Программа "Я познаю мир"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Числова Наталия Ивановна

Это программа поможет обучающимся лучше адаптироваться в социуме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл program._ya_poznayu_mir_novaya.docx95.44 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительная общеобразовательная программа

социально-педагогической направленности

учитель: школа №439

воспитатель: ДДИ№1

 Числова Наталия Ивановна

г. Санкт- Петербург. 2017

Пояснительная записка

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Я познаю мир» ориентирована на личностное развитие, развитие коммуникативных навыков, и коррекцию эмоционально – волевой сферы,способствует социализации умственно отсталых учащихся,относится к программам социально-педагогической направленности.

Проводится работа по уточнению представлений о школьных предметах, о временах года,  о растениях, транспорте, о личностных качествах: дружелюбия, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, по регуляции эмоций, а также общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими людьми.

Является основой  воспитания и обучения  в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, и  позволяет организовать интересные формы занятий, а также более интенсивно направить  социальные воздействия учащихся на социализацию в обществе.

Актуальность и практическая значимость программы состоит в том, что направленность ее содержания, методов и приемов позволяет ребенку получить четкие представления об окружающем его мире, приобрести начальный опыт приобщения к широкому кругу общечеловеческих ценностей.

 Данная программаопределяется недостаточностью методических разработок для учащихся с ОВЗ, потребностью педагога адаптировать имеющиеся программно-методические материалы к составу и особенностям учащихся. Разработка программы обусловлена необходимостью оказания педагогической помощи учащимся с умеренной умственной отсталостью по освоению окружающего мира, преодолению трудностей общения.

Отличительной особенностьюдополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я познаю мир» является то, что ее содержание  предусматривает осуществление образовательной деятельности по следующим направлениям:

- окружающий мир

- закрепление знаний, полученных на уроках

- основы безопасности жизнедеятельности.

Адресат программы: при составлении данной программы учитывался контингент учащихся группы:  11 мальчиков в возрасте от 12 до 18 лет. Из них 9 человек имеют диагноз  F-71, у одного диагностирован F-02.84.   У двоих  аутистический с - м. У одного пароксизмальный с-м. Вторичный пиелонефрит ЧАДЗН ФСШ. У восьми учащихся системное недоразвитие речи тяжелой степени, у  шестерых выраженные нарушения в поведении.

Цель программы: создание  коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей формирование навыков адаптивного поведения учащихся  и усвоение ими социального опыта, форм, способов и моделей коммуникативного поведения, способствующих их социальной реабилитации.

Обучение и развитие коммуникативных умений и навыков для позитивного отношения к себе и окружающим, восприятие окружающего мира

Основными задачами данного курса являются:

  1. Обучение взаимодействию с взрослыми и сверстниками во всех видах деятельности.
  2. Закрепление знаний о себе  как «Я» (в соотнесении с понятием «другие люди»), формирование правил социального поведения.  
  3. Развитие познавательных действий и интереса к окружающему миру во время коррекционных занятий, экскурсий. Активное вовлечение учащихся в содержательную деятельность на основе игры, игровых действий, конструктивного праксиса, других видов организации коррекционных занятий.
  4. Закрепление и расширение коммуникативных умений на основе речевых и неречевых средств. Активизация и развитие опыта самостоятельных речевых, рече подражательных умений, в то числе – жестовых, мимических, знаковых средств общения.
  5. Формирование самостоятельности, положительной мотивации к взаимодействию, сотрудничеству с окружающими  людьми.
  6. Приобщать к словесному искусству в доступных для учащегося ситуациях;

Планируемые результаты:

  1. Умение реагировать  на собственное имя;
  2. Умение привлечь к себе внимания, приветствовать и прощаться с  собеседником звуком (словом, предложением);
  3. Умение выразить свои желания, просьбу звуком  жестом, словом, предложением  с  помощью пиктограмм, коммуникатора
  4. Понимание и выражение информации  посредством  вербально - невербального общения (владение графическими символами, языком жестов, методом пиктограмм).
  5. Понимание «Я» (знание имён и соотнесение их с индивидами, ориентация в схеме тела).
  6. Соотнесение своих интересов и действий.
  7. Умение работать по плану.
  8. Умение искать и находить помощь.
  9. Умение решать проблемы, возникающие в знакомой и новой ситуациях.
  10. Владение навыками, связанными с обучением (узнавание слов, схем, знаков, знания об окружающем мире).  

Условия реализации программы.

Учащиеся данной группы обучаемы, и способны овладеть элементарными знаниями, умениями и навыками. Набор и формирование групп осуществляется с учетом рекомендаций психолого-педагогической медико-социальной комиссии, обучение осуществляется в доступных, мотивированных, интересных для детей данного уровня развития видах деятельности. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия 35 минут. При организации коррекционных занятий предполагается исходить из психического и эмоционального статуса учащихся, на которых могут влиять время года, климатические условия региона.

При изучении каждой темы программы обеспечивается взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности учащихся (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).

 Большое значение отводиться дидактическим играм, настольным играм,        игра способствует расширению знания об окружающем мире, систематизации жизненного опыта,  активизации познавательной активности учащихся.

Занятия проводятся в помещении группы, оснащенном в соответствии с требованием СанПиН 2.4.4.3172-14

Объемные показатели групповой комнаты:

площадь – 31,3 м2

число посадочных мест 10

Освещение групповой комнаты:

естественное -2 окна

искусственное –24 ламп

Воздушно-вентиляционный режим

групповой комнаты:

проточно-вытяжная

Окраска стен:

обои под покраску

Покраска пола:

линолеум

Перечень материального оборудования групповой комнаты

 (мебель и др. основные средства)

№ п./п.

Наименование оборудования

Количество

1.

Доска эмаль офисная

1

2.

Стол письменный

1

3.

Тумба подставная

1

4.

Ковёр «Триумф»

1

5.

Шкаф из 5 секций

2

6.

Доска на тканевой основе

1

7.

Шкаф книжный, приставной

2

8.

Стол компьютерный

3

9.

Стеллаж

2

10.

Стул на металл каркасе

12

11.

Стол журнальный

1

12.

Термометр для помещений

1

13.

Облучатель бактерицидный ОБН-75

1

Перечень технических средств обучения (специального оборудования)

№ п./п.

Наименование

Количество

1.

Аудио-визуально-технические средства (компьютер, магнитофон, фотоаппарат).

1

2.

Магнитола, телевизор

2

3.

Ресурсы: аудиозаписи песен: «Улыбка» Шаинский, «Из чего же, из чего же?» на слова Я. Халецкого, «Звуки природы» и др. набор музыкальных мультфильмов, « Маша медведь»

5

Демонстрационный материал:

-пиктограммы, пиктографические изображения  по режиму дня для коммуникативной доски: плакаты: «Овощи, фрукты», «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Рабочий инвентарь»,  «Транспорт», «Части тела», «Цветы, цвета»,

«Части суток», «Природные явления», «Электробытовые приборы»;

-рамки-вкладыши, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, книги, альбомы, журналы;

-серии сюжетных картин  и наборы предметных картинок: иллюстрации (зима, весна лето, осень);

-картины: «Виды растений», «Части суток и их признаки», «Распорядок дня  режимных моментов», «Времена года»,  «Домашние, дикие  животные», «Уход за комнатными растениями», «Транспорт», игра-разминка «Что есть у каждого из нас».

-набор фотографий учащихся, учителей, родственников пиктограмм для общения, карты личностного - развития, коммуникатор..

-сюжетные картинки с изображением режимных моментов, дети на прогулке
летняя поляна, труд в природе.

 часы с положением стрелок для основных режимных моментов, циферблат с вращающимися стрелками, песочные часы, волшебный мешочек с набором игрушка, конструктор, набор мозаик, набор крупных пазил,

Раздаточный материал:

-наборы школьных предметов: ранец, тетради, ручки, книги, альбомы, фломастеры;

-игрушек, муляжей овощей и фруктов и  натуральные предметы;

- календарь природы, часы, циферблат с вращающимися стрелками,  часы с положением стрелок;

-индивидуальные фотографии на каждого ребенка;

- клубок с нитками;

- разрезные картинки;

- набор игрушек: мячи, шарики

-зеркала, виды одежды;

-набор для раскрашивания;

-набор картинок, пиктограмм для общения, наборы карточек – слов,  предметных картинок, фотографий, пиктограмм по темам, карты  личностного - развития.


Учебный план

Раздел

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1.

Игрушки и школьные принадлежности

8

2

10

Карты итогового контроля

2.

Времена года

6

3

9

Карты итогового контроля

3.

Животные

6

4

10

Карты итогового контроля

4.

Растения

9

10

19

Карты итогового контроля

5.

Транспорт

4

8

12

Карты итогового контроля

6.

Я мальчик

10

8

18

Карты итогового контроля

7.

Части суток

6

-

6

Карты итогового контроля

8.

Лето

8

10

18

Карты итогового контроля

9.

