Технологическая карта интегрированного урока "Родители и дети"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Булгакова Ольга Валерьевна

Технологическая карта интегрированного урока "Родители и дети" в 4 классе по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_klass_roditeli_i_deti.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

интегрированного урока в 4 классе

Окружающий мир

Родители и дети. ( 1 час)

Формирование представлений о том, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребёнка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защиты семьи; что оба родителя и всё человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей.

  Лит. чтение.

Внеклассное чтение. Рассказы о семье. ( 1 час)

Развитие умения работать с книгой, развитие связной монологической речи; расширение круга детского чтения, воспитание чувства любви, уважения к родным людям.

Русский язык

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.( 1 час)

 

Развитие умения применять правило постановки запятой без союзов и с союзами, а, и, но, совершенствование умений подбирать предложения к предложенным учителем схемам, развитие орфографической зоркости,  устной и письменной речи.                                                                                                        

Тема интегрированного урока : Родители и дети

Цель урока

Создать условия для формирования у учащихся новых понятий о роли матери в жизни ребенка; расширить и углубить представления учащихся о роли семьи и общества в воспитании ребёнка, развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

Задачи урока

-сформировать у учащихся новые понятия о вынашивании матерью ребёнка, о вскармливании его молоком, об обучении потомства;

способствовать развитию умения классификации на примере составления карты-двойной шар (качеств мальчика и девочки), способствовать развитию умения правильно обобщать и делать выводы о понимании главного отличия человека от животных;

-способствовать совершенствованию развития навыков осознанного чтения, работы с текстом.

-Развивать умения применять правило постановки запятой без союзов и с союзами, а, и, но, совершенствование умений подбирать предложения к предложенным учителем схемам,

- развивать орфографическую зоркость.

- Воспитывать чувства любви, уважения к родным людям.

Планируемые результаты

Предметные: Понимать, что организм женщины приспособлен для вынашивания, рождения и выкармливания ребёнка своим молоком, а организм мужчины – для работы по обеспечению и защиты семьи; что оба родителя и всё человеческое общество в целом заботятся о воспитании детей, Развивать умения применять правило постановки запятой в предложениях с однородными членами.

Метапредметные Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы, на основе анализа объектов делать выводы, обобщать и классифицировать по признакам, ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные: построение целенаправленных речевых высказываний, приобретение опыта сотрудничества в процессе дискуссии.

Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Личностные: развитие учебной мотивации в рамках предметного содержания окружающего мира; формирование адекватной самооценки; оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Этапы урока

Ход урока

 Орг. момент.

 

Приветствие.

Ребята, я прошу вас разгадать несколько загадок

  1. Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно…
(папа).

  1. Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,
Просыпается так рано? –
Лишь заботливая ... 
(мама).

  1. Кто веселый карапузик –

Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка –
Это младший мой ... 
(братишка).

  1. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? –
Очень модная девчонка –
Моя старшая ... 
(сестренка).

Актуализация знаний.

«Вхождение» в тему урока.

 Дайте общее название получившимся словам-отгадкам. (семья)

На какие две группы можно разделить членов одной семьи? 

(1 вариант: лица мужского и женского пола, 2 вариант: родители и дети)

Итак, “Родители и дети” - это тема нашего урока.

Постановка проблемного вопроса

 – Рассмотрите рисунки ( учебник). Сравните их. Какой у вас возникает вопрос?

Почему женщины так не похожи на мужчин?

–  Как вы могли бы на него ответить? Ваши гипотезы?

– Они играют разные роли в семье, выполняют разную работу.

 Совместное открытие знаний.

Я предлагаю прочитать, что подготовили для вас авторы учебника по этой теме

С, 52-55

Распределить абзацы

1, 2, 3, 4

Дать установку на чтение. Внимательно, с карандашом, подчёркивая ключевые слова.

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

Спросить по одному представителю

О чём говорится в тексте?
Какова основная мысль?
Как можно озаглавить?

План  появляется после предложенных вариантов детьми.

Предполагаемый план:  

1. Организм женщины приспособлен для вынашивания ребёнка.

Тело женщины устроено иначе.

2. Молочные железы - отличительный признак женского организма.

3. Дети нуждаются в заботе родителей.

4. Отличие семьи человека от семьи животных.

