Открытый урок по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" А.А.Плешаков
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Шустова Галина Александровна

Тема урока

Полезные ископаемые нашей местности. Песок и глина

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Цель урока

 Расширять знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Задачи урока

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;   применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные:   выявить свойства глины , песка  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные:  формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Конспект открытого урока

Учитель

Шустова Галина Александровна                 1 квалификационная категория

 Тема урока

Полезные ископаемые нашей местности. Песок и глина

Предмет

Окружающий мир

Класс

3

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Цель урока

 Расширять знания  учащихся о полезных ископаемых, их свойствах и применении.

Задачи урока

Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий;   применять усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач.
Познавательные:   выявить свойства глины , песка  и их использование человеком; представить результаты в таблице; вовлечь обучающихся с помощью постановки опытов в исследовательскую работу.
Личностные:  формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать.

 Методы обучения

1. Словесный.

2. ИКТ: мультимедийная презентация.

3. Наглядно-демонстрационный.

4. Практический.

5.Частично-поисковый.

 Формы работы

1. Фронтальная.                 2. Индивидуальная.          3. Групповая.

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: интерактивная доска, компьютер. Зрительный ряд: презентация , инструктивная карточка для каждой группы «План изучения полезных ископаемых» (раздаточный материал), дополнительная информация – информационные тексты «Полезные ископаемые» (раздаточный материал. Материалы для учащихся: для практической работы – тарелочки, стаканчики, воронки, глина, песок, вода.

Этапы урока

                                          Содержание урока, деятельность учителя

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех сегодня видеть на нашем уроке. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте товарищу хорошего   настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока. Сегодня на уроке мы будем открывать тайны природы. А с чего мы начинаем всегда наш урок? (с повторения необходимых знаний)

Актуализация  

Итак, повторим то, что нам пригодится для открытия нового знания.

- Что такое полезные ископаемые?

- А какие есть в нашей местности?

– Как нужно относиться к полезным ископаемым?

Пробное действие

- А теперь внимание! Чёрный ящик! (звучит музыка)

- Отгадав загадки, вы узнаете, что находится в этом ящике.

Дети отгадывают загадки.

Если встретишь на дороге-
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобится сразу.
 (Глина)

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе, 
Он и на стройке, и на пляже, 
И он в стекле расплавлен даже. 
(Песок)

- Ребята, эти полезные ископаемые находятся у вас на столах, они нам будут нужны на уроке.

- И так, мы повторили необходимое. Теперь я вам предложу новое пробное задание.

- Рассмотрите внимательно песок и глину, попробуйте рассказать об их свойствах.

- У кого нет ответа? (    ) Поднимите руки.  Почему нет ответа? (не знаем, не изучали) 

- У кого есть ответ? Поднимите руки. Можете обосновать ответ?( Мы не знаем свойства. Затрудняемся ответить)

- Итак, у нас возникло затруднение, остановимся и подумаем, как выйти из него.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Слайд  4,5

- Поставим перед собой цель? (Узнать о свойствах песка и глины)

Тема нашего урока «Полезные ископаемые нашей местности. Песок и глина»

- Какие средства помогут выйти из затруднения? ( учебники, знания)

Реализация построенного проекта

Слайд 7,8

- Я предлагаю для выхода из затруднения поработать в группах по плану, который у вас на столах.

                      План.

  1. Определить цвет.
  2. Определить состояние (твёрдое, жидкое, газообразное).
  3. Прозрачный или непрозрачный.
  4. Сыпучий или вязкий.
  5. Рыхлый или плотный.
  6. Пропускает ли воду. Возьмите 2стакана с воронками, в которых находится фильтр и песок, фильтр и глина. Налейте воды в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт.
  7. Сохраняет ли форму. Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

Отчёт  ответственных в группах.  Другие могут дополнить. Все согласны?

