технологическая карта урока по оом 1 класс по теме "Что это за листья?"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Горина Елена Николаевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_2_oom.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное   учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Алексина

Урок по  окружающему миру

Тема урока:

«Что это за листья?»

1 класс

Выполнила:

Горина Елена Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Алексина

2017 г.

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Что это за  листья?»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: познакомить с деревьями, растущими около школы; наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях, учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев, познакомить со строением листа, с понятиями «сложная » и «простая» листовая пластинка, воспитывать бережное отношение к природе.

Прогнозируемые результаты:

предметные:

  учащиеся   научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия наиболее распространенных пород деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; находить части листа «пластинку» и «черешок», классифицировать на листья  с «простой» листовой пластинкой и «сложной»;  узнавать листья  в гербарии,  учебнике, рабочей тетради; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

метапредметные:

личностные:  будут сформированы: интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; учащиеся получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.  

регулятивные – учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи, в уме;  получат возможность научиться: осуществлять контроль  результата, адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии

 познавательные – научатся: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получат возможность научиться: проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; овладевать  логическими действиями сравнения, анализа, классификации;

коммуникативные – учащиеся научатся: принимать участие в работе группами (парами), допускать существование различных точек зрения , договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания

Форма урока: урок-исследование

Методы и формы обучения: словесные (беседа), наглядные (обычная демонстрация и компьютерная), практический,

 фронтальная, групповая работа , индивидуальная, игровая.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Что это за листья?»,   учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова,  рабочая  тетрадь №1, цветные карандаши , конверт с 5 кружками, 3 листика (желтый, зеленый, красный), силуэт ствола дерева, гербарий.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация познавательной деятельности. Организационный момент.

Фронтальная. Словесный  настрой.

Снова прозвенел звонок,

Начинается урок!

На меня все посмотрели

И на место тихо сели!

-Ваши глаза внимательно смотрят и всё…

-Ваши уши внимательно слушают и всё …

 -У меня прекрасное настроение!

- Я всё знаю и у меня всё получится!

 - Я вас приглашаю в научную лабораторию, вы будете юными исследователями. Мы узнаем много нового и интересного.

Настраиваются на урок

(хором отвечают)

… видят!

…слышат!

-У меня прекрасное настроение,

-Я всё знаю, и у меня всё получится!

Личностные: принятие образа «хорошего ученика» 

Самоопределение к деятельности ;

2.Актуализация  знаний и фиксирование затруднений в деятельности 

Беседа, фронтальный опрос, работа со слайдами (наглядная демонстрация кроссворда).

- Муравей Вопросик и Мудрая черепаха приготовили для нас кроссворд (слайд)

1. Растение,  которое похоже на зеленого ежика.  

2. Этот цветок называют звездой.

3. А это растение является лекарственным.

4. В народе его называют «щучий хвост»

5. Название этого величавого растения означает «меч».

6. «Кавалер со звездой»-это…

7. Какое растение способно нас радовать цветами почти круглый год?

- Какое слово видите на зелёных клетках?

- Почему, как думаете?

- Правильно, ещё ярко, торжественно. Мы стараемся вырастить самые красивые цветы, ухаживаем за ними, бережём красоту, которую они нам дарят

-На какие две группы можно разделить эти растения?

- Давайте посадим растения на клумбу и в горшочки (слайд)

- А какие ещё  другие цветы можно добавить?

Ответы на вопросы учителя :

кактус

астра

календула

сансевьера

гладиолус.

гиппеаструм

фиалка

КРАСОТА

Цветы –это всегда красиво!

Растения, которые растут на клумбе и на подоконнике (комнатные)

Кактус,(комнатное) астра(клумба), календула(клумба), сансевьера(комнатное), гладиолус(клумба), гиппеаструм(комнатное), фиалка(комнатное)

Бегония, калла, бархатцы, петунья

Познавательные:

мыслительные операции, извлечение необходимой информации, осознанное и произвольное речевое высказывание;

Регулятивные:

контроль перед выполнением действий, волевая саморегуляция в затруднении;

Коммуникативные:  

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументирование своего мнения

3.Самоопределение

 к деятельности. Постановка целей и задач

Беседа, фронтальный опрос, работа со слайдами (наглядная демонстрация). Игровой момент .

-Ребята, какое сейчас  время года за окном ?

-Муравьишка  Вопросик и Мудрая Черепаха пригласили нас в удивительное местечко.

Отгадайте куда?

-Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг,  хороший

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

-О каком зеленом друге говорится в загадке?

-О каких ладошках?(о листьях) Слайд

-Изменился ли внешний вид листьев сейчас по сравнению с летом и как? (Листья осенью ярко-желтые, их цвет играет и переливается на солнце.)

-Действительно :

 Падают с ветки

Золотые монетки.

Что это за монетки?

   – В осеннем лесу хозяйничает художница – осень. Она не жалеет красок для деревьев, раскрашивая их листву в желтые, оранжевые, красные цвета.

   – Как называется явление природы, когда листья опадают с деревьев?

  – А почему осенью с деревьев опадают листья?

                                           

-  Осенью становится холодно и ветрено. Солнце светит мало, и листья не могут жить так же, как в теплые дни. Летом, когда тепло и много света и солнца, в каждом листочке как на кухне, готовили пищу поварята для всего дерева. А осенью холодно, день короче, поэтому пищу не успевают приготовить.  Вода не может проникнуть в лист. Умирающий лист меняет цвет, затем засыхает и отмирает. Ветер срывает его с дерева. После того как все листья опадут, дерево засыпает до весны. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни дерева от морозов.

Чтобы не сломались ветки!

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Прочитаем тему урока  на  с 28  учебника

- А теперь давайте прочитаем,  что же мы узнаем и чему научимся сегодня ?

