Методическая разработка урока окружающего мира для 2 класса по теме: «Путешествие капельки»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Тема урока: «Путешествие капельки».

Учебное пособие: Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Виноградова Н. Ф.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов  учебных действий

Используемые технологии: проблемное обучение,  развитие критического мышления, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока окружающего мира для 2 класса

 по теме:

«Путешествие капельки»

Тема урока: «Путешествие капельки».

Учебное пособие: Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Виноградова Н. Ф.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов  учебных действий

Используемые технологии: проблемное обучение,  развитие критического мышления, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Приемы

  • Поисковая деятельность.
  • Сравнительный анализ.
  • Практическая работа.

Методы

  • Ведение проблемного диалога.
  • Выполнение упражнений и практических заданий.
  • Частично-поисковый метод.
  • Демонстрационный метод.

Раздаточные материалы

  • Карточка – помощница для проведения опытов.
  • Карточка – помощница для схемы «Круговорот воды в природе».
  • Технологическая карта
  • На каждой парте набор для проведения опытов: стакан с водой, карандаш, сахар, соль

Оборудование  урока

  • Мультимедийный  проектор, презентация, мультфильмы.

Цели и задачи урока

Цель урока: Первичное усвоение новых предметных   ЗУНов и УУД. Создать условия для формирования способности к самостоятельному анализу предложенной ситуации и принятия  правильного решения; развития логики, мышления, внимания учащихся.

Задачи урока

 Формирование предметных компетенций.

усвоение знаний о свойствах воды

усвоение знаний о трех состояниях воды - жидком, твёрдом и газообразном

•  познакомить с понятием « круговорот воды в природе»

Формирование метапредметных компетенций.

Личностные действия: владеть готовностью и способностью к самостоятельной познавательной деятельности.

Познавательные действия:

Сформированность интереса к изучаемому предмету с использованием межпредметных связей.

Владение навыками логического мышления.

Коммуникативные действия:

Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Уметь работать в группе.

Регулятивные действия:

Обнаруживать и формулировать проблему.

Выдвигать версии, определять средства решения проблемы.

Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным

описанием видов деятельности учителя и учащихся

Этапы урока

  1. Организационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Определение темы урока.
  4. Постановка проблемы.
  5. Практическая работа.
  6. Динамическая пауза.
  7. Изучение нового материала
  8. Закрепление и обобщение изученного материала.
  9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  10. Информация о домашнем задании.

Технологическая карта урока

Этапы урока, время

Действия учителя

Действия ученика

Формирование УУД на данном этапе

 Урока

Организацион-

ный

(1 минута).

Приветствует учащихся и настраивает детей на урок

Приветствуют учителя.

Регулятивные  действия: формирование навыков саморегуляции.

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Актуализация знаний

 (2 минуты).

Показывает иллюстрацию, выясняет, что произошло в пустыне  

Дети рассуждают, делают выводы.

Познавательные действия: формирование навыков самостоятельного поиска и выделения необходимой информации.

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера.

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение новой темы

Определение темы урока

(2 минуты).

Задает наводящие вопросы.

Формулируют тему урока.

Регулятивные  действия: формирование навыка целеполагания.

Познавательные действия: Развитие умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение новой темы

 Постановка проблемы

(5 минут).

Создает проблемную ситуацию и формулирует задание

Используя  предметы на партах, исследуют свойства воды самостоятельно

Регулятивные  действия: формирование навыка обнаружения и формулирования проблемы.

Познавательные действия: логические универсальные действия.

Личностные действия:

Развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение новой темы

Практическая работа

(10 минут).

Поясняет задание практической работы.

В случае необходимости помогает ее выполнять.

Выполняют практическую работу в парах. Рисуют  схему круговорота воды

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Познавательные действия: формирование навыка  исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, формирование метапредметных связей.

Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение новой темы

Динамическая пауза.

 (1 минута).

Проводится

физминутка

Повторяют упражнения по образцу.

Личностные действия: принятие здорового образа жизни.

Коммуникативные действия: умение слышать, слушать и понимать учителя.

Регулятивные  действия: осмысление своих действий при выполнении упражнений

Изучение нового материала

 (12 минут).

Просмотр мультфильма

(1мин 34сек)

Придумывают свою историю - путешествие для капельки (работа в парах) и рисуют это путешествие

Познавательные действия: умение самостоятельного построения алгоритма,  развитие навыка логического мышления.

Регулятивные  действия: осмысление своих действий и самооценка.

Личностные действия: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение новой темы

Закрепление и обобщение изученного материала.

 (3 минуты).

Задает вопросы по теме урока.

Отвечают на вопросы учителя

Личностные действия: осмысление своих действий.

Регулятивные действия: самооценка.

Подведение итогов урока. Рефлексия

 (7 минут).

(мультфильм-4мин)

Просмотр мультфильма «Зачем нужно беречь воду»

Делает словесную оценку работы групп.

Инсценировка Путешествия капельки

Заполняют  технологическую карту.

Личностные действия: осмысление своих действий.

Регулятивные действия: самооценка.

Информация о домашнем задании

(1 минута).

Рассказывает о содержании домашнего задания.

Записывают в дневник,

задают вопросы.

Регулятивные  действия: обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования своих действий.

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Результатом деятельности учащихся на уроке является ответ на проблемный вопрос и

создание своего путешествия капельки.

Каждая группа создает свой продукт: путешествие капельки

Продукты не сопоставимы. Поэтому учитель совместно с учащимися дает словестную оценку деятельности группы.

