конспект урока в 4-ом классе по окружающему миру "Екатерина Великая"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Конспект урока содержит игровой материал, кроссворд, вопросы, которые учитель может использовать на уроке окружающего мира в 4-ом классе по программе УМК "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Екатерина Великая 427 КБ

Предварительный просмотр:

ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ

Цели:        

1. Сформировать представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II.

2. Познакомить учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: портреты А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова, фотографии Зимнего дворца, набережной Невы, памятника «Медный всадник», а также чугунных и каменных мостов.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Знаете ли вы, чьи это слова:

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»? Слайд 1

Это слова М.В.Ломоносова

И сегодня мы продолжим путешествие в 18 век, познакомимся с другой значимой личностью в истории России, но прежде чем начать новую тему, давайте проверим домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказ детей о М.В.Ломоносове.

Учитель проводит  о п р о с  учащихся:

– Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «первым нашим университетом»?

(Т.к. Ломоносов очень много сделал для развития образования в России. По предложению Ломоносова в 1755 году был открыт Московский университет, который носит по праву имя Ломоносова).

– Назовите  заслуги М. В. Ломоносова в развитии науки и культуры.

(Прославился как физик, химик, геолог, астороном, географ, историк, поэт, художник. Организовал при Академии первую в России химическую лабораторию, под его руководством построили фабрику цветного стекла. В наши дни учёным в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В. Ломоносова)

3. Сообщение новой темы. Постановка целей урока.

– Кто продолжил дело Петра I? - И о ком пойдет речь на этом уроке? -  Это нам предстоит узнать!!!

Отгадывание кроссворда.                Слайд 2 и 3

1

*

2

*

3

*

4

*

5

*

6

*

7

*

8

*

9

*

Вопросы к кроссворду: 

1. В какой город отправили учиться Ломоносова, как одного из лучших учеников? (9 б)

2. Кто был его первым учителем? (6 б)

3. Кем был его отец? (5 б)

4. В какой академии наук началась его работа, по возвращению на Родину? (13 б)

5. В какой стране  за границей учился Ломоносов? (8 б)

6. Около какого города родился Ломоносов? (9 б)

7. Ломоносов был выдающимся  … . (5 б)

8. Он открыл атмосферу на планете …. . (6 б)

9. Название судна Ломоносова. (5 б)

Ответы: 1. Петербург. 2. Дьячок. 3. Рыбак. 4. Петербургской. 5. Германия. 6. Холмогоры. 7. Химик, физик. 8. Венера. 9. Чайка.

Ключевое слово: ЕКАТЕРИНА.

III. Работа над новым материалом.

- Молодцы! Как вы думаете, о ком на уроке сегодня пойдет речь? ( Екатерине Великой)

Слайд 4

- Продолжательницей дел Петра Первого стала Екатерина Вторая.  

Так же как и Петра её называли Великой.  Да, ребята, а вот почему её назвали Великой,  узнаем сегодня  на уроке.

Слушайте внимательно, уважайте своих одноклассников.

Слайд 5

Рассказы  учеников

I -

Давно это было. В 1744 году четырнадцатилетней девочкой её, принцессу немецкого княжества, привезли в Россию, где крестили по христианскому обычаю и нарекли невестой великого князя Петра Фёдоровича, с которым она обвенчалась в 1745 году.

    Отношения между супругами с самого начала не сложились – слишком разными они были людьми. Екатерина в пятнадцать лет уже увлекалась серьёзными книгами, читала французских философов и сочинения по политической истории. Пожалуй, она вскоре стала самым образованным человеком при дворе Елизаветы Петровны.

Слайд 5 - 2

Учитель

После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина стала императрицей. Что же досталось ей в наследство от мужа? Екатерина писала: «Финансы истощены. Армия не получала жалования. Военное ведомство погружено в долги. Торговля находится в упадке».

     В своём дневнике помечает: «Царствовать или умереть».

     Можно не знать деталей екатерининского правления, но невозможно жить в России и не понимать, что именно Екатерина стала символом могущества империи. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближённых. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя: как бы поступил в таком случае Пётр?»

Слайд 6

II

     Население страны увеличилось почти вдвое (с 19 до 36 миллионов).

     Никогда больше в России такими темпами не строились города. За три десятилетия – 144 города! Государственная казна «потяжелела» в четыре раза.