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадку

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадку

листопад

Версии учащихся

Высказывают свои предположения

Высказывают свои предположения.

Чтение темы и задач по учебнику

Коммуникативные:  вступать в учебный диалог с учителем,  одноклассниками;   отвечать на вопросы.

Личностные: самоопределение

Познавательные:

выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, умение осознанно строить речевое высказывание.

4.  Усвоение новых знаний и способов действий.

Практическая работа. (На каждой парте листья разных пород деревьев: береза, клен, осина, каштан, рябина, липа, дуб)

 Беседа, фронтальный опрос, работа в группах,  работа со слайдами, гербарием, учебником  

 Слайд

 - Муравьишка Вопросик принес на урок очень много листьев. Мы сегодня будем с вами исследователями. По каким признакам  можно разделить на группы все листья?

-Можете ли вы назвать с каких деревьев эти листья?

- Какие из них растут около школы?

  – Какой лист можно узнать сразу? Сколько листьев  клёна на с 28? (2)

  –Какой ещё листик узнали?  Найдите  листья березы. Какого они цвета?

 Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а потом и внизу. ---Сколько листьев берёзы на с 28? (5)

 – Лист какого еще дерева изображен у вас в учебнике на с 28? Листопад у осины начинается с 19 сентября. Сколько таких листиков на рисунке?(3)

- А какие ещё вы узнали листья?.

- Если листок вам незнаком, как можно узнать с какого он дерева?

по форме, цвету, размеру

Отвечают на вопросы учителя.

Находят в учебнике на с 28 обсуждаемый листик, считают их количество.

 дуб, рябина, каштан, липа

Спросить у взрослых, посмотреть в Интернете или энциклопедии

Коммуникативные:  вступать в учебный диалог с учителем,  одноклассниками;   отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли;

осуществлять совместную деятельность в группе ;

Познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

5.Физкультминутка

-Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше!

Выполняют движения и  

проговаривают текст вслух наизусть .

4.  Усвоение новых знаний и способов действий(продолжение).

Практическая работа. (На каждой парте листья разных пород деревьев: береза, клен, осина, каштан, рябина, липа, дуб)

 Беседа, фронтальный опрос, работа в группах,  работа со слайдами, гербарием, учебником  

-Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок( слайд)

-Кто догадался, что такое «листовая пластинка»?

-Что такое «черешок» листа?

-Листовая пластинка может быть простой и сложной. (Слайд)

-Подумайте, где простая листовая пластинка, а где сложная?

-Объясните!

-Рассмотрите листья.           - Подумайте, какой лист имеет сложную листовую пластинку?

 -  Назовите  и покажите еще листья с простой листовой  пластинкой

Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют работу на своих местах.

Отвечают на вопросы учителя.

Коммуникативные:  вступать в учебный диалог с учителем,  одноклассниками;   отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли;

осуществлять совместную деятельность в группе ;

Познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

6.Закрепление учебного материала .

Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону. работа со слайдами, учебником. Игра «Узнай лист»  

-У  каждой пары   на парте есть 5 цветных кружков -желтый, коричневый, зелёный, оранжевый и красный. Работая вместе с соседом по парте, разложите их перед собой. Рассмотрите листья на правой странице учебника (стр.29). Положите желтый кружок на листья березы, зеленый-на лист липы, красный-на лист рябины, коричневый-на лист дуба, оранжевый-на лист клена.

-Проверим(Слайд)

- У вас один листок без кружочка.

Это листик дерева вяз. Он встречается  у нас редко. Посмотрите. Слайд

Закрепляют полученные сведения. Проверяют себя по шаблону.

Предметные:

закрепляют полученные знания.  

Коммуникативные:  вступать в учебный диалог с  одноклассниками;   отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли;

осуществлять совместную деятельность в группе ;

Самостоятельная  творческая работа в тетради с 17..

-Девочки раскрашивают листья с простой листовой пластинкой, а мальчики со сложной. И ещё одно условие: каждый левый листик в паре имеет летний окрас, а правый- осенний.                                                                                          

(учитель контролирует правильность посадки уч-ся, курирует их деятельность).

Учащиеся выполняют задание.

Предметные:

закрепляют полученные знания и понятия

Выставка работ. Фронтальная. Индивидуальная работа.

Учитель выбирает работу девочки и  мальчика. учащиеся сами ее демонстрируют

Учащиеся сами  демонстрируют свою работу

7. Итог урока. Рефлексия.

Фронтальная. Беседа.Индивидуальная работа.

Листья,  каких деревьев сегодня рассмотрели?

-Какие листья имеют простую листовую пластинку?

-Какие сложную?

-Осень дарит нам красивые осенние листья.

Как сохранить нам эту красоту, чтобы она нас могла радовать и зимой?

-Обязательно сделаем  поделки из осенних листьев на уроке труда

Организует рефлексию:

- У нас в классе дерево, украсим его осенними листиками. Выберите свой листик и прикрепите его магнитиком к ветке дерева:

-  жёлтый – кому было интересно, и он всё понял на уроке,

 - красный листик-  кому было интересно и он почти всё понял,

 -зелёный – было не совсем интересно и не всё понятно

 

- (пока дети крепят листики учитель читает на  фоне звуков леса )   Слайд

Мы любим лес в любое время года

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

 Давайте же всегда ее беречь!

    Спасибо за работу на уроке!

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают своё настроение, ощущения от урока.

Давайте же всегда ее беречь! – проговаривается хором

Познавательные:

рефлексия способов и условий действий;

Личностные: смыслообразование;

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности;

Коммуникативные:  

умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока математики 1 класс «Выражение». (1 урок) +1 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ тема: Выражения

Технологическая карта урока математики 1 класс «Начальная школа 21века»...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...