Рабочая программа по окружающему миру («Школа России») на уровень начального общего образования 1-4 класс
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения учебного курса, содержание учебного предмета и тематическое планирование по курсу "Окружающий мир"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру («Школа России»)

на уровень начального общего образования

  1. 4 класс

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты

1.        Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2.        Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3.        Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4.        Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5.        Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6.        Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных  нормах, социальной справедливости и свободе;

7.        Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8.        Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9.        Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10.        Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1.        Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2.        Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3.        Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4.        Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5.        Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6.        Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7.        Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8.        Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

Познавательные УУД:

1.        Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2.        Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3.        Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4.        Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5.        Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6.        Составлять сложный план текста.

7.        Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде Коммуникативные УУД:

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное.

4.        Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5.        Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6.        Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7.        Понимать точку зрения другого

8.        Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

Предметные результаты:

1.        Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2.        Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3.        Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4.        Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5.        Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Планируемые результаты базового уровня приводятся в блоке «Выпускник научится», планируемые результаты повышенного уровня – в  блоке  «Выпускник получит возможность научиться».

Человек и природа

Выпускник научится:

1.        Узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

2.        Описывать на основе предложенного плана изученные объекты  и  явления  живой и неживой природы, выделять их  существенные признаки;

3.        Сравнивать объекты живой и неживой природы на  основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

4.        Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

5.        Использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

6.        Использовать   различные   справочные   издания   (словарь        по  естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

7.        Использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания  свойств объектов;

8.        Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

9.        Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

10.        Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и  функционировании  организма человека для сохранения и укрепления своего  здоровья.

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

1.        Использовать при проведении  практических  работ   инструменты   ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.)  для  записи  и  обработки  информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

2.        Моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и  механизмов, собранных  из конструктора;

3.        Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный  сбор мусора, экономия воды и  электроэнергии) и  природной среде;

4.        Пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания  и личной гигиены;

5.        Выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

6.        Планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

1.Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира географические названия.

2.        Различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события  с  датами,  конкретную  дату  с  веком;  находить  место  изученных  событий на

«ленте времени»;

3.        Используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

4.        Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции  развития  этических  чувств,  доброжелательности  и  эмоционально-нравственной  отзывчивости,  понимания чувств других людей и сопереживания им;

5.Использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться:

1.        Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

2.        Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым  чувство  исторической перспективы;

3.        Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в  интересах  образовательного  учреждения,  профессионального сообщества,  этноса, нации, страны;

4.Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения  со  взрослыми  и  сверстниками        в    официальной    обстановке,    участвовать      в   коллективной коммуникативной деятельности в информационной  образовательной среде;

5.Определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении  функций  и  ролей,  осуществлять  взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание учебного  предмета

Человек и природа. Природа. Вещество. Звезды и планеты. Смена дня и ночи на Земле. Формы земной поверхности. Водные богатства. Воздух. Горные породы и минералы. Почва и ее состав. Растения, их разнообразие. Грибы и их разнообразие.

Животные и их разнообразие. Лес, луг. Водоем. Природные зоны России. Всемирное наследие. Строение тела человека. Человек и общество. Семья. Младший школьник. Друзья. Экономика. Общественный транспорт. Средства массовой информации. Наша Родина. Родной край. История Отечества. Страны и народы мира. Правила безопасной жизни. Режим дня. Личная ответственность. Экологическая безопасность. Забота о здоровье.

Тематическое планирование по курсу «Окружающий мир»

Тема

Количество часов

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Что и кто?

21

-

-

-

Как, откуда и куда?

12

-

-

-

 Где и когда?

11

-

-

-

Почему и  зачем?

22

-

-

-

Где мы живем

-

3

-

-

Природа

-

21

-

-

Жизнь города и села

-

10

-

-

Здоровье и безопасность

-

10

-

-

Общение

-

6

-

-

Путешествия

-

18

-

-

Как устроен мир

-

-

6

-

Эта удивительная природа

-

-

18

-

Мы и наше здоровье

-

-

10

-

Наша безопасность

-

-

7

-

Чему учит экономика

-

-

12

-

Путешествия по городам и странам

-

-

15

-

Земля и человечество

-

-

-

9

Природа России

-

-

-

10

Родной край – часть большой страны

-

-

-

15

Страницы Всемирной истории

-

-

-

6

Страницы истории России

-

-

-

20

Современная Россия

-

-

-

8

Итого

66

68

68

68



Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

по дисциплине «Окружающий мир»

«Школа России»

на уровень начальное общее  образование  

1-4 классы

Общая характеристика курса

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.                                              

 В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

  • природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
  • природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
  • мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа высполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.  Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» . В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

  • природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
  • культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
  • наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
  • искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
  • человечество как многообразие народов, культур, религий;
  • семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
  • труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
  • здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;
  • нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы и количество часов для реализации программы.

В соответствии с учебным планом ГБПОУ ТК №21 г. Москвы Школы общего образования  в 1- 4 классах на изучение окружающего мира отводится 270 часов:

Классы

Количество часов

В год

В неделю

1

66

2

2

68

2

3

68

2

4

68

2

Итого

270

Нормативная основа разработки программы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 года №413);
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 31.03.2015);
  3. Примерная программа по Окружающему миру
  4. Авторская программа  А.А. Плешакова

Дата утверждения. Органы и должностные лица (в соответствии с Уставом организации), принимавшие участие в разработке, рассмотрении, принятии, утверждении рабочей программы.

Рабочая программа рассмотрена на заседании методического объединения начального образования 29 августа 2016 года (протокол №4), утверждена заместителем директора  ГБПОУ ТК №21 г. Москвы Школы общего образования 01.09.2016 года.

Цель реализации программы. 

 Целью курса является формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи курса:

1)развивать стремление к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира;

  1. учить понимать особую роль России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  2. воспитывать любовь и уважение к природе, школе, семье, родному городу, своему Отечеству;
  3. расширять опыт поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.

  1. Используемые учебники и пособия: Учебники:

1.Плешаков А. А. «Окружающий мир» 1 класс. В 2 частях. –М. Просвещение, 2011г.

  1. .Плешаков А. А «Окружающий мир» 2 класс. В 2 частях. –М. Просвещение, 2011г.
  2. .Плешаков А. А 2013 «Окружающий мир» 3 класс. В 2 частях. –М. Просвещение, 2011г.
  3. .Плешаков А. А. «Окружающий мир» 4 класс. В 2 частях. –М. Просвещение, 2013г.

Рабочие тетради:

  1. Плешаков А. А. «Окружающий мир» Рабочая тетрадь 1 класс. В 2 частях. Ч. 1 –М. Просвещение, 2011г.
  2. Плешаков А. А., «Окружающий мир» Рабочая тетрадь 2 класс. В 2 частях. –М. Просвещение, 2011г.
  3. Плешаков А. А.«Окружающий мир» Рабочая тетрадь 3 класс. В 2 частях. –М. Просвещение, 2011г.
  4. Плешаков А. А. «Окружающий мир» Рабочая тетрадь 4 класс. В 2 частях. –М. Просвещение, 2010г.

Требованию к уровню подготовки обучающихся.

К концу 4-го класса учащиеся научатся:

  • находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;
  • различать полезные ископаемые (не менее 3);
  • иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
  • соблюдать правила предупреждения простудных, инфекционных, желудочных заболеваний;
  • оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;
  • узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
  • соблюдать правила охраны природы;
  • ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;
  • кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
  • определять последовательность основных исторических событий в России;
  • соотносить год с веком;

– называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину,        Петру 1).

К концу 4-го класса учащиеся  должны устанавливать связи:

  • между производственной деятельностью человека и природой;
  • между городом и деревней, промыщленностью и сельским хозяйством;

К концу 4-го класса учащиеся должны владеть общеучебными умениями ( в рамках изученного):

  • уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам;
  • подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.);
  • систематизировать изученные в 1 – 4 классах естественно-научные и исторические понятия;
  • описывать объекты наблюдения, выделять их существенные признаки;
  • проводить простейшие измерения с помощью приборов и инструментов;
  • работать с простейшими моделями;
  • достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план и небольшое письменное высказывание;
  • пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой;
  • оформлять результаты исследовательской работы.

К концу 4-го класса учащиеся должны владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

К концу 4-го класса учащиеся способны решать следующие жизненно- практические задачи:

  • обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирование на местности с помощью компаса;
  • определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

- оценка воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;

- удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

   

Используемые образовательные технологии

 Реализация данного курса осуществляется посредством технологии деятельностного метода.

Технология деятельностного метода носит интегративный характер: в ней синтезированы требования к организации учебного процесса, как со стороны традиционной школы, так и со стороны новых концепций образования, разработанных ведущими российскими педагогами и психологами.

В технологии деятельностного метода выделяются четыре типа уроков в зависимости от их целей: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Технология деятельностного метода обучения может использоваться в образовательном процессе на разных уровнях: базовом, технологическом и системно-технологическом в зависимости от предметного содержания урока, поставленных дидактических задач, уровня освоения учителем метода рефлексивной самоорганизации и возрастных особенностей обучающихся.

В наше современное время нельзя обойтись и без включения в учебный процесс средств технической поддержки, а именно: активизация познавательной активности осуществляется благодаря использованию ИКТ в учебном процессе (мультимедийные презентации к урокам, интерактивные пособия (ЦОР), различные учебные программы, тренажеры, развивающие и обучающие игры и т.д.)

Методы и формы оценки результатов освоения.

 Система оценки достижений учащихся проводится по пятибалльной системе

  • с помощью контрольно-обобщающих уроков,
  • контроль усвоения осознанности чтения материала с помощью пересказа текста;
  • проверочные работы.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестовые задания.

Инструментарий для оценивания результатов:

  • самоконтроль, взаимоконтроль;
  • словесная отметка;
  • письменная оценка;

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам данной образовательной области употребляются индивидуальная и фронтальная устные проверки, разные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой издержкой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, устройствами, моделями, лабораторным оборудованием, проектные работы.

Письменные работы:

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

97-100% - «5»

77-96% - «4»

50-76% - «3»

Устные ответы:

Пересказ

Ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ. ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по окружающему миру.Школа России.4класс.Автор:Плешаков.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 1 класс по ФГОС

Данный материал содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС....

рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс

Авторская программа  по курсу окружающий мир (человек, природа, общество) А.А. Плешакова. Расчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по математике («Школа России») на уровень начального общего образования 1 - 4 класс

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения учебного курса, содержание учебного предмета и тематическое планирование по курсу "Математика"...