Конспект урока по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Газукина Екатерина Юрьевна

Конспект урока был разработан в ходе педагогической практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по окружающему миру

(программа «Школа России» авторы А.А. Плешакова,  Е.А. Крючкова)

Тема урока: Русь расправляет крылья.

Тип урока: Открытие нового знания.

Форма урока: урок-практикум

Цель: способствовать формированию представлений учащихся для ознакомления с деятельностью князя Дмитрия Ивановича; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о подвигах защитников Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»

Задачи предметные получают возможность научиться работать
с учебником, исторической картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Планируемые результаты: личностные УУД -  проявляют гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной

способствовать формированию метапредметных УУД:

        регулятивных – ориентироваться в учебнике; контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; осознавать  правила контроля и успешно использовать его в решении задачи;

        познавательных – планировать  и контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; осознавать правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

        коммуникативных – обмениваться мнениями; уметь слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.  

Оборудование урока: учебник по окружающему миру А.А. Плешакова,  Е.А. Крючкова, рабочая тетрадь, интерактивная доска.

Ход работы

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

Организационный момент

1 мин

Сегодня прекрасный день. Все готовы к уроку? Присаживайтесь.  

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочие место  к уроку.

Индивидуальная.

Самоопределение к деятельности

5 мин

Сейчас мы с вами решим кроссворд и прочитаем ключевое слово-подсказку новой темы ( Слайд  №1) (Приложение 1)

 И так, какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (Слайд№2)

Чем будем заниматься?

 Решают кроссворд.

Сегодня на уроке мы узнаем о правлении московского князя Ивана Калиты.  

Фронтальный опрос.

Актуализация знаний

3-5 мин

Тест «Трудные времена на Руси»

Самопроверка (Приложение 2)

Решают тест

Индивидуальная работа,   групповая работа.

Изучение нового материала

10 - 15 мин

 Работа по учебнику и карте

- Александр Невский успешно воевал с крестоносцами. Но с монголо-татарами, считал он, нужно вести осторожную, продуманную политику и сохранять мир, чтобы собрать силы для отпора врагу.

Найдите в учебнике на карте (с. 61) города Северо-Восточной Руси.

- Эти города были более безопасными для жизни, так как они далеко располагались от Орды.

Прочитайте текст в учебнике «Как возрождалась Русь» (с. 65-66).

Беседа по содержанию прочитанного

- Какие мастера были в городах Северо – Восточной Руси?

- Как вели себя князья Северо – Восточной Руси?

Что строили князья Северо – Восточной Руси в своих городах?

 - Какой монастырь возник около города Радонежа?

- Кто основал Троицкий монастырь?

Рассказ о Троицком монастыре

Демонстрирует фотографии Троице-Сергиева монастыря. (Слайд №5)

 - Младший сын Александра Невского, Данил Александрович, явился основателем Московского княжества, которое становится политическим центром, центром борьбы с монголо-татарским игом. За 3 года территория Московского княжества увеличилась вдвое. Вся Москва-река оказалась в пределах княжества.

Работа по схеме.

- Рассмотрите родословное древо московских князей (Слайд №6)

- Какой князь стал управлять Московским княжеством в 1325 году?

Работа по учебнику (с. 66-69)

-Почему у Ивана, прозвище было Калита?

Беседа после прочтения

 - Что возводили каменщики  на Боровицком холме?

- Какую работу выполняли плотники?

- Как стали называть крепость?

- Что образовалось возле стен Кремля?

- В чем заслуги князя Ивана Калиты?

- Что такое шапка Мономаха?

Дополняет ответы учащихся о заслугах Ивана Калиты.

 

Работа в парах.

- В городах Северо-Восточной Руси трудились искусные кузнецы, кожевники, гончары, сапожники, плотники, камнерезы.

- Князья Северо-Восточной Руси были заботливыми и предприимчивыми хозяевами.

- Троице-Сергиев.

- Его основал Сергий.  

- Иван Данилович.

- Он всегда носил с собой сумку с медными деньгами (по древнерусскому калита – сумка, мешок, карман)

Отвечают предложениями из текста.

