Конспект интегрированого общеразвивающего занятия для младших школьников "Зимние птицы"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сокольцова Ирина Анатольевна

Это занятие позволяет охватить сразу несколько сфер деятельности.оно несёт познавательный характер.т.к. пополняется словарный запас,учятся стихи;так же присутствует иговая деятельность,физкультминутка.Кроме того в занятии используются наглядные  и мультимедийные материалы ,что позволяет привить интерес к дикой природе.Так же в заключительной части -художественное творчество -создание подвесной кормушки,позволяет развивать  фантазию,креативность,и в то же время,моторику и усидчивость.Удачи!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_ptitsy.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

       Конспект  интегрированного  занятия  «Зимующие птицы» Составила  воспитатель ГПД  1"г" класса  Сокольцова Ирина  Анатольевна

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Цели:

познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка; изготовить «пряники» для птиц; воспитывать аккуратность в работе.

Задачи:

1. Закрепить понятие «зимующие»,"кочующие" птицы;

2. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

3. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами.

4. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение называть слова- антонимы.

5. Расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д.

6. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов

7. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах .

8. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.

9. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

10. Продолжать развивать умение играть вместе со сверстниками.

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов о птицах, рисование и лепка птиц.

Материалы и оборудование:

Наглядный материал:

Кормушки 2 шт;

плакат «Зимующие птицы»;

«медальки» с изображением птиц;
шаблоны «пряников»;
клейстер;
корм для птиц.

Проектор(ИКТ-показ презентации)

Планируемый результат: активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе коллективной деятельности, пополнение знаний о зимующих птицах.

Ход занятия:

1.Вводное слово воспитателя.

– Ребята!  Сегодня мы с вами будем говорить о зимующих  в наших краях  птицах. Они зимуют как в лесу, так и рядом с человеческим жильём.

2.Знакомство с зимующими птицами
- Посмотрите , что за птиц вы видите здесь? да это птицы зимнего леса. Все они есть на этом плакате.
- Вы знаете этих птиц? Почему они называются зимующими?  

Все эти птицы разные . Это такие птицы как: поползень, синица, сизый голубь, ворона, сорока, чиж, дятел, свиристель, снегирь, чечётка, клёст.

Чем эти птички друг от друга отличаются ?

(рассматриваем внимательно окраску птичек и назовите, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища)

 А чем похожи?

 (Ответы детей  дополнением  воспитателя. Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой.

Каких птиц вы часто  видите во дворе и зимой, и летом?

 (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны,  сороки). 

Это птицы зимующие.

А есть птицы — гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг.

Почему же  мы снегирей, свиристелей  называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник?

Это тот, кто кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей,  со всеми соседями из одного села и со своим стадом ) Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое.

А, как эти птицы подбирают себе место для кочевки?(Ответы)

Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят  дальше. А вот  если еды достаточно,  то они могут и не кочевать  и  жить на одном месте. Кочующие  птицы прилетели к нам на зиму. А где же сейчас наши ласточки, стрижи, аисты, гуси, кукушки? Куда они делись?

Правильно. Это птицы перелетные, они улетели в теплые страны, их зимой у нас не встретишь.

3.Презентация на тему «Зимние птицы» ,загадки, стихи.

А теперь давайте я буду загадывать вам загадки про птиц, а вы их отгадывать!

(Показ слайдов по отгадкам и рассказывание детьми стихов про разных птиц)

4.Как зимуют птицы.

Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме?

(Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье).

А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки?

 (Звери – зайцы, лисы, волки)

 И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло.

Но зима – очень тяжелое время года для птиц. Всё же холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться?

Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись.

 (Воспитатель просит  детей показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) .

Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают?

 Ответы детей.

 Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.

Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики..

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге.

5.Разминка:

Воспитатель: Давайте попробуем показать, как она это делает. Встанем, постоим сначала на одной ноге, подогнув другую, потом на другой.)

Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

6.Речевая игра «Скажи наоборот».

(цель: обучение детей быстро находить слова –антонимы)

/Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)

Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)

Дятел длинноклювый,  а воробей – какой? (короткоклювый)

У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)

У снегиря грудка красная, а у синички — …?

Снегирь подлетел к лесу, а воробей — …?

Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?/

7. «Покормите птиц зимой…»

Для того чтобы согреться птицам необходимо ещё и много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.

«Сытому морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как вы думаете ,каким? Ищут себе корм.

Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц при помощи  кормушек, чтобы помочь им выжить.

 Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба. 

Посмотрите на эти кормушки! (Показ  кормушки из дерева ,затем из картона)Вот эти небольшие домики с кормом помогут зимующим птицам выжить до наступления тепла.

8. Изготовление «пряников» для птиц.

9. Просмотр музыкальной презентации "Покормите птиц зимой"

Воспитатель:- Мы тоже с вами постараемся помочь птицам и сделаем для них вкусные птичьи пряники.
- перед вами шаблоны пряников. Мы их намажем клейстером и выложим на них различные семечки и семена. Тоже самое сделаем и с другой стороны. Привяжем ленточку, чтобы повесить на веточку. Все пряник готов.

-Забирайте ваши пряники с собой  на прогулку и развесьте их на деревья у вашего дома или школы.
- Мне очень понравились ваши угощения для птиц. Я думаю птицы очень обрадуются и скажут вам спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия "Времена года, круговорот воды в природе и безударные гласные"

Трудно ли объединить общей идеей то, что на первый взгляд кажется несовместимым? Нет! Нужно только широко глядеть на мир, воспринимать его целостным и неделимым, а главное не бояться перемен!...

Конспект интегрированного индивидуального занятия с ребенком с нарушением слуха.

Конспект занятия с ребенком с кохлеарным имплантом (этап опознавания  2-х словной фразы).Возраст ребенка -5,5 лет,слуховой возраст -2,5 года,из них с КИ-1,5 года....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ И ТЕХНОЛОГИЯ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ (ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ) 3 КЛАСС

В данном коррекционном занятии задания и упражнения представлены в занимательной форме, создаются проблемные вопросы, на которые дети стараются найти и обосновать свои ответы. Вызыв...

ПЛАН - КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ» (3 КЛАСС)

Представленный план - конспект интегрированного учебного занятия по технологии и изобразительному искусству раскрывает содержание четырех комплексных уроков: 2 часа технологии и 2 часа изобразительног...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Русская зима. Передача образа заиндевелых растений» 3 класс ...

План – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии «Зиме не лето, в шубу одета»

Представлен подробный  план – конспект интегрированного учебного занятия по изобразительному искусству и технологии по теме «Зима не лето, в шубу одета» (3 класс): Орнамент в украшении народной о...

Конспект интегрированного итогового занятия "День рождения зайчика" 1-я младшая группа

Конспект итогового интегрированного занятия "День рождения зайчика". Интеграция осуществляется между рисованием и чтением художественной литературы....