Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему Луна бывает разной?"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Биксалиева Альфия Шамилевна

    Тема: Почему Луна бывает разной?

    (презентация)

    Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; рассказать о способах изучения Луны учеными.

    Планируемые результаты: учащиеся научаться анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

    Оборудование: рисунки и слайды с изображением Луны разной формы; у учащихся – цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon biksalieva_okr._mir._1_v.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока ознакомления с окружающим миром

    в 1 «В» классе МОУ «СОШ № 18» г. о. Саранск. Подготовила учитель начальных классов Биксалиева Альфия Шамилевна.

    Тема: Почему Луна бывает разной?

    (презентация)

    Цели: формировать представления о Луне как спутнике Земли; познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны; рассказать о способах изучения Луны учеными.

    Планируемые результаты: учащиеся научаться анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

    Оборудование: рисунки и слайды с изображением Луны разной формы; у учащихся – цветные карандаши, пластилин, принадлежности для лепки.

    Ход урока

    1.Организационный момент. Приветствие.

             1 слайд – Окружающий мир

    -Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного! Улыбнулись друг другу! Поприветствовали друг друга(улыбнулись и хлопнули в ладоши друг друга).

    -Какой сейчас урок? Чем мы занимаемся на этом уроке?( ответы детей)

    -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Мы юные космонавты.

    -Что нам понадобится для наших открытий( ответы детей).

    -Правильно, космический корабль, необходимые вещи.

    2 слайд- Космический корабль(скафандр)

    -А как назовем наш корабль(Ю.А.Гагарин). Почему?

    -Сейчас посвящение в юные космонавты.

    -Ребята, в нашей команде будет Муравей (на доске изображение героя), у него очень много вопросов, ему хочется узнать как можно больше о космосе.

    -Возьмем его с собой? А Мудрая Черепаха (на доске изображение черепахи) не сможет с нами полететь по состоянию здоровья. Она будет наблюдать за нами с Земли.

    Клятва(3 слайд)

    -Все встали повторяйте каждую фразу за мной:

    1.Мы юные космонавты

    2.Экипажа 1В класса

    3.Космического корабля имен Юрия Алексеевича Гагарина

    4.Торжественно клянемся быть смелыми

    5.Любознательными

    6.Не оставлять друг друга в трудную минуту.

    -А сейчас минутная готовность 10,9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2,1,0.Поехали!

    2.Актуализация знаний. Вопросы по пройденному на прошлом уроке материалу

    4 слайд – Солнечная система

    -Что вы видите вокруг себя?(Солнце, планеты, звезды).

    -Молодцы!

    -Ребята, нашему кораблю необходимо состыковаться с космической станцией. А чтобы попасть на нее нужно расшифровать код. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов.

    5 Слайд(вопросы для расшифровки кода)

    -Что такое Солнце?

            1) самая большая планета

            2) созвездие

            3)ближайшая к Земле звезда

            4)спутник Земли

    - Звезды излучают свет потому что

            1) это пылающие шары

            2) они отражают свет других звезд

            3) они изо льда

            4) они взрываются

    -Почему звезд не видно днем?

            1) они затухают

            2)они на другой стороне Земли

            3)свет Солнца ярче

            4)ночью они горят ярче, чем днем

    -Как называется прибор для наблюдения за звездами?

            1)микроскоп

            2)бинокль

            3)очки

            4)телескоп

    -Укажите названия звезд

            1)Сириус

            2)Полярная

            3)Луна

            4)Венера

    -Итак, наш действующий пароль 313412

    - Что вы узнали про Солнце?

    - Что вы узнали про звезды?

    - А в какое время суток мы можем видеть Солнце?

    - А звезды?

            6 слайд – ответы выделенные

    3.Самоопределение к деятельности

    -Ребята, кому довелось наблюдать за ночным небом?(ответы детей)

    -Что вы увидели кроме звезд?

            7 слайд – Луна

            Еще недавно к нам в окошко

            Светила белая лепешка

            А нынче вдруг горят в окошке

            Бычка серебряные рожки.

            Ночью на небе один

            Золотистый апельсин

            Миновали две недели

            Апельсина мы не ели

            Но осталось в небе только

            Апельсиновая долька.

    -Что же мы каждую ночь видим на небе кроме звезд?

    -Правильно Луну. А еще называют Месяц

            8 слайд – Разные фазы Луны

    -Наш Муравей разводит руками – Почему Луна разная?

    -Ему очень сложно понять, попытаемся вместе разобраться.

    -Ребята, предположите о чем речь пойдет на уроке( ответы детей)

    -Сформулируем тему урока

    -Сравним наши предположения с учебником, откройте учебник на странице 34  (учебник на подставке), прочтем тему

            9 слайд – Тема урока(Почему Луна бывает разной?).

    -Почему так называется тема? (ответы детей)

    -Поставим перед собой учебные цели

    -О чем вы хотели бы узнать на этом уроке?

