Урок "Дикие и домашние животные"
материал по окружающему миру (2 класс) на тему

Степанова Нина Егоровна

Кейс урока на  формированию у детей представления о диких и домашних животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_urok_dikie_i_domashnie_zhivotnye.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перевесьевская основная общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия

Индивидуальный проект кейс-урока

«Дикие и домашние животные»

                                               

                         Выполнила: Степанова Нина Егоровна

Кейс-урок. Окружающий мир

Класс: 2

Программа: УМК Школа России

Автор: А.А. Плешаков

Тема: Дикие и домашние животные

Тип урока: урок изучения нового.

Урок способствует формированию у детей представления о диких и домашних животных. Развивает любознательность, внимание, память, прививает любовь к окружающему миру.

Цели:

  • Знакомство с характерными признаками диких и домашних животных.
  • Развитие умения анализировать, сравнивать, находить сходства и отличия.
  • Развивать память, внимание, речь,
  • Воспитывать интерес и позитивное отношение к природе.
  • Воспитывать бережное отношение к животным.
  • Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних.

Планируемые результаты:

Личностные:положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества,  способность к самооценке своих действий,  готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Познавательные: исследование, поиск, отбор необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, , действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день ребята!

Садитесь.

Я приглашаю вас на урок «окружающего мира»

Психологический настрой на урок

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок.

Время быстро пробежит.

Надо нам им дорожить.

II. Активизация знаний.

Девиз нашего урока перед вашими глазами, давайте его прочитаем.

«Нельзя открыть нового мира, не зная старого»

Как вы понимаете эти слова?

Сейчас вы высказали различные предположения, в конце урока мы подведем итог и выясним, кто из вас был прав больше всех.

Минутка любознательных.

Загадки о животных: 

Затока, речка, озерцо для нас любимый дом.

В округе ветку, деревцо грызём, 

Грызём, грызём - запруды строим.

Под водой проходы - кладовая.

Шалашик сверху из ветвей.

Живём, хлопот не зная.

И ценный мех, и хвост-лопата.

Ну что? Узнали нас ребята? 

(Бобер)

Сама пестрая,

Ест зеленое, 

Дает белое. 

(Корова)

Кто не прядет, не ткет,

А людей одевает?

(Баран, овца)

У кого рога длиннее хвоста?

(коза)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной 

(Ёж)

http://malchishki-i-devchonki.ru/Zagadki-pro-zivotnyh.html

Как бы сформулировали тему сегодняшнего урока?

Итак, мы будем говорить о животных. Как вы думаете, одинаковы ли условия жизни у всех названных вами животных? От чего это зависит? (Ответы детей)

Знаем мы достаточно много, но рассказать должны главное.

Вы будете самостоятельно знакомиться с новым материалом, используя кейс – источники информации.

Вы должны ознакомиться с ним, выявить проблемы, заложенные в нем, найти выходы из создавшейся ситуации

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам по 5-ти бальной шкале

Полнота

информации

Слаженность

Рабочей группы

Презентация

выступления

Итого

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

План записывается на доске.

III. Организация работы с кейсами

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы.  Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1 группа – Дикие животные

2 группа – Домашние животные

3 группа – Одомашнивание животных

4 группа –Значение животных в природе

Кейс №1

Источник №1

Дикие животные - это животные, естественной средой существования которых является дикая природа, в том числе, находящихся в неволе или полувольных условиях. Многие виды диких животных, живущие долгое время неподалеку от человека, страх и агрессию могут выражать не явно, однако их поведение плохо адаптируется для содержания таких животных в домашних условиях.

Исследователями выделяются два основных типа поведения диких животных. Различают «социальные» виды диких животных, т. е. особи этого вида, обитают семьями на территориях, не перекрещивающихся между собой и, как правило, не защищаемых. «Территориальные» виды диких животных отличаются тем, что контакт между особями осуществляется преимущественно в период спаривания и ухаживания за потомством. К последнему типу относятся хищники.

http://kodeksy.com.ua/ka/dictionary/d/dikie_zhivotnye.htm

Кейс №2

Источник №2

Дома́шниеживо́тные — животные, которые были одомашнены человеком и которых он содержит, предоставляя им кров и пищу. Часть домашних животных (сельскохозяйственные животные) приносит непосредственную материальную выгоду человеку, например, являясь источником пищи (молоко,мясо), материалов (шерстькожа). Другие животные (рабочий скот и служебные животные) приносят пользу человеку, выполняя рабочие функции (перевозка грузов, охрана и т. п.).

