конспект урока по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Миронова Елена Викторовна

Тема урока: " В красном углу сесть - великая честь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.    Миронова Елена Викторовна

Предмет:  Окружающий мир

Класс: 3 класс

Тип урока: Изучение нового  материала

Технологическая карта изучения темы

Тема

 «В Красном углу сесть - великая честь»

 

Цель:

 

формирование  знания  значение красного угла; находить его аналог в устройстве старинного дома.

Планируемый результат

Предметные:

знать роль и назначение красного угла в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также название в местных языках;

Метапредметные:

Личностные УУД:

уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.

Познавательные УУД:

Ученик научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Ученик научится:

формулировать собственное мнение и позицию;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить монологическое высказывание.

Основные понятия

Центр общей жизни семей, красный угол.

Межпредметные связи

 Литературное чтение, изобразительное искусство, технология, музыка.

Ресурсы:

- основные

 - дополнительные

 

Учебник А.А. Плешаков,М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 3 класс, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс,  

компьютерная презентация, материалы для групповой работы учащихся, костюмы для сценки.

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

 

Аннотация. Данный урок проводится в цикле занятий по окружающему миру. Учебник А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир» 3 класс УМК « Перспектива». Обучающиеся познакомятся с  избой – жилищем крестьянской семьи, его главным местом – красным  углом. Поможет  обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т.д.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям, обычаям гостеприимства, развивать интерес к русскому фольклору. Урок можно провести как внеклассное мероприятие в начальных классах.
Оборудование:  мультимедийная  презентация, на которой слайды с изображением избы, красного угла, икон,  предметами быта (печь, лавки, стол, др.. В ходе его реализации обучающие работают индивидуально, в парах, пробуют себя в роли хозяев и гостей.

Урок был проведён в краеведческом музее , села Нижнеспасского.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности 

 

 Приветствуют  учителя.

- Всем, всем – добрый день!

Прочь с дороги злая лень!

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Желаю вам удачи

И успеха в придачу!

-Сегодня для нас снова откроются двери старинного дома.

Слайд 2

-Умный сильный наш народ
Свою землю бережёт.
А преданья старины
Забывать мы не должны!

 

Р. принимают и сохраняют учебную  задачу.

Л. мотивация к новому

учебному материалу.

 

II. Актуализация знаний

 Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице.

В зал под музыку входит первая группа детей .

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

1гость: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят (садятся на скамейку)

Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю - почет, хозяину - честь!

2 гость: Туда голуби летают, где их привечают! (садятся на скамейку)

В зал входят дети третьей группы.

Хозяйка: Давно вас поджидаем праздник без вас не начинаем!

3 гость:Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать! (садятся на лавочку).

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Я  гостей встречаю

Вкусным, румяным караваем.

Анализировать.

 Отвечать на вопросы.

В старинный  дом.

Красный угол.

« В Красном углу сесть- великая честь»

-Узнать, что называют красным углом, что в нём находится.

 

-Ребята, куда вас пригласили? Слайд 3

-Ребята,  в старинном доме было место, которое хранило в себе любовь, веру, надежду. Объединяло людей, оберегало мир семьи.

-Подумайте, как называлось это место в старинном доме? Слайд4

-Как вы думаете, почему наши предки дали ему именно такое название?  -Расскажите о его значении и что в нём находилось?

Слайд5

Красный угол всегда был местом для домашних икон.

-Скажите, иконы, каких святых вы знаете?

_Люди молились небесным заступникам, искали утешение.

Слайды 6

Святым Флоре и Лавре о заступничестве за домашних животных, кормильцев семей.

Слайды 7

Сергия Радонежского просили помочь в учёбе.

Слайд 8 

Пророка Илью просили вовремя послать дождь.

– Сформулируйте тему урока.

– Сформулируйте учебную задачу.

 

 

 

 

 П: построение речевых высказываний;

 

 

К: формулирование ответов;

К: целеполагание;

Л: мотивация

III. Изучение нового

 

 

 

Предполагать ответ на вопросы

Рассказы детей.

печь

Рассказы детей.

Чтение одним учеником стр.14

-Да, тема нашего урока : « В Красном углу сесть- великая честь».

-Мы узнаем, что было центром общей  жизни в старину, что держало весь дом и как называли печь.

1.Работас иллюстрацией на стр.12-13

- Ребята,  рассмотрите внимательно иллюстрацию красного угла

и расскажите :

Почему великая честь  сидеть в красном углу?

- Подумайте,  кого можно  посадить  под иконами на  самом почётном месте?

- Какими качествами должен обладать человек, который заслуженно займет это место из семьи ?

-На полке-божнице -иконы, лампада, стол.

-Рядом с красным углом висели фотографии родных, всей семьи. Вдоль передней стены стояла лавка. Она тоже называлась красной. Сюда сажали почётных гостей. За обедом или ужином это место занимали: дед, отец или старшие сыновья. Это место надо было заслужить.

2. Загадка.

Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня. Зимой она все ест да кричит, зато летом голодная спит! Что же это отгадайте?

