Рабочая программа 3 класс "Окружающий мир"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_3kl._2016.doc | 376 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО /Анофрикова В.А ./ Протокол № от « » августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» /______________/ Анфиногенова И.А « » августа 2016 г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ » /______________/ Березкина Л.А. Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
Рабочая программа
по курсу «Окружающий мир» 3 класс
Учитель: Тараканчикова О.Г.
2016- 2017 учебный год
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для третьего класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 - 4 классы», Сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г. к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. 3 класс. В 2 ч.. М.: «Просвещение», 2015г
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил.
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане:
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».
Данная программа рассчитана на 1 год – 3 класс. Общее число учебных часов в 3 классе – 68часа (2 ч в неделю, 34 учебные недели)
3. Планируемые предметные результаты освоения предмета «Окружающий мир»
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе являются формирование следующих знаний и умений:
К концу изучения блока «Окружающий мир» обучающиеся научатся:
- находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
- осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- находить на карте страны — соседи России и их столицы;
- определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
- осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
- различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
- различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
- проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
- классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам;
- пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
- обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
- использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе;
- устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
- использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
- оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- вырабатывать правильную осанку;
- выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
- понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
- правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
- понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
- соблюдать правила безопасного поведения в природе;
- понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
- раскрывать роль экономики в нашей жизни;
- осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
- различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
- понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;
- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
- понимать, как ведётся хозяйство семьи;
- обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
- рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
- приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
- использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
К концу изучения блока «Окружающий мир» обучающиеся получат возможность научиться:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определлтеля; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Название темы | К-во часов | Изучаемые в теме вопросы | Практикум: к/р, п/р, л/р, диктант, сочинение, изложение , экскурсия. |
«Как устроен мир» | 6 | Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы. | Экскурсия: Что нас окружает? Проверочная работа №1 по теме «Как устроен мир» Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» |
«Эта удивительная природа» | 18 | Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. | Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» Практическая работа №3 «Исследуем продукты на содержание крахмала в продуктах. Практическая работа № 4 «Расширение воздуха» Практическая работа №5 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» Практическая работа № 6 «Исследуем состав почвы» Практическая работа № 7 «Рассматривание живых и гербарных растений» Практическая работа № 8 «Органы растений, их сравнение» Практическая работа № 9 «Изучаем способы распространения плодов» Практическая работа №10 «Моделирование цепей питания» Практическая работа № 11 «Моделирование этапов развития бабочки и лягушки» Проверочная работа №2 по теме «Эта удивительная природа» |
«Мы и наше здоровье» | 10 | Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. | Практическая работа № 12 «Исследуем нашу кожу» Практическая работа № 13 «Учимся измерять пульс» Практическая работа №14 «Моделирование строения организма человека» Проверочная работа №3 по теме «Мы и наше здоровье». |
«Наша безопасность» | 7 | Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. | Практическая работа №15 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды» Проверочная работа №4 по теме «Наша безопасность» |
«Чему учит экономика» | 12 | Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. | Практическая работа№16 «Исследуем полезные ископаемые» Практическая работа №17 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» Проверочная работа №5 по теме «Чему учит экономика». |
«Путешествия по городам и странам» | 15 | Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека. | Практическая работа №18 «Страны – соседи России и их столицы» Проверочная работа №6 по теме «Путешествия». Проверочная работа №7 «Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие» |
Итого: | 68час |
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН предмета «Окружающий мир» 3 класс
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Материально- техническое обеспечение | Дата проведения | Количество часов | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
Как устроен мир (6ч) | |||||||||||
1 | Природа Экскурсия «Что нас окружает?» | Познакомятся с разнообразием природы; - выделять признаки живых существ; -раскрывать ценность природы для людей. -знать, чем человек отличается от других живых существ; -различать внешность человека и его внутренний мир; -перечислять ступеньки познания человеком окружающего (восприятие, память, мышление, воображение). -называть людей, которые могут служить примером душевной щедрости, благородного служения Отечеству и другим людям. -определять место человека в окружающем мире; -характеризовать семью, народ, государство как части общества; - описывать по фотографиям достоприме- чательности разных стран. обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком; -изображать экологические связи с помощью моделей. -устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятель-ностью и состоянием окружающей среды; -приводить примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; -объяснять, что такое ответственное отношение к природе. | Регулятивные УУД: -принимать и сохранять целевые установки урока. -определять цель проекта, его этапы и сроки; - овладевать навыками смыслового чтения текста в соответствии с поставленными задачами. Познавательные УУД: -научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; -сравнивать объекты природы по известным признакам; -доказывать то или иное положение с помощью учебника или самостоятельно. - извлекать из иллюстраций и текста учебника необходимую информацию; -моделировать ступеньки познания, размещая на доске соответствующие таблички; - внутреннего мира человека (в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе); анализировать проявления - распределять обязанности по проекту (в парах, в группах, в классах), определять свои обязанности (свой вклад в общую работу). -сопоставлять формы правления в государствах мира, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов современном мире; -сравнивать окружающую среду разных организмов; -анализировать текст и схемы учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком; -классифицировать экологические связи. -сравнивать (по фотографиям в учебнике) примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу; -использовать дополнительную литературу, Интернет для поиска информации в соответствии с учебным заданием Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала; -осуществлять самопроверку и оценивать свои достижения на уроке. -выбирать форму работы и способ оформления результатов проекта в соответствии с характером и объемом. | Формирование личного отношения к окружающему миру; -осознавать разностороннюю значимость природы в своей жизни. -осознавать ценность каждого человека в обществе; -проявлять интерес и уважение к жизни разных народов, стран, к государственному устройству своей страны. -осознавать необходимость бережного отношения к природе; -осознавать необходимость ответственного отношения к природе. |