Индивидуальная работа, фронтальный опрос, групповая работа.

Первичное закрепление

5 мин

Ответьте на вопросы, находя ответы в тексте.

- Какие земли Руси  оказались более безопасными для жизни в начале ХIV века?

- Какие города располагались в Северо-Восточной Руси?

- Чем занимались князья этих городов?

- Какие ремесла возродились в этих городах?

- Какой монастырь возник около города Радонежа?

- Кто его основал?

- Кто правил в Москве в те времена?

- Что происходило с Москвой при его правлении?

- Какую политику вел Иван Калита с ханом Золотой Орды?

- Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

- Каковы заслуги Ивана Калиты? 

Находят ответы на вопросы в тексте.

Фронтальный опрос.

Физкультминутка

1-2мин

Руки кверху поднимаем, 
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

Повторяют за учителем

Фронтальный опрос.

Практическая деятельность

7-10  мин

Соберите текст, из слов и выражений.. (Приложение 3 )  

Работа в группах

Групповая работа.

  • Итоги урока.

3 мин

Самостоятельная работа

 В наследство от Ивана Калиты московские князья получили….

Около города Радонежа в середине … века возник Троицкий монастырь.

Более безопасным для жизни стали Северо-Восточные земли, наиболее отдаленные от …

(Приложение  )

Выполняют задание в тетради.

Индивидуальная работа.

Рефлексия

1-2мин

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно …

- Больше всего мне понравилось…

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Домашняя работа

1 мин

 Раб. Тетрадь с. 25-26 , учебник с. 70-72

Записывают в дневник

Индивидуальная

 

Приложение 1.

 

Кроссворд

1. Зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани. (Иго.)

2. Столица Древнерусского государства, город Южной Руси, павший 6 декабря 1240 года под натиском монголо-татар. (Киев.)

3. Река, где впервые встретились русские воины с монголо-татарскими. (Калка.)

4. Подарки ханам от русских князей. (Дань.)

5. Ханская грамота с правом на княжение. (Ярлык.)

6. Город Руси, первым подвергшийся разгрому со стороны монголо-татар. (Рязань.)

7. Город, который 7 недель оборонялся от монголо-татар и был прозван «злым городом». (Козельск.)

8. Название войска с воинами на конях. (Конница.)

9. Монголо-татарский хан, возглавивший поход на Русь. (Батый.)

10. Столица Золотой Орды. (Сарай.)

Ключевые слова: ИВАН КАЛИТА.

Приложение 2.

Тест «Трудные времена на Руси»

1. Поход монголо-татар возглавил хан:

а) Батый;                   б) Чингисхан;                   в) Темучин.

2. Какой город долго сопротивлялся монголо-татарам?

а) Рязань;                    б) Новгород;                     в) Козельск.

3. Что выплачивала Русь Золотой Орде?

а) Дань;                       б) выкуп;                           в) налог.

4. Первый удар в 1240 году с северо-запада на Русь нанесли:

а) немцы;                       б) шведы;                      в) монголы.

5. На какой реке разбил шведов князь Александр?

а) Нева;                         б) Калка;                        в) Дунай.

6. Когда состоялось Ледовое побоище?

а) 5 апреля 1242 г.;   б) 20 мая 1242 г.;    в) 5 апреля 1241 г.

Приложение 3.

Кириллица

Князь
Александр

монголо-

татарский хан

Шапка

Мономаха

Символ
власти

Батый

Монастырь

Калита

сумка,

мешок,
карман

Троице-

Сергиев

Ледовое
побоище

Князь
Ярослав

Мудрый

5 апреля

1242 года

Невский

Князь Олег

Вещий

Красное

Солнышко

Князь
Владимир

988 год

Крещение
Руси

Нестор

монах,

летописец

славянская
азбука

Дополнительная информация для учителя по теме урока

Рассказ учителя о Троицком монастыре

Давно это было. В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Однажды пропали кони, и послали мальчика их искать. Ходил, бродил Варфоломей по лесу, пока не заблудился. Совсем мальчик растерялся, коней не нашел, дорогу потерял – как бы самому в этом лесу не пропасть.

