Уроки по окружающему миру 1 класс ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

  Цикл уроков разработан по программе «Перспективная начальная школа». Содержит информационный блок, задания на закрепление знаний, творческие задания, презентации.  На тему «Как помочь птицам зимой» отводится 2 часа. Эти уроки входят в раздел «Природа и её сезонные изменения» (38 ч): 1 урокурок первичного предъявления новых знаний, 2 урок – комбинированный. Идёт интеграция с уроками чтения, изобразительного искусства, трудового обучения.  Презентации к урокам используются не только для получения новых знаний, но и для проверки индивидуальной, парной и групповой работы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки по окружающему миру 1 класс ПНШ

  1. Тема уроков:  Как помочь птицам зимой.
  2. Предмет: Окружающий мир. (УМК «Перспективная начальная школа»)
  3. Класс: 1
  4. Автор разработок: Лазарева Ирина Владимировна, учитель начальных классов.
  5. Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №40»

  1. Город/муниципальный район: г. Улан-Удэ, Железнодорожный район
  2. На тему «Как помочь птицам зимой» отводится 2 часа. Эти уроки входят в раздел «Природа и её сезонные изменения» (38 ч).
  3. Тип уроков: 1 урок – урок первичного предъявления новых знаний, 2 урок – комбинированный.
  4. Форма организации: урок
  5. Представление о результатах:

Личностные результаты  учащиеся получат возможность научиться оказывать помощь птицам в зимнее время года; научатся уважительному отношению к иному мнению.

Метапредметные результаты:

Познавательные – обучающиеся научатся работать с источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией); научатся ставить цель урока; расширят свой кругозор  и обогатят  словарный  запас.

Регулятивные – учащиеся научатся работать по алгоритму; смогут сравнивать и оценивать свою работу.

Коммуникативные -  научатся высказывать свою точку зрения, работать в группе и в паре.

Предметные результаты научатся наблюдать за птицами, смогут приводить примеры зимующих птиц своего края, находить простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

  1.  Цель уроков обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами (виды зимующих птиц) и оказание помощи птицам в зимнее время.

Урок 1

Тема урока: Как помочь птицам зимой

Цели: познакомить с зимующими птицами (с зимующими птицами Бурятии); рассмотреть виды корма для зимующих птиц; воспитание бережного отношения к природе (подкормка зимующих птиц).

Оборудование: учебник «Окружающий мир», хрестоматия, презентация №1, кроссворд, загадки, сообщения учащихся.

Этап урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

1

Организационный момент

Настроить учащихся на работу

Проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё на месте, всё  в порядке? Все  правильно сидят?     Все  внимательно глядят?            

Учащиеся слушают учителя, проверяют рабочее место.

Привлечение произвольного внимания

2

Постановка цели урока

Сформировать представление детей о теме и цели урока

Ребята, вспомните, о каких животных мы говорили на прошлом уроке?  Почему зверям приходится трудно зимой?                            Откройте учебники на стр.38-39 . Кого вы там видите? Попробуйте поставить цель нашего урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, рассматривают рисунки на стр.38-39 и ставят цель урока.

Осознание детьми основной цели урока

3

Актуализация знаний

Активизировать знания, повто-рить характер-ные признаки птиц

Назовите характерные признаки птиц.                                                   Для чего нужны птицы в природе?                                                   Чем питаются птицы?                        Как вы думаете, легко ли птицам зимой?

Учащиеся называют характерные признаки птиц: перьевой покров, клюв, две ноги, крылья. Отвечают на вопросы, что птицы нужны не только для красоты, но и поедать насекомых, что птицам трудно зимой, т. к. холодно и голодно.

Воспроизведение информации, необ-ходимой для изуче-ния новой темы

4

Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала

Сформировать понятие о зимующих птицах; познакомить с зимующими птицами Бурятии; рассмотреть виды корма для зимующих птиц; продолжить формирование навыка работы с иллюстрациями учебника, с текстами в хрестоматии.

