Тема. Земля - кормилица.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Киселёва Лариса Николаевна

Цели:

1. Познакомить детей с различными видами почв и их составом.

2. Ввести понятие «круговорот веществ».

3. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

4. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx239.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Земля - кормилица. 

Цели:

1. Познакомить детей с различными видами почв и их составом.

2. Ввести понятие «круговорот веществ».

3. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв.

4. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: физическая карта России; карта края; схема «Типы почв»; материал для опытов; схема «Состав почвы».

УУД. Познавательные: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные: учиться высказывать свое предположение; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Прозвенел звонок – начался урок.

Нам природу надо знать, изучать и охранять.

II. Проверка домашнего задания.

- Какую тему урока мы изучали на прошлом уроке? (Полезные ископаемые.)

1. Соедините стрелками полезное ископаемое и свойства.

2. Работа по индивидуальным карточкам.

I вариант.

*Напишите названия полезных ископаемых.

1.Чаще всего он бывает серого или розового цвета. Состоит из множества заметных зерен. Очень прочен. Хорошо полируется.    _________________________________

2.Чаще всего бывает коричневого цвета. Во влажном состоянии хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают.     ________________________________

3. Имеет черный цвет, блестит. Твердый, но хрупкий. Горит.   ________________________________

4. Бесцветный газ. Легче воздуха. Хорошо горит.    ________________________________

II вариант.

*Напишите названия полезных ископаемых.

1. Он белого цвета, прочен. В нем можно заметить остатки раковин морских организмов. _________________________________

2. Обычно бывает желтого цвета, состоит из отдельных крупинок, сыпучий.

_________________________________

3.Обычно он темно-коричневого цвета, рыхлый, непрочный, хорошо горит. В нем заметны остатки растений, из которых он состоит. _________________________________

4. Густая маслянистая жидкость темного цвета, с резким запахом. Хорошо горит.

_________________________________

3. Игра «Узнай меня».

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

По трубе течёт

Пироги печёт. (Газ.)

Без неё не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета

Отгадайте же, что это? (Нефть.)

Не зря она варилась

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи… (Железная руда.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги

А сделать миску или вазу,

Она понадобиться сразу (Глина.)

Покрывают им дороги

Улицы в селениях (Известняк.)

Он несёт в дома тепло,

Помогают плавить стали,

Делать краски и эмали

Он чёрный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь.)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением (Торф.)

Картинки по запросу что такое уголь картинка

Картинки по запросу что такое нефть картинка

Похожее изображение

Картинки по запросу торф картинки скачать

Похожее изображение

Похожее изображение

Картинки по запросу глина в картинках

Картинки по запросу известняк в картинках

Похожее изображение

2. Работа с картой.

По знакам условным

Найдешь, если надо,

На карте любые

Подземные клады.

- Найдите на карте России месторождения угля, нефти, железной руды, природного газа, торфа.

3. Характеристика полезных ископаемых.

Краткая  характеристика полезных ископаемых по плану:

а) название;

б) свойства;

в) способ добычи;

г) применение, значение в народном хозяйстве.

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Загадка.

- Отгадайте загадку и выясните тему урока.

                                                       И ветер меня обдувает,

И ливень порой поливает,

И норку во мне прорывает

Проворная мышь полевая.

И солнце все крепче и крепче

Меня обнимает и шепчет:

                                                    Готовься к страде-урожаю.

- Это земля-кормилица.

- Сегодня на уроке мы узнаем, почему люди называют землю «кормилицей».

III. Работа над новым материалом.        

1. Сказка «Чудесная кладовая».

- Расскажу вам сказку о волшебной кладовой.

Чудесная кладовая.

Есть на свете чудесная кладовая.

      Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного в кладовой двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело.

А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, и, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.                                                                                                                                      М. Ильин

- Вы уже, конечно, догадались, как она называется.

- Земля, почва.

-  А почему?

- Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горсточек и т. д.

- Что же издавна делает земля-матушка?

- Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.

- Земля кормит и насекомых, птиц, зверей. Поэтому землю называют кормилицей. Давайте выясним, от чего зависит урожай.

Вы не раз видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста растения. Верхний слой земли толщиной от 2–3 см до 150–200 см и больше, на котором растут растения, – это почвенный слой, почва.

Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите?

- Остатки старых сухих листьев, старой травы, сухих насекомых.

- Какого цвета почва?

- Почва темного цвета.

- Давайте вспомним, что еще входит в состав почвы.

2. Практическая работа.

Опыт 1.

Учитель. Возьмем стакан с водой и опустим туда комочек почвы. Что вы видите? О чём это говорит?

Ученики. Из почвы идут пузырьки. Значит, в почве есть воздух.

Опыт 2.

Учитель. Возьмем бумажную салфетку, положим на нее немного почвы и сильно сожмем. Стряхнем почву в коробок. Что осталось на салфетке? О чем это говорит?

