Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему Луна бывает разной?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Биксалиева Альфия Шамилевна

Тема: Почему Луна бывает разной?

(презентация)

Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; рассказать о способах изучения Луны учеными.

Планируемые результаты: учащиеся научаться анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Оборудование: рисунки и слайды с изображением Луны разной формы; у учащихся – цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biksalieva_okr._mir._1_v.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока ознакомления с окружающим миром

в 1 «В» классе МОУ «СОШ № 18» г. о. Саранск. Подготовила учитель начальных классов Биксалиева Альфия Шамилевна.

Тема: Почему Луна бывает разной?

(презентация)

Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; рассказать о способах изучения Луны учеными.

Планируемые результаты: учащиеся научаться анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Оборудование: рисунки и слайды с изображением Луны разной формы; у учащихся – цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.

Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие.

         1 слайд – Окружающий мир

-Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного! Улыбнулись друг другу! Поприветствовали друг друга(улыбнулись и хлопнули в ладоши друг друга).

-Какой сейчас урок? Чем мы занимаемся на этом уроке?( ответы детей)

-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы юные космонавты.

-Что нам понадобится для наших открытий( ответы детей).

-Правильно, космический корабль, необходимые вещи.

2 слайд- Космический корабль(скафандр)

-А как назовем наш корабль(Ю.А.Гагарин). Почему?

-Сейчас посвящение в юные космонавты.

-Ребята, в нашей команде будет Муравей (на доске изображение героя), у него очень много вопросов, ему хочется узнать как можно больше о космосе.

-Возьмем его с собой? А Мудрая Черепаха (на доске изображение черепахи) не сможет с нами полететь по состоянию здоровья. Она будет наблюдать за нами с Земли.

Клятва(3 слайд)

-Все встали повторяйте каждую фразу за мной:

1.Мы юные космонавты

2.Экипажа 1В класса

3.Космического корабля имен Юрия Алексеевича Гагарина

4.Торжественно клянемся быть смелыми

5.Любознательными

6.Не оставлять друг друга в трудную минуту.

-А сейчас минутная готовность 10,9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1,0.Поехали!

2.Актуализация знаний. Вопросы по пройденному на прошлом уроке материалу

4 слайд – Солнечная система

-Что вы видите вокруг себя?(Солнце, планеты, звезды).

-Молодцы!

-Ребята, нашему кораблю необходимо состыковаться с космической станцией. А чтобы попасть на нее нужно расшифровать код. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов.

5 Слайд(вопросы для расшифровки кода)

-Что такое Солнце?

        1) самая большая планета

        2) созвездие

        3)ближайшая к Земле звезда

        4)спутник Земли

- Звезды излучают свет потому что

        1) это пылающие шары

        2) они отражают свет других звезд

        3) они изо льда

        4) они взрываются

-Почему звезд не видно днем?

        1) они затухают

        2)они на другой стороне Земли

        3)свет Солнца ярче

        4)ночью они горят ярче, чем днем

-Как называется прибор для наблюдения за звездами?

        1)микроскоп

        2)бинокль

        3)очки

        4)телескоп

-Укажите названия звезд

        1)Сириус

        2)Полярная

        3)Луна

        4)Венера

-Итак, наш действующий пароль 313412

- Что вы узнали про Солнце?

- Что вы узнали про звезды?

- А в какое время суток мы можем видеть Солнце?

- А звезды?

        6 слайд – ответы выделенные

3.Самоопределение к деятельности

-Ребята, кому довелось наблюдать за ночным небом?(ответы детей)

-Что вы увидели кроме звезд?

        7 слайд – Луна

        Еще недавно к нам в окошко

        Светила белая лепешка

        А нынче вдруг горят в окошке

        Бычка серебряные рожки.

        Ночью на небе один

        Золотистый апельсин

        Миновали две недели

        Апельсина мы не ели

        Но осталось в небе только

        Апельсиновая долька.

-Что же мы каждую ночь видим на небе кроме звезд?

-Правильно Луну. А еще называют Месяц

        8 слайд – Разные фазы Луны

-Наш Муравей разводит руками – Почему Луна разная?

-Ему очень сложно понять, попытаемся вместе разобраться.

-Ребята, предположите о чем речь пойдет на уроке( ответы детей)

-Сформулируем тему урока

-Сравним наши предположения с учебником, откройте учебник на странице 34  (учебник на подставке), прочтем тему

        9 слайд – Тема урока(Почему Луна бывает разной?).

-Почему так называется тема? (ответы детей)

-Поставим перед собой учебные цели

-О чем вы хотели бы узнать на этом уроке?

10 слайд – цели урока:

-Сегодня на уроке, ребята, мы

  • Узнаем, что такое Луна.
  • Узнаем, какую форму имеет Луна.
  • Узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
  • Представим модель Луны.
  • Узнаем, как люди изучают Луну.

4.Работа по теме урока

11 Слайд – Галактика

-Все планеты ,ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси.

-А у некоторых планет есть спутники.

- А что такое спутник?

12 слайд – Спутник это…(Луна вокруг Земли)

-Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными

Таким спутником для нашей Земли является Луна.

13 слайд – Луна вокруг земли(природный)

-А спутники, созданные человеком называются искусственными.

14 слайд – искусственный спутник

Человек запускает их в космос для определённых целей, например:

для наблюдения за погодой, для научных исследований и других.

- Но вернемся к Луне. Луна-спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.

