В царстве грибов
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Клочан Елена Николаевна

Предмет: окружающий мир Класс: 3 Урок: открытие новых знаний                 

Технологическая карта

Тема

«В царстве грибов»

Решаемая проблема

К какому царству относятся грибы?

Цели

Познакомить детей с царством грибов, уметь классифицировать грибы на

две группы: съедобные и несъедобные

Образовательные: повторить, обобщить, систематизировать знания о

признаках царства растений и царства животных; научить обрабатывать и

 обобщать полученную информацию, проверить уровень усвоения темы через

мини – тестирование.

Развивающие: формировать умения детей в сфере самостоятельной  

познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией,

умение увидеть проблему и найти пути ее решения; развивать познавательные

 интересы о свойствах предметов, которые нас окружают; развивать умение

работать в группе; развивать творческие способности учащихся,

наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Основные понятия

Царство, грибы.

Межпредметные связи

Чтение, рисование, математика, музыка, русский

 

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

ФУУД

( формирование универсальных учебных действий)

1.Мотивация.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

- Здравствуйте  ребята!   С каким настроением вы  пришли на урок? У кого хорошее настроение возьмите листочек, покажите его мне и улыбнитесь. Поделитесь своим настроением с гостями, улыбнитесь им. Молодцы!

- Мы начинаем урок и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас к концу урока мог сказать:

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Метапредметные:

- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

 

2. Актуализация знаний.

Цель:

-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания». 

- актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках;

- обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

Полянка на которой изображён лес

(Учитель говорит под звуки леса)

- Ребята! Прислушайтесь! Где можно услышать такие  красивые и разнообразные звуки живой природы?  ( в лесу)

Лес… Это сказочный мир, который  полон загадок и таинств. он многих приютил.

- А знаете ли вы правила поведения в лесу? Назовите их.

3 слайд: ( животные, растения, )

На какие группы вы бы разделили этих обитателей леса? (животные, растения, грибы)

К какому царству относятся обитатели 1 и 2 группы?

Работа в группах: Давайте повторим тему прошлого урока и правильно распределим признаки этих царств.

(На доске пустая таблиц. Дети работая в группах заполняют её)

1 группа распределяет признаки

2 группа.К какой природе относятся растения и животные? (живая природа)

Высказывают предположения, выполняют задания.

Личностные:

-  Проявление интереса к прошлой теме

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Предметные:

- повторяют признаки царства растений и царства животных.

3. Подготовка к восприятию новой темы и сообщение темы урока.

Цели:

-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.

 

 

А как можно назвать  обитателей 3 группы? (царство грибов)                                         

-Сформулируйте тему урока. (Царство грибов)

(В таблице появляется 3 колонка - грибы)

А как вы думаете, грибы - это отдельное царство или его можно отнести к какому то из этих царств? (разные ответы)

Наши мнения разошлись и у нас возникла проблема.

4 слайд. Давайте предположим. что грибы не относятся ни к царству растений. ни к царству животных

Значит, какая главная задача нашего урока? ( изучить признаки этого царства и решить нашу проблему)

Формулируют тему  и цели учебного занятия.

 

 

Личностные:

- проявление интереса к проблемной ситуации

Метапредметные:

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

 

4. Открытие нового знания.

 

 

Ребята, как вы думаете, грибы - это живая природа или неживая? (ответы детей)

Давайте посмотрим видеоролик и уточним.

- Какой признак грибов вы увидели?  Сделайте вывод.  (грибы растут, значит они относятся к живой природе)

 А могут ли они двигаться? (нет)

Учитель вывешивает  в таблицу 1 признак грибов - не двигаются

6 слайд (картинки разных грибов)

- Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 120 тысяч видов, шляпочные грибы, трубчатые грибы, плесневые грибы, которые появляются на испорченных продуктах,  грибы из которых делают дрожжи и т.д. 

Рассмотрите муляжи грибов, какую окраску имеют грибы?  (разная)

Учитель вывешивает второй признак грибов - имеют разную окраску

 Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры.

7 слайд (например гриб-великан трутовик разветвлённый, Диаметр шара, который состоит из многочисленных шляпок достигает 50см .)

Но все они имеют похожее строение.  У вас в руках грибы.

 Давайте рассмотрим строение гриба 8 слайд

- Что находится в самом верху ? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена, при помощи которых грибы размножаются.

- Что находится ниже? (Ножка)

- Шляпка и ножка называется плодовое тело.

- Как называется подземная часть гриба? (грибница)

Прочитайте в учебнике на с. 112,  на что похожа грибница? (Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые тянутся в разные стороны.)

