Конспект урока Окружающий мир 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Гуц Ирина Алексеевна

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_beregite_vodu.docx567.2 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования  №34»

 

Методическая разработка к уроку окружающего мира

3 класс

по теме «Берегите воду!»

Выполнила:

Гуц Ирина Алексеевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ЦО №34»

                                                 

Тула, 2017 г.

 Содержание

  1. Актуальность методической разработки …………………………………………..…2
  2. Методическая разработка ……………………………………………………………3-7
  3. Результативность проведенного урока по окружающему миру «Берегите воду».8-9
  4. Список используемой литературы……………………………………………………10

    1.  Актуальность методической разработки.

«Самым важным явлением в школе,

 самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

 является сам учитель».     

                                                                                                                                Искандер Фазиль

      Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Это значит, что необходимо больше внимания уделять экологическому воспитанию в современной школе с первых лет обучения.

       Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
      Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем. В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.


Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.  

   Работая над методикой, следует помнить о том, что каждое мероприятие экологического содержания решает задачи обучения, воспитания и развития школьников и направлено на формирование экологического сознания, воспитание необходимых чувств, организацию позитивной деятельности школьников в природе. Актуальностью методической разработки к уроку «Берегите воду!» является осознание причины способов загрязнения окружающей среды.

  Воспитание у ребенка бережного отношения к окружающей среде – это всегда огромный труд и огромная ответственность. Самый эффективный метод воспитания – это воспитание своим примером. Один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером».

   К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью. Склонность к подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других. Очень многие психологи подчеркивают, что самый лучший способ обучить ребенка чему-то – показать личным примером, что нужно делать. 


  Лучшим примером для детей бережного отношения к окружающей среде являются поступки их родителей и учителей.  

2. Методическая разработка урока

Тема: «Берегите воду!»

Класс: 3.

Цель: познакомить учащихся с источниками загрязнения воды и способами ее защиты.

Задачи: 

1. Образовательные:

- сформировать у учащихся знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

-формирование знаний о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;

- дать представления об опасностях загрязнения воды для окружающей среды

- формирование убеждения в необходимости охраны воды в природе; .

2. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

- воспитание культуры общения;

- воспитывать внимание к слову учителя и товарищей.

3. Развивающие:

- развитие мышления, памяти, внимательности;

- развитие познавательного интереса.

Ресурсы: презентация «Берегите воду!», видеоролик экологического проекта «Сохраним окружающую среду».

Оборудование: ПК и монитор, веер-светофор, цветные карандаши, аквариум с игрушечной рыбкой.

Ход урока

1. Организационный момент

- Мы начинаем урок окружающего мира и продолжаем изучать раздел: “Эта удивительная природа”. Человек должен быть внимателен в природе, так же и мы на уроке должны быть внимательны и сосредоточены..

 2. Актуализация знаний.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде.

-Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

 И стеклянной быть могу! (Вода) 

-Внимание на слайд. ( Слайд 1)

-В каких трех состояниях находится вода в природе?  (Твердое, газообразное, жидкое)

-Приведите примеры воды в природе, находящейся в жидком состоянии.

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в твердом состоянии. 

Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
 Он от матери рожден,

 Сам ее рождает.
 (Лед)

- При каком условии образуется лед? Отчего он тает?  (Слайд 2)

- Приведите примеры воды в природе, находящейся в газообразном состоянии.

 Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.
Растворилось молоко — стало видно далеко.

- Как образуется пар? При каком условии пар превращается в жидкую воду?(Слайд 3)

- Как происходит круговорот воды в природе? (Слайд 4)

3. Постановка темы и цели урока.

-Послушайте стихотворение:

Течет река. Бежит река.
Бежит река издалека.
Как хорошо, когда река 

И широка, и глубока.

Растут деревья и цветы,
И солнце свети с высоты.
Животные приходят на рассвете,
Попить воды, как с родника.

(Слайд 5)

–У каждого на парте лежат листочки с этим стихотворением. Возьмите красный карандаш и подчеркните  объекты живой природы. А зеленым карандашом – объекты неживой природы.

 - Приведите примеры связей живой и неживой природы. ( Ответы детей)

-Правильно! Неживая природа оказывает огромное влияние на живые организмы. Воздух, свет, вода, тепло солнца влияют на развитие живых организмов.

-А сейчас посмотрите маленькую сценку, подготовленную учащимися.

