Технологическая карта урока кубановедения "Природные зоны Краснодарского края" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Чунина Людмила Владимировна

Урок обобщения знаний в форме путешествия по станциям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_prirodnye_zony_krasnodarskogo_kraya.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Технологическая карта урока кубановедения

Предмет, класс, автор учебника, учитель

Кубановедение. 4 класс.  М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко, Н.Я.Паскевич.

ОИПЦ «Перспективы образования», 2017г.  Чунина Л.В. НОП СОШ «Новатор»

Тема урока

Обобщение по теме «Природные зоны Краснодарского края»

Дидактическая цель

Обобщить знания о природных зонах России, Краснодарского края, их особенностях и обитателях

Тип урока

Урок-игра

Задачи урока

  1. Формирование умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
  2. Умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей
  3. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою малую Родину и любовь к родной природе

Планируемые результаты

Предметные:

  • Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
  • Уметь объяснять особенности природных зон

Метапредметные :

  1. Познавательные УУД:
  • Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления
  1. Регулятивные УУД:
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  1. Коммуникативные УУД:
  • Слушать и понимать речь других
  • Оформлять свои мысли в устной форме
  • Уметь работать в парах, в группе

Личностные:

  • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, работа в парах

Средства обучения

Карта «Природные зоны Краснодарского края», тетради на печатной основе к учебнику кубановедения, карточки с изображением животных, карточки с разноуровневыми заданиями, конверты с заданиями.

Этап урока

            Деятельность учителя

            Деятельность учащихся

Универсальные действия

Организация начала урока

-Представьте, что если бы нескольким художникам, живущих в разных концах нашего края, предложили нарисовать пейзажи Краснодарского края, то получились бы совсем разные картины.

- Предположите, какие?

На одной мы увидели бы степь, на другой – пышный субтропический лес, на третьей –горные льды... И если все пейзажи собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько разнообразия у природы нашего края, как не похожи картины друг  на друга.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем

Целепологание и мотивация

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Природные зоны Краснодарского края». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам края, мы с вами убедимся в уникальности нашего края.

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

-Составьте задачи урока по опорным словам : проверить, обобщить, доказать, .

- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашего края?

- Обобщить и проверить знания о природных зонах

Познавательные УУД:

фиксация проблемы

Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Актуализация опорных знаний

- А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного.

1. Сколько природных зон на территории России?

2. Самая северная природная зона.

3. Самая большая природная зона по территории.

4. Природная зона, где мы с вами живем.

5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли.

6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота?

7. Зона субтропиков на территории России.

8. Самая жаркая природная зона.

9. В каком направлении идет смена природных зон?

10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой?

11. Как называется эта зона?

12. Как называется сухой ветер степей?

13. Перечислите промежуточные природные зоны.

14. Какие горы есть на территории нашего края?

Отвечают на вопросы

- 6

- Ледяная зона

- Лесная зона

- Зона степей

- Вечная мерзлота

- Арктика, тундра

- Черноморское побережье Кавказа

- Зона пустынь

- С севера на юг

- В горах

- Области с высотной поясностью

- Суховей

- Лесотундра, лесостепь, полупустыня

-Кавказские

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои знания

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин

Обобщение знаний о природных зонах:

 -  о положении природных зон, особенностях неживой природы, занятиях населения;

- о животных, населяющих природные зоны

- о растениях природных зон

- о национальных парках и заповедниках России

Станция «Географическая»

- Сейчас мы будем работать в группах.

Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны  2)климат  3) занятия населения

Станция «Зоологическая»

Игра «Рассели животных по природным зонам».

- Назовите животных, которые расселены ребятами в степях, лесостепи, лесах, субтропиках, зоне альпийских и субальпийских лугов, льдов,.)

- Что вы знаете об этих животных?

Станция «Ботаническая»

Узнайте растение по описанию

  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.
  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки, мыши.
  3. Про это растение с плодами фиолетового цвета есть загадка:

Чем больше семечек, тем слаще,

И форма у него изящна,

Хоть волосатый он слегка,

Напомнит грушу он всегда!

  1. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. 
  2. Это не дерево, а куст.
    Он колюч, быть может густ.
    Кисло-сладкий плод ввозил,
    Кто растил в саду ….

Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка.

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

липа                                    лес

ежевика                              лесостепь

ковыль                                степь                            инжир                                 субтропики

каштан

тёрн  

типчак

магнолия

анемоны, колокольчики     альпийские луга

Карточка 2

Корни-луковицы

Широкая крона

Деревья, растущие и цветущие зимой                    

Мхи

зона льдов

леса

Субтропики

Степи

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

                         

                                                                                                                                 

- Обменяйтесь листочками.

     Станция «Экологическая»

Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник.

– Выбери лишнее (что не относится к заповедникам Краснодарского края):

  1. Остров Врангеля
  2. Таймырский
  3. Черные земли
  4. Сочинский национальный парк
  5. Утриш

Обсуждение экологических ситуаций

  1. Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров.
  2. В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему?

Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану

Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга

Соотносят описание растения с его названием.

- Лишайники

- Дуб

- Инжир

- Ковыль

- Кизил

Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга

Обсуждают в группах экологические ситуации

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

Регулятивные УУД:

исследуют условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.

 

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Личностные УУД:

проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

проявление самостоятельности

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения;

умение слушать оппонента

Личностные УУД:

следование в деятельности нормам эстетики

Подведение итогов урока и рефлексия

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Мы их достигли?

- На какой из станций вам было особенно интересно?

- Что не удалось?

- Что не получилось?

Домашнее задание

Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников края

или в тетради стр. 7

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке

Личностные УУД:

самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Лес. Природная зона России" 4 класс

Разработка интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства представляет собой сценарий урока, музыкальное сопровождение, презентацию "Великие художники о лесе",  приложение....

Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"

Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...

Технологическая карта урока кубановедения в 4 классе "Архитектура. Исторический центр города Новороссийска"

Познакомить учащихся с понятием «архитектура» и её видами, с «Историческим  центром города Новороссийска» с помощью виртуальной экскурсии....

Технологическая карта урока Кубановедения 4 класс "народные ремёсла Кубани"

Создать условия для развития любознательности, интереса к предмету,формировать у учащихся знания об истории Кубани. Расширять представления учащихся о ремеслах Кубани, развивать творческие с...

Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"...

Технологическая карта урока кубановедения "Традиции казачьей семьи" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Традиции казачьей семьи"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зона пустынь»(УМК Перспектива , 4 класс)

Тема урока «Зона пустынь» Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.Задачи урокаДидактические:Формирование...