 Ну, конечно же, наша печь-матущка.

- Ребята, а вы могли бы рассказать о функциях русской печи?

Слайд 9

-Печка была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи». Место у печи называли  « бабий закуток»

3.Беседа

- Ребята, что меняется в ваших домах к праздникам?

-Как вы украшаете свои жилища?

Вот и в старину дома к празднику преображались. Об этом нам расскажет учебник.

4. Чтение стр.14 и беседа по иллюстрации учебника.

-Какие чувства выражает хозяйка, украшая свой дом?


 П: дополняют и расширяют знания.

 

 

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

 

Ученик читает стихотворение наизусть

Слышен звон издалека-

Нам поют колокола:

То протяжно и негромко

То вдруг быстро и так звонко.

Разольётся песня эта,
Полетит  быстрее ветра

Через годы и века

Нам поют колокола.

-Ребята, о чём это стихотворение?

Слайд 10

-Какое отношение церковь имеет к семье?

Храм в старину был центром общей жизни. К нему шли люди и в горе и в радости. В настоящее время традиции русского народа возрождаются. В нашем селе тоже есть храм  «Покровской Божьей матери». Он был построен в 1870 году на средства прихожан. Служба в храме не прекращалась никогда.

IV. Физминутка  

Под русский народный наигрыш

Дети повторяют движения за учеником

Слайд 11

-Любил русский народ в праздник отдохнуть от трудовых будней. Выходили люди из изб и заводили хороводы, игры, да пляски. Вот и вам, ребята, пора отдохнуть.

V.Закрепление  нового 

 

 Читать  текст в учебнике

 

 

 

 Отвечают на вопросы.

Выборочное чтение о балке и лавке.

Самостоятельная работа с текстом.

-Прочитайте из учебника — стр. 13 -14 простым карандашом  отметьте, что нового вы узнали.

- Что нового вы узнали?

Слайд 12

 -Что называли матицей в избе?

Что ещё кроме угла в избе называли красное место.

Найдите и прочитайте в учебнике.

 

 

 

 

 П: построение речевых высказываний.

 

 

 

 

Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя;

К: формулирование ответов;

VI.Контролирующие задания

 

 

 Отвечать на вопросы теста

 

 

 

 

 

 

1. Работа в парах. Слайд 13

-Выполните задание №1 стр.8–рабочая тетрадь.

-Проверка по слайду.

2.Задание №3 стр.9 –рабочая тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 П. поиск и извлечение информации.

Л: учебно-познавательный интерес материалу.

VII.Итог урока

Чтение вывода стр.15 и дополнение своими размышлениями на тему задания 4

-Ну вот, ребята, пришла пора покинуть стены старинного дома. Поклонимся красному углу и вернёмся в нашу современную жизнь. Времена сейчас другие, но желание сохранить святость дома также важно. Подтверждение тому – вывод учебника. Давайте его прочитаем.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Дом. задание

Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы.

Учащиеся записывают слова на карточках.

 - Наш  урок  подходит к концу.

- Для подведения итога ,  я предлагаю вам,  написать необычное  стихотворение  -синквейн .

Скажите, над какой темой мы сегодня работали? Слайд 14

 (Угол)

- А каким должен быть красный угол? (красивый,светлый)

- Что можно делать в доме? (встречать, сажать, отдыхать)

- Составьте предложение о красном уголе из 4-5 слов (Красный угол самое светлое место)

- На столах у вас лежат листочки. Если вам сегодня на уроке было все понятно, интересно, вы узнали много нового для себя, нарисуйте на них веселый смайлик, если возникло, много вопросов и остались,  сомнения, то смайлик с вопросом.

-Выберите д/з Слайд 15

1.Читать и пересказывать стр.12-15., нарисовать красный угол.

2.Найти загадки о вещах, которые были в русских избах.( не менее 8 загадок).

3.Выполнить задания 2-4 в рабочей тетради.

   П: рефлексия деятельности способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ Верхнеспасская СОШ Нижнеспасский филиал Тема: «В красном углу сесть –великая честь» Выполнила: учитель начальных классов Миронова Е .В.

Слайд 2

Русская изба

Слайд 4

Красный угол в избе

Слайд 5

Передний угол

Слайд 6

Флор и Лавр

Слайд 7

Сергий Радонежский

Слайд 8

Пророк Илья

Слайд 9

Русская печь

Слайд 12

Матица

Слайд 13

Проверьте: Центр общей жизни в старину- храм. Центральная балка старинного дома – матица. Печь в старинном доме называли матушка . Передний угол в доме называли Красным углом.

Слайд 14

Синквейн Угол красный, светлый встречать, сажать, отдыхать Красный угол самое светлое место.

Слайд 15

Домашнее задание 1.Читать и пересказывать стр.12-15.. 2.Найти загадки о вещах, которые были в русских избах.( не менее 8 загадок). 3.Выполнить задания 2,4 в рабочей тетради.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА УРОК!

Слайд 17

Литература: Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор» Тихонова М.Н., Смирнова М.С. «Красна изба», С. – П., 2000 г. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...