Урок по развитию речи: "Времена года. Осень"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Сегодня мы с вами поговорим об осени, уточним и обобщим все знания полученные на уроках. И узнаем что-то новое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Веселый зазвенел звонок,

Давайте же начнем урок,

Работать вместе будем,

Всё важное обсудим.

На урок к нам пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь им! Чтобы урок наш получился интересным и полезным, вы должны постараться показать свои знания, которые вы получили на уроках развития речи. Я думаю: у нас всё получится

Начнём урок с речевой минутки, вспомним скороговорку. 1 слайд

Послушайте загадку.

Четыре ковра рукодельницы ткут.

Один за другим их на землю кладут:

белый, зеленый, пестрый и желтый.2,3,4,5. слайд

- О чем эта загадка? О каких временах года?  А какое время года вы любите? -  и за что:?

 6 слайд  Сегодня мы совершим увлекательное путешествие. А вот куда, вы догадаетесь сами! Рассмотрите фотографии и скажите, какое время года  изображено?

  Мы совершим путешествие в красочный мир осени!

  7 слайд Сегодня мы с вами поговорим об осени, уточним и обобщим все знания полученные на уроках. И узнаем что-то новое.

 8 слайд Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.

Это стихотворение написал А.С. Пушкин.

А вы любите осень? Почему вы любите осень?

Назовите осенние месяцы ? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя.) 9 слайд

- Как можно назвать осень в октябре? (Золотая.) 10 слайд

- как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.) 11 слайд

Какой месяц идёт сейчас?- 12

Октябрь уж наступил –

Уж роща отряхает

Последние листы

С нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад,

Дорога промерзает,

Журча, еще бежит за лестницу ручей.

Но пруд уже застыл...

                                              (А.С.Пушкин.)

Октябрь. В осеннем лесу тишина. Лишь иногда шаловливый ветерок нарушит лесной покой, листья зашуршат, закружатся в осеннем карнавале, упадут на землю листопадным дождём.

 13    Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? Какое настроение вызывает листопад? -----Грусть , но она приятная, воспоминания о лете.

 Совсем скоро деревья сбросят последнюю листву. Листопад сегодня и в нашем классе (Учитель раздаёт жёлтые листочки клёна, тополя, липы, а дети трогают их, нюхают, говорят, чем им нравится осень).

Положите на ладонь лист клёна, поздоровайтесь с осенью. На что похож лист? С чем можно сравнить? Издалека листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмешь в руки лист - каких цветов тут только нет! Какие вы разглядели цвета?

Осень будто обожгла зеленый лист, и он заполыхал. Приложите лист к щеке. Что почувствовали? Что подсказал осенний лист?

Ученики: Прохладу осени, оставшуюся теплоту, грусть, красоту осеннего леса.

- Я поняла, что вам нравится осень своими разноцветными листьями, яркими цветами, душистыми сочными плодами, тёплым и не жгучим солнышком.

     14    Но не у всех деревьев опадают листья, есть и такие, что зимой и летом- одним цветом. Кто знает о каких деревьях идёт речь?

Сосна и ель.   

  15 Что вы можете сказать о ветке сосны? ( крепкая, длинные хвоинки

- Что вы можете сказать о ветке ели? (крепкая, густые хвоинки, зелёные иголочки).

  16  Игра с какого дерева лист ? Назови. Лист клёна- кленовый лист и т.д.

 17, 18, 19, 20

    21- Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, солнечных дней стало меньше.)

 22- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое облачное.)

  23 Дождь бывает какой? -А кто знает какой дождик бывает? (сильный, косой, моросящий- картинки)

Составь рассказ об осени – учебник

     24Как  животные готовятся к зиме.

меняют шкурку,   25

делают запасы на зиму.) 26

Впадают в спячку   27,28, 29

Не делают запасы на зиму 30

Учебник  35

Перелётные птицы  31

Как летят птицы 32

Как летят птицы 33

Летят днём  34

Летят ночью  35

Как люди готовятся к зиме?

- Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму.)

 

Игра « Весёлые стихи» (Правильно – хлопаем, неправильно – топаем и объясняем).

Под осень лист берёзовый

Абсолютно  розовый. (Не  розовый, а жёлтый.)

                                            У сосны иголки,

Короче, чем у ёлки. ( Не короче, а длиннее.)

Осенью в стужу

Гуляем мы по лужам. (Не гуляем, а сидим дома.)

                                             Чтоб было осенью тепло,

                                             Наденем на себя пальто. (Это правильно.)

Давайте поиграем в мяч. Я буду задавать вопрос и кидать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

- Сколько времён года вы знаете?

- Какие времена года вы знаете?

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц?

- Какой месяц был перед ним?

- Какой месяц будет следующий?

- Что выглядывает из-за туч?

- Какого цвета листья осенью?

- Какой ветер дует осенью?

- Что делает дождь?

- Что делают птицы?

- Молодцы. Мы назвали признаки осени. Повторим их.

Что лишнее?

        Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

        Зима, весна, осень, февраль.

        Скажи наоборот

        Ясный - пасмурный

        Дождливый-…

        Теплая-…

        Поздняя-…

        Отгадай загадки

          Кто всю ночь по крышам бьет

    Да постукивает,

    И бормочет и поет,

    Убаюкивает?

                    (Дождь.)

    Пришла без красок и без кисти

    И перекрасила все листья?

                     (Осень.)

    Летом вырастают,

     Осенью опадают.

                     (Листья.)

7.  Итог урока

- О каком времени года беседовали на уроке?

- Назовите осенние месяцы?

- Что бывает только осенью?

Нарисовать осенний пейзаж

 

 

Листья

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Н. Нищева

Дети кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо. Снова кружатся на носочках.

5.»Исправь ошибки». Дети отвечают полным ответом.

Определите, что неправильно я буду говорить.

Осенние месяцы - февраль, март, июнь.

Дети осенью загорают, купаются.

Осенью солнце припекает, трава зеленеет.

Осенью дети надевают сарафаны, сандалии, шорты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ориентирование во времени: время года "Осень". Признаки времени года".

Коррекция и развитие сенсорных процессов и психомоторики учащихся....

Коррекционное занятие по развитию речи Времена года. Зима.

Конспект коррекционного занятия по развитию речи в 1 классе СКОУ VIII вида...

Стенды по развитию связной устной речи "Времена года".

Материал "Времена года" предназначен для оформления стендов по развитию устной связной речи в кабинете логопеда. Стенды мобильные, предполагают дополнение наглядным материалом. Серия включае...

Конспект занятия по развитию речи: "Времена года"

Обобщение знаний о временах года, развитие речи, обогащение словарного запаса. ...

Урок развития речи "Экскурсия в осенний лес" Осень, осень...

Осень – это самое загадочное время года. Она подкрадывается тихо и незаметно. Осеннее дуновение ветра и лёгкая прохлада окутывает землю ещё с конца августа. А с первым сентябрьским днём всё стан...

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом задержка психического развития (ЗПР). Тема: «Времена года. Осень».

Цели:закрепление знаний о временах года.Систематизирование представления о цикличности времён года;осень, признаки осени....

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.»  с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира. Учитель: Ушакова Валентина Николаевна....