Вторая большая категория — это животные-компаньоны, которые занимают досуг, доставляют удовольствие и с которыми можно общаться. Для городских жителей понятие «домашние животные» чаще ассоциируется со второй категорией, то есть с «домашними любимцами (питомцами)». Многие семьи, которые держат дома каких-нибудь животных, отмечают, что эти животные создают уют, успокаивают, снимают стресс.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5

Кейс №3

Источник №1 Учебник А.Плешаков. Окружающий мир. 2 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013 стр. 66.

Мы уже знаем, что дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные? Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам.

Давным-давно, когда не было городов, книг и наши люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, они очень редко находили себе пищу.

И вот один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Так люди приручили древнего волка, от которых позднее произошли собаки. Собаки научились охранять человека от врагов, помогать искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.

Источник №2

Лошадь – одно из первых животных, которое удалось приручить человеку, после собаки и кошки. История приручения лошади уходит корнями в глубокое прошлое, свидетельством чему являются наскальные надписи и рисунки, датируемые примерно 15 000 годом до нашей эры. Лошадь на долгие тысячелетия стала другом, помощником, рабочей силой и источником пищи для многих поколений людей.

И все же, как на самом деле проходил этот длительный процесс? Скорее всего, еще в те времена, когда племена людей делились на охотников и собирателей один из охотников подстрелил взрослую кобылу с жеребенком и ради забавы оставил малыша у себя.

Постепенно люди поняли, что при надлежащем уходе маленький жеребенок вырастает во взрослую лошадь, но при этом абсолютно не опасается человека, поскольку вырос в человеческом стаде. Большую роль в приручении лошади сыграл также опыт с мелкими рогатыми животными – козами и овцами, которых человек приручил несколькими тысячелетиями ранее. Лошадь оказалась самым капризным и свободолюбивым животным, одомашнить которое было совсем не просто. Долгое время люди не понимали, как можно не только приручить одно животное, но и получить от него уже домашнюю скотину, потому на самок с жеребятами охотились специально, чтобы заполучить потомство.

http://sel-hoz.com/kak-odomashnili-loshad/

Выявление отличий диких и домашних животных.

– Чем отличаются дикие и домашние животные?

(Учитель обобщает ответы детей и дополняет опорную схему)

Есть и другие группы домашних животных.

Значение домашних животных для человека.

Для чего человек содержит домашних животных?

К домашним животным относятся не только корова, свинья, лошадь и овца, но есть и другие. А чтобы узнать о них угадайте загадки:

Для чего человек приручил диких пчёл?

Игра «Чьё жилище»

Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши.

Игра «Назови детеныша»

Свинья – поросята

Корова – теленок

Утка – утята

Гусь – гусята

Лошадь – жеребята

Овца – ягнята

Кошка – котята

Собака – щенки

Курица – цыплята

Кейс №4

Источник №1

Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Многие растения опыляются только животными, что животные играют большую роль и в распространении семян некоторых растений. К этому следует добавить, что животные наряду с бактериями принимают самое активное участие в образовании почвы. Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя.

Через норки этих роющих животных легче проникают к корням необходимые для жизни растений вода и воздух. Из ботаники вы знаете, что зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ. Растения служат пищей растительноядным животным, а те в свою очередь хищным. Таким образом, животные не могут существовать без растений. Но и жизнь растений, как это было сказано, зависит от жизнедеятельности животных.

Очень велико санитарное значение животных - уничтожение ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы. Многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха.

http://www.studfiles.ru/preview/2043492/

Работа в группах.

                      Учитель выполняет роль консультанта.

IV.Физминутка.

V. Презентация выступлений.

 V. Подведение итогов урока. Оценивание.

Закончи предложения:

а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье, выводят потомство, называются … .

б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …

Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним?

Мы в ответе за тех, кого приручили.

– Ребята, а какие домашние животные есть у вас?

(Ответы детей.)

Собака – наш самый верный и преданный друг. Каких только не бывает собак – служебные, охотничьи, декоративные и вовсе беспородные. А о породах собак мы с вами познакомимся на следующих уроках.

VI. Рефлексия.

Я знаю…

Я запомнил…

Я смог…

VII.Домашнее задание.

Сочинить сказочную историю о диком или домашнем животном ( по своему выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Окружающий мир 2 класс. Дикие и домашние животные. Поведение при встречи с дикими животными.

Дикие и домашние животные.Поведение при встречи с дикими животными.Цель: Изучить особенности диких и домашних животных.          Развивать умение раб...

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Внеклассное занятие "Дикие и домашние животные. Животные Ростовской области

Это внеклассное занятие проведено в рамках духовно-нравственного воспитания по "Доноведению"...

Урок на тему: "Домашние животные и домашние птицы"

Компьютерная презентация к уроку на тему:" Домашние животные и домашние птицы"....

«Животный мир. Домашние животные. Детеныши животных»

Занятие по русскому языку в Центре культурно-языковой адаптации детей мигрантов....