Вот грибница и есть сам гриб, а в лесу мы собираем плодовое тело.

Физминутка: 

- Ребята, а для чего люди собирают грибы?  А как ваши мамы заготавливают грибы на зиму? (маринуют, солят, сушат, замораживают) Какие животные питаются грибами и заготавливают их на зиму?

Посмотрите отрывок из мультфильма и скажите, на какие группы делятся грибы,  почему один гриб понравился червячку, а другой он есть не стал?

А почему нельзя употреблять в пищу несъедобные грибы? (потому что они ядовитые) 

- Самым ядовитым – считается бледная поганка.

9 слайд:  Ученик: Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку.

- Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? (вызвать скорую помощь)

- Вы узнали второй гриб? Как он называется? (белый гриб)

Ученик: Белый гриб называют царём грибов. Белым его назвали, потому что при варке и сушке он не меняет цвет, остаётся белым.

- Вы знаете съедобные и несъедобные грибы? Давайте поможем Маше распределить их по группам. 10 слайд

Молодцы ребята!

Грибы еще называют лесным мясом, потому что в них очень много  витаминов.  Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу.

Но ведь мы выявили не все признаки грибов. Давайте продолжим исследование. 4 мин

Работа в группах

Задание 1 группе: Выяснить для чего служит грибница?

                2 группе: Чему способствуют грибы?

- Выполнить это задание вам поможет ваш учебник с.112-113.

Слово представителю 1 группы.

Значит могут ли грибы, как растения, производить  для себя питательные вещества? ( учитель вывешивает в таблицу следующий признак)

Вторая группа.

Значит они являются разрушителями.

Третья группа.

Итак  Какие признаки мы выявили у грибов?

(Учитель подводит итог по таблице)

Глядя на нашу таблицу исследования, какой вывод можно сделать.

(что грибы это отдельное царство)

Скажите, удалось нам решить нашу проблему? 10 слайд.

Ученые несколько веков не могли решить, к какому царству они относятся.. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец в 19 веке выделили их в отдельное царство.

А какие грибы растут в нашей местности?

К сожалению есть такие грибы , которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в особой охране. Они занесены в Красную книгу.   Прочитайте их название.

А кто из вас знает, как собирать грибы?

- Найдите ответ в учебнике на стр115.  Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.

- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?

- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?

- Почему нужно срезать грибы ножом?

Почему нельзя собирать большие старые грибы?

-Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?

- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?

Обсуждают  гипотезы,распределяют обязанности ,выполняют задания

 

Групповая работа. Исследование свойств снега и льда.

 

Поиск и выделение нужной информации.

Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение.

Метапредметные:

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группах;

- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

 

5. Первичное закрепление новых знаний  и способов деятельности.

 

 Тест по новой теме

Индивидуальная работа.

Проговаривание полученных результатов  опытов.

Работа с учебником.

Личностные:

- ответственное отношение к выполнению заданий.

6.Итог урока

Цель:

- совместно с

 учащимися

 подвести итог

проделанной работы на уроке

- О каком царстве мы говорили на уроке?

А сейчас мне бы хотелось узнать, как вы усвоили материал. Я буду задавать вопросы, а вы обводите правильный ответ. Самопроверка.

На экране тест с правильными ответами. Проверьте. Кто сделал без ошибок – поставьте себе 5, кто допустил 1 ошибку – 4, у кого – две ошибки – 3. Если кто-то допусти больше ошибок, повторите этот материал дома. Я посмотрю ваши работа. (Слайд)

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Личностные:

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

 

Метапредметные:

Познавательные:

- уметь анализировать свою работу;

Регулятивные:

- оценивать достигнутые результаты

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_3_kl.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир Класс: 3 Урок: открытие новых знаний                 дата:27.11.2017г

Технологическая карта

Тема

«В царстве грибов»

Решаемая проблема

К какому царству относятся грибы?

Цели

Познакомить детей с царством грибов, уметь классифицировать грибы на

две группы: съедобные и несъедобные

Образовательные: повторить, обобщить, систематизировать знания о

признаках царства растений и царства животных; научить обрабатывать и

 обобщать полученную информацию, проверить уровень усвоения темы через

мини – тестирование.

Развивающие: формировать умения детей в сфере самостоятельной  

познавательной деятельности, навыки самостоятельной работы с информацией,

умение увидеть проблему и найти пути ее решения; развивать познавательные

 интересы о свойствах предметов, которые нас окружают; развивать умение

работать в группе; развивать творческие способности учащихся,

наблюдательность, речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Основные понятия

Царство, грибы.

