Технологическая карта урока окружающему миру «Луг и человек»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Гронская Нина Валерьевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lug_i_chelovek.doc90.5 КБ
PDF icon lug_i_chelovek_prezentatsiya.pdf1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Класс:3.

Конспект урока окружающего мира.

Тема: «Луг и человек».

Цели деятельности учителя:

- сформировать представление учащихся о луге, как о природном сообществе;                    

- познакомить с разнообразием животных и растений луга, рассказать о значении луга в жизни человека;

- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты

Личностные:

- уметь делать выбор, опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся;

- уметь выражать любовь к своему родному краю, заботиться об охране и приумножении природных богатств;

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- закреплять знания учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга;

- расширять знание учащихся о разнообразии живых организмов луга  и возможности их совместного обитания, о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по его охране, о правилах поведения в природе.

Тип урока: изучения нового материала.

Оборудование: учебник 3 класс "Окружающий мир" 2 часть (О.Н. Федорова, Г.В. Трафимова), карточки с заданиями, учебная презентация.

Этапы. Методы. Приемы.

Время

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Словесный: слово учителя

09:00-

09:00

-Здравствуйте, ребята

- Добрый день! Я говорю мальчикам (мальчики машут руками)

- Добрый день! Я говорю девочкам (девочки машут руками)

- Добрый день! Я говорю всем, кто настроился работать.

- Можете садиться.

Приветствать учителя.

Эмоциональный настрой на урок.

Л: самоопределение;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Мотивационный этап

Словесный: фронтальный опрос.

Словесный: учебный диалог.

09:00-

09:03

- Ребята, повторим тему прошлого урока, отвечайте мне на вопросы по поднятой руке.

  1. Чьё это меню? Трава, ягоды, орехи, жёлуди, личинки, муравьи, рыба, мёд. (бурый медведь)
  2. У какой птицы самый длинный язык? (дятел)
  3. Кто бежит задними ногами вперёд? (заяц)
  4. Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  5. Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом? (лиса)
  6. Дерево – символ нашей Родины (берёза)
  7. Колобок, обросший иголками. (ёжик)
  8. Все эти животные и растения представители, какого сообщества? (лес)

-Прочитайте слова на доске. Z, прочитай, пожалуйста, вслух. «Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади.»

- Как вы понимаете эти слова?

- Что вы можете сделать, чтобы сохранить лес? (беречь книги, карандаши, мебель)

- А какие опасности можно встретить в лесу?

- Какие правила безопасного поведения в лесу вы знаете?

(Обобщения на слайде)

- Что делать, если вы заблудились в лесу?

(Обобщение на слайде)

Повторять изученное.

Отвечать на вопросы.

Читать предложения на доске.

Отвечать на вопросы.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме.

3. Актуализация знаний

Словесный: слово учителя.

Наглядно-слуховой: прослушивание звуков

09:03-

09:05

-Ребята, сейчас я включу вам аудиозапись, вы внимательно ее слушайте.

- Чьи звуки вы услышали? (пчёлы, птички)

- Куда пчела может нас пригласить? ( На луг. Пчёл там много.)).

Слушать аудиозапись

Отвечать на вопросы.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи.

4. Постановка учебной задачи, целеполагание

Словесный: слово учителя

09:05-

09:07

-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадку:

Мы по ковру идём с тобой,

Его никто не ткал.

Он разостлался сам собой,

Лежит у речки голубой

И жёлт, и синь, и ал!

-Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (Луг и человек).
-Какие цели мы можем поставить для себя на урок?  (узнать какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значение имеет луг для человека; познакомиться с правилами поведения на лугу.

Отгадывать загадку.

Формулировать тему урока.

Определять цель урока.

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Р: целеполагание;

5. Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: отгадывать загадки.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический:  чтение текста.

Словесный: ответы на вопросы.

09:07-

09:10

09:10-

09:12

09:12-

09:14

09:14-

09:22

- Давайте вспомним, что такое луг? (безлесый участок земли, на котором растут только травянистые растения)

- Ухаживает ли человек за лугом?

-Что такое поле?

-Ребята, рассмотрите иллюстрации. Чем поле отличается от луга?

 (на поле растут культурные растения, а на лугу дикорастущие).

-Чем похожи?

(безлесные участки земли, покрытые травянистой растительностью).

- Ребята, чем богат луг?( на нём много цветов, лекарственных трав)

-Давайте с вами о некоторых таких растениях, узнаем из загадок.

Разгадывание загадок.

- Белая корзинка

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

(Ромашка)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка,

Был цветок и нет цветка.

(Одуванчик)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звука нет.

(колокольчик)

 -Как вы думаете, к какой группе отнесём эти растения? (цветковые)

- Какое главное богатство луга? (на нём много цветов, лекарственных трав)

-Растения луга можно разделить ещё на две группы: лекарственные и ядовитые.

-Ребята, какие лекарственные растения вы знаете?

-А может, вы знаете  от чего эти растения?

-Рассмотрите, илююстрации на странице 80, какие из них растут в нашем крае?(Клевер,мята,тысячелистник)

-Какие из этих растений относятся к лекарственным?(мята,тысячелистник)

-Ребята,на лугу встречаются и ядовитые растения. Например, Лютик редкий. Название «лютик» происходит от слова « лютый» - жестокий, злой. Это связано с тем, что лютик растение ядовитое.

- Каких растений на лугу не встретишь? (Деревья и кустарники.)

Работа с учебником.

-Ребята, странице 79, найдите текст. Начинаем читать его цепочкой, по одному предложению, пока я не остановлю вас.

-Скажите теперь, какое главное богатство луга? (кормовые травы)

- Какие кормовые травы растут на лугах? Найдите ответ на этот вопрос на странице учебника. (клевер, мятлик, тимофеевка, лисохвост, люцерна – лучший корм для травоядных животных)

- В качестве чего использует человек луга?