Первичное закрепление

Пересказ текста по очереди.

Установка на слушание

  Где происходит развитие будущего ребёнка?

– Вначале ребёнок растёт и развивается в организме матери.

– Создаются ли условия для развития ребёнка в организме матери? Какие? (Да. Он получает питание через организм матери, также происходит дыхание и выделение. Ребёнок защищён от сотрясений и ударов. Но ещё год после рождения ребёнка мать вскармливает его молоком.)

Учащиеся выступают перед классом по своей теме.

Работа в парах

Человек вышел из мира природы, стал обладать отличительными чертами характера и качествами личности, которые и делают его человеком. Эти качества прививают детям их родители, воспитатели.

Выбери те качества, которые ты больше ценишь в своих друзьях

А -мальчиках

Б-девочках

Вопросы для обсуждения:

– Почему вы выбрали эти качества? Аргументируйте свою точку зрения.

– Одинаково ли поведение мальчиков и девочек?

(Встали, задвинули стулья, нашли пару не с вашего стола, представьте свою работу другой паре) Заслушать несколько пар

Вывод: существует целый ряд качеств, которые хочется видеть в людях независимо от их пола (честность, доброта, ум и т.д.).

Возвращайтесь на свои места.

Беседа перед чтением литературных произведений о семье

 Самое  первое  лицо, которое  видит  маленький  человечек  в  своей  жизни – это  лицо  мамы. Первые поцелуи  в  нашей  жизни  мы  принимаем  от  мамы. Первые  нежные  и  ласковые  слова  мы  услышали  от  мамы. С  детскими  проблемами  и  вопросами  мы  в  первую  очередь  обращаемся  к  маме.

 - Сотни поэтов и писателей воспевали имя матери в своих произведениях: это и Расул Гамзатов, и Елена Благинина и Агния Барто и Зоя Воскресенская.

Сегодня мы побываем в гостях у замечательного  писателя, педагога Василия Александровича Сухомлинского и познакомимся с его произведениями  «Две матери».

-

Знакомство с творчеством В.А. Сухомлинского. (Выступление подготовленных учащихся, сопровождающееся показом презентации.)

Но прежде несколько слов об авторе, которому 28 сентября исполнилось бы 96 лет. К сожалению, сейчас его уже нет с нами, но его творчество не дает нам забыть это славное имя - Василий Александрович Сухомлинский.

         (1 ученик)

    Осенним днём, 28 сентября 1918 года, в крестьянской семье родился мальчик, которого назвали  Василием. Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. В семье было четверо детей. Три брата и сестра – стали учителями, все преподавали родной украинский язык и литературу.

        (2 ученик)

Василий Александрович Сухомлинский  – участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года был призван в Красную Армию. Он участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой.

       (3 ученик)

После ранения осколком снаряда под самое сердце чудом выжил и посвятил свою жизнь работе с детьми. Василий Александрович учил детей, руководил школой, писал рассказы и сказки для детей (обращение к выставке книг).

     (учитель)

        Педагог через всю свою жизнь пронёс большую любовь к книге. В результате им было написано 48 книг, сотни статей, 1500 сказок.

Самые значительные произведения: «Сердце отдаю детям», «Сто советов   учителю»,  «Родительская педагогика», «Как воспитать настоящего человека», «Письма к сыну», «О воспитании» и др. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы. Василий Александрович Сухомлинский  - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Однажды у него спросили: «Что было самое важное в Вашей жизни?», - он без раздумий ответил: «Любовь к детям».

Работа над содержанием рассказа "Две матери".

- Ребята, перед вами на столах лежит текст произведения "Две матери", но чтобы мы многое успели сделать за урок порассуждать над произведением первые две части рассказа я вам перескажу.

 Работа  над  текстом.

А) Стратегия « Пересказ учителем».

  • Пересказ  1 – й   и 2 части учителем.

-  Как  вы  думаете,  сбудутся  ли  мечты  родителей  этих  двух  мальчиков? (прогнозирование).

 - Мечты  какой  из  матерей  вам  кажутся  наиболее  значимыми,  важными,  может  быть  более  правильными?

- Ну что же, ребята, каждый имеет право на своё мнение и свои предположения. Поднимите руки те, кто хочет узнать кем стали мальчики через много - много лет?

Чтение  3 – й части.