Учебник. Рабочая тетрадь. | 1 | |||||
2 | Человек | 1 | |||||||||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | ПК.Д. Картинки | 1 | ||||||||
4 | Общество | ПК. картинки | 1 | ||||||||
5 | Что такое экология Проверочная работа №1по теме « Как устроен мир» | Текст работы | 1 | ||||||||
6 | Природа в опасности! Практическая работа № 1 «Моделирование влияния человека на природу» | Р.Т. | 1 | ||||||||
Эта удивительная природа (18ч) | |||||||||||
7 | Тела, вещества, частицы Практическая работа № 2 «Моделирование расположения частиц в твердом, жидком и газообразном веществе» | -раскрывать понятия «тела», «вещества», «частицы»; -приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ. -ставить опыты, используя лабораторное оборудование -исследовать с помощью опытов свойства воздуха и воды -моделировать круговорот воды в природе -обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе - наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента - исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента -приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа-определителя -обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе. -объяснять, что такое опыление, как распространяются плоды и семена, обнаруживать взаимосвязи ---объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения, оценивать поступки людей по отношению к природе; - приводить примеры растений из Красной книги России -знать классификацию животных и их групповые признаки, уметь относить животное к определённой группе -научатся классифицировать животных по типу пищи. - составлять цепи питания, находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края -научатся изображать процесс развития животных с помощью моделей, обнаруживать взаимосвязи в живой природе. | Регулятивные УУД: -понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнять. - планировать свои действия в течение урока. -умение выполнять задания в соответствии с целью - Определять цель и этапы работы Познавательные УУД: - классифицировать тела и вещества; -выдвигать предложения (гипотезы) и доказывать их; -анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха; - извлекать из текста информацию в соответствии с заданием. -анализировать схемы и применять их для объяснения свойств воды; -доказывать предложения, отвечать на итоговые вопросы -различать три состояния воды; - моделировать круговорот воды в природе; -анализировать рисунок-схему -извлекать из текста информацию в соответствии с заданием; -моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды; -рассказывать о загрязнении воды с помощью модели -моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение -анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; -анализировать схему связей почвы и растения; -на основе схемы моделировать связи почвы и растений. -доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растение очень разнообразны; -классифицировать растения из предложенного списка. -выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; роль листьев, стебля и корня в питании растений; -доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; -наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; -выявлять роль животных в размножении и развитии растений - актуализировать сведения, полученные в 1-2 кассах, об исчезающих и редких растений, Красной книге, правилах -Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. -Анализировать схемы питания, работать с терминологическим словариком. - Совместно со взрослыми делать фотографии, находить материалы о природе родного края. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, анализ информации презентовать полученную -Моделировать стадии размножения различных животных, работать со словарём терминов. - Находить дополнительную информацию из различных источников. С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе, поиск информации из различных источников -Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах. - узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности. - Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. Коммуникативные УУД: -взаимодействовать в паре при выполнении учебных заданий; -формулировать выводы из изученного материала и оценивать достижения на уроке -высказывать предложения, делать выводы. -высказывать предложения о состояниях воды в природе; -формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя - высказывать предложения о том, почему нужно беречь воду; -высказывать предложения о причинах разрушения горных пород в природе; -готовить рассказ на основе наблюдений; -высказывать предложения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновать их; - подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы; - Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми; - Приводить примеры животных по типу питания, обсуждать материалы книги о божьих коровках, распределять обязанности в работе над проектом. -Обсуждать рассказ « история с пиявкой», рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению -Рассказывать, как заботятся разные животные о своем потомстве. -Давать характеристику разным группам по способам размножения. - Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных -обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор». - строить понятные для партнёра высказывания -Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. | -проявлять интерес к познанию природы. -формирование образа «Я» тесно связано с миром природы, культурой окружающих людей -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности -воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. -ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. -ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям -понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. -определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем -ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. -формировать представление о взаимосвязи в природе и воспитывать бережное отношение и правильное поведение в природе. | ПК. картинки Р.Т. | 1 | |||||
8 | Разнообразие веществ Практическая работа №3 «Исследуем продукты на содержание крахмала в продуктах». | ПК. Картинки Р.Т. | 1 | ||||||||
9 | Воздух и его охрана Практическая работа № 4 «Расширение воздуха» | ПК. Д. Картинки Фотографии | 1 | ||||||||
10 | Вода Практическая работа №5 «Свойства воды. Очистка загрязненной воды с помощью фильтра» | ПК. Картинки Р.Т. | 1 | ||||||||
11 | Превращения и круговорот воды | ПК. Картинки Тест | 1 | ||||||||
12 | Берегите воду! | ПК. Картинки Карточки | 1 | ||||||||
13 | Как разрушаются камни | ПК.Пр. Картинки | 1 | ||||||||
14 | Что такое почва Практическая работа № 6 «Исследуем состав почвы» | ПК. Картинки Р.Т. | 1 | ||||||||
15 | Разнообразие растений Практическая работа № 7 «Рассматривание живых и гербарных растений» | ПК. Картинки Р.Т. | 1 | ||||||||
16 | Солнце, растения и мы с вами Практическая работа № 8 «Органы растений, их сравнение» | ПК.Пр. Картинки Кроссворд | 1 | ||||||||
17 | Размножение и развитие растений Практическая работа № 9 «Изучаем способы распространения плодов» | ПК. Пр. Картинки
| 1 | ||||||||
18 | Охрана растений | ПК.Д. Образцы трав Атлас | 1 | ||||||||
19 | Разнообразие животных | ПК, Картинки Таблицы Атлас | 1 | ||||||||
20 | Кто что ест? Практическая работа №10 «Моделирование цепей питания» Разнообразие природы родного края. | ПК. Карточки Картинки Модели | 1 | ||||||||
21 | Размножение и развитие животных Практическая работа № 11 «Моделирование этапов развития бабочки и лягушки» | ПК.Пр. Картинки Рисунки Модели | 1 | ||||||||
22 | Охрана животных | ПК.Пр. Картинки Рисунки | 1 | ||||||||
23 | В царстве грибов | ПК.Пр. Картинки Рисунки Атлас | 1 | ||||||||
24 | Великий круговорот жизни Проверочная работа №2 по теме «Эта удивительная природа» | ПК.Пр. Картинки Плакаты Текст работы | 1 | ||||||||
Мы и наше здоровье (10ч) | |||||||||||
25 | Организм человека | -Рассказывать об органах чувств по плану - Объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи - Объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку - объяснять строение и принципы работы пищеварительной системы, выполнять правила рационального питания --Объяснять строение и принципы работы дыхательной и кровеносной систем. -измерять пульс - Закаливать организм, предупреждать болезни - формулировать правила ЗОЖ, научатся их выполнять - выполнять тесты с выбором ответа | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу, стремиться ее выполнять, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. Следить за своей осанкой на уроке и вне его. -формулировать выводы по теме урока. - оценивать свои ответы и ответы одноклассников -Оценивать правильность и неправильность ответов. -Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. Делать выводы из изученного материала Познавательные УУД: -Анализировать схемы расположения органов человека, выполнять практическую работу. -характеризовать системы органов человека, показывать расположение внутренних органов на своем теле, работать с терминологическим словарём -самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану; -использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы. формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал о правилах гигиены -Сотрудничать со взрослыми, извлекать информацию о гигиене кожи. -Находить упражнения для формирования правильной осанки -Моделировать строение пищеварительной системы. -практически определять наличие питательных веществ в продуктах. - составлять меню здорового питания; -контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. - Моделировать строение дыхательной системы, моделировать строение кровеносной системы, измерять пульс у членов своей семьи. -Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных болезней. -находить дополнительный материал о профилактике заболеваний. - осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме творческого характера; -Различать факторы, укрепляющие здоровье и факторы отрицательного воздействия на здоровье Самостоятельно готовиться к тестам, изучая информацию учебника и дополнительную литературу. Коммуникативные УУД: - Актуализировать знания по анатомии со 2 класса, обсуждать взаимосвязь наук, работать в паре, измерять рост и массу тела. - отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы, работать в группе - Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану. - рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи. -Подготовить рассказ об уходе за кожей работать со взрослыми, слушать собеседника . - -Обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. -Готовиться к выполнению проекта. Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку. -Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. | -Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. - конкретизировать представления о человеке и окружающем его мире .-Учиться оказывать первую помощь.- Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение утренней гимнастики -Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания -Проводить закаливание своего организма. | ПК.Пр. Фотографии таблица | 1 | |||||
26 | Органы чувств | ПК.Пр. | 1 | ||||||||
27 | Надежная защита организма Практическая работа № 12 «Исследуем нашу кожу» | ПК. Карточки Р.Т. | 1 | ||||||||
28 | Опора тела и движение | ПК.Пр. Картинки Таблица Карточки | 1 | ||||||||
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | ПК. Картинки | 1 | ||||||||
30 | Дыхание и кровообращение Практическая работа № 13 «Учимся измерять пульс» | ПК.Пр. Картинки Р.Т. | 1 | ||||||||
31 | Умей предупреждать болезни Практическая работа №14 «Моделирование строения организма человека» | Картинки Рисунки | 1 | ||||||||
32 | Здоровый образ жизни | ПК. Пр. | 1 | ||||||||
33 | Проверочная работа №3 по теме «Мы и наше здоровье». | ПК. Картинки Текст работы | 1 | ||||||||
Текст работы | 1 | ||||||||||
Наша безопасность (7ч) | |||||||||||
34 | Огонь, вода и газ | Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами. - Соблюдать правила безопасного поведения пеше хода, велосипедиста, пассажира. - Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС - Различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям - Правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях - Правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными -Соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни. -обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы, оценивать свои ответы и ответы одноклассников Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения -Формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: -моделировать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа в виде схем и ролевой игры. -работать с терминологическим словариком. -Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. - изучать материалы учебника. -выполнять тесты по теме, моделировать свои действия в различных ситуациях; -готовить сообщения --Выполнять тесты с выбором ответа, моделировать в виде схемы путь от школы домой. -моделировать в виде схемы путь от школы домой. - Находить в Интернете информацию о вооруженных силах страны -Составлять схему своего двора и окрестностей опасных мест. -Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. - анализировать по схеме загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; -моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Коммуникативные УУД: -Характеризовать свои действия при пожаре, утечке газа, прорыве водопровода. -Разыгрывать свои действия в ходе ролевых игр. - Работать в группах, готовить сообщения обсуждать различные ситуации, ролевыми играми демонстрировать свои знания правил. - Обсуждать, как помогают знаки пешеходам. -обсуждать опасные места в доме и вне его работать со взрослыми, опрашивать о мерах предосторожности. - Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными – - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране природы | Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. -Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья. - -Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников. - Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем. Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни. | Фотографии ПК. Картинки Плакаты | 1 | |||||
35 | Чтобы путь был счастливым | ПК.Пр. Таблица | 1 | ||||||||
36 | Дорожные знаки | ПК.Пр. Картинки Карточки | 1 | ||||||||
37 | Проект «Кто нас защищает» | Карта ПК.Пр. Дорожные знаки Карточки | 1 | ||||||||
38 | Опасные места | ПК. Пр. Карточки Рисунки | 1 | ||||||||
39 | Природа и наша безопасность Практическая работа №15 «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды» | Картинки Плакаты | 1 | ||||||||
40 | Экологическая безопасность Проверочная работа №4 по теме «Наша безопасность» | Текст работы | 1 | ||||||||
Чему учит экономика (12 ч) | |||||||||||
41 | Для чего нужна экономика | Раскрывать роль экономики в нашей жизни. -объяснять, что такое потребности человека, товары и услуги - Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике. -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. -Объяснять, что такое растениеводство и для чего люди им занимаются - Различать отрасли промышленности. -обнаруживать взаимосвязи между ними. -различать продукцию каждой отрасли промышленности. -раскрывать роль экономики в жизни родного края; -осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. -понимать роль денег. -объяснять, что такое деньги. -различать денежные единицы некоторых стран -объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны -Объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи. - Обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы. - осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности ч | Реглятивные УУД: -работать со взрослыми; -рассказывать о роли труда в создании товаров; -прослеживать, какие товары иуслуги нужны семье. -Принимать задачи раздела и урока, стремиться выполнять их. - Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения - принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока - формировать адекватную самооценку - Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке -Актуализировать знания, полученные во 2 классе. - Актуализировать полученные знания Познавательные УУД: -различать товары и услуги, приводить примеры; -добывать информацию об услугах в родном городе; - Раскрывать понятия « экономика», «потребности», «товары»; - прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий, раскрывать роль природных богатств для экономики --Определять полезные ископаемые с помощью атласа. -рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника, в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. - исследовать растение и описать его по плану. -Выявить связь растениеводства и промышленности. -Исследовать, какие продукты используются в семье. -Классифицировать домашних и сельскохозяйственных животных. -работать с терминологическим словарем. -Выявлять связь животноводства и растениеводства. --Раскрывать роль денег в экономике. -Характеризовать виды обмена товарами. -Находить информацию об истории денег в других источниках. -собирать информацию об экономике родного края --Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами. -формулировать выводы по теме урока, -- моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач - Выявлять сходство и различие государственного бюджета и семейного, моделировать семейный бюджет --Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии. -Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе Коммуникативные: -отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения. - Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города - строить монологическое высказывание --Обсуждать в паре, зачем люди занимаются растениеводством. -Рассказывать о роли выращивания культурных растений --осуществлять сотрудничество с учителем и со сверстниками. - Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья. - Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе. - сравнение монет разных стран - Рассказывать о семейном бюджете, его доходах и расходах, обсуждать , какие расходы первостепенные. -Раскрывать взаимосвязь экономики и экологии. -Выяснить у взрослых об экологических мерах в регионе --Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм -Воспитывать чувство гордости за свою Родину, почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий. - воспитывать бережное отношение к природным богатствам -уважительное отношение к людям рабочих профессий -Формировать установку на выполнение моральных норм. -Определять границы собственного знания и незнания. - мотивация учебной деятельности; -принимать мнение других членов коллектива. - Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию - экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | ПК. Пр. Фотографии Картинки Схема | 1 | |||||
42 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | ПК. Пр. Картинки | 1 | ||||||||
43 | Полезные ископаемые Практическая работа№16 «Исследуем полезные ископаемые» | ПК. Пр. Р.Т. Образцы пол. ископаемых | 1 | ||||||||
44 | Растениеводство Практическая работа №17 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» | ПК. Картинки Р.Т. | 1 | ||||||||
45 | Животноводство | ПК. Пр. Картинки Рисунки | 1 | ||||||||
46 | Какая бывает промышленность | ПК. Пр. Картинки Рисунки Карточки | 1 | ||||||||
47 | Проект «Экономика родного края» | Картинки | 1 | ||||||||
48 | Что такое деньги | ПК.Пр. картинки | 1 | ||||||||
49 | Государственный бюджет | Картинки схемы | 1 | ||||||||
50 | Семейный бюджет | ПК. картинки | 1 | ||||||||
51 | Экономика и экология | 1 | |||||||||
52 | Проверочная работа №5 по теме «Чему учит экономика». | 1 | |||||||||
Путешествия по городам и странам (15 ч) | |||||||||||
53 | Золотое кольцо России– слава и гордость страны. Сергиев – Посад. | -Находить на карте город Сергиев – Посад -осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры. -Находить на карте город Переславль – Залесский. -Находить на карте город Ростов Золотого кольца России -приводить примеры достопримечательностей городов. -находить и показывать на карте изученные страны и их столицы. - Рассказывать о странах по физической и политической картам - Ценить памятники истории и культуры - выполнять предложенные задания | Регулятивные УУД: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы, оценивать свои достижения на уроке. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. - Понимать цель и задачи проекта и стремиться их выполнять. --формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. –Формировать адекватную самооценку. -Принимать мнение других членов группы -Адекватно оценивать своих товарищей. -Формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения и товарищей по группе. - умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. -формирование адекватной оценки своих достижений Познавательные УУД: С помощью Интернета готовить сообщения о любом городе, находить фотографии этих городов, - прослеживать маршрут путешествия по карте; -моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры --С помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах. - работать с терминологическим словарем. - Соотносить государства и флаги, составлять вопросы викторины по странам Европы, находить материал о достопримечательностях стран. - находить в Интернете материал о странах, работать со взрослыми, выяснять сведения о товарах стран Бенилюкса. - Составлять вопросы к викторине, находить интересные факты о странах Европы -выяснять материал о памятниках стран. --Находить в дополнительной литературе сведения о знаменитых памятниках стран. -Описывать по фотографиям памятники. - Самостоятельно выполнять предложенные задания, применяя полученные знания. Коммуникативные УУД: -Рассказывать о достопримечательностях городов городов Золотого кольца. Европы -прослеживать маршрут путешествия по карте. - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов -обсуждать, почему с соседними государствами нужно иметь добрососедские отношения. -Работать в группе, готовить сообщения о государствах на основе материалов учебника. -Работать со взрослыми, выяснять, какие материалы и из каких стран в магазинах городов -Работать в группе, изучать страны центра Европы. -Описывать достопримечательности, готовить сообщения о странах. -Выступать от группы. -Распределять материал на несколько сообщений между членами группы. -готовить сообщения о городах и памятниках архитектуры, описывать достопримечательности. - Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, рассказывать о достопримечательностях. - Выполнять тесты с выбором ответа | Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому. -Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. --Формировать чувство гордости за свою страну - принимать мнение других членов коллектива. - Формировать позицию человека, жителя общего дома – Земля. -Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. -Формировать ориентацию на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем | ПК. Картинки Рисунки Фотографии Физическая карта | 1 | |||||
54 | Золотое кольцо России. Переславль – Залесский | ПК. Картинки Физическая карта | 1 | ||||||||
55 | Золотое кольцо России. Ростов. | ПК Пр. Картинки Физическая карта | 1 | ||||||||
56 | Проект «Музей путешествий» | ПК. Пр. Схема Картинки | 1 | ||||||||
57 | Наши ближайшие соседи Практическая работа №18 «Страны – соседи России и их столицы» | ПК. Пр. Картинки Рисунки Текст работы | 1 | ||||||||
58 | На севере Европы | ПК Пр.,Д. Картинки Фотографии Карточки | 1 | ||||||||
59 | Что такое Бенилюкс | ПК. Карта Картинки Рисунки | 1 | ||||||||
60 | В центре Европы | ПК. Пр. Карта Картинки Рисунки | 1 | ||||||||
61 | По Франции и Великобритании (Франция) | ПК. Пр. Карта Картинки Рисунки | 1 | ||||||||
62 | По Франции и Великобритании (Великобритания) | ПК. Пр. Карта Картинки Рисунки | 1 | ||||||||
63 | На юге Европы | ПК. Пр. Карта Картинки Рисунки | 1 | ||||||||
64 | По заметным местам мира | ПК. Пр. Карта | 1 | ||||||||
65 | По заметным местам мира Проверочная работа №6 по теме «Путешествия». | ПК. Пр. Картинки Рисунки Текст работы | 1 | ||||||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие. Проверочная работа №7 | Текст работы Картинки Рисунки | 1 | ||||||||
67 | КВН «Моя Россия» | 1 | |||||||||
68 | Повторение пройденного |
6.ЛИТЕРАТУРА
Учебные пособия: (для УМК «Школа России».)
1. Окружающий мир. Мир вокруг нас. 3 класс. Учебник в 2-х ч. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2015.
2. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2-х ч. 3 класс. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.
3. Окружающий мир. Тесты. 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2014.
4. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2008.
5. Зелёные страницы. Книга для учащихся. /Плешаков А.А. –М.: Просвещение, 2008.
Учебно-методическая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Рабочие программы. Начальная школа. 2 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с эл.приложением. автор Жукова Т.А. – М.: Планета, 2015
- Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. /Плешаков А.А.Соловьёва А.Е./. - М.:Просвещение, 2012
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе./М.Ю.Демидова. С.В.Иванов/. –М.:Просвещение, 2010
- Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя. –М.:Просвещение, 2010
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя./А.Б.Воронцов/. –М.:Просвещение, 2011
- Развитие исследовательских умений младших школьников./Н.Б.Шумакова/. –М.:Просвещение, 2011
- Планируемые результаты начального общего образования. /Л.Л.Алексеева/.–М.:Просвещение, 2010
ИКТ-средства
-Компьютер
-CD диски
-диск ЭП Рабочие программы. Начальная школа. УМК «Школа России» 2 класс
-диск ЭП «Окружающий мир» 2 класс / Шейкина С.А. – М.: Планета, 2013
- ЭТр. «Окружающий мир» 2 класс
-Презентации с интернета
-Личные презентации
-Наглядные пособия
*таблицы *карточки *картинки *рисунки
Средства обучения:
- наглядные пособия:
- средства фиксации окружающего мира
- фото
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
- набор энциклопедий для младших школьников /школьная библиотека/
- измерительные приборы
- раздаточный материал
ПРИЛОЖЕНИЯ
Средства обучения:
- наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- мультимедийное оборудование
- компьютер
- средства фиксации окружающего мира
- фото- и видеокамера
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
- набор энциклопедий для младших школьников
- измерительные приборы
- весы
- термометры
- сантиметровые линейки
- мензурки
- посуда
- раздаточный материал
- экскурсионное снаряжение
- складные лупы
- компасы
- бинокль
- рулетки
Контрольно-измерительные материалы
по предмету
«Окружающий мир»
3 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важных дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка.
Проверка обеспечивает мне возможность определить качество знаний учащихся, уровень владения формируемыми умениями. Это, в свою очередь, позволяет оценить готовность учащихся к изучению нового материала и эффективность применяемых методов и приёмов обучения.
Для учащихся проверка важна: она служит своего рода подкреплением правильности формирующихся знаний или тормозом неверных связей;
сам факт проверки психологически настраивает на качественную работу, развивает самоконтроль.
В школьной практике проверка осуществляется в устной и письменной форме; применяются текущий тематический контроль и итоговый учёт знаний.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Целью составленных мной проверочных работ является проверка усвоения программного материала по изученным темам курса по учебнику А. А. Плешакова.
Время проведения проверочных работ – 10-15 минут. Но учитель может регулировать это время, исходя из возможностей своего класса, чтобы избежать нервозной обстановки. А для итоговой работы следует отвести целый урок, так как учащемуся нужно сосредоточиться, чтобы вспомнить всё, что он узнал в течение учебного года по русскому языку.
ТЕСТЫ
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Оценки:
«5» - 97-100%
«4» - 77-96%
«3» - 50-76%
«2» - менее 50%
Тест №1 по теме
«Как устроен мир?»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
Тест № 2 по теме
«Эта удивительная природа»
Учащийся ………………………………………………………………………………………………
1.Что называют телом? ⬜ всё то, что сделано руками человека; ⬜ любой предмет, любое живое существо; ⬜ любое растение, насекомое, птицу или животное. 2.В какой строчке указаны только тела? ⬜ кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода; ⬜ парта, доска, стол, стул, лампа; ⬜ карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар. 3.В какой строчке указаны только вещества? ⬜ алюминий, железо, медь; ⬜ алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз; ⬜ кусок сахара, капля росы, кристалл соли. 4.В какой строчке указаны только газообразные вещества? ⬜ вода, крахмал, соль, перец; ⬜ кефир, ряженка, хлор, фтор; ⬜ азот, кислород, углекислый газ. 5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие? ⬜ в твёрдых; ⬜ в жидких; ⬜ в газообразных. 6.Какие вещества входят в состав воздуха? ⬜ водород, медь, цинк; ⬜ кислород, азот, углекислый газ; ⬜ хлор, фтор, йод. 7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания? ⬜ азот; ⬜ кислород; ⬜ углекислый газ. 13. К какой природе можно отнести почву? ⬜ к живой; ⬜ к неживой; ⬜ неживая и живая природа в почве соединяются. 14. Из чего состоит почва? ⬜ из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве; ⬜ из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей; ⬜ из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве. 15. Что растения получают из почвы? ⬜ перегной, песок, глину; ⬜ воздух, воду, соли; ⬜ остатки растений и животных. 16. Что влияет на плодородие почвы? ⬜ наличие в почве перегноя; ⬜ наличие в почве воды; ⬜ наличие в почве песка и глины. 17. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений? ⬜ благодаря животным, обитающим в почве; ⬜ благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве; ⬜ благодаря микробам, живущим в почве. 18. Как называется наука о растениях? ⬜ ботаника; ⬜ зоология; ⬜ астрономия. 19. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами: Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник. | 8.Какими свойствами обладает воздух? ⬜ голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха; ⬜ прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло; ⬜ с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры. 9. За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы? ⬜ вода, превращаясь в лёд, расширяется; ⬜ вода, превращаясь в лёд, сжимается; ⬜ повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано. 10. Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим? ⬜ вода с поверхности пола испарилась; ⬜ вода впиталась в поверхность пола; ⬜ вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу. 11. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал? ⬜ животные; ⬜ растения; ⬜ грибы и микробы. 12. За счёт чего в скалах и в камнях образуются трещины? ⬜ за счёт нагревания скал и камней в тёплые солнечные дни; ⬜ за счёт остывания скал и камней по ночам; ⬜ за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней. 20. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал? ⬜ наличие воды и углекислого газа; ⬜ наличие почвы и воздуха; ⬜ наличие света, воды и углекислого газа. 21. Как называется наука о животных? ⬜ ботаника; ⬜ зоология; ⬜ астрономия. 22. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами? ⬜ азот; ⬜ углекислый газ; ⬜ кислород. 23. Какие из указанных животных относятся к растительноядным? ⬜ коровы, бегемоты, жирафы; ⬜ волки, лисы, кабаны; ⬜ лоси, тюлени, киты. 24. Какое из указанных животных относится к рыбам? ⬜ дельфин; ⬜ бегемот; ⬜ карп. 25. Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком? ⬜ звери; ⬜ птицы; ⬜ рыбы. |
Тест № 3 по теме
«Мы и наше здоровье»
Учащийся ………………………………………………………………………………………….
1.Зачем нужно знать свой организм? ⬜Чтобы сохранять и укреплять здоровье; ⬜Чтобы мыслить, говорить, трудиться; ⬜Чтобы умело использовать свои возможности. 2.Как называется наука, изучающая строение тела человека? ⬜Физиология; ⬜Зоология; ⬜Анатомия. 3.Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека? ⬜Глаза, лёгкие, желудок, кожа; ⬜Сердце, головной мозг, почки; ⬜Печень, селезёнка, уши, желчь. 4.Сколько органов чувств вы знаете? ⬜7; ⬜6; ⬜5. 5.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус? ⬜Без кишечника; ⬜Без головного мозга; ⬜Без селезёнки. 6.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека? ⬜Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий; ⬜Горбатый, бледный, хилый, низкий; ⬜Стройный, сильный, ловкий, статный. 13.Для чего человеку нужна пища? ⬜С пищей человек получает питательные вещества; ⬜С пищей человек получает необходимый для жизни кислород; ⬜С пищей человек получает воду и витамины. 14.Где начинается пищеварение? ⬜Во рту; ⬜В желудке; ⬜В кишечнике. 15.Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу? ⬜Благодаря крови; ⬜Благодаря нервным волокнам; ⬜Благодаря мышцам. 16.Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы? ⬜Кислород; ⬜Углекислый газ; ⬜Азот. 17. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью? ⬜В носу; ⬜В бронхах; ⬜В лёгких. 18.Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ? ⬜Через печень, кишечник, мочевой пузырь; ⬜Через кожу, почки, лёгкие; ⬜Через сердце, желудок, желчный пузырь. | 7.Соедини линиями органы и их функции: глаза орган осязания уши орган вкуса нос орган зрения кожа орган обоняния язык орган слуха 8.Какую роль играет жир, который выделяет кожа? ⬜Делает кожу мягкой и упругой; ⬜Делает кожу крепкой и сильной; ⬜Делает кожу ловкой и стройной. 9.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно? ⬜Зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка; ⬜Мочалка, мыло, полотенце, крем; ⬜Гуталин, обувная щётка, клей. 10.Какова роль скелета человека? ⬜Защищает внутренние органы от повреждений; ⬜Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы; ⬜Является опорой тела. 11.Какой орган расположен внутри черепа? ⬜Почки; ⬜Головной мозг; ⬜Селезёнка. 12.От чего зависит осанка человека? ⬜От скелета и мышц; ⬜От связок и сухожилий; ⬜От хрящей и костей. 19.Для образования почвы требуется: ⬜Несколько дней; ⬜Несколько лет; ⬜Тысячи лет. 20.Подземная часть гриба называется: ⬜Грибовница; ⬜Грибница; ⬜Грибок. |
Тест № 4 по теме
За Ι полугодие
1.Что называют телом? ⬜ Всё то, что сделано руками человека, называется телом. ⬜Любой предмет, любое живое существо называется телом. 2.В какой строчке указаны только тела? ⬜ Кастрюля, вода, сахар, дерево, мышь. ⬜ Парта, рябина, тигр, камень, ручка. 3. В каких телах промежутки между частицами наибольшие? ⬜ в твёрдых. ⬜в жидких. ⬜в газообразных. 4. Какие вещества входят в состав воздуха? ⬜водород, медь, цинк. ⬜кислород, азот, углекислый газ. ⬜хлор, втор, йод. 5.Лёд и снег - это вода… ⬜в твёрдом состоянии. ⬜в жидком состоянии. ⬜в газообразном состоянии. 6.Что происходит с водой при нагревании? ⬜вода сжимается при нагревании. ⬜вода расширяется при нагревании. 7. За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы? ⬜ вода, превращаясь в лёд, расширяется. ⬜ вода, превращаясь в лёд, сжимается. 8.Что растения получают из почвы? ⬜ перегной, песок, глину. ⬜ воздух, воду, соли. ⬜остатки растений и животных. 16. Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира? ⬜ в парках. ⬜ в скверах. ⬜ в ботанических садах 17. Какие животные занесены в Красную книгу? ⬜ тигр, морж, фламинго, орёл-беркут. ⬜корова, лошадь, гусь, петух 18.Какие из животных уже спасены? ⬜ белка, заяц, кабан. ⬜бобр, соболь, куница. ⬜ лось, лиса, волк. 19. Из каких частей состоит гриб. ⬜ ножка, шляпка, грибница. ⬜стебель, шляпка, корешок. 20. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся… ⬜ в заповедниках ⬜ на приусадебных участках. ⬜ в парках и скверах. | 9. Как называется наука о растениях? ⬜ ботаника. ⬜ зоология. ⬜ астрономия. 10. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал? ⬜наличие воды и углекислого газа. ⬜ наличие почвы и воздуха. ⬜ наличие света, воды и углекислого газа. 11. Какая из цепей питания указана правильно? ⬜ сосна – дятел – жук-короед. ⬜ слизни – капуста – жаба. ⬜ рожь – мышь – змеи – орлы. 12. Какое животное не относится к рыбам? ⬜ щука ⬜ окунь ⬜дельфин 13. Какое слово пропущено; икринка - …. - взрослая рыба? ⬜ личинка ⬜ малёк ⬜ головастик 14. В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены? ⬜весной. ⬜ осенью. ⬜зимой. 15. Какое слово пропущено: яйцо – личинка - …- бабочка? ⬜ куколка. ⬜ птенец. ⬜икринка. |
Тест № 5 по теме
«Наша безопасность»
Учащийся ………………………………………………………………………………………..
1.Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб. 01 газовая служба 03 пожарная охрана 04 скорая помощь 2.Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который вы не можете потушить самостоятельно? ⬜Убежать; ⬜Закричать, позвать на помощь; ⬜Вызвать пожарников по телефону 01. 3.Если в подъезде дым, что нужно сделать? ⬜Выйти и посмотреть, где и что горит; ⬜Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками; ⬜Не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире. 4.В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать, прежде всего? ⬜Оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых; ⬜Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям; ⬜Выйти из квартиры. 5.Что нужно сразу сделать, если почувствуешь в квартире запах газа? ⬜Открыть окно; ⬜Сразу из квартиры позвонить в газовую службу по телефону 04; ⬜Зажечь спичку. 6.Переходя улицу, необходимо быть: ⬜Сильным, смелым, стройным; ⬜Собранным, внимательным, осторожным; ⬜Умным, красивым, радостным. 13.Если застрял в лифте, нужно: ⬜Нажать кнопку «Вызов»; ⬜Плакать и кричать; ⬜Попытаться выбраться из кабины самостоятельно. 14.Небезопасно гулять в одиночку с наступлением темноты, потому что: ⬜Будет скучно; ⬜Не будет видно дороги; ⬜Может подстерегать преступник. 15.Чтобы уберечься от ударов молний, нельзя: ⬜Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие; ⬜Прятаться в зарослях кустарника; ⬜Покидать открытое место. 16.Ядовитый гриб: ⬜Белена; ⬜Бледная поганка; ⬜Дурман. 17.Чтобы защитить себя от загрязнённого воздуха: ⬜Не стойте возле автомобиля с работающим двигателем; ⬜Стойте возле людей, которые курят; ⬜Ходите по главным улицам города с большим движением транспорта. | 7.С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам? ⬜С 14 лет; ⬜С 10 лет; ⬜С 18 лет. 8.Как выглядят запрещающие знаки? ⬜Знак в виде красного треугольника; ⬜Знак в виде красного круга; ⬜Знак в виде синего круга. 9.Какое из утверждений верное? ⬜Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах; ⬜Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница; ⬜Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности. 10.Чтобы уберечься от дыма, нужно: ⬜Дышать через мокрое полотенце; ⬜Спрятаться в шкаф; ⬜Спрятаться под кровать. 11.Какие правила должен соблюдать пешеход? ⬜Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте; ⬜Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу; ⬜Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части. 12.Какие правила должен соблюдать пассажир? ⬜Садиться в автомобиль со стороны проезжей части; ⬜Разговаривать с водителем только во время движения; ⬜Не высовывать в окно руку и тем более голову. |
«Чему учит экономика?»
Учащийся ………………………………………………………………………………………….
1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе? ⬜Врачи; ⬜Геологи; ⬜Строители. 2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве? ⬜Песок, глина; ⬜Гранит, торф; ⬜Каменный уголь, поваренная соль. 3.Какие из полезных ископаемых служат топливом? ⬜Оловянная и медные руды; ⬜Каменный уголь, природный газ; ⬜Графит, сера. 4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? ⬜Мрамор, гранит; ⬜Природный газ, нефть; ⬜Золото. 5.Зачем мы собираем металлолом? ⬜Сохраняем запасы руды; ⬜Очищаем территорию от мусора; ⬜Участвуем в соревновании между классами. 6.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства: ⬜Полеводство, овцеводство, кактусоводство; ⬜Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство; ⬜Полеводство, овощеводство, оленеводство. 13.Для корма домашним животным заготавливают: ⬜Картофель, зерно, тимофеевку; ⬜Арбузы, дыни, тыкву; ⬜Василёк, подснежник, гиацинт. 14.Что такое бартер? ⬜Процесс купли-продажи товара; ⬜Прямой обмен одних товаров на другие; ⬜Один из видов дохода. 15.Что использовалось раньше в качестве денег? ⬜Телевизоры и чайники; ⬜Морские раковины, шкурки пушных зверей; ⬜Рисунки на бумаге. 16.Из чего складывается бюджет? ⬜Из зарплаты и стипендии; ⬜Из денег; ⬜Из доходов и расходов. 17.Из чего складываются доходы государственного бюджета? ⬜Из заработной платы граждан; ⬜Из доходов предприятий и фирм; ⬜Из налогов граждан и предприятий. 18.Что такое гонорар? ⬜Бюджет; ⬜Доход; ⬜Расход 19.Выигрыш по лотерейному билету – это: ⬜Доход; ⬜Расход; ⬜Не доход и не расход, так как не может быть запланирован. | 7.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры: ⬜Картофель, подсолнечник, лён, земляника; ⬜Кабачок, патиссон, огурец, капуста; ⬜Овёс, рожь, ячмень, пшеница. 8.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры: ⬜Капуста, картофель, лён, овёс; ⬜Лук, чеснок, перец, апельсин; ⬜Яблоня, груша, черешня, малина. 9.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии? ⬜Ткач, газосварщик, геолог; ⬜Комбайнёр, овощевод, хлопкороб; ⬜Инженер, механик, докер. 10.Что даёт животноводство людям? ⬜Мясо, шерсть, пух, кожу; ⬜Фрукты, овощи, злаковые культуры; ⬜Хлопок, лён, кормовые травы. 11.Домашние сельскохозяйственные животные – это: ⬜Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые; ⬜Звери, птицы, земноводные, рыбы; ⬜Птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы. 12.Домашние птицы – это: ⬜Фазаны, куропатки, страусы; ⬜Павлины, орлы, беркуты; ⬜Индейки, куры, гуси. 20.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются: ⬜Услуги; ⬜Товары; ⬜Экономика. 21.Всё, что сделано руками человека, называется: ⬜Труд; ⬜Природные богатства; ⬜Капитал. 22.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику: ⬜Машинами и механизмами; ⬜Электроэнергией; ⬜Выплавкой стали. 23.Авторское вознаграждение – это: ⬜Зарплата; ⬜Налог; ⬜Гонорар. 24.Наука экология помогает: ⬜Делать экономику более безопасной для людей и природы; ⬜Подсчитать экологический ущерб. |
Тест № 7 по теме « Путешествие по странам».
Учащийся ………………………………………………………………………………………….
1.Отметь Скандинавские страны. ⬜ Норвегия ⬜ Франция ⬜ Швеция ⬜ Дания 2.Какое название пропущено в одной из пар? Финляндия — Хельсинки ⬜ Осло Швеция - ........................... ⬜ Рейкьявик Дания — Копенгаген ⬜ Стокгольм 3.В какой стране установлен памятник Г.Х. Андерсену? ⬜в Швеции ⬜в Финляндии ⬜в Дании 4.Какие из этих стран составляют Бенилюкс? ⬜ Люксембург ⬜Германия ⬜Италия ⬜Нидерланды ⬜ Бельгия ⬜Франция 5.Как называется столица Бельгии? ⬜ Амстердам ⬜Стокгольм ⬜ Брюссель ⬜Люксембург 6.Символом какой страны стали тюльпаны? ⬜Бельгии ⬜Нидерланды ⬜Люксембург ⬜ Финляндия 13.Символом какой страны стал Тадж-Махал? ⬜Египта ⬜Индии ⬜США ⬜Австралии 14.Из чего построен Тадж-Махал? ⬜из дерева ⬜ из бетона ⬜ из мрамора | 7.Какой город является столицей Германии? ⬜Кёльн ⬜ Берлин ⬜ Берн ⬜ Бремен 8.В какой стране установлен памятник И. Штраусу? ⬜В Германии ⬜ в Австрии ⬜в Швейцарии 9.Отметь только то, что имеет отношение к Франции. ⬜Париж ⬜ Лондон ⬜Сена ⬜Темза ⬜ Лувр 10.Что НЕ является достопримечательностью Лондона? ⬜Биг-Бен ⬜Эйфелева башня ⬜Тауэрский мост ⬜Букингемский дворец 11.Отметь только то, что имеет отношение к Греции? ⬜Афины ⬜Рим ⬜Парфенон ⬜Колизей ⬜Корфу 12.В каком ряду названы только города Италии? ⬜Рим, Афины, Венеция ⬜ Рим, Родос, Крит ⬜Рим, Венеция, Пиза 15.В какой стране построен театр крыша которого в виде парусов? ⬜ в Бельгии ⬜ в Италии ⬜ в Великобритании ⬜ в Австралии 16.Египетские пирамиды — это гробницы: ⬜ богатых людей ⬜ королей ⬜фараонов 17.Символом какой страны стала статуя Свободы? ⬜ Франции ⬜ Германии ⬜ США ⬜ Дании
|
Тест № 8 по теме
«Что мы узнали и чему научились за год?»
Учащийся …………………………………………………………………………………………………..
1.Если в квартире возник пожар, необходимо: ⬜Звонить по телефону 01; ⬜Звонить по телефону 04; ⬜Ждать, когда он сам погаснет. 2.Дорожные знаки в виде круга с красной каймой: ⬜Предупреждающие; ⬜Предписывающие; ⬜Запрещающие. 3.Какой газ необходим для дыхания? ⬜Азот; ⬜Кислород; ⬜Углекислый газ. 4.Сведения о редких растениях и животных занесены: В Почётную книгу; В Красную книгу. 5.Какая из цепей питания указана правильно? ⬜Дерево → дятел → жук-короед; ⬜Гусеница → растение → птица; ⬜Рожь → мышь → змея → орёл. 6.Шахты строят для добычи: ⬜Каменного угля; ⬜Нефти; ⬜Глины. | 7.Для разведения рыб служит: ⬜Ферма; ⬜Прудовое хозяйство; ⬜Пасека. 8.Тепловая электростанция сокращённо называется: ⬜АЭС; ⬜ГЭС; ⬜ТЭС. 9.Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это: ⬜Стипендия; ⬜Зарплата; ⬜Пенсия. 10.Ярослав Мудрый основал город: ⬜Ярославль; ⬜Кострому; ⬜Сергиев Посад. 11.Морскую границу с нашей страной имеют: ⬜Норвегия и Исландия; ⬜Монголия и Северная Корея; ⬜США и Япония. 12.Эйфеливая башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся: ⬜В Италии; ⬜Во Франции; ⬜В Великобритании. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...