Урок окружающего мира "В царстве грибов"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

В построении урока реализуется деятельностный подход к организации учебной работы, что позволяет формировать у учащихся умение осознавать учебную задачу, планировать свои дей­ствия, осознанно их выполнять, осуществлять самоконтроль,  проводить самооценку.Цели урока определены четко и однозначно с учетом специфики и возможностей обучающихся. Формулировка целей работы учителя и работы учащихся на уроке правильно дифференцируются и диагностичны  и для учителя, и для учащихся по содержанию. Цели урока отражают образовательную, воспитательную и развивающую  возможности урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mir_3_kl.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Место проведения

ГБОУ СОШ с.Малячкино

Уровень проведения

Школьный

Дата проведения

27.11.2015

Автор УМК (программы учебного курса)

А.А.Плешаков УМК «Школа России»

Тема урока

В царстве грибов

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель

Познакомить учащихся с царством грибов.

Задачи

Образовательные: характеризовать грибы как особое царство живых организмов; определять значение грибов в природе; выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба; приводить 2-3 примера грибов растущих в данной местности.

Развивающие: расширение кругозора учащихся; развитие познавательного интереса через элементы исследования.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе родного края, самостоятельности, ответственности за выполненную работу.

Формируемые УУД

Познавательные:  анализировать объекты с выделением существенных признаков; находить в тексте ответ на вопрос; устанавливать причинно-следственные связи; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (природа, неживая /живая, группы растений).

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию, использовать в общении правила вежливости.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; интерес к предметно-исследовательской деятельности; понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; интерес к познанию окружающего мира.

Этап урока

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые способы деятельности

1.Самоопределение к деятельности.

1.Звуки леса

http://zvuki-tut.narod2.ru/les/Les.mp3

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте улыбнёмся нашим гостям, мне, друг другу. С хорошим настроением начинаем урок. Садитесь.

- Нам предстоит сделать много новых открытий. Поэтому будьте внимательны.

1. Звуки леса

Предлагает послушать аудиозапись и представить, где оказались, организует эвристическую беседу.

Слушают с закрытыми глазами звукозапись, представляют, строят предположения.

Вступают в диалог с учителем и одноклассниками, доказывают свои высказывания.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

2. Актуализация знаний.

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Какая бывает природа?

Кластер

Природа

Живая                         Неживая

- Что относится к живой природе?
- А что относится к неживой природе?
- Итак, вы доказали, что… (Кластер составляется на доске)

                             Природа

           Живая                       Неживая

 Растения     Животные

Слушают учителя и отвечают на вопросы. Составляют кластер.

Ориентироваться  в системе своих знаний.

Доносить свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

3.Постановка учебной задачи

2.Фрагмент видеоурока «Разнообразие плодовых тел грибов»

http://interneturok.ru/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov?seconds=0

- А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

- Верно. Грибы – это удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Они поражают нас многообразием поразительных форм («Разнообразие плодовых тел грибов»).

2.Фрагмент видеоурока

Отгадывают загадку, высказывают предположения.

Смотрят фрагмент видеоурока «Разнообразие плодовых тел грибов» Комментируют просмотренный фрагмент

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

4.Физкультминутка.

https://www.youtube.com/ 

3.Анимационная физминутка

«Веселые грибочки»

Дети выполняют движения под музыку.

5. Открытие нового знания

3.Виды шляпочных грибов

http://interneturok.ru/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov?konspekt

4.Анимация «Грибница»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8190fb18-2a11-46e3-8217-5456ff698b7b/%5BNNSCH_101%5D_%5BMA_039%5D.swf

5.Интерактивное задание

«Строение шляпочного гриба».

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/%5BBIO6_08-53%5D_%5BIM_01%5D.SWF

Комментирует новую информацию, организует её обсуждение.

– Итак, сегодня мы вспомним всё, что нам известно о грибах, и узнаем много нового.

Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

– Раз вы такие опытные грибники, отгадайте, о каких грибах сказано в загадках:

1. На пеньке растут в лесу

 Эти дружные ребята,

 Называют их… (опята).

2. Серенькие шапки,

 Рябенькие ножки,

 Под березою растут,

 Как, скажите, их зовут? (Подберезовики.)

3. В блестящей темной шапочке

 Средь молодых сосенок

 Растет грибок… (масленок).

4. Растут в лесу сестрички,  

 Рыжие… (лисички).

5. Люблю я в разных шапках быть:

 То в красной или сероватой,

 То в желтой, то в зеленоватой.

 Собирай, не мешкай,

 Это… (сыроежки).

6. Я стою на ножке толстой,

 Я стою на ножке гладкой,

 Под коричневою шапкой

 С нежной, бархатной подкладкой.  (Боровик.)

– Какие это грибы? Можно их положить в лукошко?

7. У него невзрачный вид,

 Воланчик на ножке его не украсит.

 Ты не трогай этот гриб,

 Учти – он очень ядовит,

 Не бери его с полянки,

 Не нужны тебе… (поганки).

– Как вы думаете, грибы –  это живая или неживая природа? Почему?

– А к какому царству живой природы можно отнести грибы? (К  царству  растений.) Почему?

– А какие части растений нам известны? Есть ли они у грибов?

– А еще мы знаем, что растения создают нужные для своего роста органические вещества. А грибы так «не умеют».

– Можем ли мы отнести грибы к миру растений? А к миру животных?

– Так что же такое – грибы?

– Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

(Кластер дополняется.)

                             Природа

                    Живая                         Неживая

 Растения  Животные   Грибы

– Найдите в учебнике ответ на вопрос: «Из каких частей состоит гриб?»

– Все эти грибы называются шляпочными.

(Кластер дополняется.)

                             Природа

                    Живая                         Неживая

 Растения  Животные   Грибы

                                  Шляпочные

3.Виды шляпочных грибов

Шляпка играет важную роль в жизни гриба. В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть, имеют название «плодовое тело».

– А теперь посмотрим на подземную часть гриба.

4.Анимация «Грибница»

- На что она похожа?

(Состоит из нитей, как паутина.)

– Какое название вы бы ей дали?

– А на самом деле подземная часть гриба называется грибницей (или мицелием).

5.Интерактивное задание

«Строение шляпочного гриба».

- А вы знаете, что однажды произошло в Царстве грибов? Хотите узнать? Слушайте внимательно.

Грибы всегда живут по соседству с деревьями. Но однажды деревья обвинили грибы в грабеже. «Вы воруете у нас питательные вещества. Срастаетесь с нашими корнями и живёте за наш счёт. Мы уходим от вас». Грибы ответили: «Не уходите, мы же наводим порядок, разрушаем остатки растений и животных, образуем перегной». Но, как ни старались упросить их грибы, ничего не помогло. Все деревья ушли подальше от царства грибов. Прошло время - грибов становилось всё меньше и меньше - им действительно не хватало пищи, взять они её могли только у деревьев. Но и деревьям было несладко. Они стали, хуже расти, чахнуть, а ещё каждый год засыпала их осенняя листва и горы листьев добрались до макушек деревьев. Деревья никак не могли понять, почему их самочувствие ухудшается, и почему не исчезают опавшие листья с земли, а заваливают их до самой макушки. Поняли деревья, что совершили ошибку и попросили прощения у грибов. Грибы их простили, и всё стало по - прежнему. Грибы стали лучше расти, ведь теперь им хватало питания. Деревья тоже стали быстрее расти и засохшие листья куда- то исчезли. Но секрета своей важности для деревьев грибы так и не открыли. А деревья до сих пор мучаются в догадках, почему же им стало так плохо без грибов.

- Давайте все вместе проведём маленькое исследование, чтобы узнать, почему деревьям плохо без грибов?