15 слайд – Луна вокруг Земли

16 слайд – Луна из космоса

-Давайте понаблюдаем за Луной в космическом пространстве. Вот так она выглядит в космическом пространстве ( цвет, форма).

-А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

17 слайд - разная Луна

-А почему так? Такие отличия (ответы детей).

-Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

-Еще  в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она – серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумали сказки, легенды, мифы.

-Послушайте одну такую сказку.

18 слайд – фазы Луны(сказка  в записи)

Почему у Месяца нет платья(Сербская сказка)

Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.

-Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.

-Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да в вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья.

-Все эти разные формы Луны ученые называют – фазами Луны. 

-Когда Луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.

        19 слайд - Новолуние

-Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц.

        20 слайд – Молодой Месяц

-Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние.

        21 слайд - Полнолуние

емля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

        22 слайд – Убывающая Луна

5. ФИЗМИНУТКА

-Муравей Вопросик тоже вместе с нами выполняет все движения

Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

ФИЗМИНУТКА

-Всем жарко, выполним упражнение:

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер выше, выше, выше

Деревцо все ниже, ниже

6. Продолжение работы по теме урока

-Ребята, Вопросик не все понимает. Он не может выполнить задание. Давайте поможем ему.

-Откроем учебник на странице 34 и прочтем вывод (совет Мудрой Черепахи). Учащиеся читают.

-Откроем рабочую тетрадь на странице 22, задание под №1. Нужно выбрать правильный ответ и поставить галочку.

-Кто объяснит свой выбор(ответы учащихся)

-Молодцы!

-Ну вот Муравей опять устал и заснул и все пропустил.

-Какой мы дадим совет Муравьишке? (ответы детей)

-Молодцы, правильно, нужно быть повнимательнее и не отвлекаться

-А сейчас объявляется конкурс «Красавица Луна 2015»

-Слушайте условия конкурса(изготовить модель Луны, в парах выбрать самую удачную, затем в группах и отправить на конкурс)

-Придется вспомнить вновь какую Луну мы видели

-Взяли пластилин и вылепим модель Луны. Именно ту, которую каждый увидел

-Взяли салфетки и протерли руки

-Сейчас выставка наших моделей, будут разыгрываться три места(вручаются Хваленки).

-Поаплодируем нашим победителям

-Ребята, Мудрая Черепаха не смогла отправиться с нами в путешествие. Она наблюдает за нами и за Луной с помощью какого прибора?

-Правильно, телескопа

23 слайд – Телескоп

-Скажите, а еще как можно изучить Луну? (ответы детей)

-Правильно, можно высадиться с помощью скафандров на Луну. Послушайте историю

24слайд – американские космонавты на Луне

-Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. Наблюдая за Луной люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.

- И первыми на Луне побывали американские космонавты 48 лет назад. Их космический корабль назывался Apollo-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

25 слайд – луноход

- Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды…

26 слайд– кратеры Луны

-Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны. Что же мы видим на этой поверхности. Круги, темные пятна, горы. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря. Но на самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями. Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.

-Ребята, почему?

-Как вы думаете, почему люди не живут на Луне?(ответы детей)

-Молодцы!

-А желающим можно приобрести путевки на Луну! Что нам для этого необходимо?

-Мудрая Черепаха прислала нам советы, для улетающих на Луну

  •  Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее.

27 слайд – Сравнение размеров Земли и Луны

  • Будешь прогуливаться на Луне – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
  • Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наши недели.
  • Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще не воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там всё-таки бывают – метеоритные.
  • Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
  • Подумай, как ты будешь дышать?
  • Подумай, как тебе одеться?

28 слайд – Советы Мудрой Черепахи

7. Рефлексия

-Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.

-Пора возвращаться домой

-Расскажем Мудрой Черепахе, что мы узнали нового

-Черепаха хочет проверить, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задания устно

-Необходимо выслушать высказывание. Если, вы, согласны с ним, то ответ «Да». Если с высказыванием не согласны, то ответ «Нет»(зачитываются задания).

        29 слайд – Проверь себя

-А теперь посмотрим, правильно ли мы справились с заданием.

1.

Луна больше Земли.

-

2.

Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

+

3.

На Луне есть воздух и вода.

-

4.

Луна – природный спутник Земли.

+

5.

На Луне живут люди.

-

6.

Луна вращается вокруг Солнца.

-

7.

На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.

+

8.

В лунных морях много воды.

-

9.

Луна имеет плоскую форму.

-

10.

С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.

-

8. Подведение итогов

-Ребята, придете домой, что расскажете своим родителям?(ответы детей)

-Каждый из вас вспомнит, что ему было интересно узнать в начале урока. Узнали ли вы это?

-Поднимите руки у кого совпало(то хотели узнать и какие знания получили)

-Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик.

Если урок понравился –улыбку, а если нет- огорчение. Поставили оценку на листочках соответствующим цветом. Показали карточки.

-Открыли дневники и оценили себя за работу на уроке.

        30 слайд - смайлики

Оценивание детей учителем(раздать «пятерочки»), похвалить каждого.

-Дома в рабочей тетради нарисуйте свою модель лунохода. Задание на странице 23 №2.

-В дневниках записать задание на дом на следующий урок, нашли день следующего урока, какое будет число и записали.

-Спасибо всем за урок. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс

Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Какая бывает промышленность» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по окружающему миру....

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Какой бывает транспорт»

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Какой быввет транспорт"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Какой бывает транспорт"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Какой бывает транспорт"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Какая бывает промышленность", 3 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Какая бывает промышленность", 3 класс...