Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе "В лес по ягоды пойдем" по программе ПНШ.
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Харчикова Светлана Александровна

    Конспект урока окружающего мира.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc86.5 КБ

    Предварительный просмотр:

              Харчикова Светлана Александровна

    Предмет:  Окружающий мир

    Класс: 1 «Б»

    УМК «Перспективная начальная школа»

    Тип урока: Изучение нового  материала

    Тема

     «В лес по ягоды пойдем»

    Цели

    Познакомить учащихся с лесными ягодами и их целебными свойствами, правилами сбора ягод.

    Научить распознавать наиболее распространенные ядовитые растения своего края.

    Воспитывать бережное отношение к растениям. 

    Планируемый результат

    Предметные:

    Знать лесные ягоды нашего края

    Уметь распознавать ядовитые растения

    Личностные:

      ·        развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

    ·        развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

    ·        развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

            формировать умение составлять рассказ о ягоде по предложенному учителем плану;

            формировать умение анализировать внешний вид ягод с выделением существенных и несущественных признаков, синтезировать;

            формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием печатного текста и электронной презентации;

            формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока, преобразовывать и анализировать таблицы;

            проявлять особый интерес к новому предмету; стремиться занять новое положение в отношениях с окружающими.

            сохранять заданную цель; видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого; контролировать свою деятельность по результату; адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. 

            ориентироваться на партнера по общению; слушать собеседника; обосновывать и доказывать собственное мнение;

            осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;

            оценивать  результаты  своей  работы на уроке.

    Оборудование к уроку

    Учебник «Окружающий мир» автор О.Н. Федотова, тетрадь для самостоятельной работы ,листы самооценки, интерактивная доска, документ-камера.

    Организация пространства

    Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.

    Технология проведения

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность

    учеников

    I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

    (Организует .Уточняет тематические рамки)

    Прозвенел звонок,

    Начинается урок.

    Тихо сели девочки

    Ещё тише мальчики.

    -Начинаем  урок окружающего мира.

    -Подарите улыбку друг другу.

    -Поделитесь своим хорошим настроением с гостями.

    -Ребята, у каждого из вас на столе 2 картинки – с изображением солнышка и тучки. Поднимите, пожалуйста, ту картинку, которая соответствует вашему настроению сейчас. Спасибо!

    II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

    -У меня для вас загадка, она связана с темой нашего урока. Будьте внимательны:

    -Ребята, сегодня Маша и Миша приглашают нас совершить небольшое путешествие – прогулку, а куда именно вы скажете сами, отгадав их загадку.

    Весной веселит, 
    Голосами птиц говорит. 
    Летом холодит, комарами звенит. 
    Осенью дарами одаряет, 
    Грибами, ягодами угощает.
    Зимой от вьюги защищает.

    -О чем идет речь?

    -Давно ли вы были в лесу?

    -Хотите побывать? Тогда отправляемся в путешествие по лесу.

    -А вот зачем мы пойдем в лес, вы узнаете, отгадав еще одну мою загадку.

    -Под кусточком огоньки –

    Вкусные-превкусные!

    Набирайте в кузовки

    Земляники бусинки.

    В знойный, жаркий летний день

    Собирай, кому не лень.

    Будет вам зимой варенье,

    А для гостя – угощенье.

    -Может быть, кто-то уже понял, какой будет тема урока.

    -Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями, а объектом нашего исследования будут –лесные ягоды.

    -Какая у нас цель?

    -Что нам нужно выяснить о ягодах?

     -Составим план работы на уроке, для достижения данной цели.

    -Это лес

    -Мы пойдем в лес за ягодами.

    -Тема урока «В лес по ягоды пойдем»

    -Познакомиться с лесными ягодами и их свойствами.

    -Определить какие ягоды растут в наших лесах.

    -Узнать о целебных свойствах ягод.

    -Выяснить все ли ягоды можно собирать.

    1.Вспомним ягоды, которые растут в наших лесах

    2. Узнаем о целебных свойствах ягод.

    3 Научимся распознавать съедобные и ядовитые  ягоды

    4. Выясним правила сбора ягод

    5.Оценим свою работу на уроке.

     (Познавательные УУД).

     (Коммуникативные УУД).

    (Регулятивные УУД).

    III. Изучение нового

     (10 мин)

    Физминутка

    -Откройте учебники на стр.56 и посмотрите, правильно ли мы определили тему нашего урока? Молодцы!

    -Какую первую задачу нам нужно решить?

    - Рассмотрите ягоды, которые изображены на стр.56. Назовите их.

    -Давайте проверим, хорошо ли вы знаете лесные ягоды. Какие ягоды еще созревают в наших краях?

    А знаете ли вы ягодные адреса?

    «Адрес земляники – у лесных пней. Земляника растет там, где светло: по  лесным  опушкам,  пригоркам  и  вырубкам.  Пошарь  между  пнями в траве и найдешь похожую на алую капельку, продолговатую душистую ягоду.

    Адрес  черники  узнай  у  лохматых  и  хмурых  елей.  Черника – обычная ягода сырого елового бора. Растет черника в сосновых и смешанных лесах.

    И брусничный адрес – сосновый бор и смешанный лес, только земля в брусничном бору будет посуше, чем в черничном.

    Малине нужна самая лучшая лесная земля. Малина обычно заселяет лесные опушки, вырубки, овраги.

    Адрес клюквы – болото, где хозяином зеленый мох. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату.

    Чтобы не зря ходить по ягодным адресам, надо знать время, когда поспевают ягоды:

    – земляника – в июне;

    – черника, голубика – в июле;

    – малина – в июле;

    – брусника – в августе.

    -Лес угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики.

    Может быть, по этому черничному адресу ходила твоя бабушка, прабабушка или прапрабабушка. Триста лет может жить кустарник черники.

    Так пусть он живет во все времена!»

    -Посмотрите видеосюжет о чернике из цикла «Лесные сказки»

    -Мы с вами выполнили 1 пункт плана.

    -Сделаем отметку о выполнении.

    -О чем дальше будем говорить?

    - В этом вопросе нам поможет хрестоматия.

    -Прочитайте статью «Какая целебная сила скрыта в ягодах»

    -Какая же целебная сила скрыта в ягодах?

    -А вы знаете, о каких то целебных свойствах ягод.? Расскажите.

    -Молодцы ребята, это очень полезная информация. Теперь мы знаем, что когда случится болезнь, не обязательно принимать лекарства из аптеки. А можно исцелить себя с помощью природных средств.

    -Хорошо, ребята! А теперь давайте сделаем небольшую остановку и немножко отдохнем.

    По болоту я хожу,

    Во все стороны гляжу,

    Часто нагибаюсь,

    Клюковкой питаюсь.

    Я схожу на ручеек,

    Заварю себе чаек,

    Буду пить-попивать,

    Красно лето вспоминать!

    -Вернемся к плану работы. Какой пункт мы выполнили? Сделаем отметку.

    - Что нам предстоит сделать?

    -Ребята. Вы обратили внимание на то, что в учебнике ягоды разделены на 2 вида?

    -Как называются ягоды, которые можно употреблять в пищу?

    -А как называются ягоды, которые ни в коем случае есть нельзя?

    -Рассмотрите несъедобные ягоды.

    -Приходилось ли вам встречать их в лесу?

    -Эти ягоды могут нанести вред человеку, который их съест, могут вызвать тошноту, рвоту, головокружение и отравление.

    -Запомните эти ягоды и будьте осторожны. Собирая ягоды в лесу.

    -Ребята, если эти ягоды ядовиты. Нужно ли их уничтожать?

    -Продолжим путешествие в лес. Узнать подробнее о ядовитых ягодах нам поможет Хрестоматия. (стр.68-69)

    -Ландыш. (хрестоматия)

    -Волчье лыко.

    - А мы возвращаемся к плану работы.

    -Сейчас поработайте в парах. Попробуйте вдвоем сформулировать правила сбора ягод. Как только вы будете готовы дать ответ, подайте мне знак.

    -Проверим работу.  Прочитайте правила сбора лесных ягод.

    -Когда нам пригодятся эти знания?

    -А сейчас мы будем работать в группах. Разделитесь, пожалуйста, на группы так, как мы делаем это всегда. Помните, какие правила нужно соблюдать, работая в группах. Каждая группа получит загадку с описанием ягоды и, посовещавшись, вы дадите нам ответ.

    1 группа: В старину меня прозвали ворон-ягода. Из моего сока готовили фиолетовые чернила. Я расту в лесах от Подмосковья до тундры. Я улучшаю зрение.

    2 группа: Я расту на болотах. Спелые ягоды – темно-красные. Сок мой всегда освежающий, но очень кислый. Ягоды долго хранятся как в свежем, так и в замороженном виде. Мой сок – отличное витаминное и жаропонижающее питье.

    3 группа: Меня любят и люди, и медведи. А сушеная я еще и целебная – лечу от простуды.

    4 группа: Мы две сестры: сначала обе зелены; потом одна краснеет, а другая – чернеет.

    5 группа: Мой куст в колючках, словно еж, а раздвинь колючки – и жемчужины найдешь.

    6 группа: Пламенеющие кисти этих красивых и полезных ягод радуют нас в парках и лесах среди снежной зимы, а многих птиц спасают от голода. Они содержат много витамина С.

    -Вспомнить ягоды, которые растут в наших лесах.

    -Черника, малина, брусника, рябина, земляника.

    -Смородина. черника, рябина, калина, голубика,, костяника, малина ,брусника, шиповник. земляника.

    -Узнаем о целебных свойствах ягод (Хрестоматия, стр.67).

    -Мы выполнили 2 пункт плана, и переходим к 3 пункту.

    -Научиться распознавать съедобные и ядовитые ягоды.

    -Съедобные.

    -Несъедобные.

    Вороний глаз, Волчье лыко, ландыш. Ягоды крушины.

    Конечно, нет! Из многих несъедобных ягод делают лекарства, другими питаются птицы – ягоды им вреда не приносят.

    -Выяснить правила сбора лесных ягод.

    Правила сбора ягод

    1.С куста собираем…( все) ягоды

    2.Собираем осторожно, чтобы ….(не повредить растение)

    3. Нельзя собирать ягоды возле ….(дороги)

    4.Не пробуем….(незнакомые) ягоды

    5.В пищу употребляем только …(вымытые) ягоды.

     (Коммуникативные УУД).

     (Познавательные УУД)

    .

     (Коммуникативные УУД).

    IV. Практикум по самостоятельному применению знаний

    -Откройте рабочие тетради на стр.36. Прочитайте задание про себя.

    Что нужно сделать?

    -Раскрась рисунки ягод. Обведи красным карандашом рисунки растений, ягоды которых ядовиты.

    Дети выполняют работу в тетради.

     (Познавательные УУД).

     (Коммуникативные УУД).

    V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

    -Вернемся к плану работы

    Мы выполнили 4 пункт плана. Нам нужно оценить свои знания..

    -У каждого из вас на столе лежит оценочный лист. Возьмите его и поставьте отметку напротив каждого умения  « +»- знаю , «?»-сомневаюсь, «!» -могу научить.

    -Где же мы сможем применить полученные знания?

    - Надеюсь, они вам помогут в жизни.

    -Ребята, если после нашего урока у вас остались яркие впечатление и у вас солнечное, веселое настроение, поднимите вверх солнышко, если же наоборот – тучку.

    -У нас на доске «созрело» очень много ягод, давайте соберем их в лукошко на память о нашем уроке!

    -Спасибо за работу!

    Моя отметка

    Итог

    1.Я знаю ягоды наших лесов

    2. Я знаю целебные свойства ягод

    3. Могу распознать несъедобные ягоды

    4. Я знаю правила сбора лесных ягод

    « +»- знаю , «?»-сомневаюсь, «!» -могу научить.

     (Регулятивные УУД).

     (Познавательные УУД)

     (Личностные УУД).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

    Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

    Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

    Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока Окружающего мира 1 класс по программе «Гармония»

    Тема: «Декоративные растения и комнатные растения»...

    Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

    План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

    Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"

    Конспект урока окружающего мира 3 класс "Государственный бюджет" по программе "Школа России"...