Повторение

2

Карты итогового контроля

57

45

104

Календарный учебный график

Год обучения

Дата

начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

3-й год

01 сентября 2017 года

31 августа 2018 года

52

104

2 раза в неделю по 1 часу


Рабочая программа

Задачи:

  1. Формирование познавательных действий и интереса к окружающему миру во время коррекционных занятий,  наблюдений, бесед, экскурсий Активное вовлечение учащихся в содержательную деятельность на основе игры, игровых действий, конструктивного  праксиса, других видов организации коррекционных занятий.
  2. Формирование самостоятельности, положительной мотивации к взаимодействию, сотрудничеству с окружающими  людьми.
  3. Закрепление и расширение коммуникативных умений на основе речевых и неречевых средств.
  4. Развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

Ожидаемые результаты

Предполагается то, что учащиеся будут знать:

- имена и фамилии – свои и других детей группы, класса,  имена и отчества сотрудников детского дома;

- знать название школьных предметов их назначение;

- положение стрелок при основных режимных моментах;

- знать и показывать на картинке времена года;

-  узнавать по основным признакам осени, зимы, весны, лета;

-  название некоторых видов транспорта

- названия некоторых видов растения;

-  определять часть суток;

- основные способы ухода за домашними животными;

Предполагается то, что учащиеся с разной степенью самостоятельности будут уметь:

- выделять среди множества основные виды растений (трава, дерево, цветы);

- назвать свое имя и фамилию, обращаться к людям и вести элементарный диалог (задавать вопрос или отвечать на него) вербально или с помощью жестов или картинок;

-  составлять цепочку из пиктограмм, обозначающих режимные моменты, устанавливать части суток;

-  отмечать признаки времён года на картине и показывать их, отгадывать загадки о явлениях природы;

-  узнавать  домашних животных на картинках, имитировать их движения.

- дифференцировать картинки по группам «Домашние животные», «Дикие животные»;

- узнавать автобус, троллейбус и трамвай  на картинках, показывать их части, знать их названия;

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

I Игрушки и школьные принадлежности

1

  Круг дружбы

2

01.09

06.09

2

Мои любимые игрушки

2

08.09.

13.09

3

 Нужные предметы в школе

2

15.09

20.09

4

Конструктор. «Дом в котором я живу»

2

22.09

27.09

5

 Игра в кругу «Я поделюсь с тобой игрушкой»

2

29.09.

04.10

II Времена года

7

Рассматривание  иллюстраций «Осень наступила», «Золотая осень»

1

1

06.10

11.10

8

Раскраска «Осеннее дерево»

Рисование «Дары осени»»

2

13.10

14.10

9

 Раскраска «Я на прогулке»

2

17.10

20.10

10

Природа в разное время года

1

24.10

11

Бережем природу

1

27.10.

12

Моя площадка поздней осенью

1

31.10.

III   ЖИВОТНЫЕ

1

 Беседа: « Домашние животные»

1

31.10.

2

Рассматривание иллюстраций

«Жизнь диких животных

2

03.11

07.11

3

Рассматривание иллюстраций «Жизнь домашних животных

2

10.11

14.11

4

Раскраски «Мои животные»

2

17.11

21.11

5

Лепка «Мои любимые животные»

2

24.11.

28.11.

6

Дид. игра: «Курица с цыплятами»

1

IV. Растения

35

36

Рассматривание картинок

«Комнатные растения»

3

01.12

05.12

08.12

37

Что нужно для того, чтобы росли растения

2

12.12

15.12

38

 Как надо ухаживать за растениями

2

19.12

22.12

39

Раскраска «Комнатные цветы»

2

40

Рисование по контору

 «Комнатные фиалки»

2

26.12.

29.12.

41

Лепка «Цветок»

2

02.01

05.01

42

Раскраски «Мои любимые растения»

2

09.01

12.01

43

Значение растений в жизни человека

2

16.01

19.01

44

Мозаика «Одуванчик». «Весенний Цветок»

2

23.01.

26.01

VТранспорт

45

Рассматривание картины

 « Виды транспорта»

2

30.01

46

Раскраска « Транспорт»

2

02.02

06.02

47

Лепка «Колёса для автобуса «с»

2

48

Рисование по контору

 « Автобус»

2

09.02

13.02

49

 Экскурсия гараж ДДИ №1

2

16.03

20.03

50

Конструктор «Гараж для автобуса

2

23.03

27.03

VIЯ мальчик                                  

51

 Рассматривать фотографии мальчиков, девочек

2

02.03

06.03

52

Чем отличается мальчик от девочки

2

09.03

13.03

16.03

53

Рисование «Мой портрет»

2

20.03.

23.03.

54

 Рисование по контору « Мой друг девочка»

2

55

 Раскраска  «Мальчики, девочки»

2

27.03.

30.03.

56

 Рассматривание семейных фотографий

2

03.04

06.04

57

Лепка: «Части тела»

2

10.04

13.04

58

Одежда для мальчика

2

17.04

20.05

59

Одежда для девочки

2

24.04.

27.04.

