Земля-кормилица
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

технологическая карта урока по окружающему миру  в 4 классе по теме "Земля-кормилица",    "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_24._zemlya_-_kormilitsa.docx53.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 24. ЗЕМЛЯ – КОРМИЛИЦА

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; введения понятия «круговорот веществ»; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение
к собственным поступкам

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карта края; схема «Типы почв»; материал для опытов; схема «Состав почвы»

Основные
понятия

Полезные ископаемые, плодородие

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(само-определение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Читает стихотворение:

И ветер меня обдувает,

И ливень порой поливает,

И норку во мне прорывает

Проворная мышь полевая.

И солнце все крепче и крепче

Меня обнимает и шепчет:

– Готовься к страде-урожаю.

– Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди называют землю «кормилицей»

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные:
планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Устные ответы,

организация рабочего места

II. Акту-

ализация

опорных

знаний

Проверка
домашнего
задания.

Проверяет подготовленные дома учащимися карточки с условными обозначениями полезных ископаемых.

По знакам условным

Найдешь, если надо,

Демонстрируют подготовленные дома

карточки.

Фронтальная, индиви-

дуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравне-

Устные ответы,

выполненные


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Игра «Узнай меня».

Работа
с картой.

На карте любые

Подземные клады.

Проводит дидактическую игру.

– Найдите на карте России месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа. На карте нашего края покажите, где добывают полезные ископаемые на территории нашей области.

План:

1) название;

2) свойства;

3) способ добычи;

4) применение, значение в народном хозяйстве.

Слушают описание свойств

полезного ископаемого и поднимают карточку
с условным изображением этого полезного ископаемого.

Показывают месторождения на карте и дают краткую характеристику полезным ископаемым по плану.

Коллективная.

Фронтальная.

ние, обобщение, аналогию, классификацию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

письменные задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
на доске
и в тетрадях.

Работа по ин-

дивидуальным карточкам

– Соедините стрелками полезное ископаемое и его свойства:

нефть

газ

железная руда

глина

жидкое горючее

газообразное

маслянистое

с резким запахом

легче воды

тяжелее воды

пластичное

плавкое

– Напишите названия полезных ископаемых

Выполняют
задания

Индивидуальная

Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют способами конструктивного взаимодействия
со сверстниками
и взрослыми.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах сво-

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Читает рассказ:

Чудесная кладовая

Есть на свете чудесная кладовая.

Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка.

Внимательно слушают.

Фронтальная

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, конечно, догадались, как она называется. (М. Ильин.)

Что же издавна делает земля-матушка?

Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. Давайте выясним, от чего зависит урожай.

– Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения. Верхний слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором растут растения, – это почвенный слой, почва

Отвечают
на вопросы

его успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к предмету

IV. Практическая деятельность

Проектная работа: проведение опытов.

– Рассмотрите образцы почвы. Что вы видите?

Какого цвета почва?

Вспомним, что еще входит в состав почвы.            

Предлагает выполнить практическую работу  .

Почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и воздух, необходимые для жизни растений. Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

– В разных странах почва разного цвета: она то бурая, то красная, то темная, почти черная. Да и в нашей стране почвы тоже очень разнообразны. (Показ разных образцов почвы.)

Отвечают
на вопросы, делают выводы.

Заполняют
схему.

Внимательно слушают.

Рассматривают образцы почвы.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моде-

Устные ответы,

записи
в тетради, выполненные задания


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа
по учебнику.

Объяснение учителя.

– В природе существуют разные типы почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите несколько основных типов почв в учебнике (с. 171). Изучением почв занимаются ученые-почвоведы. Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

– Особенно плодородны черноземные почвы. Черноземы – одно из богатств нашей Родины. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке на них можно получить высокий урожай.

Плодородие – основное свойство почвы. Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы.
– А какие почвы в нашем крае?

Образование почвы началось только с появлением
на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям.

Отвечают
на вопросы.

Внимательно слушают.

лируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.);  устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

Открывает схему (на доске) «Кто участвует в образовании почвы» .

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Позже в почве селятся различные животные: черви, личинки, кроты и др. Они повышают плодородие почвы. Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием различных микроорганизмов: микробов, бактерий,

грибов, насекомых, личинок – превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются полезные

вещества. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы –

в растения, из растений – в тела животных  и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении. Почва образует-

Рассматривают схему
на доске.

используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослыми
и сверстниками.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Задания
из электронного приложения к учебнику

ся в природе медленно (за 250–300 лет «нарастает» всего 1 см), а разрушается быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Для защиты почвы от выдувания
и смыва закладывают лесные полосы. В этой полезной работе участвуют и школьники: собирают семена, помогают при посеве, прополке, высадке и поливе молодых саженцев. А там, где о почве заботятся,
и урожаи собирают большие. Ведь чем выше урожаи, тем богаче наша Родина.

Предлагает прочитать статью «Охрана почвы»
в учебнике (с. 172–174).

Что необходимо делать для защиты почвы?

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации

Читают текст.

Отвечают
на вопросы.

Выполняют
задания

Индивидуальная

общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок.

– Что называют почвой?

Из чего состоит почва?

Предлагает решить кроссворд РМ .

Нарисуйте в тетради схему круговорота веществ

в природе.

Отвечают
на вопросы

Решают крос-
сворд.

Составляют схему

Фронтальная, индивидуальная, коллективная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность

Устные ответы,

выполненные

задания


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Кроссворд.

Составление схемы

на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 171–174. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание «Подумай». Подобрать стихи, загадки, пословицы о земле-кормилице

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач

Ресурсный материал

Индивидуальные карточки

№ 1. Чаще всего он бывает серого или розового цвета. Состоит из множества заметных зерен. Очень прочен. Хорошо полируется. (Гранит.)

№ 2. Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. (Глина.)

№ 3. Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит. (Каменный уголь.)

№ 4. Бесцветный газ. Легче воздуха. Хорошо горит. (Водород.)

№ 5. Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов. (Мел.)


Практическая работа

О п ы т  1.

Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чем это говорит?

О п ы т  2.

Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?

О п ы т  3.

Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой сделаем вывод?

О п ы т  4.

Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?

Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой сделаем вывод?

О п ы т  5.

Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагрею стекло над огнем. Что вы видите? Что это такое?

Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Значит, в почве есть соли.


Схема «Образование почвы»

Кроссворд

1. Слой земли, на котором растут растения. (Почва.)

2. Одна из составных частей почвы. (Песок.)

3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

4. Основное свойство почвы. (Плодородие.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Земля- кормилица" 4 класс

Данный урок познакомит уч-ся с различными видами почв  и  их составом, природоохранной деятельностью человека.На  этом уроке ребята найдут ответ на главный вопрос, почему землю называют...

Конспект урока "Земля - кормилица"

Урок разработан на основе "Р/К"...

Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "

I ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...

Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс

Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...

Презентация "Земля - кормилица"

В презентации собраны материалы для проведения урока окружающего мира в 4 классе "Земля - кормилица"...

План-конспект урока "Земля-кормилица"

На уроке применяются разнообразные формы работы.  Учащиеся в процессе выполнения практической работы знакомятся с новым материалом. Название темы "Земля -кормилица" раскрывается на материале сказ...

Урок по окружающему миру "Земля - кормилица"

Интегрированный урок природоведение-химия. Проведён в кабинете химии. Объём материала расчитан на 2 часа....