 (как пастбища, скашивает душистое сено для домашнего скота)

-Z,продолжи читать.

- Ребята, скажите, влияет ли выпас скота и ежегодные сенокосы на развитие луговых растений? (Влияет, без охраны и заботы человека луг может превратиться  в запущенный пустырь, заросший сорной травой)

-Z,продолжи читать.

- Что произойдёт, если засеять распаханный луг кормовыми травами? (это уже будет поле – искусственное природное сообщество, которое создал человек на месте природного)

- Какое посильное участие вы можете принять в защите и охране луга? (не рвать луговые травы, бережно относится к насекомым , жабам, ящерицам и т.д.)

Отвечают на вопросы.

Размышлять, давать ответы.

 

Отгадывать загадки.

Отвечать на вопросы.

Рассматривать иллюстрации.

Воспринимать новую информацию.

Читать текст.

Отвечать на вопросы.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: уметь выражать свои мысли. включаться в диалог с участниками образовательного процесса;  строить связное высказывание  предложений по теме;

П: строят речевое высказывание

П: умение работать с текстом. анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. строить рассуждение по теме урока под руководством учителя;

6.Динамическая пауза

Словесный: слово учителя

09:22-

09:25

Ребята, встанем, немного разомнемся.

(Видео- физкультминутка). 

Выполнять физические упражнения.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

7. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Практический: отгадывать загадки.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: выполняют задание в парах

Практический: работа в парах; анализ парной работы учителем

09:25-

09:30

09:30-

09:32

09:32-

09:36

09:36-

09:43

 -Если на лугу растут только травянистые растения, то какие же здесь живут животные?

- Почему на лугу не живёт медведь?

(Ему там негде спрятаться. Для него мало пищи. Он из другого сообщества. Из леса.)

-Животные должны быть маленькие, чтобы прятаться в траве или жить в земле. На лугу очень много насекомых.

-Чтобы узнать, какие еще есть насекомые, отгадайте загадки.

Разгадывание загадок.

1. Скачет зверушка:

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

Кто это? … (Лягушка.)

2. Деловитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела.)

3. Голубой аэропланчик сел

На белый одуванчик. (Стрекоза.)

4. Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (Жук.)

5. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

6. Осенью в щель заберется,

А весною проснется. (Муха.)

7. На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

8. Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

А бегать-то не может. (Гусеница.)

9. Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни, и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок.)

- Мы узнали что и кого можно встретить на лугу, теперь ответьте на вопрос, луг-это природное сообщество или нет?

- Докажите, что представители сообщества луг связаны друг с другом.(Мыши-полевки живут в норах, где они размножаются, спасаются от врагов, укрываются от жары и дождя. )

Работа в парах.

-Ребята, у вас на столах лежат карточки, вам нужно из них составить цепи питания.

 (Работы учитель проверяет на местах, 2 пары просит озвучить свои цепи питания и обыграть)

  Червяк – крот – канюк

- А чем питается червяк?(перегноем из земли. )

Цветок -цветочная муха-трясогузка.

Зелёные растения -кузнечик-ящерица.

- Какой вывод можно сделать? (Растения и животные на лугу связаны друг с другом.)

Работа в парах.

-Ребята, у вас на столах лежат чистые листочки, вы в парах должны составить памятку, которая будет называться: «Как правильно вести себя на лугу». Старайтесь, я буду ходить и проверять, и чья памятка мне понравится больше всего, ту пару я спрошу.

Отвечают на вопросы.

Воспринимать новую информацию.

Отгадывать загадки.

Высказывать свое мнение.

Работают в группах.

Выполняют задание по карточке.

Работать в группах.

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

К: осознание значимости совместной деятельности;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

К: осознание значимости совместной деятельности;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

8. Итог урока.
Рефлексия.

Домашнее задание.

Словесный: слово учителя

08:43-

08:45

-Вспомните, какую цель ставили на урок? Достигли ее?

-Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

  • Шевелить мозгами
  • Краем уха
  • Хлопать ушами

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.
У вас будет творческое домашнее задание.
Посмотрите на доску и запишите свое домашнее задание.

Учебник стр. 79-82, нарисовать экологические знаки «Как вести себя на лугу».

Определяют, достигнута ли цель урока.

Проводят самооценку.

Л: определяют личностный смысл изучения темы;

Р: умение давать самооценку.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеклассного занятия "Сад доброго человека"

Цель занятия -формирование основ морали - осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле....

УМК Школа России. Окружающий мир 4 класс.Технологическая карта урока. Тема "Лес и человек"

Окружающий мир 4 классУМК Школа Россиитема "Лес и человек"...

Технологическая карта урока ИЗО «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод» 4 класс

Тема: «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод» Дисциплина: изобразительное искусство Тип урока: комбинированный Цель: создать условия для эмоционально-целостного ...

Технологическая карта "Окружающий мир" "Нервная система человека"

Технологическая карта "Окружающий мир" по теме: "Нервная система человека" 4 класс...

Технологическая карта урока Мир природы и человека "Труд людей осенью"

Создать условия для ознакомления учащихся с трудом людей осенью в поле, в саду, на огороде, для знакомства с корнеплодами, составления правил безопасной работы с сельхоз инвентарём...

Технологическая карта урока "Мир природы и человека". Тема урока: "Дикие и домашние животные".

7. Цель урока: дать представление о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; показать разнообразие диких и домашних животных, их значение для человека, развивать логическое мышление.8....

Технологическая карта урока "Мир природы и человека"в 1 классе тема "Дикие животные"

изучение нового материала. Знакомство с миром диких животных....