Урок по окружающему миру 2 класс на тему "Родина"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Середа Анна Дмитриевна

Цели урока:

•              Создать условия для ознакомления с новым материалом;

•              подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми;

•              способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства;

•              работать над развитием речи;

•              воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina_2.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока:

•        Создать условия для ознакомления с новым материалом;

•        подвести детей к осознанию понятия Родина и раскрыть некоторые возможные формы проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми;

•        способствовать развитию интереса к истории своей Родины, государства;

•        работать над развитием речи;

•        воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.

Ход урока

Орг. Момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Дмитриевна и я проведу у вас урок окружающего мира.

Постановка цели урока:

– Тему нашего урока вы определите сами, разгадав кроссворд.

Слайд 1.

1. Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

2. Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Облако.)

3. Живёт в лесу работник –

Лесной носатый плотник. (Дятел.)

4. В лесу под ёлкой крошка –

Только шапка да ножка. (Гриб.)

5. Кто на своей голове лес носит? (Олень.)

6. Лиственное дерево с белой корой. (Берёза.)

– Какое ключевое слово получилось? (Родина.)

- Родина – это дом, в котором мы живём и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, микрорайонами, парками. Родина – это и наши мамы, папы, бабушки и дедушки.

– У каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом. Это – его малая Родина.

– Наша малая Родина – это Саратов.

– Где бы в последствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

– Из множества таких маленьких уголков состоит наша общая большая Родина.

– Как называется наша большая Родина? (Россия.)

- Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса. Это страна, которая тянется к востоку от Европы до самого Тихого океана, она такая большая, что расположена в двух частях света: в Европе и Азии

- В России проживает 144000000 жителей.

- А как назвать всех людей, живущих в нашей стране?

- Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 180 национальностей и народностей.

- - Ребята ответьте на вопросы. Что такое малая Родина? (это наш город, в котором мы живем)

- В каких частях света расположена наша Родина? ( В Европе и Азии)

- Назовите народы, которые проживают в России.

- Вот она какая Россия – Русь, широкая и великая!

- У человека есть сердце. Без него он не может ни дышать, ни двигаться, ни работать. И у нашей страны то же есть сердце- столица, самый главный город. Назовите его.

- Верно, город-герой Москва – столица нашей Родины.

1) Москва

В старину считали, что Москва расположена на семи холмах. Теперь город так разросся, а неровности так разгладились, что некоторые холмы существуют лишь в памяти народной. Из богатого и славного города Суздаля скакал князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для крепости. Полюбился князю удобный для обороны холм – место при слиянии узенькой лесной речки Неглинной с полноводной, чистой как слеза, Москвой-рекой. Шел 1147 год. Этот год и стал считаться годом рождения Москвы. В Москве много площадей, но есть одна, самая главная площадь. Это Красная площадь. Слово «Красная» означает «красивая», «парадная». В центре Москвы находится памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому

2) Кремль.

Все дороги ведут в Москву, а в Москве все улицы сходятся к Кремлю. Сначала стены Кремля были деревянные. Затем они были сделаны из белого известняка. И только много лет спустя были возведены красные зубчатые стены. Новый кирпичный Кремль строился более 10 лет. Стены Кремля образовали треугольник. На каждой стороне треугольника есть башни. Всего их 19 и все они разные.

3) Спасская башня

На одной из башен Кремля, которая называется Спасской башней, находятся большие часы с золотыми цифрами. Когда вы смотрите Вести по телевизору, вы слышите бой курантов со Спасской башни. И новый год мы встречаем когда куранты на Спасской башне пробьют 12 раз.

(ЗВУЧИТ БОЙ КУРАНТОВ)

- Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)

- Как называется главная площадь столицы нашей Родины? (Красная площадь)

Сколько башен в Кремле? (19)

Как называется башня с курантами? (Спасская башня)

На берегах Невы 27 мая 1703 года был основан город Санкт-Петербург русским царём Пётром I. Начался город с крепости, называемой сейчас Петропавловской. Вокруг этой крепости и начал строиться город. С 1712 года Санкт-Петербург стал столицей Русского государства.

