Конспект по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Бондаренко Светлана Николаевна

Конспект по окружающему миру "Севера на юг". УМК Перспектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir._s_severa_na_yug.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. С севера на юг.

Класс: 4

УМК: Перспектива.

Цели: сформировать представление о природных зонах России; познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, взаимосвязями в природе), со значением природных зон  для человека, с понятием высотная вертикальная поясность; развивать познавательную активность, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Планируемые результаты: учащиеся научатся с помощью условных обозначений определять природные зоны на карте, характеризовать их, перечислять их в правильной последовательности; анализировать схему нагревания поверхности Земли Солнцем; объяснять зависимость горизонтальной поясности or степени нагревания солнечными лучами; объяснять причины смены природных зон с севера на юг, причины смены зон в областях высотной поясности.

Оборудование: физическая карта России, карта природных зон, модель вращения Земли вокруг Солнца, слайды с видами картин природы в разных зонах, карточки для проверки знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

 Сады цветут на юге.

 На севере снега вокруг

 — Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

 Дальневосточник в тот же час

 Встает, встречая солнце.

Российский край, как ты велик!

 С границы до границы

И скорый поезд напрямик

В неделю не домчится.

  • Какие картины природы увидел автор на севере нашей Родины? на юге?
  • Почему в одно и то же время года картины природы на севере и юге нашей страны так отличаются? (Ответы учеников.)

 (Далее ученики отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 74.)

  • Прочитайте тему урока.
  • Сформулируйте задачи урока.
  • Сегодня мы познакомимся с новым видом карты — картой природных зон.
  • Рассмотрите ее на с. 74—75.

III. Работа по теме урока

  1. Работа по карте
  • Сравните цвета на физической карте и карте природных зон. Что вы заметили?
  • Что обозначают цвета на физической карте? (Высоту на уровнем моря.)
  • Что обозначают цвета на карте природных зон? (Вид при родной зоны.)
  • Работая в парах, определите, какие природные зоны есть на территории России.
  • В каких природных зонах вы побывали, когда путешествовали с родителями?
  • Что вы можете рассказать о погоде, животном и раститель ном мире этих зон?
  • Как вы можете объяснить расположение зон с севера на юг? Почему на севере находятся арктическая зона и тундра, а на юге — степи и лесостепи? (Ответы учеников.)
  • Как вы понимаете термин область высотной поясности? (Ответы учеников.)
  1. Беседа

(Учитель с помощью демонстрационной модели вращения Земли вокруг Солнца или схемы в учебнике на с. 76 объясняет материал урока.)

  • Как вы поняли, чем объясняется смена поясов с севера на юг? (В северных районах нашей страны солнечные лучи скользят по поверхности Земли, нагревая ее слабо. А в южных районах солнечные лучи падают отвесно, и поверхность Земли нагревается сильнее.)

Высотная поясность — это закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания высоты (высоты над уровнем моря). Между широтными поясами и высотными зонами есть частичное сходство в климатических особенностях, размещении растительности и почв.

Высотная поясность объясняется изменением климата с высотой: при подъеме на 1 км температура воздуха снижается в среднем на 6 °С, уменьшается давление воздуха, его запыленность, возрастает интенсивность солнечных ультрафиолетовых лучей, до высоты 2—3 км увеличиваются облачность и количество осад

В результате температура воздуха снижается по мере роста соты. Кроме того, происходит уменьшение количества осадков за барьерного эффекта — горы создают барьер при продвижении облаков.

  • Как вы поняли, почему в горах происходит смена поясов? (Понижаются температура, давление воздуха; мало кислорода; больше ультрафиолетовых лучей.)
  • Как вы думаете, в каких горах природа разнообразнее: в высоких или низких? (Ответы учеников.)

Верно, чем выше горы, тем больше набор природных зон. Надо отметить, что чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах. А первая природная зона находиться у подножия, в которой находятся горы.

.

    IV Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

(Учащиеся в парах работают по рубрике «Подумаем!» на с. 77. (атем проверяют себя на «Страничках Умного Совенка» (с. 139).)

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради

№ 1-3 (с. 42-43).

(Выполняются с коллективной проверкой по карте природных зон.)

V Рефлексия

Выполнение заданий в рабочей тетради

№5 (с. 44).

(Проверочная работа с последующей взаимопроверкой и оцениванием. Один ученик читает ответы с севера на юг, учащиеся проверяют друг друга в парах.)

  1. Подведение итогов урока
  • Что нового вы узнали на уроке, путешествуя по России?
  • Почему происходит смена природных зон?
  • Чем объясняется смена природных зон в областях высотной поясности?
  • Как связаны неживая и живая природа в природной зоне?
  • В какой природной зоне мы живем?

Домашнее задание

  1. Учебник: прочитать статью на с. 76; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 77.
  2. Рабочая тетрадь: № 4, 6, 7, с. 44—45.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...