    10 слайд – цели урока:

    -Сегодня на уроке, ребята, мы

    • Узнаем, что такое Луна.
    • Узнаем, какую форму имеет Луна.
    • Узнаем, почему Луна выглядит по-разному.
    • Представим модель Луны.
    • Узнаем, как люди изучают Луну.

    4.Работа по теме урока

    11 Слайд – Галактика

    -Все планеты ,ребята, вращаются вокруг Солнца и своей воображаемой оси.

    -А у некоторых планет есть спутники.

    - А что такое спутник?

    12 слайд – Спутник это…(Луна вокруг Земли)

    -Так вот, ребята, спутники, которые создала сама природа и, которые вращаются вокруг планет, называются природными, или естественными

    Таким спутником для нашей Земли является Луна.

    13 слайд – Луна вокруг земли(природный)

    -А спутники, созданные человеком называются искусственными.

    14 слайд – искусственный спутник

    Человек запускает их в космос для определённых целей, например:

    для наблюдения за погодой, для научных исследований и других.

    - Но вернемся к Луне. Луна-спутник. Она вращается вокруг Земли, но не вращается вокруг своей оси.

    15 слайд – Луна вокруг Земли

    16 слайд – Луна из космоса

    -Давайте понаблюдаем за Луной в космическом пространстве. Вот так она выглядит в космическом пространстве ( цвет, форма).

    -А какого цвета мы видим Луну с Земли, когда есть возможность за ней понаблюдать?

    17 слайд - разная Луна

    -А почему так? Такие отличия (ответы детей).

    -Луна сама не испускает света. Она, словно зеркало, отражает свет Солнца. Раз луна сама не светит, мы можем видеть только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что ее форма меняется.

    -Еще  в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она – серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумали сказки, легенды, мифы.

    -Послушайте одну такую сказку.

    18 слайд – фазы Луны(сказка  в записи)

    Почему у Месяца нет платья(Сербская сказка)

    Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.

    -Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.

    -Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да в вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья.

    -Все эти разные формы Луны ученые называют – фазами Луны. 

    -Когда Луна находится между землей и Солнцем, к земле обращена неосвещенная половина Луны, и Луну на небе не видно. Это фаза называется новолунием.

            19 слайд - Новолуние

    -Через 2-3 дня луна появляется на небе в виде узкого серпа. Это молодой месяц.

            20 слайд – Молодой Месяц

    -Он увеличивается с каждым днем. И со временем Луна принимает вид целого диска – это полнолуние.

            21 слайд - Полнолуние

    емля уже находится между Солнцем и Луной. Потом Луна начинает убывать и снова становится серпом.

            22 слайд – Убывающая Луна

    5. ФИЗМИНУТКА

    -Муравей Вопросик тоже вместе с нами выполняет все движения

    Раз-два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)

    Три-четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)

    Чтобы долететь до солнца (круг руками)

    Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)

    Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

    Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

    Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

    Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)

    ФИЗМИНУТКА

    -Всем жарко, выполним упражнение:

    Ветер дует нам в лицо

    Закачалось деревцо

    Ветер выше, выше, выше

    Деревцо все ниже, ниже

    6. Продолжение работы по теме урока

    -Ребята, Вопросик не все понимает. Он не может выполнить задание. Давайте поможем ему.

    -Откроем учебник на странице 34 и прочтем вывод (совет Мудрой Черепахи). Учащиеся читают.

    -Откроем рабочую тетрадь на странице 22, задание под №1. Нужно выбрать правильный ответ и поставить галочку.

    -Кто объяснит свой выбор(ответы учащихся)

    -Молодцы!

    -Ну вот Муравей опять устал и заснул и все пропустил.

    -Какой мы дадим совет Муравьишке? (ответы детей)

    -Молодцы, правильно, нужно быть повнимательнее и не отвлекаться

    -А сейчас объявляется конкурс «Красавица Луна 2015»

    -Слушайте условия конкурса(изготовить модель Луны, в парах выбрать самую удачную, затем в группах и отправить на конкурс)

    -Придется вспомнить вновь какую Луну мы видели

    -Взяли пластилин и вылепим модель Луны. Именно ту, которую каждый увидел

    -Взяли салфетки и протерли руки

    -Сейчас выставка наших моделей, будут разыгрываться три места(вручаются Хваленки).

    -Поаплодируем нашим победителям

    -Ребята, Мудрая Черепаха не смогла отправиться с нами в путешествие. Она наблюдает за нами и за Луной с помощью какого прибора?

    -Правильно, телескопа

    23 слайд – Телескоп

    -Скажите, а еще как можно изучить Луну? (ответы детей)

    -Правильно, можно высадиться с помощью скафандров на Луну. Послушайте историю

    24слайд – американские космонавты на Луне

    -Луна, ребята, всегда притягивала к себе внимание людей. Наблюдая за Луной люди придумали множество загадок, пословиц, поговорок. А ещё им очень хотелось изучить это космическое тело.

