Технологическая карта урока Кубановедения 4 класс "народные ремёсла Кубани"
план-конспект урока (4 класс)

Роменко Ольга Алексеевна

Создать условия для развития любознательности, интереса к предмету,

формировать у учащихся знания об истории Кубани.

 Расширять представления учащихся о ремеслах Кубани, развивать творческие способности учеников. 

 Воспитывать уважение к культурному наследию своей малой родины; чувство любви и уважения к истории и культуре Кубани.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 9 г. Приморско-Ахтарский район

Технологическая карта урока

Кубановедения, 4 класс, УМК «Школа России»

Учитель:  Роменко О.А.

№ п/п

Параметр

Описание

Учебный предмет, класс

 Кубановедения, УМК «Школа России», 4 класс

Тема урока

 «Народные ремёсла на Кубани»

Цель

Расширить и углубить представление учащихся о видах ремесел на Кубани

Задачи

Создать условия для развития любознательности, интереса к предмету,

формировать у учащихся знания об истории Кубани.

 Расширять представления учащихся о ремеслах Кубани, развивать творческие способности учеников. 

 Воспитывать уважение к культурному наследию своей малой родины; чувство любви и уважения к истории и культуре Кубани.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(Личностные и метапредметные результаты)

обучающиеся научатся: воспринимать на слух рассказ о  ремёслах; отвечать на вопросы учителя по содержанию беседы;

 обучающиеся получат возможность научиться: осмысливать эстетические и нравственные ценности быта кубанского казачества и высказывать собственное суждение;

Личностные: 

формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения; развитие этических чувств, доброжелательности; развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:  

Познавательные

-перерабатывать полученную информацию, делать выводы, сравнивать

-ориентироваться в своей системе знаний

Регулятивные

-уметь работать по предложенному алгоритму

-уметь определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя

Коммуникативные

-уметь работать в группе,

-уметь эффективно распределять обязанности при работе

-рассказать о полученном результате.

Оборудование и материалы

          Основные: 

учебник  «Кубановедения», компьютер, проектор, презентация

    Дополнительные:    

Ра    рабочий лист к уроку, раздаточный материал (бумажные ёлочки, план описания предмета, разрезные карточки,  сн карточки-помощницы, снежинки).

Этап урока (занятия)

Цель – результат

(УУД)

Деятельность

педагога

Деятельность

ученика (воспитанника)

Формы работы, приёмы

1. Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

Принимать
и сохранять организационные задачи

Учитель приветствует учеников.

Приветствуют учителя,  проверяют свою готовность к  уроку.

  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 

 Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание показывать свои знания.

Коммуникативные

- формирование  умения слушать и слышать

 -Ребята, какое время года наступило?

-Какой любимый зимний праздник у детей?

- Какое дерево украшают к этому празднику?

-Кому то из вас дед  Мороз положил на стол волшебные ёлочки?

-Почему они волшебные?

-Давайте отгадаем загадки.

-У нас есть первая отгадка и это слово на букву Е

-Следующая загадка..

-Ребята перед вами 7 букв.

-Какое слово можно составить из этих букв?

  

Дети отвечают на вопросы.

Учащиеся загадывают загадки.

Стоит красавица в лесу

на праздник в дом ее несут

как невесту наряжают

и в ведро с песком сажают

не страшны ей снег, метель

распустила лапы….    (ель)

Приходит он всегда зимой.

Накроет землю он порой.

Холодный и пушистый мех.

Он белый, чистый, мокрый… (Снег)

Среди зимы – большое торжество.

Великий праздник - Христово …

(Рождество)

Если дым столбом стоит,
Под ногами снег скрипит,
Если мерзнут щеки, нос,
Что на улице?
(Мороз.)

Мороз коснулся светлых вод
И навёл хрустальный
 (лед).

 

В доме каждом это есть

у него хотим мы сесть

в него смотрим ,чтоб узнать

что сегодня одевать

со стеклом стоит оно

с подоконником (окно)

Что за чудо-дерево

Зимой и летом зелено?

Высоко стоит,

Далеко глядит.

Весной цветёт,

Летом плод даёт.