Предметные компетенции оцениваются с использованием методики демонстрационный метод. Метапредметные компетенции предлагается оценивать с помощью следующей методики:

Самоанализ работы в группе «Мои достижения»  ученика 2 «_» класа_____________

Критерии

да

нет

частично

Я в полной мере участвую в работе группы.

Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы.

Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне.

Я завершаю выполнение моих заданий.

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними.

Я выставляю себе отметку за урок:_____

Текст методической разработки материалов в соответствии с критериями оценивания работы

Организационный этап

Слайд 1  (Приложение 1)

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем.

 Актуализация знаний

Слайд 2

Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.

Верблюды и люди ложатся на горячий песок и склоняют головы.

-Что может случиться с  людьми и верблюдами в пустыне?

- Для чего вода нужна человеку?

Определение темы урока

Слайд 3

В морях и реках обитает, и часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять.

Слайд 4

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?  (Наводящими вопросами учитель подводит детей к определению темы урока «Путешествие капельки»)  

Слайд 5

- Сегодня мы узнаем о том, как вода умеет путешествовать.

Прочитайте пословицу.

Капля воды дороже золота.

- Почему так говорят?  Докажите. (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды.)

Постановка проблемы

- Почему про воду говорят, что она « вездесущая»?

- Найдите воду, где она спряталась в нашем классе?

- Как вы думаете, какими свойствами обладает вода? (предположения детей)

Слайд 6

Вы назвали свойства воды:

- без вкуса

- без запаха

- прозрачность

- бесцветность

- текучесть

- растворитель

- испаряемость

Попробуйте, используя предметы на партах доказать эти свойства самостоятельно.

Практическая работа

Слайд 7

Дети работают в парах

Если дети затрудняются, им предлагается Карточка – помощница (Приложение 2)

Слайд 8

Динамическая пауза.

Изучение нового  материала

- Вода о себе говорит так:

Слайд 9

Я и стужа и туман, я ручей и океан,

Я летаю и бегу, И стеклянной быть могу.

- Как понять эти строчки? Сделайте вывод: назовите три состояния воды

Слайд 10

Состояния воды:  Жидкое \ Твердое\ Газообразное

Слайд 11

- Просмотр мультфильма «Путешествие капельки»

О чем рассказал нам мультфильм?

Слайд 12

- Придумайте свою историю - путешествие для капельки (работа в парах) и нарисуйте это путешествие. Для этого вы можете воспользоваться рисунком (Приложение 3), а можете придумать путешествие сами.

Закрепление и обобщение изученного материала.

- Летом все понятно: испарение, осадки, вновь испарение…

- Давайте подумаем, есть ли круговорот воды зимой? Может ли вода испарятся при низких температурах?

- Для чего хозяйки вывешивают выстиранное бельё на улицу?

- Высыхает ли бельё зимой на улице?   Значит, вода испаряется и в мороз? В виде чего возвращается вода на землю зимой?

Вывод: В природе в газообразное состояние вода может переходить не только из жидкого, но и из твердого: из снега и льда. Круговорот воды бесконечен.

- Как вы думаете, вода  находится  в опасности? Почему? Конечно, чистотой  воды  на Земле  становится  все  меньше,  а потребность  в  ней  возрастает  с  каждым  днём. Откуда берет воду для своих нужд наш город Санкт-Петербург?

- А вода в Неве - это не вода из горного ручья. Ей требуется серьезная очистка. Но еще до того, как начнется процесс очистки, невскую воду контролируют… Как вы думаете кто? Слайд 13           Это речные раки, «работающие» на водозаборах «Водоканала». Итак, в Санкт-Петербурге воду тестируют на раках. В начале смены к ним крепят специальные датчики. Это нужно для того, чтобы следить за их здоровьем. Потом раков сажают в аквариум, где постоянно циркулирует вода из водозабора. Если в воду попадают какие-то вредные вещества, у раков поднимается давление. Так в краны жителей Санкт-Петербурга зараженная вода не попадает.

Слайд 14           Просмотр мультфильма «Зачем нужно беречь воду»

Подведение итогов урока. Рефлексия.

  • О чем рассказал вам Невский рак?

Инсценировка Путешествия капельки: (детям  раздаются роли: океан, море, ручей, болото, облако, тучки, грязь, водопроводные трубы, кран, Невский рак, капельки) (Приложение 4)

Заполните в паре технологическую карту (Приложение 5)

Слайд 15

Информация о домашнем задании

  • Рассказать дома о том, как путешествует капелька
  • В тетради выполнить рисунок-схему «Как капелька путешествовала»

Дополнительное задание по желанию:

  • Придумать историю от имени Невского рака или нарисовать, как он помогает очищать воду для жителей нашего города.

Библиография

  1. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Виноградова Н. Ф., Издательство: Вентана-Граф, 2014
  2. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. Комплект в 2-х частях. Виноградова Н. Ф., Издательство: Вентана-Граф, 2014
  3. Окружающий мир. Методика обучения. 1-2 классы, Виноградова Н.Ф., Издательство: Вентана-Граф, 2014
  4. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы, Издательство: Вентана-Граф, 2014
  5. CD. Окружающий мир. Электронный образовательный ресурс. 2 класс

Приложения

Карточка – помощница для проведения опытов.

Технологическая карта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...

Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"

Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»

Название УМК  Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...

Методическая разработка урока окружающего мира (презентация) на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классе

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Дикие и домашние животные" во 2 классеУМК "Школа России"...