Межпредметные связи

Чтение, рисование, математика, музыка, русский

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

ФУУД

( формирование универсальных учебных действий)

1.Мотивация.

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, переход учащихся из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

- Здравствуйте  ребята!   С каким настроением вы  пришли на урок? У кого хорошее настроение возьмите листочек, покажите его мне и улыбнитесь. Поделитесь своим настроением с гостями, улыбнитесь им. Молодцы!

- Мы начинаем урок и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас к концу урока мог сказать:

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Метапредметные:

- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний.

Цель:

-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».  

- актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках;

- обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

Полянка на которой изображён лес

(Учитель говорит под звуки леса)

- Ребята! Прислушайтесь! Где можно услышать такие  красивые и разнообразные звуки живой природы?  ( в лесу)

Лес… Это сказочный мир, который  полон загадок и таинств. он многих приютил.

- А знаете ли вы правила поведения в лесу? Назовите их.

3 слайд: ( животные, растения, )

На какие группы вы бы разделили этих обитателей леса? (животные, растения, грибы)

К какому царству относятся обитатели 1 и 2 группы?

Работа в группах: Давайте повторим тему прошлого урока и правильно распределим признаки этих царств.

(На доске пустая таблиц. Дети работая в группах заполняют её)

1 группа распределяет признаки

2 группа.К какой природе относятся растения и животные? (живая природа)

Высказывают предположения, выполняют задания.

Личностные:

-  Проявление интереса к прошлой теме

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Предметные:

- повторяют признаки царства растений и царства животных.

3. Подготовка к восприятию новой темы и сообщение темы урока.

Цели:

-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке.

А как можно назвать  обитателей 3 группы? (царство грибов)                                          

-Сформулируйте тему урока. (Царство грибов)

(В таблице появляется 3 колонка - грибы)

А как вы думаете, грибы - это отдельное царство или его можно отнести к какому то из этих царств? (разные ответы)

Наши мнения разошлись и у нас возникла проблема.

4 слайд. Давайте предположим. что грибы не относятся ни к царству растений. ни к царству животных

Значит, какая главная задача нашего урока? ( изучить признаки этого царства и решить нашу проблему)

Формулируют тему  и цели учебного занятия.

Личностные:

- проявление интереса к проблемной ситуации

Метапредметные:

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

4. Открытие нового знания.

Ребята, как вы думаете, грибы - это живая природа или неживая? (ответы детей)

Давайте посмотрим видеоролик и уточним.

- Какой признак грибов вы увидели?  Сделайте вывод.  (грибы растут, значит они относятся к живой природе)

 А могут ли они двигаться? (нет)

Учитель вывешивает  в таблицу 1 признак грибов - не двигаются

6 слайд (картинки разных грибов)

- Грибы это настоящее чудо. На земле насчитывают более 120 тысяч видов, шляпочные грибы, трубчатые грибы, плесневые грибы, которые появляются на испорченных продуктах,  грибы из которых делают дрожжи и т.д.  

Рассмотрите муляжи грибов, какую окраску имеют грибы?  (разная)

Учитель вывешивает второй признак грибов - имеют разную окраску

 Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры.

7 слайд (например гриб-великан трутовик разветвлённый, Диаметр шара, который состоит из многочисленных шляпок достигает 50см .)

Но все они имеют похожее строение.  У вас в руках грибы.

 Давайте рассмотрим строение гриба 8 слайд

- Что находится в самом верху ? (шляпка) В ней созревают споры - это маленькие семена, при помощи которых грибы размножаются.

- Что находится ниже? (Ножка)

- Шляпка и ножка называется плодовое тело.

- Как называется подземная часть гриба? (грибница)

Прочитайте в учебнике на с. 112,  на что похожа грибница? (Грибница-это тонкие, ветвистые, белые, похожие на паутину нити, которые тянутся в разные стороны.)

Вот грибница и есть сам гриб, а в лесу мы собираем плодовое тело.

Физминутка:  

- Ребята, а для чего люди собирают грибы?  А как ваши мамы заготавливают грибы на зиму? (маринуют, солят, сушат, замораживают) Какие животные питаются грибами и заготавливают их на зиму?

Посмотрите отрывок из мультфильма и скажите, на какие группы делятся грибы,  почему один гриб понравился червячку, а другой он есть не стал?

А почему нельзя употреблять в пищу несъедобные грибы? (потому что они ядовитые)  

- Самым ядовитым – считается бледная поганка.