Осенью не увядает,

Зимой не умирает. (Ель)

-Ремесло (дети становятся так,  чтобы получилось слово «ремесло», елочки крепят на доску)

 Фронтальная.

 Словесный

 2.  Постановка учебной задачи. 

 

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 -  Как вы думаете, почему мы начали урок со слова «Ремесло»?

-Так какова тема урока?

- Возьмите, пожалуйста, рабочий лист  и впишите тему нашего урока « Народные ремесла на Кубани»

-Мы знаем о ремёслах на Кубани?

 -Запишите в карточку нашу проблему.

-Посмотрите на тему урока и определите, какое слово вам непонятно?

-В нашем рабочем листе есть несколько определений слова «ремесло». Прочитайте и выберите, по вашему мнению, правильное понятие, отметьте его снежинкой

-  Кто даст понятие слова

 « ремесло»?

- Сверьтесь с толкованием слова

 « ремесло» в словаре  Сергея Ивановича Ожегова

(слайд 2)

-Подымите руку, кто в карточке нашел правильное определение.

-Молодцы.

-Ремесло-это….

-Как называют человека, занимающегося ремеслом?

- Сегодня на уроке представлены некоторые изделия народного ремесла из нашего школьного музея. Более подробно познакомит вас с ними наш экскурсовод.

Ткачество и вышивка.

 (слова для ученицы)

       Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля(это растение) и овечья шерсть.  Неумение ткать и вышивать считалось большим недостатком у женщин. Орнаменты Кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды: Геометрический Растительный Животный Предметный Смешанный.

    Кузнечное  ремесло.

-На протяжении многих веков кузнецы были главными среди ремесленников и являлись универсальными мастерами. Они пользовались особым уважением и почётом в городах и станицах Кубани. О кузнецах слагались легенды.

Художественная ковка.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь,  считалось  таким же  естественным, как возделывать землю. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это  тонкая высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Мой  дедушка Василий Иванович занимается художественной ковкой. Его работы вы можете увидеть у нас в станице. Ковань украшает ворота, калитки многих станичан.

Плетение из листьев початков кукурузы. Листья початков кукурузы являлись превосходным материалом для плетения и поэтому часто использовались мастерами при изготовлении корзинок, коробов, хлебниц.

Из листьев початков кукурузы (талаш) плели кошёлки. Часть листьев выкрашивали шелухой лука. Они при переплетении рельефно выделяли узор на изделии.

Кружевоплетение.

Кружево на Кубани выполнялось в основном крючком для украшения рушников, подзоров, наволочек.

Характерные особенности:

 наличие геометрического и растительного орнамента, создаваемого на основе вышивок.

  

Отвечают на вопросы

Записывают в рабочий лист.

                            Ф.И._________________________

Рабочий лист к уроку кубановедения

1.Тема урока ______________________________

2. Основной вопрос (проблема урока)

_____________________________

3. Умение выделять главное

- Профессиональное занятие изготовление изделий ручным способом.

- Добывание чего-нибудь - добыча  охота.

-Высотные конструкции из стекла и бетона.

4.Работа в группе-

-  активно работал(а) в группе

- я сам(а)  определил(а) ремесло - я сам(а)   определил(а)  из какого материала предмет

5. Оценка своей работы на уроке.

 Я узнал (а)….

На уроке мне было ….

Я затруднялся(лась)  в ….

Записывают в рабочий лист.

Прослушать несколько ответов детей

Отвечают на вопросы учителя.

Ученица рассказывает об изделиях народного ремесла.

 Фронтальная.

 Словесный

3. Построение проекта выхода из затруднения 

Личностные:

-формирование умения выказывать своё мнение

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации.

 Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 -Я предлагаю вам продолжить работу в группах. Повторим правила работы.

-Командиры подойдите и возьмите конверт с заданием для вашей группы.

-Представьте,  что археологи  при раскопках нашли разбитый предмет,  а вам  нужно его отреставрировать, т.е. собрать и склеить и  узнать  какое ремесло будет представлять группа.

  

Правила работы в группе

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

5. Не бери всю инициативу на себя.

6. Не жди подсказки.

Дети работают в группах

Каждая группа представляет ремесло, карточку в виде новогодней игрушки с изображенным предметом, вывешивает на доску.

 

 

4. Первичное закрепление

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- Группы внимание. Выберите своего представителя, который расскажет о  ремесле по плану.

План

Название ремесла_________

Кто изготовил этот предмет?___________

С какими материалами  они работают?____________

Для чего используются предметы этого ремесла?_________________

-Спасибо, ребятам, рассаживаемся на свои места.

 

 

1 группа (предмет горшок)

Гончар

2 группа (плетеная корзина)

Лозоплетение

http://www.clipartkid.com/images/671/wicker-woven-basket-over-white-royalty-free-stock-photo-image-1rjwTa-clipart.jpg

3 группа

Резьба по дереву

http://derevo-dekor.ucoz.ru/interer/p8.jpg

Работа в  группах

 5. Первичный контроль 

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 

-Возьмите рабочий лист и отметьте работу в группах.

-Вернемся к понятию ремесло.

-Так что такое ремесло?

-Каким бы вы занялись ремеслом из рассмотренных сегодня на уроке? Возьмите свою снежинку и прикрепите его к игрушке. Сделайте свой выбор.

(выставление оценок 1 группе)

Оценку 5 получает та группа, около карточки, которой собралось больше снежинок.

Анализируют свою работу в группе.

Ремесло -это профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом.

http://www.comfort.bg/interesno/668/Image/sf.jpg

6.Самостоятельная работа.

- Сегодня мы отправляемся в мастерскую к гончару.

- Для ведения личного хозяйства нужна была различная посуда. На помощь пришли ГОНЧАРЫ. Они свою посуду развозили по селам и станицам и выменивали за пшеницу. ГОНЧАРОВ на Кубани называли горшечниками. Глиняная посуда была очень нужна в хозяйстве. В КРЫНКАХ, ГЛЕЧИКАХ хранили варенье всю зиму. В МАКИТРАХ и КУВШИНАХ больших размеров квасили капусту, солили огурцы на зиму. В кувшинах поменьше хранили молоко, масло, творог. Их посуда стала пользоваться спросом. Именно по кувшинам судили об искусстве гончара. Если посуда «дышит», сохраняет воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер – настоящий умелец.

 (Слайд 4,5,6)

-Сегодня, как настоящие умельцы,  вы изготовите посуду из соленого теста.

Дети изготавливают посуду.

Организовывается выставка детских работ.

 

7.Рефлексия  учебной деятельности  на  уроке.

Регулятивные:

 - оценка  осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

-Ребята зачитайте проблему, которую мы назвали в начале урока?

-Что мы можем сказать теперь?

-Расширили мы свои знания о ремеслах Кубани?

- Ребята, в рабочем листе оцените свою работу на уроке.

-Дежурные соберите рабочие листы

Ответы детей.

Пишут в рабочем листе

Индивидуальная,

Фронтальная.

8.Домашнее задание

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи.

- К следующему уроку подготовьте сообщение о родственниках или ваших знакомых, которые владеют ремеслом.

9.Итог

- Наш урок подошел к концу. Мало гордится искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций. Я думаю, что многие из вас захотят стать приемниками народных традиций, и может быть в будущем, своим ремеслом прославят свое имя и свой край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока кубановедения в 4 классе "Архитектура. Исторический центр города Новороссийска"

Познакомить учащихся с понятием «архитектура» и её видами, с «Историческим  центром города Новороссийска» с помощью виртуальной экскурсии....

Технологическая карта урока кубановедения "Жилище казака" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Жилище казака"...

Технологическая карта урока кубановедения "Традиции казачьей семьи" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Традиции казачьей семьи"...

Технологическая карта урока кубановедения "Твои земляки – труженики" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Твои земляки – труженики"...

Технологическая карта урока кубановедения "Кубанские умельцы" Батищева Н.А

Технологическая карта урока кубановедения на тему "Кубанские умельцы"...

технологическая карта урока кубановедения "Именины"

ПРЕДМЕТ: кубановедениеКЛАСС: 3 ТЕМА УРОКА: «Именины»ТИП УРОКА: открытие новых знаний.ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с происхождением имен и значением их имени; узнать о древних имен...