"Как зимовали наши предки". 3 класс, УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сметанина Альбина Леонидовна

"Как зимовали наши предки". 3 класс, УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Как зимовали наши предки33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир

Тема:  Как зимовали наши предки

Цели и задачи: 

-создать условия для формирования целостного представления у детей знаний о занятиях и обычаях наших предков зимой;

-воспитывать уважение к делам наших предков и старинным обычаям.

Планируемые результаты

Личностные:

-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- развивать воображение;

- формировать общее представление об обычаях наших предков;

- воспитывать у детей чувство ответственности.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник 3 класс "Окружающий мир" 2 часть (Поглазова О.Т.) учебная презентация, вещи (прялка, ложки, полотенца), предметы для гадания.

Этапы урока.

Методы. Приемы.

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Мотивационный этап.

Словесный: слово учителя

3 мин

Говорить друг другу: «Здравствуй», значит желать здоровья. В природе есть солнце. Оно светит, греет, всех нас любит. Так пусть же поскорее каждый его лучик заглянет к нам в класс и придаст нам сил, здоровья, уверенности в своих знаниях.

Проверять готовность к уроку.

Приветствовать учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка учебной задачи, целеполагание.

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

5  мин

Сл.1

Сл.2

Сл.3

Зиму в народе называют ласково зимушка – зима, матушка зима,  чародейка, белолицая красавица. Послушайте стихотворение  П.Вяземского:

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи,

На тебе горят алмазы, словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа,

Белоснежная лебедка,

 Здравствуй, матушка-зима.  

-Какие изменения в неживой природе происходят зимой? (Отметить погоду)

-Как изменилась жизнь животных зимой?

Давайте вспомним, чем занимались наши предки летом и осенью?  (Косили  траву,  заготавливали  сено). В августе начиналась уборка хлебов. (Срезали  колосья, жали, вязали в снопы, обмолачивали  колосья цепами,  мололи на мельнице.) Очень тяжела была работа крестьян. Как она называлась? (Страдой).

А какие обычаи, как вы думаете, были у наших предков зимой? Чем они занимались? Как вы думаете, какая тема урока? Какие цели поставим?

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Формулировать  тему урока.

Определять цели урока.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи.

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Р: целеполагание;

3. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

Словесный: ответы на вопросы

Динамическая пауза

Словесный: слово учителя

Словесный: ответы на вопросы

Практический: работа с учебником

Словесный: ответы на вопросы

5 мин

Сл.4

Сл.5

4 мин

3 мин

5 мин

5 мин

Сл.6

Сл. 7-11

5 мин

Сл.11-16

Наши предки очень ждали зиму. Зимой устанавливался санный путь, по которому можно дрова и сено привезти).

22 декабря. Чем интересен этот день? (День Солнцеворота)  

Радовались, что день будет прибавляться. Говорили:

 На солнцеворот медведь в берлоге поворачивается на другой бок. 

После солнцеворота хоть на воробьиный скок да прибудет дня. 

В этот день пекли круглый хлеб, выдавливая в середине солнечный круг с лучами. Ночью жгли костры, встречали первые солнечные лучи, помогая  закличками.

 Радовались тому, что можно немного передохнуть после тяжелых летних и осенних сельских работ.

Говорили: «Зима за морозы, а мужик за праздники».  

Святки это двухнедельные новогодние празднества, которые исстари отмечали наши предки.

Новый год во все времена и для всех народов значил обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья и радости. Самым веселым на святки было колядование, или колядки. А начинались они в рождественский сочельник, т. е. в ночь с  24 декабря на 25 (по старому стилю).

-А что такое Коляда? Что такое колядки?

(Коляда – дохристианский славянский праздник, связанный с зимним  и  солнцестоянием и Новым годом - теперь вытесненный Рождеством и Святками.)

       Следует отметить, что самыми первыми начинали колядовать дети, а взрослые колядовали обычно после полудня. Интересно, что в некоторых местностях на юге колядовали только мужчины. Севернее - также девушки и дети.

Кроме славления колядки сопровождались ряжением в маски и костюмы, чтобы быть неузнаваемыми. Рядились в животных: коз, медведей, лошадей. Любили рядиться цыганами. Парни наряжались барынями, девушки - удалыми гусарами. Всюду чувствовалось веселье! Участники обряда колядования распевали песни, ходили по домам, желали хозяевам здоровья, богатого урожая, приплода в наступающем году. По требованию колядующих хозяева вознаграждали их съестными дарами - это была жертва Коляде. Разжигали костры, и под веселые песни, собранная еда коллективно поедалась.