(3 часть)

…Прошло тридцать лет. В ту же маленькую больницу на окраине города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были изрезаны морщинами, но женщины были такими же красивыми, как и тридцать лет назад. Они узнали друг – друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где тридцать лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни. У обеих было много радостей и ещё больше горя. Мужья их погибли на фронте, защищая Родину. Но почему-то, рассказывая о своей жизни, они молчали о сыновьях.

Вопрос:

- Как  вы думаете, почему  они  молчали  о сыновьях?

Чтение  4 –й части

 -  Кем стали сыновья через 30 лет? (обсудите в парах и запишите в свои дневники) (музыкантом и хлеборобом)

- Где живут сыновья, чем занимаются?

- Почему  Белокосая  мать  сказала , что  счастье  обошло  Чернокосую?

- Почему Чернокосая  ничего  не  ответила?

- Как  на  ваш  взгляд  будут  развиваться  события  дальше?

Чтение  5 – й  части.   

   Вопросы:

- Как  вы  думаете,  почему  в  глазах  Чернокосой светилась  радость?

- Как  вы  думаете,  подтвердились  ли  слова  Белокосой , что  счастье  обошло Чернокосую  мать?

- Почему  автор  говорит, что  сын  выкладывал  угощения,  как  бы  извиняясь?

Чтение 6 – й  части

- Найдите и зачитайте как автор описывает лицо Чернокосой матери от встречи с сыном?

- Как вечером вела себя белокосая мать?

Какие чувства испытывает мать после встречи с сыном в больнице?

- Почему  Белокосая  мать  вздыхала , и  не  хотела ,  чтобы  её  вздохи  слышала  Чернокосая?

- Почему  Белокосая  слушала  рассказ внука  Чернокосой  с  болью  в  сердце?

- Как  вы  думаете,  что  произойдёт  дальше,  исходя  из  прочитанного?

Чтение  7 – й  части.

- Почему  Чернокосая выздоровела , а  Белокосая нет?

  - Как  вы  считаете, может  ли  хорошее  настроение,  радость  способствовать выздоровлению?

Как сыновья относятся к медперсоналу, который ухаживает за женщинами?

Рефлексия после чтения рассказа

Метод неоконченного тезиса:

- Продолжите одну из фраз:

  -  Мне жалко Белокосую мать, потому что…

  -  Я считаю, что Чернокосая  мать воспитала своего сына…

- Что же важнее в жизни быть знаменитым сыном или внимательным и заботливам по отношению к своей матери, к своим близким?

Работа с текстами

 Ребята, а сейчас  мы поработаем с текстами еще нескольких небольших рассказов Василия Сухомлинского о семье. Вы будете  работать в парах.

У вас на карточках задания, которые вы должны будете выполнить.

1. Начертить схемы предложений из текста с однородными членами, объяснить графически постановку знаков препинания.

2. Составить предложения по схемам на тему «Моя семья».

3. Выполнить синтаксический разбор предложения, которое выделено курсивом.

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Итог урока

 - Какое настроение у вас ребята после урока?

 - Что вам захотелось сделать после этого урока для мамы?

Домашнее задание

1. Сообщение «Как распределяются обязанности в семье ( на примере своей семьи)»

2. Стихотворение о семье

3. Разработайте кодекс чести для мужчины и женщины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного занятия кружка «Мастерская добрых дел» и Краеведения. Тема занятия «Зимующие птицы нашего края»

Занятие составили Гришина Е. А. учитель начальных классов и  Белик Л.С. учитель географии учителя МБОУ СОШ №5 п. Лениский...

Технологическая карта интегрированного урока "Графики. Диаграммы. Таблицы. Компьютерный мир. Информационные технологии"

Данная технологическая карта интегрированного урока по математике и технологии может быть использована учителями начальных классов, работающих по УМК "Начальная школа 21 века"....

Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"

Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

технологическая карта интегрированного урока "математика и технология"

Тип урока: урок ОНЗ, технологии деятельностного метода.Формы организации деятельности: индивидуальная работа, работа в группах.Прогнозируемый результат: учащиеся должны изготовить совместный продукт....

Технологическая карта интегрированного урока по теме "Птичьи разговоры"

Интегрированный урок окружающий мир и технология. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века". Тема "Птичьи разговоры. Оригами"...