9 слайд:  Ученик: Бледная поганка смертельно ядовитый гриб. Яд бледной поганки не разрушается ни при варке, ни при сушке, ни при длительном хранении. Каждый год в нашей стране погибают люди, случайно отведывавшие бледную поганку.

- Что нужно сделать, если после употребления грибов, человеку стало плохо? (вызвать скорую помощь)

- Вы узнали второй гриб? Как он называется? (белый гриб)

Ученик: Белый гриб называют царём грибов. Белым его назвали, потому что при варке и сушке он не меняет цвет, остаётся белым.

- Вы знаете съедобные и несъедобные грибы? Давайте поможем Маше распределить их по группам. 10 слайд

Молодцы ребята!

Грибы еще называют лесным мясом, потому что в них очень много  витаминов.  Грибы по калорийности не уступают мясу и хлебу.

Но ведь мы выявили не все признаки грибов. Давайте продолжим исследование. 4 мин

Работа в группах

Задание 1 группе: Выяснить для чего служит грибница?

                2 группе: Чему способствуют грибы?

- Выполнить это задание вам поможет ваш учебник с.112-113.

Слово представителю 1 группы.

Значит могут ли грибы, как растения, производить  для себя питательные вещества? ( учитель вывешивает в таблицу следующий признак)

Вторая группа.

Значит они являются разрушителями.

Третья группа.

Итак  Какие признаки мы выявили у грибов?

(Учитель подводит итог по таблице)

Глядя на нашу таблицу исследования, какой вывод можно сделать.

(что грибы это отдельное царство)

Скажите, удалось нам решить нашу проблему? 10 слайд.

Ученые несколько веков не могли решить, к какому царству они относятся.. Сначала они были отнесены к растениям, потом к животным, и наконец в 19 веке выделили их в отдельное царство.

А какие грибы растут в нашей местности?

К сожалению есть такие грибы , которые находятся на грани исчезновения и нуждаются в особой охране. Они занесены в Красную книгу.   Прочитайте их название.

А кто из вас знает, как собирать грибы?

- Найдите ответ в учебнике на стр115.  Внимательно прочитайте, как правильно собирать грибы, чтобы ответить на мои вопросы.

- Почему надо собирать в лесу только те грибы, которые знаешь?

- Почему нельзя раскидывать в стороны листву и мох?

- Почему нужно срезать грибы ножом?

Почему нельзя собирать большие старые грибы?

-Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?

- Почему нельзя собирать грибы возле дорог предприятий и скверов?

Обсуждают  гипотезы,распределяют обязанности ,выполняют задания

Групповая работа. Исследование свойств снега и льда.

Поиск и выделение нужной информации.

Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение.

Метапредметные:

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество, работать в группах;

- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

5. Первичное закрепление новых знаний  и способов деятельности.

 Тест по новой теме

Индивидуальная работа.

Проговаривание полученных результатов  опытов.

Работа с учебником.

Личностные:

- ответственное отношение к выполнению заданий.

6.Итог урока

Цель:

- совместно с

 учащимися

 подвести итог

проделанной работы на уроке

- О каком царстве мы говорили на уроке?

А сейчас мне бы хотелось узнать, как вы усвоили материал. Я буду задавать вопросы, а вы обводите правильный ответ. Самопроверка.

На экране тест с правильными ответами. Проверьте. Кто сделал без ошибок – поставьте себе 5, кто допустил 1 ошибку – 4, у кого – две ошибки – 3. Если кто-то допусти больше ошибок, повторите этот материал дома. Я посмотрю ваши работа. (Слайд)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Личностные:

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Познавательные:

- уметь анализировать свою работу;

Регулятивные:

- оценивать достигнутые результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Царство грибов"

Урок по окружающему миру "Царство грибов" составлен в соответствии программой 2 класса и содержит такую форму работы, как работа в группах. На уроке предусмотрено использование дополнительной литерату...

Проектная работа "В царстве грибов. Грибы съедобные и несъедобные".

Проектная работа детей. Познавательно и увлекательно....

урок окружающего мира по теме "В царстве грибов"

разработка урока  окружающего мира в 3 классе...

В царстве грибов

урок окружающего мира, 3 класс, виды грибов, ядовитые, съедобные, шляпочные, плесневые, самостоятельная работа...

Технологическая карта урока по окружающему миру в 1 классе на тему:«В царстве грибов. Что такое гриб?»

название УМК – «Гармония». название вариативного учебника, автора учебника – О.Т. Поглазова, Окружающий мир. название предмета – окружающий мир тема урока –окружающий мир: «В царстве гр...

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"

презентация по окружающему миру "Царство грибов. Шляпочные грибы"...