                          Первый ученик:

Я долго думал и считал.

И счел вас нужным известить:

Чтоб площадь пастбищ увеличить,

Решил я речку осушить. (Слайд 6)

Я слышал, волки нанесли

Большой урон овечек стаду.

Теперь за голову волка

Охотнику я дам награду.

Чтоб поле хлебное засеять-

За речкой вырубить лесок, (Слайд 7)

А чтоб дорогу проложить,

Насыпать на лугу щебенку и песок. (Слайд 8)

                                Второй ученик:

Раз лес шумит и шепчет речка, (Слайд 9)

И жаворонок на лугу поет, (Слайд10)

То, значит, жить им вместе нужно,

Все без гармонии умрет.

Осушим речку - погибнет рыба,

Лес вырубим - умрет зверье,

Отстрелим волка – расплодится

Грызун – потравщик и ворье.

Лес, луг, зверье, жуки и речка – единый биогеоценоз.

Нельзя убить даже кузнечика,

Чтоб не пролить потоки слез.

- Сделаем вывод: в природе все взаимосвязано. Поэтому то, что человек делает в природе, должно быть всегда хорошо продумано.  В ином случае, люди могут нанести природе непоправимый вред.

-  Тема нашего урока «Берегите воду!»

-  Какую цель можно выделить из темы нашего урока?

- Рассмотреть причины загрязнения водоемов и  познакомится с мерами охраны водоемов от загрязнения.

4. Новая тема.

- Вода – первое из природных богатств, с которым встречается в жизни человек и вода становится неразлучным спутником на всю жизнь. (Слайд 11)

  -Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в морях и океанах, но морская соленая  вода не пригодна для питья, а также не пригодна  для  многих  технических производств и сельского хозяйства. (Слайд12)

-Пресной воды существенно меньше и треть  населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. (Слайд 13) Ограниченные запасы  пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.

-Оказывается, вода находится в опасности. Почему?

-У меня в руках маленький аквариум, в нем плавает игрушечная рыбка.  Пусть этот аквариум символизирует водные ресурсы нашей планеты.  Представим себе такую ситуацию:  семья приехала отдохнуть на речку. Всем было весело, они купались, отдыхали и  ловили рыбу. Уезжая с реки, дядя решил помыть машину, дети бросили в реку фантики от конфет.  

-Как вы думаете, что случится с нашей рыбкой? (ответы детей)

-Казалось бы,  эта семья нанесла незначительный вред реке. Но что же случится, если так будет поступать каждый? ( ответы детей)

- Не надо загрязнять водоемы, от загрязнения воды страдает все живое.  (Слайд 14)

-  На берегу реки люди построили завод .  Он использует чистую воду из реки, а потом грязную сливает в реку.

- Что случилось с рекой и ее обитателями? (ответы детей)

 - Предлагаем вашему вниманию частушки (исполняют учащиеся):

1. Вода голубая когда-то, а ныне

Коктейль сточных вод, удобрений, мазута.

Нет рек и озер, есть сплошные болота.

И некому отвечать почему-то.

2.  В наших реках,

То, что надо: и кастрюля, и помада,

Холодильник и буфет,

Только рыбы больше нет.

3. Кто очистит наши реки?

Кто тот добрый человек?

Неужели же на веке

Мы оставим страшный след?

4. Неужели наши дети

Будут из-за нас страдать?

Так и будет вся планета

Потихоньку умирать?

-Как спасти реку от загрязнения?  Может нужно закрыть завод?

- Что же делать?

- Как вы думаете, ребята? (ответы детей)

- Давайте узнаем, что предлагают нам взрослые, автор нашего учебника в статье на стр. 60.

- Оказывается воду можно очищать. Как же это сделать?

        - строить очистительные сооружения, где воду очищают от ядовитых веществ; (Слайд15)

        - загрязненную воду очищают и снова используют в целях экономии воды.

- Такими серьезными вопросами занимаются взрослые.  А как вы, дети, можете принимать участие в охране воды?

-Не загрязнять водоемы, реки, озера, где отдыхаем, напоминать об этом взрослым; не оставлять открытыми краны, чтобы зря не лилась вода. (Слайд 16)

-Экономить воду,  не расходовать ее напрасно, когда моешься, стираешь.

- Правильно!

5. Физ. минутка.

