Методическая разработка "Грибы".
методическая разработка по окружающему миру на тему

Дегтерева Татьяна Борисовна

Данная методическая разработка будет полезна для проведения квестов, викторин "Знаешь ли ты...", конкурсов "Узнай гриб по описанию"..., отгадай загадку, для игровой программы "Грибы" и технологии изготовления гриба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griby.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

В царстве грибов.

Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №451 Дегтерёва Татьяна Борисовна

(Данное методическая разработка может помочь учителям и воспитателям для проведения игры по станциям, викторины «Знаешь ли ты?», конкурса «Узнай гриб по описанию», отгадай загадку «Что за гриб?», праздник «Грибы»)

Какой денек хороший: солнечно, тепло!

Берём с тобой лукошко—

И скорее в путь-дорожку.

Идём тропинкой узкой, потом свернули в лес,

Туда, где сосны рослые касаются небес,

Где сказки шепчут ели, березы и дубы,

Где ягоды поспели и выросли грибы.

В путешествии мы встретимся с интересными растениями. А какими, угадайте?

Подсосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть—нет головы. (Грибы)

  1. Игра «Викторина»
  1. Какой гриб считается самым ценным? Почему он назван белым? (Боровик. Сломанная ножка у него не темнеет, остается белой.
  2. Шляпки каких грибов в любую погоду влажные? (Маслята)
  3. Вспомните грибы, название которых произошли от названий деревьев. (Подосиновик, подберезовик, дубовик)
  4. Какие грибы называют рыжими сестричками? (Лисички)
  5. Какие грибы лечат?  (Чага. Этот гриб растет на березах. Им лечат язву желудка, некоторые опухоли.)
  6. Едят ли животные несъедобные грибы? (Грибами питаются и лечатся животные. Лось ест мухоморы.)
  7. Какие съедобные грибы можно есть сырыми? (Сыроежки)
  8. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Строчки и сморчки)
  9. Какой гриб лето кончает? (Белый груздь)
  10. Какие грибы летают? (Грибы не могут летать, но летают птицы. Птицу чомгу за ее вкусное мясо называют ещё поганкой.)
  11. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы. По питательным наиболее ценны белые и шампиньоны)
  12. Может ли гриб съесть дом? (Может. Это домовой гриб, который разрушает древесину.)
  13. Какие птицы едят грибы? (Глухари)
  1. Конкурс «Узнай гриб по описанию»
  1. Этот гриб появляется в августе, растет во мху под елкой. Он звонче всех хрустит в засолке. Растут эти грибы кучами—грудами, откуда и пошло их название. (Груздь)
  2. Свое название они получили за то, что при засолке уже через сутки готовы к употреблению. Формой, цветом поражают они. Но среди огромного мира грибов самые разноцветные. В лесу они выбирают самые красивые места. Растут они повсюду: в хвойных и лиственных лесах, на болотах. (Сыроежки)
  3. Я самый красивый, самый добрый, самый полезный. Красивый я потому, что ножка у меня тонкая, стройная. На ней резная салфеточка, а уж о шляпке и говорить нечего: она у меня красная, с белыми точками. Добрый я потому, что лечу лосей, а полезный--потому что отгоняю мух. Вот я какой замечательный! (Мухомор)
  4. Живут эти грибы на пнях большой семьёй. Иногда можно сразу собрать целое лукошко этого семейства. (Опята)
  5. Самый опасный гриб. Ее  яд сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. (Бледная поганка).
  6. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда. Даже когда высушишь ее. Может, потому и получил гриб своё название. (белый гриб)
  7. В сухую погоду шляпки этих ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)
  8. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай—он  лесу нужен: для некоторых животных этот гриб—лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, -- смертельный яд. (Мухомор)
  9. Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко!  (Опята)
  10. Этот гриб можно встретить не только под березой. Но чаще всего он растёт именно под этим деревом. (Подберезовик)
  11. Шляпки этих грибов похожи на опавшие осенние листья дерева, под которым они чаще встречаются. (Подосиновик)
  12. Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступит капелька оранжевого сока, приятно пахнущая смолой. (Рыжики)
  1. Конкурс «Отгадай загадку» . Что это за гриб?
  1. Вдоль лесных дорожек много белых ножек,

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Собирай, не мешкай, это  … (сыроежки).

  1. Царь грибов на толстой ножке—

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он … (белый).

  1. Там, под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружен своей семьёю,

Первый найден ….. (боровик)

  1. Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом

Золотистые … (лисички).

  1. Растут на опушке

Рыжие подружки.

А зовут их ….  (волнушки.)

  1. Вот так гриб у дорожки:

Без шляпки, без ножки,

Вроде картошки. (Дождевик)

  1. Стоит мальчонка—

Замаслена шапчонка. (Маслёнок)

  1. Возле леса на опушке,
  2. Украшая темный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый … (Мухомор)

  1. Рос он низко на стволе,

Очутился на столе. (Опёнок)

  1. Под берёзой старичок,

На нем—бурый колпачок

И пиджак с пестринкой,

А сапожки с глинкой. (Подберёзовик)

  1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту—

Зовусь я – …. (подосиновик).

  1. Есть гриб почти домашний—

Сажайте хоть на пашне,

Хоть под яблоней в саду,

Хоть у стёжки на ходу. (Шампиньон)

  1. Гром гремит, листвой играя,

      А в лесу, как старичок,

      Толщу хвои раздвигая,

      К свету тянется ….(сморчок).

  1. Зашёл мужик в сосняк,

      Нашёл слизняк,

      Бросить—жалко,

      Съесть—сыро. (Груздь)

  1. У дорог они кривляются

      Нацепив на лоб панамки.

      На глаза попасть стараются

      Тонконогие …(поганки).

  1. У тенистого лога

      Вырос гриб-недотрога:

      Чуть нажмёшь на бочок—

      Глядь, уже синячок. (Моховик)

  1. Не сучок, не листок,

      А на дереве растёт. Трутовик.

  1. «Знаешь ли ты?»
  1. Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.
  2. Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик—по 4-5 см в сутки.
  3. Каждый год на гектар леса падает свыше 2 т хвои, листьев, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.
  4. Грибы—это не растения и не животные. Они составляют царство грибов. Ученым известно около 100 000 видов.
  1. Конкурс пословиц.
  1. Лесу нет—и гриб не родится.
  2. Туман среди лета—к грибам.
  1. Конкурс «Где живет этот гриб?»

Ведущий показывает гриб, а дети называют, где любит селиться (расти) гриб?

  1. Мухомор—на зеленой полянке, чтоб пусть быстрее найдет лось.
  2. Подберезовик—под березой.
  3. Опята—на пнях.
  4. Волнушки—около берез и елей в густой траве.
  5. Боровик—в сосновых лесах.
  6. Лисички—на светлой опушке, среди редкой травы.

  1. Технология изготовления гриба.

1 вариант. На партах—лист цветной бумаги стороной вниз.

  1. Вырезаем квадрат.
  2. Три угла квадрата отгибаем к центру.
  3. Квадратную часть работы сгибаем пополам.
  4. Нижние углы загибаем внутрь—получаем треугольную шляпку. Переворачиваем изделие (нижней стороной наружу).
  5. Боковые углы квадрата отгибаем к середине. Получаем ножку. Загибаем острые верхушки на ножке и шляпке.

А дальше фантазируем!

2 вариант. Гриб-сюрприз тоже можно изготовить к новому году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка

В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ...