Конспект урока окружающего мира, 3 кл.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Канаева Светлана Евгеньевна

Конспект урока окружающего мира

Тема: «Значение леса»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок окружающего мира. 3 класс УМК «ПНШ»

Слайд 2

Подумайте! Рощи да леса – всему краю краса. Лес – это наше богатство.

Слайд 3

Тема: «Значение леса. Проблемы леса»

Слайд 4

Тема: «Значение леса. Проблемы леса» Цели урока: Обсудить значение леса для природы и для жизни человека. Рассмотреть экологические проблемы, которые возникают по вине человека. Развивать познавательный интерес. Формировать активную жизненную позицию в отношении природных богатств.

Слайд 5

Значение леса: Дом для растений, животных, грибов Место отдыха Аптека Источник чистой воды и пищи Источник древесины Защитник воздуха, водоемов, почв Красота

Слайд 6

Проблемы леса Кто виновен в проблемах леса?

Слайд 7

Вырубка леса

Слайд 8

Незаконная охота. Браконьерство

Слайд 9

Лесные пожары

Слайд 10

Загрязнение леса

Слайд 11

Проблемы леса: Вырубка Незаконная охота (браконьерство) Пожары Загрязнение леса

Слайд 12

«Четвертый лишний» смотреть, любите , бежать, красить в, по, и , с бег, баня, берегите , брат лиса, лес , белка, косуля

Слайд 13

Любите и берегите лес!



Предварительный просмотр:

Этапы урока,

формы работы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

УУД

I.

Организационный момент

- Проверьте готовность к уроку. Садитесь.

- Ребята, каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, познавательным, открыть для себя что-то новое, работать в группах,).

А чтобы урок получился таким, вы должны работать активно, дружно.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Внутренняя позиция школьника.

II. Актуализация опорных знаний.

- Послушайте и скажите, о чем я сейчас прочитаю. 

«Это деревья, кусты и травы.

Это боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки.

Пни, валежины, сухостоины.

Грибы, мхи, лишайники.

Звери и птицы.

Их следы на снегу, на песке, на грязи. Медвежьи задиры, заячьи погрызы, лосиные заломы.

Бобровые ручьи, журавлиные болота, утиные озера.

Запахи, шорохи, голоса.

Даже солнечные зайчики и эхо!

Это дрова, смола, доски.

Орехи, ягоды, грибы.

Здоровье, радость, загадки...» (Н.Сладков)

(Дети говорят, что это написано о лесе).

- Действительно, «из всего этого, как из кубиков, сложен лес: огромный, зеленый, заманчивый. Наш лес… И должны мы за это быть благодарны лесу, должны его знать, чтобы охранять и беречь» (Н.Сладков)

- Давайте повторим, что мы уже знаем о природном сообществе «ЛЕС».

- Что такое лес? Какие объяснения этому слову можно найти в толковом словаре? 
1. 
Лес – это деревья, стоящие во множестве на корню, пространство, обильно за-росшее деревьями, кустарниками, травами.
2. 
Лес – срубленные деревья, строительный, поделочный материал.
– Какое из этих объяснений подходит для нашего урока?(Первое)

- Правильно. Хотя такое «сухое» объяснение значения смысла слова очень мало сообщает нам о лесе. Поэтому мы постараемся рассказать о нем как можно больше. 

(Двум парам детей даю кроссворды)

- Какие виды лесов вы знаете? 

Из иллюстраций, расположенных на доске, выберите каждый вид леса и объясните свой выбор.

(Хвойные: ели, пихты, сосны, лиственницы; лиственные: березы, осины, рябины, липы, дубы, клены; смешанные: ели, сосны, березы, осины, дубы и др.).

(Дети дают определение каждого, выбирают нужную иллюстрацию на доске).

- А теперь проверим, хорошо ли вы знаете, кто в лесу живет и что в лесу растет. В разных местах класса расположены картинки с изображением животных и растений. Выберите только те, на которых изображены жители леса. (Дети выходят по очереди, забирают картинку, называя изображение на ней, прикрепляют на доску).

- Какие оказались лишними. Почему?

(За время фронтальной работы четверо обучающихся, объединенных в пары, разгадывают кроссворд «Растения леса»).

- Проверим кроссворд.  Какие ключевые слова у вас получились? (Растения леса)

Внимательно слушают речь учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с доской. Выбирают иллюстрации и аргументируют свой выбор.

Выделяют существенную информацию из текста загадки.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

III.

Сообщение темы урока. Определение целей урока

- Ребята, как вы понимаете пословицу: «Рощи да леса – всему краса»?

– А как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем? Имеет ли какое-нибудь значение лес для нашей Волгоградской области? Какое?

(Заслушиваются высказывания учеников).                       

- Подумайте и скажите, какую  проблему мы будем обсуждать сегодня на уроке?

- Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем? (Что дает лес человеку, об охране лесов, о правилах поведения в лесу, о значении леса для людей)

 - Ребята, вы догадались, какая тема нашего урока?

Работают с оглавлением учебника. Обсуждают тему урока. Анализируют, формируют выводы наблюдений. Высказывают предположения.

Формулируют тему урока и ставят учебную задачу.

Анализировать, находить общее и различия, делать выводы.

Строить речевое высказывание в устной форме.

IV.

Открытие нового знания, способа действия.

- Итак, действительно, сегодня на уроке мы поговорим о такой важной для всего человечества проблеме, как значение леса и необходимость его охраны. 

Работать над новой темой мы будем  по группам с текстом параграфа учебника.

1 группа «Лесничие»:

(По учебнику с. 69-70 до вопроса)               в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в жизни других сообществ:

  • лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
  • лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
  • лес защищает почву от ветра и потоков воды;
  • лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;
  • лес является основным производителем кислорода и потребителем углекислого газа.

2 группа «Практики-плановики»:

(По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса) раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая следующее:

  • Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;
  • Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
  • Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
  • В лесу люди собирают лекарственные растения;
  • Лес дает древесину для строительства, изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей;
  • Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
  • Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
  • В тайге все еще развит промысел пушных зверей.

3 группа «Экологи»:

2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца)

освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.

Физминутка

Выступление представителей 1-ой группы. 

1 группа

  • лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
  • уменьшает загрязнение воздуха: гектар елового леса улавливает 32 тонны частиц пыли, соснового – 36 тонн;
  • уменьшает скорость ветра, приглушает чрезмерный шум. Полоса леса или кустарников глушит звук силой в 20 – 50 дцб (децибел);
  • лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
  • лес защищает почву от ветра и потоков воды;
  • выравнивает температурные различия;
  • лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;
  • лес является основным производителем кислорода и потребителем углекислого газа; он производит более 10 тонн кислорода;
  • деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие болезнетворных микробов, поэтому лес является наиболее здоровым местом отдыха для людей и способствует их выздоровлению.

Выступление представителей 2-ой группы. 

2 группа

  • Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;
  • Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
  • Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
  • В лесу люди собирают лекарственные растения;
  • Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей; из древесины сосны делают спички;
  • При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу и искусственную шерсть, резину, лаки, лекарства – всего около 20000 разнообразных изделий и продуктов.
  • Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
  • Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
  • В тайге все еще развит промысел пушных зверей.

Делятся на группы. Каждая группа работает с учебником и готовит ответ на вопросы.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия с соответствии с поставленной задачей. воспроизводить  по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Применять правила делового сотрудничества. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату.

V.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа над рассказом в хрестоматии «Почему говорят: лес — наше богатство?»   (с. 121-122)

- Есть у Самуила Яковлевича Маршака стихи, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?» Сейчас мы попробуем ответить на этот вопрос от лица представителей разных профессий.

3 группа

       Людям требуется много древесины. Они   вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы.

       Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха.

       Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.                                  

      Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.

- А что могут делать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков? Обсуждаем ответ на данный вопрос в группах, а поможет вам текст учебника (с. 73   2-ой абзац)

Заслушиваются ответы детей.

-  Ребята, а что наносит вред лесу?  

- Почему пожар в лесу — страшное

бедствие?     

- Какие правила поведения в лесу должны

соблюдать люди, чтобы избежать этой

беды?

- Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити!

Стихотворение читают подготовленные ученики:

  1.  А природа опять
    То предельно проста,
    То одета в цветастые перья…
    Удивляет меня не её красота,
    Удивляет её терпенье.
    А когда сквозь асфальт
    Лепестков пятерня
    Продирается после полночи,
    Я не радуюсь силе земли,
    Для меня это прежде всего –
    Крик о помощи!
                                     (Р.Рождественский)
  2. Если в лес пришел гулять,                      

Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.                         

Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин — дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!

- Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им: (на доске плакат, у каждой группы памятки)

  1. Никогда не наноси вред природе.
  2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем.
  3. Не трогай домиков животных, их детёнышей.
  4. Не губи деревья.
  5. Не жги костры в лесу, не делай новых кострищ.
  6. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
  7. Подкармливай зверей и птиц зимой.
  8. Не мусори на месте своего отдыха.
  9. В меру используй дары природы.
  10. Не шуми, не пугай животных - братьев наших меньших.

- Ребята,  а теперь проверим, что вы запомнили по новой теме. На партах у вас лежат карточки «Значение леса для человека и влияние человека на лес». Подпишите сверху фамилию.

- Ребята, поставьте на полях знак «+», если вы считаете, что самостоятельная работа не представляет для вас трудности, вы уверены, что справитесь; знак «?», если сомневаетесь в своих силах; знак «-», если думаете, что работа для вас сложна и вы можете не справится с ней. Кто выполнит задание, сигнализируйте, я дам вам ключ для самопроверки вашей работы.

- А теперь рядом со знаком, поставленным перед началом работы, поставьте тот знак, который вы заслуживаете в конце работы. У кого знаки совпали?  У кого знак изменился на «+»? У кого остались сомнения? У кого остался «-»? На следующем уроке мы еще закрепим эту тему.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока доказывают, свою точку зрения.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

VI.

Домашнее задание

   - Подготовить с помощью дополнительной литературы небольшие интересные сообщения о том, какую посильную помощь могут оказать школьники, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков. Сообщение должно содержать малоизвестные одноклассникам сведения.

 - Составить памятку «Как вести себя в лесу» (по группам).

 - Нарисовать экологические знаки (по желанию).

Записывают в дневниках домашнее задание

Сохранять учебные задачи

VII.

Итог урока.

Рефлексия

- Ребята, давайте подведем итог. Каково значение леса в природе?

Дети кратко рассказывают о том, к каким выводам они пришли в итоге:

-  Лес – «легкие нашей планеты».
– Лес – защитник водоемов, почвы, воздуха.
– Лес – источник древесины.
– Лес – место для отдыха человека.
– Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.
– Лес – дом для растений, животных и грибов!

Выставляются оценки с комментированием за проделанную в течение урока работу.

Отвечают на вопросы.

Проводят самооценку, рефлексию

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Дата: 23.02.17                                                                                                                                                                                    

Школа:26                                                                                                                                 Учитель: Ермакова О.В.

Класс: 3-5                                                                                                                                                  

Кабинет: 309                                                                                                                                 Студентка: Канаева С., 46 гр.

Урок № 3

Конспект урока окружающего мира

Тема: «Значение леса»

Цели деятельности учителя: 

  1. Выяснить с обучающимися значение леса для природы и в жизни человека; расширить знания учащихся о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу).
  2. Развивать познавательный интерес и речь обучающихся.
  3. Продолжать формировать организационную деятельность в учебном сотрудничестве – умение договариваться.

     4. Воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края, способствовать формированию навыков  нравственного поведе-ния в природе.

Предметные  результаты:

Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач.

Предметные: выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов; развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Оборудование: ПК учителя, мультимедиапроектор, экран; учебники, хрестоматии, карточки для индивидуального опроса и ключ к карточкам; иллюстрации с изображением хвойного, смешанного, лиственного лесов; кроссворд; тетради для самостоятельной работы, учебники по окружающему миру, литературному чтению; плакаты, картинки с изображением птиц и животных леса.

Тип урока: Урок открытия новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира. Тема: «В мире камня».

-Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.-Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравнивать и ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...