VII  Части сток

60

Рассматривание иллюстраций

«Части суток»

2

01.05

05.05

61

Часть суток «День» и его значение

2

08.05

12.05

15.05

19.05

62

Часть суток «Вечер, ночь» и значения ночи для человека

2

22.05

26.05

63

Диагностика

2

29.05

VIII Лето

64

Здравствуй, лето!

(пускание мыльных пузырей)

2

01.06

05.06

65

Наблюдение на прогулке:

«Растения на участке»

2

08.06

12.06

66

Экскурсия на лесную полянку.

 Раскраска «Летние Цветы»

3

15.06

19.06

22.06

67

Конкурс рисунков «Летняя поляна»  мелками на асфальте

2

26.06

29.06

68

 Экскурсия по территории ДДИ №1

1

03.07

69

Мозаика «Желтый, белый одуванчик»

2

06.07

10.07

70

Лепка «Одуванчик»

2

13.07

17.07

71

Рисование «Летнее дерево»

2

20.07

24.07

72

Экскурсия по территории ДДИ №1

2

28.07.

31.07.

IX   Повторение

73

Что я узнал нового

4

03.08

07.08

10.08

14..08

74

Диагностика.

Работа с сюжетными картинками предметными картинками (предметами, признаками и действиями)

2

17.08

21.08

Итого

104

Содержание программы

Раздел 1.Игрушки и школьные принадлежности (10 часов)

 Уметь приветствовать друг друга. Знать и называть школьные предметы,, выделять любимую игрушку.  Уметь выразить жестами, мимикой, словом просьбу, и поделиться игрушкой с другом, уметь находить среди множеств предметов школьные предметы. Вступать в коллективную игру «Круг» раскрашивать знакомые предметы, собирать конструктор, создавать постройки «Дом в котором я живу»

Раздел 2.  Времена года (9 часа)

Рассматривание серии картин: «Времена года» определять и показывать по основным признакам, какое время года. Раскрашивать раскраски не выходя за контур, рисовать по контору знакомые предметы, выкладывать мозаику. Знать отличительную особенность весны, лета (солнце)  Уметь рисовать луч солнца.

Раздел 3.   Животные (10 часов)

 Вызывать интерес к познанию нового  во время бесед и рассматриванию иллюстраций  « Домашние, дикие животные. Раскрашивать раскраски, рисовать по контору. Собирать крупные, пазлы складывать из четырех частей (кот, собака, корова и т.д.)

Практические упражнения по классификации домашние, дикие животные.  Лепить не достающую часть туловища животного (хвост, уши, лапа и т.д.)

Где  живут  и чем питаются домашние и дикие животные

Раздел 4. Растения (19 часов)

Рассматривание предметных картин, иллюстраций: «Растения» различать комнатное растение, от лесного растения. Уметь раскрашивать раскраски  «Растения», рисовать по контору. Знать, как ухаживать за комнатными растениями и знать их назначение.   На прогулке показывать, растет куст, дерево, цветы. Во время экскурсии в оранжерею провести беседу, как надо себя вести вовремя наблюдения за растениями. Практическая работа. Лепка: одуванчик, летнее дерево».  Различать виды растений

Раздел 5. Транспорт (12 часов)

  Показывать и называть машина, автобус, самолёт. Раскрашивать  раскраски. Рисовать по контору. Рассматривать предметные картинки, иллюстрации. Экскурсия  в гараж ДДИ. Строить с конструктора « Гараж для автобуса» Лепить части для машины « Колёса»

Раздел 6. Я мальчик  (18 часов)

Рассматривание альбомов, семейных фотографий, фотографий учителей. Отличать по внешнему виду мальчика от девочки. Рисовать свой и друга портрет. Лепить (туловище, голова, руки, ноги человека). Различать одежду  мальчик и  девочки.

Раздел 7.  Части суток (6 часов)

Рассматривание иллюстраций «Части суток».Работа с пиктограммами: утор, день, вечер, ночь. Знать значения утро для человека и его деятельность утром, днем вечером. Знать значения ночи для человека

Раздел 8.  Лето (18 часов)

Рассматривание серии сюжетных картин  «Лето». Экскурсия в оранжерею ДДИ №1. Показать уход за растениями (посадка растений, полив, прополка, сбор плодов и т.д.).    Рисунки мелками на асфальте «Летняя поляна» Конкурс. Лепка: «Одуванчик». Рисование по контору «Летнее дерево»  Экскурсии на летнюю полянку, по территории ДДИ 1

Раздел 9.  Повторение  (2 часов)

 Что мне нужно для школы.  Когда я просыпаюсь (утором, днем, вечером?) Я умею рисовать солнце, цветы, кусты, деревья. Я знаю транспорт (машину, автобус). Я был на экскурсии в оранжереи (видел, как ухаживают за комнатными растениями)

Раздел 10.Диагностика  (4 часа)

Работа с сюжетными картинками и словами – картинками (предметами, признаками и действиями)


Оценочные и методические материалы

Методическое обеспечение занятий

Перечень дидактических игр,  картинок, пиктографических и игрушек  на занятиях

 Найди свою одежду Цель: развивать  умение  находить свою одежду, правильно называть, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к одежде (вешать на вешалку)

 Школьные предметы

Цель: формировать представления о бережном отношении к школьным предметам

( бережно листать книги, журналы, несильно нажимать на карандаш,  фломастеры ручку и т.д.)