1) Работа по учебнику.                        - Рассмотрите рисунок и назовите птиц, которые на нём изображены.                                     - Ребята, а каких птиц вы видели у нас в городе?                                       - Назовите птиц, которые живут у нас постоянно.                                                 - А какие птицы прилетают к нам только зимой?                                          - Ребята, как вы думаете, почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека?                                     2) Работа по хрестоматии.             Откройте хрестоматию                       на стр. 30. Послушайте рассказ «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека» и подумайте, что для птиц страшнее: холод или голод?                                                       Ребята, вы внимательно слушали рассказ и сможете правильно ответить на вопросы:                                 - Как различить ворону и галку? Слайд 2 .                                               - Почему у сороки прозвище - белобока?  Слайд 3.                        Сейчас мы с вами прочитаем в хрестоматии рассказ «Зимние гости», а вы постарайтесь запомнить название птиц, которые прилетают к нам на зиму.                                                           - Рассмотрите рисунок в хресто-матии и назовите «зимних гостей»?      

Стихотворение с презентацией Слайды 4-5

3) Работа в парах.                          В  лесах Бурятии есть ещё необычные птицы: клёст, кедровка и поползень. Послушайте о них сообщения (смотрите приложение 1), которые приготовили ваши одноклассники и попробуйте соотнести рисунок птицы с её названием. Слайд 6                                      4) Фронтальная работа.  Рассмотрите рисунок в учебнике на стр.38 и попробуйте ответить, какой корм едят зимующие птицы?

Учащиеся рассматрива-ют рисунок в учебнике и отвечают на вопросы, используя свой жизнен-ный опыт.

Учащиеся слушают рассказ и ищут ответы на вопросы.

                                                   

Учащиеся читают текст «по цепочки» и называют «зимних гостей».

Учащиеся просматрива-ют слайды и запоминают птиц.

Учащиеся учатся рабо-тать в паре, прослуши-вают сообщения и соот-носят рисунок птицы с её названием, объясняя свой выбор.

 

Учащиеся рассматривают иллюстрации и называют корм.

Усвоение детьми понятий  -зимующие птицы Бурятии и виды корма для птиц.

Умение работать с разными источни-ками информации.

Умение работать в паре, отстаивать свою точку зрения, выслушивать своих товарищей.

5

Динамическая пауза

Смена вида деятельности

Сейчас мы проверим, кто самый внимательный: я буду называть птиц и их действия, а вы должны повторить эти действия.

- Воробей прыгает и чирикает.                                - Ворона летит и каркает.                         - Дятел сел на дерево и долбит его…  

Учащиеся повторяют действия птиц.

Дети отдохнули и готовы работать дальше.

6

Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий

Формировать умения правильно называть птиц и виды корма.

1) Фронтальная работа.                                 - Отгадайте загадку о птице и назовите, какой корм она ест. Слайды 7-11    

                                                                 2) Групповая работа.                                      - Разгадайте кроссворд и узнаете, о чём просят вас птицы.             Слайд 12                                               -Так, о чём просят вас птицы?       - Как мы можем им помочь?

Учащиеся отгадывают загадки о птицах и называют корм.

Идёт работа в группах. Учащиеся по картинкам узнают птиц, разгадыва-ют кроссворд и называ-ют ключевое слово (о чём просят птицы)- помоги

Выполнение заданий.

Умение выслуши-вать своих товари-щей, доказывать свою точку зрения, работать в паре.

7

Итог урока.

Рефлексия.

Сформировать личную ответственность за результаты  своего труда

- Ребята, что нового мы узнали на уроке? Каким способом?      Мы смогли достичь цели урока?                              - Назовите зимующих птиц? Чем их можно накормить?

Учащиеся отвечают на вопросы, повторяют изученный материал.

Соотнесение цели и результата деятельности

8

Домашнее задание

Закрепить изученный материал

Нарисовать зимующих птиц.

Учащиеся рисуют птиц

Умение рисовать и распознавать  зимующих птиц

Урок 2

Тема урока: Как помочь птицам зимой

           Цели: познакомить учащихся с разными видами кормушек; закрепить знание детей о зимующих птицах;

воспитывать любовь к живой природе.

Оборудование:   учебник «Окружающий мир», хрестоматия, тетрадь для самостоятельных работ, презентация №2, рисунки детей,

карточки с заданиями, кружочки трёх цветов (красный, жёлтый, зелёный), стихотворения.

Этап урока

Цель

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Результат

1

Организационный

момент

Настроить учащихся на работу

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

Привлечение произвольного внимания

2

Постановка цели урока

Сформулировать представление детей о цели урока, с помощью стихотворения и детских  рисунков о зимующих птицах

Ребята, прослушайте стихотворение Н.Рубцова «Воробей», которое нам прочитает Таня и подумайте, что нам хотел сказать автор?             Слайд 2                                            Рассмотрите рисунки на доске, кого вы там видите?                

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какова цель нашего урока?