В столице Российской империи было построено огромное количество памятников. Широко известны Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Исаакиевский и Казанский соборы, Петропавловская крепость, Адмиралтейство. Символами Санкт-Петербурга стали сфинксы, памятник Петру I ("Медный всадник") и крейсер "Аврора". Широко известны "белые" ночи, когда в мае и июне, при незаходящем ночью за горизонт солнце, можно смотреть за разводом мостов над Невой.

С 1918 столицей России стал город Москва.

- Кто основал Санкт – Петербург? (Петр 1)

- На какой реке основан город? (Нева)

- Символы Санкт – Петербурга? (сфинксы, белые ночи, крейсер Аврора)

Великий Новгород, один из самых древних и знаменитых Русский городов. Он впервые упоминается в Новгородской летописи в 859 году в связи с именем легендарного князя Рюрика. Город стоит на реке Волхов в шести километрах от озера Ильмень. Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях происходивших на Русской земле, фактически став первой столицей Руси.

Новгород Великий по праву называют городом-музеем. О его истории нам рассказывают монастыри, храмы и оборонительные сооружения.

Сердцем древнего города является Кремль. Он был основан князем Ярославом в 1044 году. На территории Кремля расположены Софийский собор, Владычная (Грановитая) палата, памятник "Тысячелетие России". Сохранилось девять башен Кремля из 13-ти, построенных в 15 веке. Самая высокая и «молодая» - башня Кокуй. Ее высота - 41 метр. «Коке» в переводе с голландского означает - «смотри». В Кремле находится братская могила солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. А в Кремлёвском парке установлен фонтан со скульптурой героя новгородских былин Садко.

- На какой реке стоит Великий Новгород?

- Какому былинному герою установлена скульптура в кремлевском парке? (Садко)

- Что является сердцем города? (Кремль)

Физкультминутка.

Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе — хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.

- Константин Дмитриевич Ушинский писал: “Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина”.

- С этими словами трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России.

- Как вы думаете, что это за символы? (Это гимн, герб и флаг.)

Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города. Гербы создаются по чётким правилам. Прежде всего, это форма. Обычно гербы имеют форму щита. Герб России – двуглавый орёл. Герб можно разглядывать, можно им любоваться как произведением искусства, но что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть.

На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл.

Орёл – символ вечности России, символ глубокого уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии, три короны – союз народов, живущих в России. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов. С изображением герба мы постоянно встречаемся в повседневной жизни.

-А вы видели герб? Где?

- Он изображён на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах.

- Что такое герб? (отличительный знак страны, города)

- Какая птица изображена на нашем гербе? (орел)

Следующий символ государства – это флаг

Рассмотрим изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, нижняя - красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете: (белом)

Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в: (синий)

Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко. (красным)

- Давайте посмотрим, что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

- Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет - это небо, благородство верность и честность, белый - совершенство, чистота, откровенность, благородство, совершенство.

Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут.

Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени.

Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны.

Второе знамя - это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Задание: 1) выбрать правильное изображение флага;

2) Предлагаю выполнить такое задание: Из множества флагов выберите флаг России и разукрасьте шаблон, лежащий перед вами в цвета российского флага.

Подошла очередь поговорить о главной песне.

“Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”. Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем. У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться.

В особенно торжественных случаях, на государственных праздниках, военных парадах, при подъёме флага и во время спортивных соревнований исполняется государственный гимн. Гимн – это торжественная песня или мелодия, его слушают и поют стоя, мужчины – без головных уборов, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Автором современного текста гимна России является Сергей Владимирович Михалков, музыку написал Александр Васильевич Александров. Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в неё чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения – такова идея гимна. А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.

ЗВУЧИТ ГИМН

- Что означает слово гимн? (хвалебную тождественную песнь)

- В каких случаях исполняется гимн? (в торжественных)

- Наш урок подошёл к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошёл впустую. Попробуйте ответить на следующие вопросы.

- Как называется наша страна?

- Как называются люди, живущие в нашей стране?

- Какой город является столицей России?

- Какие символы государства вы знаете?

- Где помещается государственный герб РФ?

- Где размещается государственный флаг РФ?

- Когда исполняется гимн России?

Ответы учащихся

- Молодцы! Хочется закончить наш урок на поэтической ноте.

стихотворение А. Прокофьева

Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо все нам делать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

Всюду все в её раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...