 Домашние животные Цель: расширить знания о  домашних животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным,

 Транспорт

Цель: закрепить   название транспорта: машина, автобус, поезд, самолёт.

Воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

 Растения

Цель: Упражнять учащихся в классификации

Фрукты – овощитрава-деревья, цветы.

Цель: дифференциация сходных понятий.

Лото: «В мире растений»

Цель: Закрепление слов-обобщений: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.

Назови три предмета

Цель:  Упражнять в классификации предметов.

 Фото, альбом, картинка.

Цель:  уметь находить своё фото среди множества.

Литература

  1. Бейсова В.Е. Психолого – медико – педагогический консилиум и коррекционно – развивающая работа в школе/ В. Е. Бейсова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.-144 с.
  3. Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 178 с.
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.: ил.
  5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
  6. Лебедева Л.Д. Практика арт. – терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2008. – 256 с.
  7. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком.  –СПб.: Речь, 2006. – 144с.
  8. Практикум по психологическим играм  с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
  9. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. 208с.
  10. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа  с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. – 144с.
  11. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа  с детьми  с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.  – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
  12. Сучкова А.Н. Арт  - терапия в работе с  детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112с.

Способы определения результативности

Основным методом отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы является педагогическое наблюдение и педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг предполагает оформление листов индивидуального педагогического маршрута, ведение педагогического дневника наблюдений за каждым ребенком, личного портфолио, карт контроля усвоения программного материала.

В начале учебного года проводится диагностика, определяется уровень развития детей. Текущий контроль в течение учебного года позволяет определить степень усвоения учебного материала,  готовность детей к усвоению новых знаний, умений, навыков, а также выявить детей, отстающих или опережающих обучение.

Итоговый мониторинг в конце учебного года дает возможность определить изменения уровня развития детей. Объектами контроля являются знания, умения и навыки по данному курсу.

В ходе мониторинга в присутствии членов консилиума воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику каждого ребенка, демонстрирует умения и навыки (по критериям), индивидуальные карты итогового контроля, портфолио, где находятся фотоматериалы с фрагментами игр, занятий и комментариями. Результаты освоения программы представлены в карте итогового контроля и оцениваются по семибалльной шкале:

Рассматриваются 7 уровней показателя:

0        выполняет задание с полной физической поддержкой, педагог полностью управляет процессом

1        выполняет задание «рука в руке», совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной активности

2        задание выполняет после многократного совместного выполнения (повторения) и при постоянной помощи педагога

3        задание выполняет после инструкции и предшествующей совместной проработки, опираясь на алгоритм и частично на помощь педагога

4        задание выполняет после показа, опираясь на алгоритм и минимальную помощь педагога

5        задание выполняет по образцу при постоянном поэтапном контроле со стороны педагога

6        задание выполняет самостоятельно, требуется организующая помощь.

На каждого учащегося заполняется отдельная карта, где наряду со шкалами характеристик содержательных линий учебных предметов, проставляются года обучения (начало и конец года), цветовой фон при этом отражает особенности осуществления деятельности (степень участия педагога) на момент обследования. Такая форма оформления результатов позволяет наглядно представить динамику развития учащегося.

Психолого-педагогический диагностический мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).

Цвет

Балл

Характеристика с указанием степени помощи учителя

К

0

Выполняет задание с полной физической поддержкой, педагог полностью управляет процессом

О

1

Выполняет задание «рука в руке», совместно, с появлением отдельных эпизодов начальной самостоятельной активности

Ж

2

Задание выполняет после многократного совместного выполнения (повторения) и при постоянной помощи педагога

З

3

Задание выполняет после инструкции и предшествующей совместной проработки, опираясь на алгоритм и частично на помощь педагога

Г

4

Задание выполняет после показа, опираясь на алгоритм и минимальную помощь педагога

С

5

Задание выполняет по образцу при постоянном поэтапном контроле со стороны педагога

Ф

6

Задание выполняет самостоятельно, требуется организующая помощь


КАРТА КОНТОРОЛЯ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ

Балл

Характеристика

2017/2018

сентябрь

декабрь

май

1

Откликается на свое имя.

2

Узнает (показывает / называет) себя в зеркале.

3

Сформирован зрительный образ «я»: ребёнок узнаёт (показывает / называет) себя на фотографиях, видеозаписях.

4

Знает (показывает / называет) части лица: глаза, нос, рот, уши.

5

Знает (показывает / называет) части тела: голова, шея, туловище, руки, ноги.

6

Проявляет аудиальные и речевые реакции на имя и фамилию.

7

Знает (показывает / называет) функции частей тела (ноги – хожу, глаза – вижу).

8

Знает (показывает / называет) свою половую принадлежность («мальчик / девочка»).

9

Узнает (показывает / называет) эмоциональные состояния: веселый/ грустный, добрый/ злой. Знает (показывает / называет) основные эмоции и их главные признаки (выражение глаз, положение губ, бровей).

10

Знает (показывает / называет) эмоциональные состояния: радуется, грустит.

11

Знает (показывает / называет) свой возраст.

12

Обращает внимание на свой внешний вид (смотрит на себя в зеркало, показывает и называет одежду на себе).

13

Определяет (показывает / называет) свою социальную позицию в семье (дочь, сын, брат, сестра, внук).

14

Определяет (показывает / называет) свою социальную позицию в детском коллективе/ школе (ученик, школьник).

15

Говорит о себе в первом лице «Я…» (используя вербальные и невербальные средства).

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ, ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БЛИЖАЙШЕМ ОКРУЖЕНИИ

Балл

Характеристика

2017/2018

сентябрь

декабрь

май

1

Знает воспитателей, санитарок, показывает их, реагируя на вопрос «Где…?»

2

Знает (показывает / называет) взрослых из ближайшего окружения (воспитателей, санитарок, специалистов) – узнает на фотографиях.

3

Знает (показывает / называет) имена взрослых из ближайшего окружения (воспитателей, санитарок, специалистов)

4

Выказывает предпочтение, симпатию  / выделяет значимого взрослого из ближайшего окружения.

5

Знает (показывает / называет) сотрудников, узнает на фотографиях.

6

Знает (показывает / называет)  имя, отчество сотрудников.

7

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о занятиях взрослых из ближайшего окружения (воспитателей, санитарок, специалистов) (готовит ко сну, убирает, стирает, учит / занимается с детьми, водит на прогулку, играет и т.д.).

8

Соотносит (показывает / называет) название профессий / занятий с местом работы сотрудников (воспитатель – группа, специалисты – кабинет, учитель – школа и т.д.)

9

Знает (показывает / называет) элементарные профессиональные действия взрослых из ближайшего окружения (воспитателей, санитарок, специалистов).

10

Использует в деятельности (в игре) знания о профессиональных действиях и атрибутах.

11

Осуществляет элементарную помощь персоналу по ведению хозяйства в режимные моменты на группе (прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры и т.д.).

12

Осуществляет элементарную помощь персоналу по ведению хозяйства на группе.

13

Проявляет доброе, заботливое отношение к персоналу из ближайшего окружения.

14

Имеет представления (показывает / называет) о том, где проживает: город, улица, дом.

15

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о традициях, праздниках, досуге в учреждении.


ИГРУШКИ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Балл

Характеристика

2017/2018

сентябрь

декабрь

май

1

Узнает (показывает / называет) знакомые игрушки по краткому словесному и жестовому описанию педагога (один – два наиболее характерных признака)

2

Находит (показывает / называет) игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная на глазах ребенка; картинка, составленная из 2 – 4 частей)

3

Узнает (показывает / называет) знакомую игрушку (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (погремушки и т.п.), на ощупь.

4

Включается в игры-имитации (передача в движении образов и характерных признаков кукол, животных, птиц и т.д.)

5

Узнает (показывает / называет) игрушки по характерным звуковым параметрам (звуки животных, звук двигателя машины, стук молотка и т.д.).

6

Имеет обобщённое представление об игрушках, понимает значение слова «игрушки» / использует в речи (показывает / называет), отвечает на вопросы (вербально или невербально).

7

Рассказывает (вербально или невербально) об игровых действиях («Я играю.Играю с машиной»). Отвечает на вопросы (вербально / невербально).

8

Узнает (показывает / называет) игрушки по описанию.

9

Включается в игру с образными игрушками или игровыми аналогами реальных предметов (кукольная одежда, игрушечная посуда, телефон и т.д.)

10

Включается в настольно-печатные игры.

11

Использует в игре предметы-заместители.

12

Использует игрушки в сюжетных играх.

13

Использует воображаемые предметы (имитирует действия) в игровых ситуациях.

14

Включается в отобразительные игры.

15

Включается в сюжетно-ролевые игры.


ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Балл

Характеристика

2017/2018

сентябрь

декабрь

май

1

Узнает / реагирует на наступление отдельных режимных моментов (утро – идем в школу; завтрак, обед (прием пищи) – идем в столовую и т.д.).

2

Дифференцирует картинки с контрастными временами года (зима-лето), частями суток (день – ночь) по наиболее характерным признакам.

3

Работает с календарем природы и погоды.

4

Узнает (показывает / называет) на картинках все времена года, последовательности не знает.

5

Понимает (показывает / называет) значение слов «сейчас», «потом», «сегодня» и «завтра».

6

Узнает (показывает / называет) на картинках все времена года, знает последовательность.

7

Узнает (показывает / называет) на картинках.

8

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о частях суток. Различает (показывает / называет) утро, день, вечер, ночь.

9

Знает (показывает / называет) зимние, весенние, летние и осенние месяцы.

10

Знает (показывает / называет) основные элементы часов (циферблат, стрелки, цифры). Имеет элементарные представления о назначении часов.

11

Имеет элементарные представления о занятиях людей в разное время года (уч. год, каникулы). Отвечает на вопросы (вербально/невербально): «Что делают…?», «Кто делает?».

12

Знает (показывает / называет) основные личные праздники (день рождения, ….)

13

Знает (показывает / называет) основные сезонные праздники (осенний, весенний)

14

Знает (показывает / называет) основные праздники (1.09, 01.01, Пасха, …)

15

Знает (показывает / называет) государственные праздники День Победы,  День России


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЯВЛЕНИЯХ ПРИРОДЫ

Балл

Характеристика

2017/2018

сентябрь

декабрь

май

1

Знает (показывает / называет) погодные явления (холодно, тепло, дождь, снег).

2

Имеет первоначальные представления (показывает / называет) о солнце, туче, дожде, каплях, снеге и снежинках.

3

Использует пиктограммы для обозначения погодных явлений (холодно, тепло, дождь, снег).

4

Имеет элементарные представления о сезонных изменениях в природе, связывает характерные признаки со временем года (снег зимой, желтые листья на деревьях осенью и т.д.). Узнает время года на картинках по признакам.

5

Использует пиктограммы для обозначения сезонных признаков.

6

Знает /определяет по признакам (показывает / называет) текущее время года.

7

Имеет элементарные представления (показывает / называет) об одежде для разных погодных условий

8

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о жизни растений и животных в разное время года. Отвечает на вопросы (вербально / невербально).

9

Имеет элементарные представления о занятиях людей в разное время года. Отвечает на вопросы (вербально/невербально): «Что делают…?», «Кто делает?».

10

Элементарные представления о спортивных занятиях в различное время года и в зависимости от погодных условий: катание на лыжах, велосипеде и т.д.

11

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о времени суток: день/ ночь.

12

Знает (показывает / называет) основные части суток, связывает их с режимом жизнедеятельности.

13

Знает и использует символы для обозначения времени года, частей суток (солнце, луна и т.д.)

14

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о жизни природного мира в различное время суток. Отвечает на вопросы (вербально / невербально).

15

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о жизни социального мира в различное время суток (школа работает днем, больница – днем и ночью и т.д.). Отвечает на вопросы (вербально / невербально).


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ

Балл

Характеристика

2017/2018

сентябрь

декабрь

май

1

Узнает (показывает / называет) отдельных домашних животных на объемных или плоскостных моделях.

2

Знает (показывает / называет) части тела домашних животных (голова, уши, нос, усы, зубы, туловище, спина хвост и т.д.)

3

Знает (показывает / называет) домашних животных на изображениях / пиктограммах.

4

Знает (показывает / называет) характерные признаки отдельных домашних животных, отвечая на вопросы: «Кто говорит мяу?», «Кто дает молоко?» и т.д.

5

Знает (показывает / называет) существенные признаки домашних животных, отвечая на вопросы (вербально или невербально): «Где живет…?», «Что ест…?», «Какую приносит пользу человеку?».

6

Знает (показывает / называет) правила безопасного обращения с домашними животными.

7

Имеет обобщённое представление о домашних животных, понимает / употребляет в речи (вербально или невербально) словосочетание «домашние животные».

8

Знает (показывает / называет) основных домашних птиц.

9

Знает (показывает / называет) части тела домашних птиц (голова, лапы, хвост, туловище, клюв, крылья), знает, чем покрыто тело птицы.

10

Знает (показывает / называет) существенные признаки домашних птиц, отвечая на вопросы (вербально или неверб.): «Где живет…?», «Что ест…?», «Какую приносит пользу человеку?».

11

Узнает (показывает / называет) отдельных диких животных.

12

Знает (показывает / называет) существенные признаки диких животных, отвечая на вопросы (вербально или невербально): «Где живет…?», «Чем питается…?», «Как добывает пищу…?»