Учащиеся слушают стихотворение, рассматривают рисунки  и определяют цель урока.

Осознание детьми основной цели урока

3

Актуализация знаний

Активизировать знания, развитие памяти   и постановка проблемной ситуации

Игра «Зоркий глаз».      За 10 сек. запомнить птиц и выбрать «лишнюю».  Слайд 3                                  Правильно,  снегирь - зимующая птица, которая  прилетает к нам только зимой из тундры или тайги. Остальные птицы оседлые, т.к. обитают в наших краях круглый год. 

Учащиеся запоминают птиц, выбирают «лишнюю»- снегирь  и объясняют свой выбор.

Воспроизведение информации, необходимой для изучения новой темы. Идёт разви-тие памяти,  дети учатся доказывать свою точку зрения, пополняют словар-ный запас.

4

Первичное восприятие и усвоение нового материала

Познакомиться с видами кормушек; продолжить формирование навыка работы с иллюстрациями учебника.

1. Игра «Собери слово» Слайд 5

Ребята, для чего нужна кормушка?                             Послушайте стихотворение.   Слайд 6                                         2.Работа по учебнику с.39       Что делает Миша?    Почему надо помогать птицам?              Слайд 7                                                       Из чего можно сделать кормушки?

Ребята, рассмотрите кормушки на стр.39. Какие из них вы сможете сделать сами?

Учащиеся собирают слово кормушка и отвечают, для чего она нужна.

Учащиеся рассматри-вают рисунок в учебнике и отвечают, что Миша подкармливает птиц, потому что птицам голодно зимой.

Учащиеся рассматри-вают кормушки и выбирают ту, которую смогут сделать сами.

Усвоение видов кормушек.              Умение работать с разными источни-ками информации, доказывать свою точку зрения..

5

Применение новых знаний в условиях выполнения заданий

Формирования способа деятельности по алгоритму. Продолжить формирование навыка работы с хрестоматией.

1) Работа над развитием речи. Рассмотрите рисунки и расположите их в нужном порядке.

             Составьте рассказ по рисункам. 2) Правила наблюдения за птицами.                                      Ребята, а вы знаете, что суще-ствуют правила наблюдения за птицами?                                                      1. Определить всех птиц на кормушке.                                                2. Выяснить, какие птицы, какой поедают корм.                                                   3. Каковы взаимоотношения между птицами на кормушке.                           Рассмотрите последнюю иллюстрацию и попробуйте рассказать о птицах на кормушке по плану.                                                            3) Работа по хрестоматии. Ребята, а чем можно накормить птиц?                                               Сейчас я вам прочитаю рассказ «А чем ты птиц зимой угощаешь?», а вы постарайтесь запомнить, что любят птички.

Учащиеся располагают рисунки по порядку и составляют рассказ.

                                           Учащиеся знакомятся с правилами наблюдения за зимующими птицами и учатся рассказывать по плану.

Учащиеся слушают рассказ и запоминают, что едят птицы.

Выполнение задания по алгоритму. Развитие речевых умений.

Умение работать с источником.

6

Самостоятельная работа

Проверка полученных знаний

Работа в паре. Сейчас вы поработаете в паре. Вам нужно ответить на вопрос: какие птички едят этот корм.                       Соедините стрелочкой птицу и её корм:                                    Снегирь  

Воробей                       сало

Синица                        ягоды

Свиристель                 овёс

Дятел                                  

Самопроверка Слайды 8-10

Учащиеся работают в паре, выполняют задания на листочках.

Способность применять новые знания, умение работать в паре (сотрудничество).

7

Динамическая пауза

Смена вида деятельности

Птицы к дому подлетели,

На кормушку птички сели.

Стали зёрнышки клевать

И головками кивать.

Гимнастика для глаз Слайд 11. Ребята, проследите за птичками глазками. Какие птички помога-ли нам выполнять гимнастику?   

Учащиеся повторяют движения за учителем:

(дети машу руками)  (дети приседают) (кивают головой)   

Ребята выполняют гим-настику для глаз и назы-вают птиц-снегирь и синица.  

Дети отдохнули и готовы работать дальше

8

Обобщение усвоенного материала

Закрепить изученный материал

Групповая работа.                        Ребята вам нужно по описанию отгадать птицу.

Проверка Слайды 12-17

Индивидуальная работа в тетрадях для с/р №28 стр.29 Назови птиц и подпиши их название.                              Самопроверка  Слайд 18

Ребята работают в группе.