Цель: Выяснить, что же связывает деревья и грибы друг с другом.

- Что получают грибы от деревьев?

- что же деревья получают от грибов?

- А что делают корни деревьев в земле? (всасывают воду и минеральные соли)

- А как связана грибница и корни деревьев? (Срастаются)

- А если грибница срастается с корнями деревьев, то какую помощь оказывает деревьям?

- Куда исчезают все засохшие листья под деревьями, старые пни, упавшие сучья?

- Так почему деревьям плохо без грибов? Какой сделаем вывод?

Вывод: Грибы помогают расти деревьям. Они доставляют воду и перерабатывают остатки живых организмов.

- Проведя исследование, мы сделали открытие, и узнали, как связаны между собой грибы и деревья.

Такая связь называется взаимной или симбиотической.

А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные жители.  Грибы – богатство леса. К ним нужно бережно относится.

- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогриб хлопьеножковый, грифола курчавая, паутинник фиолетовый.)

- Эти грибы нуждаются в особой охране и внесены в Красную книгу.

Отгадывают загадки, высказывают предположения.

Свободные высказывания детей.

Размышляют, выслушивают различные мнения.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Приходят  к выводу  что грибы – это

 особенный мир природы: ни растения, ни животные.

Дополняют кластер.

Самостоятельно работают с учебником с.118 и находят ответ на вопрос: «Из каких частей состоит гриб?»

Дополняют кластер.

Смотрят фрагмент видеоурока «Виды шляпочных грибов»

Комментируют просмотренный фрагмент

Комментируют просмотренную анимацию.

Объясняют значение слова «грибница»

Выполняют интерактивное задание в парах на ПК. Осуществляют взаимопроверку.

Весь класс во фронтальном режиме слушает сказку.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме

Вступают в диалог с  одноклассниками, доказывают свои высказывания.

В результате исследования приходят к выводу, что грибы и деревья связаны между собой. Такая связь называется взаимной или симбиотической.

Рассматривают иллюстрации.

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать  учебную проблему.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации; перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.

Принимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

Строить монологическое высказывание.

6.Проверка усвоения знаний.

7.Тест

http://interneturok.ru/okruj-mir/1-klass/priroda-i-eyo-sezonnye-proyavleniya/stroenie-shlyapochnyh-gribov/testcases

7.Тест

- А сейчас на своих ПК выполните тестовое задание.

Переходят по ссылке и выполняют тест по теме урока

 

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Находить и выбирать способ решения проблемы.

Самоконтроль выполнения задания.

7.Рефлексия

А сейчас  оценим свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Выскажите одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…

Выполняют рефлексивную оценку, оценку

своих достижений

Осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме,  понятные для партнеров. Анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

8.Домашнее задание

Найти интересную информацию о грибах из разных источников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Данный материал содержит конспект урока 2 класса по теме "Царство грибов",  где формируются универсальные учебные действия по УМК СОР Занкова Л.В. К данному уроку есть приложение с индивидуальным...

Открытый урок окружающего мира "Царство грибов" 3 класс

В материале представлен план урока изучения новой темы "Царство грибов" по окружающему миру, а так же схема строения гриба и наглядный материал грибов - двойников....

Конспект урока окружающего мира "Царство грибов"

Цель урока: формировать у учащихся стойкий учебно – познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы.Задачи урока·...

Конспект урока по окружающему миру "Царство грибов"

Конспект урока  по окружающему миру "Царство грибов" для учащихся 3 класса с ЗПР...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...

Тема урока по окружающему миру"Царство Грибы"

Открытый урок по теме "Царство Грибы" .Грибы принимают активное участие в круговороте веществ, повышают плодородие почвы . Многие животные используют в качестве корма, но некоторые грибы мог...

Технологическая карта урока окружающего мира "Царство грибов"

Технологическая карта урока окружающего мира "Царство грибов"...