13

Имеет обобщённое представление о диких животных, понимает / употребляет в речи (вербально или невербально) словосочетание «дикие животные».

14

Узнает (показывает / называет) насекомых (жуки, пауки, бабочки, стрекозы, мошки, мухи, комары, пчелы, осы)

15

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о рыбах и среде их обитания.


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАСТЕНИЯХ

Балл

Характеристика

2017/2018

сентябрь

декабрь

май

1

Имеет элементарные представления о растениях, (показывает / называет) «дерево», «цветок».

2

Знает (показывает / называет) название отдельных овощей.

3

Имеет обобщённое представление об овощах, понимает значение слова «овощи» / использует в речи, отвечает на вопросы (вербально или невербально): «Где растет?», «Как используется человеком?».

4

Знает название отдельных фруктов, ягод (указывает на картинках / называет).

5

Имеет обобщённое представление о фруктах, ягодах, понимает значение слова «фрукты», «ягоды» / использует в речи, отвечает на вопросы (вербально или невербально): «Где растет?», «Как используется человеком?».

6

Выделяет (показывает / называет) части дерева: ствол, ветки и т.д.

7

Знает (показывает / называет) название отдельных деревьев.

8

Выделяет (показывает / называет) части цветов: стебель, листья, цветок и т.д.

9

Знает (показывает / называет) названия отдельных цветов.

10

Определяет (показывает / называет) состояние растения (цветок поник, цветок расцветает, на дереве появились листья и т.п.)

11

Сформировано представление о том, что растения – живые организмы (им больно, могут погибнуть, если за ними не ухаживать). Знает правила безопасного обращения с растениями (не рвать, не ломать, не брать в рот и т.д.).

12

Выполняет элементарные трудовые поручения по уходу за растениями (рыхление, полив).

13

Имеет обобщ. представление о растениях, классифицирует: овощи, фрукты, деревья, цветы. Использует в речи, отвечает на вопросы: «Где растут?», «Как используются человеком?».

14

Имеет обобщённое представление о сезонном труде людей в природе. Использует в речи, отвечая на вопросы (вербально или невербально): «Когда это происходит?», «Что делают люди?».

15

Имеет элементарные представления (показывает/называет) о съедобных и несъедобных грибах, ягодах. Знает правила безопасного обращения с ними.


ТРАНСПОРТ

Балл

Характеристика

2017/2018

сентябрь

декабрь

май

1

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о некоторых видах транспорта (автомобиль, автобус).

2

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о некоторых видах общественного транспорта (троллейбус, трамвай, маршрутное такси).

3

Знает (показывает / называет) и выполняет элементарные правила перехода через дорогу по сигналу светофора.

4

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о некоторых видах транспорта: воздушный, наземный, водный.

5

Знает (показывает / называет) знаки и места остановки общественного транспорта.

6

Знает (показывает / называет) и выполняет элементарные правила поведения на остановке общественного транспорта.

7

Знает (показывает / называет) и выполняет элементарные правила поведения при посадке в пассажирский транспорт и выходе из него.

8

Знает (показывает / называет) и выполняет элементарные правила перехода через дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу.

9

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о последовательности действий при проезде в транспорте (оплата и т.д.).

10

Знает (показывает / называет) и умеет использовать некоторые виды оплаты за проезд: билет, жетон, магнитная карточка, единый проездной билет.

11

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о метро (эскалатор, платформа, поезд и т.д.)

12

Знает (показывает / называет) и выполняет элемент. действия при проезде в метро (проход через турникеты, спуск по эскалатору, движение по платформе, проезд в электропоезде).

13

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о последовательности действий при проезде в маршрутном такси (остановить, сесть, предупредить о выходе), на такси (заказать).

14

Имеет элементарные представления (показывает / называет) о необходимости планирования маршрута проезда.

15

Придерживается разработанного маршрута передвижения, действуя по инструкции вербальной или невербальной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".

Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...

Комплексная программа воспитания младших школьников "Я познаю мир"

Как воспитывать сегодня? Мои мысли и взгляды на воспитание личности младшего школьника....

Программа летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей "Я познаю мир или путешествие на воздушных шарах"

В программе содержатся цели, задачи, пояснительная записка, календарное планирование....

программа "Познай себя"

    Программа «Познай себя» представляет собой доступный для детей начальных классов курс гигиенических и медицинских знаний и навыков, направленных на формирование ЗОЖ. Большая...

«Я познаю себя, я познаю друзей»

Мероприятие дает ребятам возможность через игровой опыт глубже познать себя и рядом сидящего товарища....

Воспитательная программа "Познай себя".

Воспитательная программа "Познай себя" расчитана на 4 года....

Воспитательная программа "Познай себя"

Цель данной программы – в атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.Для тог...