Открытый урок по окружающему миру "Что это за листья?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Баниева Соелма Баторовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mira_po_teme_chto_eto_za_listya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №54»

Открытый урок окружающего мира

по теме "Что это за листья?"

(1 класс.УМК «Школа России»)

Составила и провела: Баниева Соёлма Баторовна

Г. Улан-Удэ

2016-2017уч.г.


Урок окружающего мира по теме "Что это за листья?"

Цель: учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев нашей местности.

Задачи:

Образовательные:

продолжить обучение распознаванию природных объектов;

учить различать листья наиболее распространенных пород деревьев;

познакомить со строением листьев и их видами;

Воспитательные:

формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля, самоконтроля;

воспитывать аккуратность при раскрашивании листа.

Развивающие:

формировать самостоятельность мышления;

обогащать словарный запас учащихся, развивать речь;

развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту.

Оборудование:

репродукция картины Левитана «Золотая осень»,

стихотворения  про осень,

на доске и на партах листья с деревьев: дуб, осина, рябина, клен, береза, каштан,

учебник «Окружающий мир» А.А. Плешаков,

бумажные заготовки листьев клена (у каждого ученика),

мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

1.Организация учащихся

Мы пришли сюда учиться,

Не  лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

_ В течение урока буду раздавать листочки тем, кто будет хорошо справляться с заданиями. В конце урока посчитаем их количество у каждого. Кто хочет собрать много листочков? Давайте начнём  работать.

2.Проверка дом. задания

Проверим домашнее задание.

_ О чём мы говорили на прошлом уроке окружающего мира? (о комнатных цветах.)

_На доске картинки цветов. Какие цветы лишние и почему?(бегония, гиппеаструм -комнатные растения, остальные растут на клумбах.)

_ Назовите цветы, которые растут на клумбах.

_ Какой сейчас месяц?

_ Есть ли в данное время цветы на клумбах? Почему?(стало холодно.)

3.Актуализация  знаний

– Посмотрите на репродукцию картины Левитана.

– Назовите время года. (Осень)

– Докажите.

– Картина так и называется «Золотая осень». Что изобразил великий русский художник на картине? Какие чувства она вызывает?

– Послушайте стихотворения об осени ( привлечь старших детей)

1. Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь на полях. (А. Плещеев)

2. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…    (А. Пушкин)

3. Как красива Осень,

В пестром сарафане!

В чистом небе – просинь,

Клен горит, как пламя.

Над водой – березка

Золотою свечкой,

И плывут листочки

Вниз по тихой речке.    (Т. Шорыгина)

_ Вы прослушали стихи русских поэтов. Что вы чувствовали при этом?

– Отгадайте загадку:

Рыжий Егорка

Упал в озерко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

– Что это? (Листочек)         

– О чём мы будем говорить на уроке?  

_ Нам надо ответить на вопрос «Что это за листья?»

_ Что происходит с листьями осенью?

4. Объяснение нового материала

_Рассмотрите листочки. Что вы можете о них сказать? (разные по цвету, форме, количеству.)        Показ слайда.          

_ У всех деревьев листья разные.  

– У вас на партах лежат конвертики с листьями, которые вы собрали во время экскурсии во дворе школы. Выложите листочки на парту. Поиграем в игру «Угадай, чей листок?». (Отгадаете, покажите листочек)

1.Стоит Алёна - платок зелёный,

   Тонкий стан, белый сарафан. ( берёза)

_ По какому признаку узнали лист? (Лист острый на конце.)

2. Чёрные плоды её съедобны, замечательна своими белыми душистыми цветками, собранными в густые кисти.( черёмуха)

_ По какому признаку узнали лист? (зелёные листья)

3. Свесила ветки с обрыва

    Такая грустная…(ива)

_ По какому признаку узнали лист? (Длинные узкие листья.)

4. Прилетает в гости к ней

    Стайка алых снегирей.