    - И первыми на Луне побывали американские космонавты 48 лет назад. Их космический корабль назывался Apollo-11. Американские космонавты исследовали поверхность Луны, установили государственный флаг, собрали коллекцию камней, произвели фото и киносъёмку.

    25 слайд – луноход

    - Наука шла вперед, космонавтика развивалась, Луна таила в себе много тайн и люди придумали для её изучения луноход. Это робот для сбора материала с космических объектов, на дистанционном управлении. Исследование Луны показало, что на Луне нет ни воздуха, ни воды…

    26 слайд– кратеры Луны

    -Ребята, а давайте посмотрим в телескоп, прибор, который увеличивает изображение в несколько раз. И через этот прибор мы рассмотрим поверхность Луны. Что же мы видим на этой поверхности. Круги, темные пятна, горы. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна, светлые – это лунные моря. Но на самом деле в них нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, потому и назвали их морями. Темные пятна – это ровные участки, равнины. На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов – камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли, как будто ее не вытирали много-много лет. Днем на Луне очень жарко, температура достигает до + 130 г, а ночью – очень холодно, до – 170 г.

    -Ребята, почему?

    -Как вы думаете, почему люди не живут на Луне?(ответы детей)

    -Молодцы!

    -А желающим можно приобрести путевки на Луну! Что нам для этого необходимо?

    -Мудрая Черепаха прислала нам советы, для улетающих на Луну

    •  Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее.

    27 слайд – Сравнение размеров Земли и Луны

    • Будешь прогуливаться на Луне – смотри под ноги. Вся поверхность усеяна камнями, которые падают из космоса.
    • Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне один день длится две наши недели.
    • Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще не воды. Нет облаков, нет туманов, нет радуги. Правда, дожди там всё-таки бывают – метеоритные.
    • Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
    • Подумай, как ты будешь дышать?
    • Подумай, как тебе одеться?

    28 слайд – Советы Мудрой Черепахи

    7. Рефлексия

    -Итак, ребята, наше изучение Луны подходит к концу. Мы много успели сделать на уроке. Ответили на все интересующие вопросы.

    -Пора возвращаться домой

    -Расскажем Мудрой Черепахе, что мы узнали нового

    -Черепаха хочет проверить, как вы усвоили новые знания. Выполните тестовое задания устно

    -Необходимо выслушать высказывание. Если, вы, согласны с ним, то ответ «Да». Если с высказыванием не согласны, то ответ «Нет»(зачитываются задания).

            29 слайд – Проверь себя

    -А теперь посмотрим, правильно ли мы справились с заданием.

    1.

    Луна больше Земли.

    -

    2.

    Луна не испускает свет, а отражает свет Солнца.

    +

    3.

    На Луне есть воздух и вода.

    -

    4.

    Луна – природный спутник Земли.

    +

    5.

    На Луне живут люди.

    -

    6.

    Луна вращается вокруг Солнца.

    -

    7.

    На Луне днем очень жарко, а ночью очень холодно.

    +

    8.

    В лунных морях много воды.

    -

    9.

    Луна имеет плоскую форму.

    -

    10.

    С Земли люди всегда видят круглую форму Луны.

    -

    8. Подведение итогов

    -Ребята, придете домой, что расскажете своим родителям?(ответы детей)

    -Каждый из вас вспомнит, что ему было интересно узнать в начале урока. Узнали ли вы это?

    -Поднимите руки у кого совпало(то хотели узнать и какие знания получили)

    -Ребята, дайте вашу оценку сегодняшнего урока. Нарисуйте смайлику ротик.

    Если урок понравился –улыбку, а если нет- огорчение. Поставили оценку на листочках соответствующим цветом. Показали карточки.

    -Открыли дневники и оценили себя за работу на уроке.

            30 слайд - смайлики

    Оценивание детей учителем(раздать «пятерочки»), похвалить каждого.

    -Дома в рабочей тетради нарисуйте свою модель лунохода. Задание на странице 23 №2.

    -В дневниках записать задание на дом на следующий урок, нашли день следующего урока, какое будет число и записали.

    -Спасибо всем за урок. Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс

    Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...

    План - конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему: "Почему Луна бывает разной?"

    В плане изложен доступный материал для 1 класса на вопрос - почему Луна бывает разной?...

    План - конспект урока по окружающему миру для 1 класса на тему: "Почему Луна бывает разной?"

    В плане изложен доступный материал для 1 класса на вопрос - почему Луна бывает разной?...

    Конспект урока по окружающему миру на тему: «Какая бывает промышленность» (УМК «Школа России»)

    Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока по окружающему миру....

    Конспект урока по окружающему миру на тему: «Какой бывает транспорт»

    Конспект урока по окружающему миру на тему: "Какой быввет транспорт"...