Главные вкладки

    Условия роста и развития растений (УМК"Начальная школа 21 века"2 класс)
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Связева Анна Александровна

    Цели деятельности учителя:  создание условий для развития умения выделять общие и отличительные признаки растений

    Планируемые результаты:

    Предметные: формирование  умений выделять общие и отличительные признаки растений, способствовать расширению знаний учащихся о растениях.     

    Личностные: способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду, формированию коммуникативных умений при работе  в группе, в паре; формировать навык объективно оценивать свой вклад в общий результат; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzh.doc150 КБ

    Предварительный просмотр:

    Школа: МОУ Долгодеревенская СОШ                                Учитель: Юсупова Г.М

    Класс: 2 «ж»                                                                                Методист: Горячёва С.Л.

    Дата:21.02.17                                                                               Студент: Связева А. 42 гр

    Конспект урока по окружающему миру

    Тема: «Условия роста и развития растений»

    Цели деятельности учителя:  создание условий для развития умения выделять общие и отличительные признаки растений

    Планируемые результаты:

    Предметные: формирование  умений выделять общие и отличительные признаки растений, способствовать расширению знаний учащихся о растениях.     

    Личностные: способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду, формированию коммуникативных умений при работе  в группе, в паре; формировать навык объективно оценивать свой вклад в общий результат; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник  для учащихся общеобразовательных    учреждений: в 2ч.  - М.:    Вентана-Граф, 2013

    Этапы урока. Методы и приёмы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    1

    Организационный момент.

    словесный, наглядный.

    1 мин

    Здравствуйте, меня зовут Анна Александровна, урок окружающего мира у вас проведу я. Встали, подравнялись, настроились на урок. Проверьте свою готовность к окружающему миру.

    Готовить рабочее место.

    Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

    2

    Мотивационный.

    7 мин

     – Урок я хочу начать словами французского философа Ж..Ж. Руссо:

    «Вы – талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...»

    Скоро мы убедимся в справедливости этих слов, ведь вас ждёт открытие новых знаний.

    Сегодня у нас на уроке дежурным библиографом будет Митькова Злата. Она будет нам уточнять значения понятий.

     Я начну со стихотворения. Льва Квитко «Чудо»

    Зернышко-крошку
    Всю зиму хранил,
    В рыхлую землю
    Весной посадил.

    Чудо случилось,
    Наверное, с ним.
    Зернышко стало
    Живым и большим.

    Зернышко-крошка
    Лежало в земле,
    Лежало, согрелось,
    Разбухло в тепле.

    Сначала разбухло,
    Потом проросло.
    Тонким росточком
    К небу взошло.

    Сегодня мы будем изучать растения. Точнее, одно растение. А какое, вы это должны сами узнать. Разгадайте ребус.

    ( 2 слайд) Ребус  (ответ – фасоль)

    Верно. Сегодня мы будем изучать фасоль

    Работа с набором для рефлексии

    - Поставьте перед собой цели на урок.

    - Чего бы вы хотели сегодня на уроке для себя?

    Определять цели и пути их достижения.

    Р:принимать и сохраняют учебную задачу.

    5

    Решение учебных задач

    Динамическая пауза

    26 мин

    - А что вы знаете о фасоли?

    Фасоль является одной из древнейших культурных растений планеты. 

    Фасоль это однолетнее растение с ветвящимся травянистым стеблем.

    Известно около 150 видов фасоли. Разводится из-за плодов и семян – а некоторые виды также из-за цветов – под названием турецких бобов.

    Из разводимых видов первое место занимает фасоль обыкновенная

    Листья растений фасоли крупные, опушенные, цветки обоеполые мотылькового типа, собранные в соцветия. Плоды – бобы-лопатки с 5–10 семенами.

    Посмотрите, я держу в руках настоящее чудо!

    Почему я назвала растение чудом? (потому что оно живое, потому что появилось из маленького семечка)

    Однажды я задумалась: Как узнать точно, при каких условиях начинается прорастание? Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? Для этого их нужно спросить. И растения нам обязательно скажут. Только не словами, а своим внешним видом. Я поняла, что бережное отношение, забота и соблюдение условий, помогут добиться хорошего результата.

    Сегодня мы станем с вами настоящими исследователями и узнаем, какие же условия нужны, чтобы растение проросло, выросло и дало свои семена.

    - А что такое исследование?

    Библиограф: Толковый словарь Ожегова

    ИССЛЕДОВАНИЕ научное, процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

    ( 3 слайд) (написана тема)

    Тема нашего урока: «Условия процесса выращивания фасоли»

    Цель нашего урока:

    1. Узнать новое и интересное из жизни растений
    2. Проследить стадии развития фасоли, и узнать какие факторы влияют на полноценное развитие растения.
    3. Оформить календарь наблюдения.
    4. Создать постер.
    5. Узнать значение новых слов.

