТ позволяет демонстрировать на уроке: фотографии животных, растений, памятников, городов, известных людей и др., отсканированные иллюстрации книг, карты и др., схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы на различные темы, аудиозаписи «Голоса животных», и др., музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала (анимация, видео, звук).

Этап усвоения новых знаний (послайдовое изложение материала, таблицы, схемы, анимация)

Этап закрепления новых знаний (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера).

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

Одна из наиболее доступных для применения в работе программ — Microsoft Power Point. Тематические презентации, которые представляют собой электронное сопровождение к текстам учебника, значительно экономят время учителя, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Иллюстрации, видео фрагменты помогают учащимся совершить виртуальное путешествие по странам, городам, побывать в прошлом.

Microsoft Power Point можно также использовать и для тестирования.   Тесты позволяют достаточно оперативно выявить уровень знания учащихся.

Слайд – шоу, созданное в программе Windows Movie Maker, позволяет расширить рамки учебника и показать завораживающую красоту животного и растительного мира.

Еще одно из направлений использование ИКТ — использование готовых программных продуктов. Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия» включает тематические уроки, анимированные интерактивные задания. В уроки включены игровые тестовые задания, загадки, видеофрагменты, занимательные факты. Материал, представленный в доступной форме, способствует развитию познавательного интереса школьников.

Психологические особенности ребенка начальной школы выдвигают необходимость представления им информации во всех ее проявлениях, с учетом чего мы считаем использование компьютеров просто необходимым на уроках окружающего мира. Это подтверждается и данными современных исследований:  в памяти человека остается 1/4 часть  услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременного, 3/4 части материала, если ученик был вовлечен в активные действия. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности обучения, раздвигает возрастные возможности обучения.

Не отрицая значимости классических принципов дидактики, мы пришли к пониманию того, что сегодня появилась возможность представить принципы активизации познавательной деятельности (принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции) в новом свете при помощи такого инструмента, как компьютер.  Так, например, накопленный опыт применения на уроках компьютерных презентаций  в программе Power Point, позволил нам выявить и обобщить факторы их положительного влияния на активизацию познавательной деятельности учащихся, а именно:

  • уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюс-траций и видеосюжетов.
  • слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка.
  •  использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке.

 Рассмотрим реализацию некоторых компьютерных технологий на примерах интегрированных уроков окружающего мира.

На уроке по теме: «В гости к осени», ребята знакомятся с осенними изменениями в живой и неживой природе. При объяснении нового материала изображение выводится на экран при помощи мультимедийного проектора. Яркие иллюстрации, разнообразие красок, помогает показать учащимся завораживающую красоту осени, расширить представления детей о признаках осени и изменениях в живой и неживой природе. Закрепление материала проходит в форме теста за компьютером. Ребята самостоятельно отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, делают выводы. Затем, на макбуках мы с ребятами в течение недели выполняли Проект-мультфильм «Осенние листья», который стал первым опытом учащихся в мультипликации. На фоне осеннего пейзажа летят осенние листья, звучат дикторский текст и музыка. Учащиеся знакомятся с основными этапами работы над мультпроектом – разработка сценария, декорации, съемка, монтаж, звуковое оформление. Поскольку это первый проект такого типа, в нем велика доля учительского участия. Он выполняет большую часть работы с ИКТ, поочередно подключая детей в моменты съемки и озвучивания. Такие проекты мы с ребятами выполняем во внеурочное время. А разве можно ученикам объяснить «Природные явления» без использования компьютера. Очень скучно. С использованием средств ИКТ это превращается в сплошное удовольствие. Была показана презентация, ученики загадывали загадки, делали мини-доклады. На макбуках, в программе ArtRage, ребята нарисовали красивую радугу.

Программа ArtRage имитирует рисование на обычной бумаге привычными инструментами: карандашом, кистью, фломастером, пастелью. Со всеми возможностями компьютерной графики целесообразно знакомиться на уроках изобразительного искусства, где старания ученика направляется и поддерживается опытным специалистом. Предлагаются к изучению темы: Рисуем радугу, Рисуем космос. Сохраненные в электронном виде рисунки удобно оформить в виде Книги в программе iPhoto.

Изучая зимние изменения в природе, мы с ребятами работали над проектом «Зимние зарисовки», главной целью которого было привить детям основы экранной культуры, научить серьёзно относиться к любому новому делу и отвечать за качество выполненной работы. Показать важность успешности изучения школьных предметов. Заложить основы детского коллектива.

Итог, результат: создание фильма из подобранных фотографий (из интернета или сделанными на прогулке на школьном дворе, или на каникулах) с коллективным рассказом о зиме.

Конечно же, такие проекты не делаются в одночасье. Хочу привести пример плана работы над проектом «Зимние зарисовки»:

 1 урок – Развитие речи.  Обсуждение с учениками, что они хотели бы рассказать о зиме и какие фотографии для этого понадобятся.

2 урок – ИЗО. Обсуждение художественных достоинств отснятого материала. Создание живописных работ с зимними зарисовками.

3 урок – Развитие речи. Сочинение рассказа к подобранному фотоматериалу. (Уместна групповая работа).

4 урок – Информационные технологии. Упорядочивание фотографий на монтажной линейке. Озвучивание рассказа о зиме. Уместна групповая работа с обсуждением и озвучиванием фрагментов рассказа участником проекта или учителем.

5 урок – Информационные технологии. Работа над проектом. Вставка заголовка, переходов между клипами, музыкального сопровождения.

Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-целостному постижению окружающего мира.

Таким образом, свои задачи мы видим в том, чтобы сделать годы учёбы радостными, не отталкивать от себя детей, а стать им другом и товарищем, жить с ними одной жизнью и ИКТ одно из средств, которое успешно реализует эту задачу. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть лучше этого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

  У каждой новой технологии есть свой принципы:  принцип мастер – класса такой: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». Сегодня я выступа...

"Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе"

В статье представлен опыт работы, тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе  с использованием ИКТ....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

Эффективность применения ИКТ на уроках....

Использование ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах как средство развития ключевых компетенций.

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения.  Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникаль...

Использование ИКТ на уроках окружающего мира

С данным сообщением выступала на районном МО учителей начальных классов....

статья "Использование ИКТ на уроках окружающего мира"

Используя информационные технологии на уроке можно увеличить объем тренировочных упражнений, активизировать внимание учащихся, их мотивацию к учебной деятельности, к предмету....