Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира во 2 классе на тему:"Материки и океаны"по программе "Школа 2100"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Федосиева Танзила Равефовна

    Конспект урока соответствует требованиям ФГОС

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100»

    Тема урока: «Материки и океаны».

    Тип урока: открытия новых знаний

    Основные цели:

    1.Тренировать способность к умению учиться;

    2.Тренировать способность к построению и реализации проекта выхода из затруднения;

    3.Развивать внимание, память, речь, самоконтроля, самоанализа, познавательные интересы.

    4.Повторить понятия «часть света», «материк» и «океан».

    5. Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.

    6. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.

    7. Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания.


    Ход урока:

    I.Мотивация к учебной деятельности:

    Цели: организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»), создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

    Организация учебного процесса на 1 этапе:

    -Давайте прочитаем девиз урока.

    «Ученье везде найдёт примененье!»

    -Как вы понимаете девиз?

    -А чему мы учились на предыдущих уроках? Каких успехов достигли?

    -Где мы сможем применить знания?

    -Что мы будем сегодня делать на уроке? (открывать новое)

    -А что нужно сделать, чтобы узнать новое? (повторить необходимые знания)

    -Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей планете? Как она называется?

    II: Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности:

    Цели: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Зафиксировать эти способы вербально и знаково и обобщить их. Организовать актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов, досточных для построения нового знания. Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию. Предъявить индивидуальное задание для пробного действия и проанализировать его с целью выявления нового учебного содержания.

    1.

    -А вот и наш путешественник. Лучший в мире специалист…. С собой в путешествие он взял глобус. И я никак не могу его убедить в том, что лучше взять карту.

    -Попробуйте Карлсону доказать, что лучше взять с собой карту и напомним, что такое карта.

    -Каким цветом на карте изображают водоёмы, равнины, горы?

    -Чего на поверхности больше воды или суши?

    -Какую форму имеет Земля?

    -Что такое полушарие?

    -Сколько можно выделить их на глобусе? Как они называются?

    2.Отркройте карту полушарий на странице 128.

    -Каждый путешественник должен уметь «читать» карту, т.е понимать условные знаки.

    -Можете ли вы показать на карте стороны горизонта? (на любой карте север находится сверху)

    -Мы видим огромные водные пространства. Как они называются?

    -Что такое океан?

    Спят четыре океана,

    Синеглазых великана.

    Солона у всех водица

    Не удастся вам напиться.

    Тихий океан к Востоку,

    Самый сильный и большой.

    Атлантический на Запад

    С голубой бежит волной.

    Океан Индийский к югу

    Занимает синий угол.

    А для Северных сторон

    Ледовитый шлёт поклон.

    - Сколько океанов на Земле? Кто сможет назвать их и показать на карте? (1 у доски ученик, остальные ребята в учебнике)

    -Среди огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками.

    -Что такое материк? Сколько их на земном шаре?

    -Назовите их. Кто может назвать и показать на карте материки? ( у доски ученики по одному, остальные ребята в учебнике).

    -Назовите самый большой материк, самый маленький.

    -Что вы сейчас повторили?

    -Какое задание я вам предложу? (задание, из которого мы узнаем что-нибудь новое)

    -За 1 минуту составьте рассказ- рекламу о материке Евразия для Карлсона – путешественника.

    -Проверим результаты.

    -Кто-то не смог выполнить задание, а у остальных отрывочные знания.

    III. Выявление места и причины затруднения.

    Цели: организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения, организовать согласование темы и цели урока.

    -Какое задание выполняли?

    -Где возникло затруднение?

    -Сформулируйте цель урока. (Узнать как можно больше о материках)

    IV.Построение проекта выхода из затруднения.

    Цели: в коммуникативной форме организовать построение проекта будущих учебных действий: уточнение цели проекта, построение плана достижения цели.

    -Что нам поможет добиться цели? (карта, знания, энциклопедия, план рассказа о материке)

    -Составьте план рассказа о материке.

    1.В каком полушарии находится материк? (Западном или Восточном)

    2.Какие океаны омывают этот материк?

    3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате?

    4. Что вы знаете о материке и его обитателях?


    V.Реализация построенного проекта.

    Цели: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний, организовать фиксацию построенного способа действий в речи и знаково ( с помощью эталона), организовать уточнение общего характера нового знания.

    -Используя наш план, составим рассказ о самом большом материке Евразия. На нём находится две части света: Европа и Азия. (коллективно)

    -1.В каком полушарии находится материк? ( в Восточном)

    2.Какие океаны омывают этот материк? (все 4)

    3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (На севере холодно, долгая зима, полярная ночь, полярный день. Здесь нет высоких деревьев, а карликовые берёзки, ивы, кустарники. Южнее – умеренный пояс, хвойные леса- тайга, смешанный лес)

    4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (На этом материке, омываемом 4 океанами, расположена огромная страна-Россия, Российская Федерация. Исследуем карту: в Евразии самые высокие горы на земле –Гималаи. Здесь самая высокая гора Эверест. Евразия богата реками и озёрами. Одна из них Волга– величайшая река Европы. Самое большое озеро -Каспийское, его ещё называют Каспийским морем. Самое глубокое озеро-Байкал. В него впадает 336 рек, а вытекает одна- Ангара. Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразных животных (используя карту в учебнике). На севере встретим северного оленя, полярного волка, песца, птиц. На юге Азии – тигры, носороги, верблюды. *Доп-но. –А что у верблюда на спине? Зачем верблюду горб? Территорию населяет огромное количество людей разных национальностей.

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Цели: организовать усвоение детьми нового способа действий с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах)

    -Достигли мы всех целей? (нет, не про все материки узнали)

    -Что же надо сделать? (потренироваться)

    -Предлагаю поработать в парах. Работаете по плану. Составляете рассказ об Африке (примерный рассказ с пропущенными фразами у детей на столе), используете энциклопедию.

    1.В каком полушарии находится материк? (в Восточном, второй по величине материк)

    2.Какие океаны омывают этот материк? (Атлантический и Индийский)

    3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (находится в жарком поясе, круглый год тепло, многообразие растений, гигантские баобабы)

    4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Большую часть пустыни занимает пустыня Сахара, температура воздуха достигает 57 градусов, можно поджарить яичницу прямо на песке. В Африке находится самая длинная река в мире –река Нил. Её длина -6670км. Богат животный мир Африки. Самое крупное животное суши –слон, обитает на этом материке (можно доп-ный материал), самое высокое животное –жираф (можно доп-ный материал), львы, зебры (можно доп-ный материал).

    -Проверяем у доски ( можно один начинает, другой продолжает)

    -У всех ли получилось?

    VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

    Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать проверку на основе сопоставления с эталоном, по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию усвоения нового способа действий.

    -Вы работали вместе, в парах, а теперь работаем в группах.

    - 1 группа - материк Австралия, 2 группа - Северная Америка, 3 группа- Южная Америка. (на столах заготовки рассказов с пропущенными словами, карты, энциклопедии, в которых закладки). Работаем 5-6 минут. Один учащийся от группы рассказывает.

    Примерные рассказы: /дополнительно по желанию/

    Австралия.

    1.В каком полушарии находится материк? (Самый маленький и засушливый материк находится в Восточном полушарии, южная часть)

    2.Какие океаны омывают этот материк? (Омывают два океана: Тихий и Индийский)

    3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Климат засушливый, дождей выпадает мало. Очень красивые эвкалиптовые леса./ Листья и кора эвкалиптов богата эфирными маслами, используют в медицине./ )

    4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Только здесь водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру и маленький, очаровательный сумчатый медведь –коала. /У кенгуру детёныши рождаются маленькими с грецкий орех и мама долго вынашивает малыша в кармане-сумке на животе, пока не подрастёт./

    Северная Америка.

    1.В каком полушарии находится материк? ( Материк Северная Америка находится в Западном полушарии. )

    2.Какие океаны омывают этот материк? (Его омывают воды трёх океанов –Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического.

    3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Находится в умеренном поясе. Природа разнообразна. На юге-заросли кактусов, на севере- секвойи – красные деревья.)

    4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Встречаются разные животные. Скунсы имеют тайное оружие большой мощности. Чувствуя опасность, выпускают струю масляной жидкости с ужасным запахом. У дикобраза тоже есть средство защиты – 30 000 игл. Он может метнуть иглы в морду зазевавшегося врага. В реках т озёрах Северной Америки водятся аллигаторы. В западной части материка тянутся горы Кордильеры. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. На реке Ниагаре находится знаменитый Ниагарский водопад).

    Южная Америка.

    1.В каком полушарии находится материк? (Находится в Западном полушарии)

    2.Какие океаны омывают этот материк? (Его омывают воды двух океанов- Тихого и Атлантического)

    3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Большая часть материка находится в жарком поясе. Разнообразие растений. Южная Америка –родина картофеля, помидора, шоколадного дерева)

    4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Материк населяют необычные животные. Ламы –выносливые, покорные животные. Ценится шерсть лам, их мясо идёт в пищу. Ягуар – занесён в Красную книгу. Хорошо лазает по деревьям, плавает, длина тела до 2 метров. Броненосец- рыцарь в латах. Питается насекомыми и личинками. Мясо броненосца съедобно, поэтому на него охотятся. В случае опасности превращается в бронированный шар. На этом материке самые длинные горы- Анды и вторая по длине река планеты-Амазонка).

    VIII.Включение в систему знаний и повторение.

    Цель: организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

    1. Загадки о животных, растениях. (назвать материк)

    -На каких материках побывали?

    -Везде ли одинаковый животный и растительный мир?

    -От чего это зависит?

    IX. Рефлексия учебной деятельности.

    Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности; организовать обсуждение и запись домашнего задания.

    -Какова была цель урока?

    -Достигли цели?

    -У кого были затруднения? Удалось преодолеть препятствия?

    -Как оценили работу класса?

    -Оцените свою работу.

    -Д/з на выбор составить рассказ о материке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"

    Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...

    План-конспект урока окружающего мира (3 класс) по теме: Страны Европы: Германия и Англия.

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе, автор учебника: Плешаков А.А. В ходе урока использовалась технология проектной деятельности, групповая работа. Форма организации - интерактивная: ролевая иг...

    Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме «Почва», УМК «Планета знаний»

    Данный урок проводится по предмету Окружающий мир 3 класс УМК " Планета знаний". Тема урока : "Почва её состав и свойства". На уроке поствлены задачи:Формировать понятие «почва», представление о ее об...

    конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"

    Урок окружающего мира в  1 классе по программе "планета знаний"...

    Презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "На службе у человека" "Школа 2100"

    Презентация к уроку по окружающему миру УМКа "Школа 2100" тема "На службе у человека" с использованием сингапурских структур....

    Урок окружающего мира 2 класс Поверхность Земли. Материки и океаны.

    Урок был  проведён  в соответствии с  требованиями ФГОС и  построен, опираясь на принцип сотрудничества,  делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- дея...

    Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"

    Конспект урока содержит  различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках....