Конспект урока окружающий мир по теме "Иван III"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Наумов Артем Андреевич

Представлен конспект для 4 класса по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_urok._ivan_tretiy.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока: «Окружающий мир

Тема урока: «Иван III»

Тип урока: комбинированный

Цель: - сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III;

            - сравнить со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

Планируемы результаты:

предметные:      

- знать особенности правления Ивана III;

- знать историю возникновения единого независимого Российского государства со столицей в Москве;

- воспитывать любовь к истории.        

личностные:          

- развивать устную речь;

- развивать умение формулировать свои мысли

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование уважительного отношения к иной точке зрения, к иному мнению;

- строить свои взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружающих, мотивировать свои действия.

Понятия: книгопечатание, первопечатник

Оборудование: презентация,  учебник Окружающий мир 4 кл., ч. 2, Плешаков, Крючкова.

Этапы и методы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты:

формируемые УУД

I. Организационный момент.

2 мин

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира. Я смотрю, все ли подготовлены к уроку. Молодцы! Пожалуйста, присаживайтесь.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы.

II. Актуализация знаний

Словесный метод.

Беседа.

Практический метод.

Блицопрос.

5 мин

- Итак, ответим на вопросы по прошлой теме:

- Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?

- Как проходила Куликовская битва?

- Какой смысл имели поединки богатырей перед битвой?

- В чем значение победы русского войска на Куликовом поле?

Блицопрос        

•   Расскажите о вооружении русских и монгольских воинов.

•   Кто бросил открытый вызов Орде? (Князь Дмитрий Иванович.)

•   В чем выражался этот вызов? (Он перестал платить дань.)

•   Что происходило в Орде в ту пору? (Шла борьба за власть.)

•   Когда стало известно, что Мамай идет с войском на Русь? (Летом 1380 г.)

•   С какой целью отправил Дмитрий Иванович гонцов в разные стороны Русской земли? (Собирать войско для отпора.)

•   Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагами? (Сергий.)

•   На какой реке встретились войска? (На реке Дон.)

•   Когда произошло сражение? (8сентября 1380г.)

•   Как называлось поле? (Куликово.)

•   С чего началась битва? (С поединка богатырей.)

•   Чем закончилось сражение? (Победой русских войск.)

•   Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после этой битвы? (Донской.)

Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы.

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р.- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

III. Постановка учебной задачи и ее решения

Словесный метод. Диалог.

5мин

—  Обрели ли русские земли полную независимость после разгрома войска Мамая? (Нет. Враг еще был силен. Набеги ордынцев продолжались. Продолжалась и выплата дани.)

—  Как вы думаете, русское государство и теперь платит дань? (Нет.)

—  Когда же Русь перестала быть в зависимости от монгольских ханов? (Мы этого еще не знаем.)

- Значит, какая задача перед нами стоит?

—  Итак, тема урока: «Иван Третий».

- Чтобы выполнить нашу задачу, нам нужно ответить на такие вопросы:

1. Каким был Иван 3?

2. Какие изменения произошли в Москве при Иване 3?

3. Описать герб России при Иване 3?

- Ваша задача, самостоятельно в учебнике и других источниках найти информацию, чтобы ответить на вопросы и представить ее нам в конце урока.

- 1 вопрос - 1 ряд

- 2 вопрос – 2 ряд

- 3 вопрос – 3 ряд

- На поиск информации у вас есть 15 мин.

- Будете работать по такому плану:

Подготовить краткое сообщение;

Представить информацию в виде рисунка, аппликации;

Выбрать способ презентации своего ответа.

Физкультминутка

Высказывать свое предположение.

Определять тему, цели и задачи урока.

Работать по учебнику

Отвечать на вопросы

Проводить физминутку

П. - осознавать познавательную задачу, делать обобщения, выводы; извлекать информацию из схем, иллюстраций;

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Словесный метод. Диалог.

Практический.

Работа с рабочей тетрадью и учебником.

Практический.

Викторина.

Словесный метод.

Беседа.

Домашнее задание.

6мин

Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Рассмотрите изображения печатей в задании 2 на с. 27. Найдите среди них печать Ивана III. (2.)

—  Прочитайте имена, выполняя задание 4 на с 27. Найдите одно лишнее. Докажите. (Лишнее хан Батый, остальные русские люди.)

2. Викторина

1. Сколько еще лет со времени Куликовской битвы потребовалось, чтобы совсем освободиться от ордынской зависимости? (Еще сто лет.)

2. Кто тогда правил на Руси? (Иван III.)

3. Каким он был человеком? (Дальновидным, осторожным и расчетливым.)

4. Какие изменения к этому времени произошли? (Окрепла Русь, расширила свои пределы, Москва объединила вокруг себя многие русские земли.)

5. Почему хан Ахмат двинул свои войска на Русь? (Иван III отказался платить дань.)

6. Где встретились русская рать и ордынское войско? (На реке Угре.)

7. Когда это произошло? (В 1480г.)

8. Что произошло на реке Угре? (Несколько раз ордынцы пытались переправиться через Угру, но безуспешно. Русские обстреливали их из луков и пушек. С наступлением морозов Ахмат увел свое войско.)

9. Какое значение это имело для истории? (Так было покончено с зависимостью Руси от Орды.)

10. О чем еще заботился Иван III? (Об укреплении Москвы.)

11. Какие изменения произошли в Москве? (Перестроили Кремль, были возведены кирпичные стены и башни.)

12. С какими реками соединялись рвы вокруг Кремля? (С Москвой-рекой и с рекой Неглинкой.)

13. Какие оборонительные сооружения имел Кремль? (Были разводные подъемные мосты, боевые площадки.)

14. Какие архитектурные сооружения были построены в Москве? (Главный храм Руси — Успенский собор Московского Кремля, Грановитая палата, построенная для почетных государевых приемов.)

—  Прочитайте текст на с. 79—81. О ком этот текст? (Об Иване IV.)

—  Что интересного о нем вы узнали? (Это был первый царь на Руси.)

—  Почему его прозвали Грозным? (Он был лют да скор на расправу.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 75—81 учебника.

2. Выполнить задания 1, 5 на с. 26, 28 рабочей тетради.

Выполнять задания в рабочей тетради

Играть в викторину

Высказывать свое мнение.

Слушать учителя.

Слушать задание на дом.

К. — соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Р.- понимать перспективы дальнейшей учебной работы, определять цели и задачи усвоения новых знаний;

IV.Итог урока

Рефлексия

Словесный метод.

Беседа.

5 мин

—  Какова была цель урока? (Узнать, кто такой Иван Третий.)

—  Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)

—  Что на уроке у вас хорошо получалось?

—  Над чем еще надо поработать?

Отвечать на вопросы учителя

Высказывать свое мнение.

К. — задавать вопросы, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...