    По ветвям они снуют,

    Красны ягодки клюют. (Рябина)

_ По какому признаку узнали лист? (Листья узкие, составлены из многих небольших листочков , словно из перьев.) 

– Про какой листок у вас на парте не было загадки? (Клен)

– Назовите листья, о которых мы не говорили, но вы их видите на доске. (дуб, тополь.)

_ Какие листья вам встречались на прогулке? (берёзы, тополя, черёмухи, клёна, ивы.)

-Какое дерево живет дольше других деревьев, еще на нем растут желуди? (Дуб)

_ А почему нам не встречались листья дуба? (Он у нас не растёт.)

– Чем отличаются все эти листья? (Формой, размером, цветом)

–А что общего у листьев?

_ Каждый лист состоит из черешка и листовой пластины. Показ слайда. _Если пластинка одна, то лист называется простым.

– Назовите простые листья. (Дуб, осина, клен, береза) Показ слайда.

– Если пластинок на одном черешке несколько, то лист называется сложным.

– Назовите сложные листья. (Рябина.) Показ слайда.

Физминутка

Ветер дунул нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

_Зачем листу черешок? (Учитель показывает место прикрепления листа к ветке.)

_Догадайтесь, какой лист крепче держится за ветку, зеленый или пожелтевший? Почему?

_ А нужно ли чтобы листья падали осенью?

— Все лето дерево получало через листья энергию, дышало. За лето лист на-

капливает вещества, которые нужны будут дереву на следующее лето. Листья опадают: они перегнивают за зиму и улучшают почву под деревом, дают ему питательные вещества. Вот дерево и сбрасывает листья на зиму.

Кроме того, если бы листья не опадали, на листовую пластинку зимой упало бы много снега. Ветка не выдержала бы такой тяжести и сломалась.

_ Как называется природное явление, когда листья осенью опадают?

( Если учащиеся затрудняются ответить,  можно на доску прикрепить буквы Л, И, С, Т, О, П, А, Д  и попросить составить из букв слово.)

— Муравьишка- Вопросик хочет узнать, правильно ли делают дворники, которые сгребают и сжигают листья осенью? ( Нет. …)

_ Листья должны перегнить и дать питание дереву на следующий год. Правильнее было бы их сгребать в ямы для компоста. Кроме того, листья — дом для насекомых. Если мы их сжигаем, погибают все насекомые в листьях и в земле на месте кострища.

А вот мусор, который лежит на газонах под деревьями, пользу растениям не приносит. Его лучше собрать и выбросить. После урока проведём трудовой десант во дворе школы и уберём мусор.

5. Первичное закрепление 

– Откройте учебники на странице 14.

–  Листья каких деревьев вы видите? (Клен, осина, береза)

– Сколько листьев клена? (2)

– Сколько листьев осины? (3)

– Сколько листьев березы? (4)

– Сколько всего листьев? (9)

– Это простые или сложные листья? (Простые)

–  А почему? Объясните. (Одна листовая пластинка.) 

6. Физминутка

Вот и осень наступила,

Тучка солнышко закрыла.

И над лесом, сделав круг,

Птицы подались на юг.

С веток листья опадают,

В щель букашки заползают.

7. Закрепление

– Каких цветов бывают листья осенью? (красные, желтые, зеленые, коричневые)

– Посмотрите на бумажный листок. От какого он дерева? (от клена)

– Раскрасьте его.

– Готовыми листьями украсим доску.

Прикрепляем на ватман листья.

– Посмотрите на доску, что у нас получилось? Как можем назвать картину?

_ Что вы чувствуете увидев такую красоту? ( Приятно видеть, светло в душе и т.д.)

8. Итог урока

– Что нового вы узнали на уроке?

_ Из чего состоит лист?

– Какой вид работы вам больше всего понравился?

_ Посчитайте количество листьев, которые я раздавала.

_ Оцените свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...