 - Сейчас мы с вами поиграем. Встаньте из-за парты. Я буду вам читать строки про природу. Если я читаю то, что разрешено делать в природе – вы садитесь на свои места, а если не разрешено, то вы встаете и поднимаете руки вверх, в знак протеста.

-купаться на пляже

-нырять и прыгать в воду  в незнакомом месте

- заплывать за буйки

- ловить рыбу

- бросать в воду мусор

- плавать на лодке в разрешенных местах

- долго находится в прохладной воде.

6. Закрепление.

- Что нужно делать для того, чтобы не исчезли  водные ресурсы нашей планеты?

- Правильно, их нужно  охранять!

- Как это делать, узнайте поподробнее из статьи учебника “Не расходуй воду напрасно”, которую вы прочитаете дома.

- Ребята, которые живут в поселках и городах, расположенных на берегах рек, вместе с взрослыми занимаются охраной рек от загрязнения. Создают группы под названием “Голубой патруль”. Собирают мусор у водоемов. (Слайд 17)

-Существует  Всемирно известная организация “Гринпис”. (Слайд 18)

- Кто знает, как переводится это слово, может кто-нибудь слышал? (зеленый мир)

- Эта организация занимается охраной водных ресурсов от загрязнения. “Гринпис” часто проводит различные акции. О них можно узнать на сайте этой организации. У многих дома есть компьютера и выход в интернет. Вы можете взять электронный адрес и вместе с родителями поучаствовать в какой-нибудь акции.

- А еще эта организация снимает очень много фильмов по охране и защите водных ресурсов. Мы посмотрим отрывок из такого фильма.

Видеоролик из экологического проекта «Сохраним окружающую среду».

Видеоролик.

- Без неё нельзя прожить и дня. Большее количество этого вещества находится во всех организмах. Как называется эта жидкость?

- Каждый человек должен беречь воду!

7. Итог.

- О чем вы сегодня узнали на уроке?

- Какие меры по охране воды проводятся в на нашей планете?

- Что нового вы знаете о значении воды для людей?

- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?

- Чем опасно загрязнение воды?

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

8. Рефлексия.

- Оценка собственной деятельности на уроке. Поднимите и покажите соответствующий сигнал светофора (зеленый- отлично, желтый- хорошо, красный- удовлетворительно).

3. Результативность проведенного урока по окружающему миру

«Берегите воду!»

Урок по данной методической разработке был проведен в 3 классе.

C:\Users\МБОУСОШ№34\Desktop\20151112_100735.jpg           C:\Users\Кабинет 47\Desktop\20151113_104818.jpg

C:\Users\МБОУСОШ№34\Desktop\20151112_100844.jpg           C:\Users\МБОУСОШ№34\Desktop\20151112_101024.jpg

         

К следующему уроку детьми, с помощью родителей, были изготовлены плакаты на тему:

 « Берегите воду!»

C:\Users\МБОУСОШ№34\Desktop\20151112_101639.jpg      C:\Users\МБОУСОШ№34\Desktop\20151112_103227.jpg 

                                            C:\Users\МБОУСОШ№34\Desktop\20151112_101600.jpg

Через неделю для закрепления материала был проведен тест, состоящий из 6 вопросов (презентация теста прилагается). В тестировании приняли участие 25 учащиеся 3 класса.

4. Список используемой литературы

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. 1 ч. М.: Просвещение, 2012.
  2. Плешаков А.А. Атлас-определитель. От земли до неба. М.: Просвещение, 2012.
  3. Я познаю мир. Экология // Энциклопедия для детей. - Москва: ООО         «Издательство АСТ ЛТД ». -  2004г.
  4.  Жиренко О.Е.  Обухова Л.А. Праздник- ожидаемое чудо! Издательство «ВАКО», 2006.
  5. http://picfun.ru   
  6. http://megabook.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира .Учебник. Н.Ф.Виноградова Окружающий мир. Учебник для 3 класса.-М., « Ветана – Граф», 2009.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. На уроке применяются;различные формы работы :фронтальная , индивидуально-самостоятельная, групповая , поисково-исследовательская. В заключении...

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по учебнику А.А Плешакова «Окружающий мир» (УМК «Перспектива») "Мы помним наших земляков"

Цели урока: формирование у учащихся знаний о знаменитых земляках, представлений о формах увековечивания памяти о соотечественниках в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...