Сравним ваше исследование с выводом учебника. Прочитаем вывод. Совпал он с нашими исследованиями

                   Песок                                                                            Глина

            рыхлый                                                                 плотная

      непрозрачный                                                       непрозрачная

      сыпучий                                                                 вязкая

хорошо пропускает воду                                     пластичная                                                                                                  

плохо сохраняет форму                                        можно придать любую форму

                                                                                легко мнётся, продавливается

                                                                                           хорошо сохраняет форму

- Ребята, вы хорошо потрудились, отдохнём.

Физминутка

Слайд 9

По дорожке шли, шли,

 Много камешков нашли.

 Присели, собрали и дальше пошли.

 По дорожке, по дорожке

 Прыгаем на левой ножке

 И по это же дорожке

 Прыгаем на правой ножке.

 По дорожке побежим, до лужайки добежим.

 На лужайке, на лужайке

 Мы попрыгаем как зайки.

 Стоп! Немножко отдохнем!

 И опять работать мы пойдем!

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Слайд 10-11

 - Итак, ребята, вы открыли новое знание, а можете вы его уже применять? (нет)

- Значит,  нам надо потренироваться в применении новых знаний.

- Закрепляем, читая текст, вслух и отвечая на вопросы.

- Как образуются песок и глина?

- Каким способом добывают песок и глину?

- Почему используют песок в строительстве дорог?

- Благодаря какому свойству из глины лепят посуду?

- Мы с вами потренировались, можем ли уже попробовать свои силы в самостоятельной работе? (да)

Самостоятельная работа  по карточкам с самопроверкой по эталону

Слайд 12

«Соедини стрелками». Соедини стрелками полезные ископаемые и их свойства

                                         сыпучий, из крупинок

                                         плотная

Песок                               рыхлый

Глина                               непрозрачный

                                         легко мнётся

                                         хорошо сохраняет форму

                                         плохо пропускает воду

                                         непрозрачная

Проверка по эталону : у кого правильно  «, у кого ошибка – исправьте, поставьте  «?», поработаем над ними дома.

Включение в систему знаний и повторение

Слайд 13-16

Слайд  17  

Итак, вы открыли новое знание, и теперь эти знания мы включим в систему наших знаний. Как вы думаете, где  они нам могут пригодиться? (в жизни, лепить игрушки….)

- Вы правы. Из глины можно делать не только игрушки, но и прекрасную экологически чистую посуду, вазы, подсвечники.

  В Рязанской области, в городе Скопине работает керамический завод, изделия которого я вам сейчас покажу.      

- К сожалению, с глиной мы сейчас не можем поработать, а вот из песка вы попробуйте «нарисовать» свои картины. Рисование на песке

- Вот какое чудо на песке вы создали. А на уроке технологии мы продолжим работу с глиной и песком.

   Оказывается глина и песок не только строительный материал, они ещё имеют целебные свойства.   При различных заболеваниях помогает глина определенного цвета.

    - Что такое псаммотерапия?   Я точно  знаю что, вы не знаете значения этого слова. И миллионы людей тоже не знают,  хотя каждое лето пользуются тем, что оно означает.  Псаммотерапия – по научному - это лечение горячим песком. Прежде всего, песочные ванны полезны  при заболеваниях опорно-двигательного  аппарата,  при хронических заболеваниях костей,  позвоночника, суставов, радикулите.  Оно оказывает болеутоляющее действие.                              

Рефлексия учебной деятельности

Слайд 18

Итак, наш урок подошёл к концу. Подведём итог:

- Какую цель ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели? (….)

Оцените свою работу на уроке:

  1. Открытие сделал сам, самостоятельную работу выполнил без ошибок.
  2. Открытие сделал сам, в самостоятельной  работе были ошибки.

Но расстраиваться не будем, поработаем ещё дома.

Домашнее задание

Повторить свойства песка и глины. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по окружающему миру в 4 классе

Урок – путешествие по экологической тропе. Тема урока «Лес и человек» Цель урока: 1. СФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ; 2. ПОЗНАКОМИТЬ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс тема урока "Когда наступит лето?"...