    На партах, у каждого из вас лежат календари наблюдений. Как вы думаете, для чего они нужны? (в них мы будем записывать наши наблюдения и результаты) Возьмите их, ручку. Под словами календарь наблюдений запишите свое имя и фамилию.

    И так, начнем наши исследования.

    Практическая часть

    Сравнение сухого семени и набухшего. Первое условие, необходимое для прорастания.

    Посмотрите на парты, у вас на блюдце лежат семена. Это семена фасоли. Возьмите сухие семена в руки. Посмотрите на них. Они спят, т.е. находятся в состоянии покоя.

    Попробуйте снять верхнюю кожуру.

    Получается? (нет) Вывод: с сухого семени кожура не снимается.

    Попробуйте слегка поцарапать кожуру. Целостность кожуры не нарушается.

    - Зачем же нужна такая кожура семени? Какую роль она играет? (защищает от повреждения и высыхания)

    Любое растение начинает свою жизнь с того, что его семья попадает в почву. Но, если почва будет сухая и твердая как камень, прорастет ли растение?

    Берем в руки семя №2 и сравниваем его с семенем №1. (семя увеличилось в размерах, сырое).

    Что помогло семени стать таким? (вода)

    Вывод: в семя через кожуру проникает вода и оно набухает, увеличиваясь в размерах. Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.

    Вода-это первое условие, которое необходимо для прорастания семени.

    Запишем в календари наблюдений это условие.

    (4 слайд) Запись в календари наблюдений первого условия

    -вода

    Продолжаем….

     Второе и третье условие, необходимые для прорастания

    Работа с мобильным классом. Программа «Мир природы»

    10 – 1 щелчок

    2 щелчок

    3 щелчок

    11 – 1 щелчок тепло

    2 щелчок вода

    3 щелчок воздух

    Делаем вывод, что растению нужен воздух и тепло.

    (4 слайд) Запись в календари наблюдений второго и третьего условия

    Запишем в дневники

    - воздух

    как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает.

    -тепло

    в тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть.

    Продолжаем…

    Снова возьмите в руки второе семя.

    Осторожно снимаете с набухшего семени кожуру. Результат: кожура легко снимается с набухшего семени.

    - Что находится под кожурой? (две половинки, две дольки семени)

    Отсюда и их название семядоли (доли семени)

    Библиограф: Семядоля  Толковый словарь Ожегова`

    Внутренняя часть семени - долька, заключающая в себе зародыш листьев.

    Аккуратненько разделите семядоли на половинки.

    - Что мы видим на одной из семядолей ?

    Работа с микроскопами.

    (5 слайд) Строение семени фасоли

    Это зародыш будущего растения. Маленькое дитя растения. Он еще очень мал, и в нем трудно рассмотреть части будущего растения. Однако семя проснулось, об этом свидетельствует наличие зародыша.

    - Откуда же берутся питательные вещества?

    Библиограф:

    Питательный  - Содержащий необходимые для питания вещества, полезный. Толковый словарь Ожегова

    Обратите внимание на две эти половинки, семядоли. Они крупные, мясистые. В них и находятся питательные вещества, которые питают зародыш семени, и он начинает расти.

    (6 слайд) Рисунок

    Давайте мы зарисуем строение семени фасоли. Зарисуем семядоли и подпишем

    Найдите в календарях наблюдений слово «рисунок». Под этим словом вы сделаете свой рисунок.

    Четвёртое условие

    Растение растёт, семядоли все стареют, засыхают и совсем отпадают.

    Кто теперь будет исполнять роль «кормильца»? (корень) и листья

    Корень служит якорем для стебля, укрепляя его, и всасывает из почвы воду и растворенные в ней вещества .

    - Иногда мы видим растения – одни темно – зелёные, а другие бледные. Чтобы это млгло означать?

    Почему так произошло? Что случилось? Чего не хватало этому растению?

    Вывод: нужен свет

    Листья – это «живые заводы» по производству еды. В листьях растений содержится хлорофилл. С его помощью растения вырабатывают себе пищу.

    (7 слайд) Запись в календари наблюдений четвёртого условия

    - свет

    Пятое условие, необходимое для прорастания семени и роста растения

    Проходит время…растение растёт… заметно увеличиваются в размере листья, приобретают ветвистую корневую систему. Корни становятся большими. Посмотрите на корневую систему в прозрачном контейнере. Вроде всё хорошо.

    Но растение остается слабым. Почему? Сравните с растение в горшке и растение в контейнере.

    Вывод: растению нужна почва, в которой содержаться минеральные вещества.

    Библиограф: минеральные вещества -

    (7 слайд) Запись в календари наблюдений пятого условия

    Запишем в календарь наблюдений следующее условие, необходимое для жизни растения.

    - почва

    Все 5 необходимых условий для полноценной жизни растений мы нашли.

    Физминутка (под музыку)

    Представьте, что вы зернышки.