И вдруг Варфоломей увидел старца-монаха. Указал монах ему путь и благословил. Вышел мальчик из леса, и всю жизнь помнил о таинственном старце, который помог ему в трудную минуту. Решил Варфоломей тоже стать монахом – посвятить свою жизнь Богу. Когда человек становится монахом, он как бы начинает новую жизнь, поэтому ему дают новое имя. Варфоломею дали имя Сергий.

Уважали на Руси Сергия Радонежского. Был он скромен, много трудился сам и призывал к труду других. Многие люди обращались к нему за советом и помощью. Сергий Радонежский был уверен в победе на Куликовском поле. Это он благословил князя Дмитрия на битву и отпустил туда двух монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.

Отец Сергий стремился искоренить зло на Земле, уничтожить ложь и недостатки людей, но к концу жизни понял, что сделать это не в силах. Тогда он дал клятву никогда ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Так и умер в молчании.

Но память о нем сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице-Сергиева, а город, где стоит этот монастырь, называется Сергиев Посад.

Дополнительная информация о правлении московского князя Ивана Калиты

1. Москва становится центром ремесла и торговли.

2. Москва становится центром религиозной жизни. Глава Православной церкви – митрополит Петр приехал в Москву после того, как Иван Данилович выполнил его просьбу, воздвигнув храм Пречистой Богородице.

3. Ивану Калите удалось добиться у татар права сбора дани с русских земель и вывоза ее в Орду. При этом он не забывал про свое княжество, казна его росла так, что он покупал у бедных князей деревни, села и даже города.

4. При нем продолжилось расширение княжества, в состав которого вошли Галич, Углич, Белоозеро.

5. В XIII веке Москва стала центром одного из русских княжеств. В XIV веке великий московский князь Иван Калита спешит укрепить Москву. Строят новые дубовые стены и башни Кремля взамен сгоревших в 1331 году. Отесанные дубовые бревна были огромных размеров. Их диаметр достигал 70 метров. Эта крепость прослужила более 25 лет.

6. Московские князья в наследство от Ивана Калиты получили символ власти – шапку Мономаха.

Во время торжественных выходов или приемов московские великие князья и цари обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой – державу, а голову его венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха. (Учитель показывает фотографии.)

Происхождение шапки Мономаха связано с легендой: будто бы ее получил в дар из Византии еще в начале XII века киевский князь Владимир Мономах, который по матери приходился родственником византийскому императору Константину Мономаху. Легенда возникла в конце XV века. Тогда усиливалась власть потомков Владимира – московских князей, и им нужно было обосновать идею, что Москва – «третий Рим», преемница Древнего Рима и Византии.

На самом деле шапка имеет восточное происхождение. Она была изготовлена в XIV веке. Это золотая остроконечная шапка среднеазиатской работы. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом. Когда очередной царь вступал на престол, его короновали шапкой Мономаха. Так продолжалось до конца XVII века, а в 1724 году шапку заменили императорской короной. В истории шапка Мономаха осталась символом царской власти в России. Она хранится теперь в Оружейной палате Московского Кремля.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир

Слайд 2

К и е в и г и о К а л к а д а н ь я р л ы к Р я з а н ь К о з е л ь с к к о н н и ц а Б а т ы й С а р а й

Слайд 3

Сегодня на уроке мы узнаем ….

Слайд 4

Ответы 1-А 2-В 3-А 4-Б 5-А 6-А

Слайд 7

Московский князь Иван Данилович по прозванию Калита

Слайд 8

ПРОВЕРЬ СЕБЯ Кириллица славянская азбука. Князь Александр Невский. Батый монголо-татарский хан. Шапка Мономаха – символ власти. Калита - сумка, мешок, карман. Монастырь – Троице-Сергиев. Ледовое побоище – 5 апреля 1242. Князь Ярослав Мудрый. Крещение Руси 988 год. Нестор монах, летописец.

Слайд 9

- Сегодня я узнал… - Мне было интересно … - Больше всего мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...