Ученики. Влажное пятно. Значит, в почве есть вода.

Опыт 3.

Учитель. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы. Какая стала вода? Что вы видите на дне стакана? Какой делаем вывод?

Ученики. Вода в стакане стала мутной. На самом дне стакана видны песчинки, а сверху – глина. Значит, в состав почвы входят песок и глина.

Опыт 4.

Учитель. Нагреем немного почвы. Что вы видите? Почему это происходит?

Ученики. Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.

Учитель. Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус. Какой делаем вывод?

Ученики. В составе почвы есть перегной – гумус.

Опыт 5.

Учитель. Сейчас я возьму несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? Что это такое?

Ученики. На стекле образовался белый налет. Это соль.

Учитель. Соли – питательные вещества, необходимые растениям. Значит, в почве есть соли.

Учащиеся заполняют схему.

3. Рассказ.

Видеоролик.

Учитель. Почва состоит из песка, глины и перегноя. В ней имеются вода и воздух, необходимые для жизни растений. Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы?

Ученики. От количества перегноя.

В разных странах почва разного цвета: она то бурая, то красная, то темная, почти черная. Да и в нашей стране почвы тоже очень разнообразны. (Показ разных образцов почвы.)

В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Рассмотрите несколько основных типов почв на стр.171 учебника. Изучением почв занимаются ученые-почвоведы. Сравните данные образцы почв. Какая почва, на ваш взгляд, самая плодородная?

Ученики. Чернозем, в ней много перегноя.

Учитель. Особенно плодородны черноземные почвы. Черноземы – одно из богатств нашей Родины. На них выращивают устойчивые высокие урожаи различных культур. Большие площади заняты подзолистыми почвами. Они менее плодородны, однако при внесении удобрений и правильной обработке на них можно получить высокий урожай.

Плодородие – основное свойство почвы.

 Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

Физминутка.

Видеоролик.

Учитель. Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

Учитель открывает схему на доске:

Учитель. Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Позже в почве селятся различные животные: черви, личинки, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микроорганизмов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием различных микроорганизмов: микробов, бактерий, грибов, насекомых, личинок – превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются полезные  вещества. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных  и с остатками растений и животных – снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди.

Почвы, как и другие природные элементы, нуждаются в охране и бережном отношении.

Почва образуется в природе медленно (за 250–300 лет «нарастает» всего 1 см), а разрушается быстро. Ветер и вода могут за несколько часов смыть и развеять почву на больших площадях. Для защиты почвы от выдувания и смыва закладывают лесные полосы. В этой полезной работе участвуют и школьники: собирают семена, помогают при посеве, прополке, высадке и поливе молодых саженцев.

А там, где о почве заботятся, и урожаи собирают большие. Ведь чем выше урожаи, тем богаче наша Родина.

4. Чтение статьи «Охрана почвы» на стр. 162–163 учебника.

Учитель. Что необходимо делать для защиты почвы?

Ученики. Необходимо высаживать полезащитные лесные полосы, проводить снегозадержание, правильно распахивать почву, умеренно применять удобрения и ядохимикаты, умеренно орошать почву.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Ответы на вопросы.

Учитель. Что называют почвой?

Ученики. Почва – верхний рыхлый, плодородный слой земли.

Учитель. Из чего состоит почва?

Ученики. Почва состоит из воды, воздуха, песка, глины, гумуса, солей.

2. Кроссворд.

- Слой земли, на котором растут растения. (Почва.)

- Одна из составных частей почвы. (Песок.)

- Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.)

- Основное свойство почвы. (Плодородие.)

V. Итоги урока. Выставление оценок.

1. Ответы на вопросы (стр. 163).

VI. Домашнее задание (cтр. 160-163, ответы на вопросы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " ЗЕМЛЯ - КОРМИЛИЦА "

I ПРОВЕРКА  ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.Тест «Наши подземные богатства»Месторождения полезных ископаемых отыскивают... а) археологи; б) геологи; в) строители.К полезным ископаемым относятся... а) кирпи...

Урок с мультимедийным сопровождением по теме: "Земля-кормилица", 4 класс

Презентация состоит из 25 слайдов. Переключение – по щелчку или с использованием управляющих кнопок. 2 слайд – кроссворд. По первому щелчку появляется текст загадки, по следующему – с...

тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")

Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...

Тест по окружающему миру по теме "Земля-кормилица"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Земля-кормилица". Программа "Школа России" 4 класс....

Урок по теме: "Земля - кормилица".

Материал содержит технологическую карту урока....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Земля - кормилица" в 4 классе

Цели урока:Образовательная: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека;Развивающая: развивать познавательную активность, умения ана...

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "Земля-кормилица"

Учебно-методический комплект по окружающему миру на тему "Земля-кормилица" ...