Ребята работают самостоятельно.

Сформированный навык: называть зи-мующих птиц.

9

Итог урока.

Рефлексия

Сформировать личную ответственность за результаты своего труда

Послушайте стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой!» и подумайте, о чём оно? Слайды 19-21                              Как мы можем помочь птицам? Какой корм едят птицы?    Ребята, оцените свою работу на уроке сами. У вас на парте лежат кружки трёх цветов: красный цвет - вы справились со всеми заданиями на уроке, жёлтый – вы смогли выполнить только часть заданий, зелёный – не смогли выполнить задания. Выберите кружок и вложите его в тетрадь для с/р.

4 учащихся читают стихотворение, а класс слушает и отвечает на вопросы.

 

Учащиеся учатся себя оценивать.

Самооценка личного вклада в общий результат деятельности

10

Домашнее задание

Подкормка зимующих птиц

Ребята, как вы думаете, а какое у вас будет домашнее задание? Правильно - сделать кормушку и подкармливать птиц.

Учащиеся сами называют домашнее задание.

Применять полученные знания в жизни

Литература:

  1. Боровицкая Г.К. Птицы Бурятии. Улан-Удэ: Бур. кн.изд-во.-1993.-88 с.
  2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, загадки)/ Сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005.-128 с.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 1 класс: Учебник.-М.: Академкнига/Учебник, 2013.-80 с.
  4. Федотова О.Н. и др. Окружающий мир:1 кл.: Методическое пособие/ О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов.-3-е изд.- М.:Академкнига/Учебник, 2013.-97  с.
  5. Федотова О.Н. Окружающий мир: Хрестоматия: 1 кл./О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С.А.Трафимов.-3-е изд.-М.: Академкнига/ Учебник, 2013.-80с.
  6. Федотова О.Н. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы:1класс/ О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.-3-е изд.-М.: Академкнига/Учебник, 2013.-48 с.
  7. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе (Текст):\Р.Г.Чуракова.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Академкнига/Учебник, 2009.-112с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лазарева И.В МАОУ «СОШ №40 г.Улан-Удэ .

Слайд 2

ворона галка

Слайд 4

Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. У опушки в старых ёлках От зари и до зари Разговор ведут чечётки, Громко вторят снегири.

Слайд 5

Свиристели прилетели И на ветку дружно сели. Стали ягоды клевать, Других птичек подзывать.

Слайд 6

клёст кедровка поползень

Слайд 7

В серой шубке перовой И в морозы он герой, Скачет, на лету резвится, Не орел, а все же птица. воробей Загадки

Слайд 8

Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. синица

Слайд 9

Зимой на ветках яблони, Скорей их собери. И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… снегири

Слайд 10

Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле! кле! кле! Поет со свистом. клёст

Слайд 11

Он по-рабочему одет- Удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет И пестрая спецовка. дятел

Слайд 12

кроссворд м 1 2 3 4 5 поползень сорока ворона снегирь синица


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель: Лазарева И.В. МАОУ «СОШ № 40» г. Улан-Удэ

Слайд 2

Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из - под крыши бросается к ней. И дрожит он над зёрнышком, бедный, И летит к чердаку своему. А гляди не становится вредным От того, что так трудно ему… Н. Рубцов

Слайд 3

Оседлые птицы

Слайд 5

МУШ КОР КА КОРМУШКА

Слайд 8

САЛО МОЛОДЦЫ!

Слайд 9

ЯГОДЫ МОЛОДЦЫ!

Слайд 10

МОЛОДЦЫ!

Слайд 12

Отгадай: Это маленькая серенькая птичка с округлой головкой. Любит зёрнышки и крошки. ВОРОБ Е Й

Слайд 13

СИНИЦА

Слайд 14

КЛЁСТ

Слайд 15

КЕДРОВКА

Слайд 16

СВИРИСТЕЛЬ

Слайд 17

ПОПОЛЗЕНЬ

Слайд 18

ВОРОБЕЙ СНЕГИРЬ СОРОКА ДЯТЕЛ ГОЛУБЬ ПОПОЛЗЕНЬ ЩЕГОЛ ВОРОНА МОЛОДЦЫ!

Слайд 19

Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть зерна нужна, Горсть одна – И не страшна Будет им зима. Покормите птиц зимой!

Слайд 20

Сколько гибнет их- не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать, Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз, К своему окну. Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А. Яшин

Слайд 21

БЕРЕГИТЕ ПТИЦ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

« Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...