    Игра "Зернышко"

    Все встаньте возле своих мест, присядьте и закройте глаза. Представьте, что вы - зернышки, вы сидите глубоко в земле. Вдруг почувствовали, что стало теплее. Вы потянулись вверх, земля расступилась, росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло вас вверх. (Медленно встаем и вытягиваем руки кверху.)

    Теплые лучи коснулись стебелька, ветерок качнул вас в одну и в другую сторону. (Стоим, покачиваясь из стороны в сторону.)

    Вам захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. (Руки разводим в стороны, пальцы раздвигаем в стороны).

    Солнышко нежно подхватило за верхушки своими лучами и потянуло вверх. (Руки поднимаем вверх, но пальцы остаются в стороны.)

    Вы стали расти все выше и выше. (Вытягиваемся вверх, встаем на носочки.)

    И вдруг брызнул дождик, вы стали пить дождевую воду, стали сильными и большими. (Открываем и закрываем рот как рыбы.)

    Ваш бутон раскрылся, и вы превратились в прекрасные цветы. (Изображаем пальцами раскрытие бутона.)

    И вы счастливы, что живете на этой земле, вдыхаете свежий воздух, пьете дождевую воду и греетесь в лучах золотого солнца...

    Закрепление

    (8 слайд) Условия необходимые для прорастания

    Повторим, какие условия нужны для прорастания семени (вода, свет, воздух, тепло)

    И условие, необходимое для прорастания и дальнейшего роста растения?(почва)

    (9 слайд) Стадии развития растения

    И вспомним стадии развития растения

    ( семя-зародыш-зелёный расточек с листочками-взрослое растение с цветами- взрослое растение с плодами и семенами)

    Создание постера

    Библиограф: Постер - художественно оформленный плакат, используемый для декоративных целей

    Большой словарь иностранных слов

    Замачивание семян

    Ребята, теперь, когда вы знаете все условия проращивания, у вас будет сегодня возможность, каждому из вас замочить семя фасоли, для того, чтобы в будущем у каждого выросла свое растение. Вы будете записывать «каждый шаг» прорастания в календарь наблюдений. Сами увидите, как появляются корешки, семядоли, листья.

    Пришло время самим замочить семя фасоли. У каждого из вас на столах стоят закрытые контейнеры с сухими семенами фасоли, марлей.

    Отвечать на поставленные вопросы

    Слушать учителя

    Отвечать на поставленные вопросы

    Отвечать на поставленные вопросы

    Выполнять практическую работу

    Записывать в календарь наблюдения

    Делать выводы

    Отвечать на поставленные вопросы

    Выполнять физические упражнения

    Записывать в календарь

    Выполнять физические упражнения

    Играть

    Повторять изученное

    П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    • Учиться работать по предложенному учителем плану.

    К: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    • Слушать и понимать речь других.

    П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    • Учиться работать по предложенному учителем плану.

    К: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    • Слушать и понимать речь других.

    П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    • Учиться работать по предложенному учителем плану.

    К: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    • Слушать и понимать речь других.

    П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    • Учиться работать по предложенному учителем плану.

    К: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    • Слушать и понимать речь других.

    П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    • Учиться работать по предложенному учителем плану.

    К: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    • Слушать и понимать речь других.

    П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

    • Учиться работать по предложенному учителем плану.

    К: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

    • Слушать и понимать речь других.

    6

    Итог урока

    4 мин

    (слайд 10) Анимационная заставка растущего растения

    Я хочу вам пожелать вырастить крепкое здоровое растение. А если вы будете соблюдать все условия, да ещё и подарите ему свою заботу и нежность, то у вас обязательно вырастет настоящее чудо!

    Отвечать на вопрос

    7

    Домашнее задание

    1 мин

    Ухаживать и следить за вашим растением.

    Записывать д.з

    8

    Рефлексия

    2 мин

    Мне понравилось работать с вами! Вы молодцы! Хочу сказать - спасибо за урок!

    В начале урока вы перед собой поставили цели. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Работа с набором для рефлексии)

    Спасибо за урок, урок окончен.

    Проводить рефлексию
    Оценивать себя.

    Р:Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коллективная исследовательская работа по теме: "Влияние предметов неживой природы на рост и развитие растений"

    После  комплекса уроков  изучения предметов неживой природы: состава и свойств воды, воздуха, почвы, дети заинтересовались влиянием данных объектов на растительный мир и решили провести сери...

    Исследовательская работа "Влияние окружающей среды на рост и развитие растений"

    Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные выводы.Своими наблюдениями дети делились на занятиях х кружка "Я - и...

    Проект - влияние музыки на рост и развитие растений

    Творческий проект  учеников 4 класса ( музыка+ окружающий мир)...

    Исследовательский проект: "Влияние солнечного света на рост и развитие растений"

    Представлен исследовательский проект обучающихся второго класса по изучению влияния солнечного света на рост и развитие растений...