Физминутка:  «Что делали зимой»

Что делали зимой,

Дай, дружок, мне ответ.

Слушай внимательно,

Отвечай «да» иль «нет»!

В снежки играли вы с друзьями?

Грибы по лесу собирали сами?

С горки на санках катались?

В деревне в речке купались?

По лесу на лыжах бродили?

А много цветов находили?

В саду своем грядки копали?

А с Дедом Морозом плясали?

Друзья, не устали еще отвечать?

А через год зиму ждете опять?

Покажите, как катались на лыжах, на коньках, как играли в снежки, как бегали.

Гадания. Всегда хочется заглянуть вперед, узнать, что же нас ждет. Узнать, урожайным ли будет новый год, что их ждет – бедность или богатство.  Предсказать судьбу можно посредством гаданий. Гадания были разные.

 В глубокую миску наливали воду и заговаривали:

Ты, вода, не шуми,
Не блажи, не греми.
Через край не лейся,
А как есть расскажи,
Будущее предскажи!

Посуду с водой несли на улицу и ставили на скамейку у крыльца. А утром смотрели, что получилось.

Лед застыл ровнешенько – Будет жизнь прямешенькой.

Лед поднимается буграми –И горе, и счастье будут с вами.

-Приносили на святки в избу сноп пшеничный или охапку сена и зубами вытаскивали       соломинку да травинку. Полный колос предвещал хороший урожай, а длинная травинка – хороший сенокос.

-С годами интерес к гаданию сохранила только молодёжь, особенно девушки.  На   святках взрослые девицы ворожили.

В какой стороне живёт суженый? – «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». В какую сторону покажет конец башмака, там и живёт суженый.

Чтобы узнать свою судьбу, «ярый воск топили». По образовавшимся фигурам судили о своем жребии: похоже на церковь – к венчанию.

Самым распространённым было подблюдное гадание.  Самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой

Но не только праздновали наши предки. Какими были заботы зимой наших предков?

Откройте учебник на стр. 123.

 - Чем занимались мужчины? (Слайды. Рубили дрова, привозили сено, вырубали проруби. Шили обувь, чинили упряжь, телеги, готовили сохи и бороны для весенних работ. Мальчики помогали отцам.  Ухаживали за лошадьми,  делали нехитрую посуду, мебель, наличники, мастерили игрушки).  

- Чем занимались женщины? (Слайды. Носили воду, кормили семью, ухаживали за животными, пряли пряжу, ткали полотно, шили одежду, салфетки, полотенца, нянчились с малыми детьми.  А  девочки помогали им. Показать ученикам прялку, веретено, старинные игрушки, посуду)

- Чем занимались наши предки в старину зимой? Как им помогали дети?

-Как назывался старинный праздник, после которого начинает прибывать день?

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Выполняют физические упражнения.

Высказывать предположения.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Читать текст в учебнике

Отвечать на вопросы

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме;

П: развитие умения анализировать познавательный объект;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи;

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

4. Итог урока.
Рефлексия.

Домашнее задание.

Словесный: слово учителя

Сл.17

5 мин

Сл.18

Вот и подошел к концу наш урок. Лучики солнца заглянули в наш класс. Если вам понятно как наши предки зимовали, какие у них были праздники и заботы, если вам понравился урок, то выберите лучик с восклицательным знаком. Если остались вопросы, на которые вам хотелось бы найти ответы, возьмите лучик с вопросительным знаком. (На доске приклеить лучики). Наше солнышко готово! Пусть у вас будет такое же хорошее настроение, как у нашего солнышка. Ведь впереди Солнцеворот! Спасибо всем за хорошую работу на уроке.

Домашнее задание

- Откройте дневник, запишите домашнее задание. Читать, стр. 122– 125, вопросы № 1–3. 
- Всем спасибо за урок, с вами было приятно работать.

Отвечать на вопросы.

 Проводить самоанализ.

Записывать домашнее задание.

Л: определяют личностный смысл изучения темы;

Р: умение давать самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".

Открытый урок  по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина  «Окружающий мир»)...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Фрагмент работы урока окружающего мира по теме "Как зимовали наши предки"

Ознакомление с данной статьей в учебнике рекомендую после вступительной беседы в начале урока.  Данная работа предполагает получение нового материала самостоятельно в группах, используя зна...

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" ,  (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С....

Время: Одежда наших предков, 4 класс, УМК "Гармония" "Поглазова"

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" по теме "Время: Одежда наших предков"....

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки" УМК "Гармония"

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки" УМК "Гармония". Архив содержит презентацию к уроку и конспект уроку. Рекомендую использовать в  своей п...