     Впервые в России хлеба стало вдоволь настолько, что его стали продавать на экспорт. «Второй хлеб» - картофель -  прижился в стране благодаря заботам императрицы.

Учитель

Территория государства увеличилась почти на четверть. Именно тогда Чёрное  море, которое с древности называли Русским, вновь, и теперь уже навсегда, стало пределом государства Российского. Великая императрица сумела присоединить земли с плодородной почвой, прекрасным климатом, значительным населением и развитыми хозяйственными связями, например, Кубань.

III

      При Екатерине был создан героический Черноморский флот, легендарный Севастополь – «гордость русских моряков» и непобедимая армия, которая стала сильнейшей в Европе. За три десятилетия Россия одержала около ста крупных побед на суше и на море и не потерпела ни одного серьёзного поражения.

IV

           Несмотря на то, что Екатерина родилась в маленьком немецком княжестве, императрица не просто полюбила новую родину, от души приняла православие и выучила русский язык. Она очень любила носить русские сарафаны и кокошники. Собирала и пела народные песни. Даже самую русскую традицию пить чай с мёдом у самовара ввела Екатерина. В течение всей жизни императрица стремилась к тому, чтобы слова «Россия» и «русские» произносились соотечественниками с гордостью, а иностранцами – с уважением.

Учитель

Среди личных положительных качеств Екатерины можно отметить трудолюбие и упорство в достижении цели, ум и интуицию, любознательность и умение разбираться в людях.

        История дала ей имя Великой. В её честь в Петербурге поставлен памятник.

Слайд 7 и 8

 

А сейчас проверим, как внимательно слушали рассказ ребят.

Ответьте на несколько вопросов:

- Кто стал продолжателем дел Петра 1? (Екатерина II.)

- Где родилась Екатерина Великая? Ответ: В Германии

- Кем она была до того как стала русской императрицей? Ответ: Немецкой принцессой

- Сколько лет царствовала Екатерина II? (34 года.)

- Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым умом.)

- Какой редкий дар был у Екатерины? (Выбирать себе помощников и советников.)

УЧИТЕЛЬ:    Для дальнейшей работы мы разделимся на  3 группы и выясним какие изменения произошли в Петербурге при Екатерине II  

Каждая группа будет работать по своей теме, используя материал учебника на с. 106-110 и подобранный вами дополнительный материал

Слайд 9

  • «Путешествие в Санкт-Петербург» - 1 группа
  • «Дворяне и крепостные крестьяне» - 2 группа
  • «Знаменитые военачальники» - 3 группа

Ответы 1 группы:

«Путешествие в Петербург»

Слайд 10

  1.         Какой город России в период правления Екатерины был самым многолюдным?

Самым многолюдным городом империи был Санкт-Петербург, который стал ещё красивее, чем прежде.

  1. Какой памятник возник на Сенатской площади в то время?

На одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознёсся Медный всадник – памятник Петру Первому. Он стал одним из символов города.

Постамент памятника высечен из Гром - камня (его расколола молния). Это была огромная скала, которую с огромным трудом перевезли в Петербург.

Немногие знают, что один из самых романтичных символов города — Медный всадник, смотрит на город влюблёнными, в буквально смысле, глазами: каждый из его зрачков сделан в форме сердечка.  Слайд 11

Как известно, конную статую основателя Петербурга выполнил французский скульптор Этьен Фальконе по приказу императрицы Екатерины Великой. Однако голову Петра сделал другой ваятель — ученица Фальконе Мари-Анна Колло. Фальконе бессчётное количество раз переделывал голову, но результат не нравился ни ему, ни Екатерине. Мари-Анне Колло удалось создать голову, которая была признана лучшим из вариантов. Особенностью ее творения стало то, что зрачки Петра были выполнены в форме сердечек. Доподлинно известно, что ученица Фальконе, таким образом, выразила признание своему учителю – скульптору.

  1. Что является символом Санкт-Петербурга по сей день? (Медный всадник)
  2. Как преобразилась Нева в годы правления Екатерины?

Слайд  12 и 13

 

В каменные набережные оделась Нева. Строились каменные и чугунные мосты через реки и каналы.

  1. Какой дворец построили в 18 веке в центре Петербурга?

Слайд 14

В середине XVIII века на набережной  Невы возводится Зимний дворец

Слайд 15

 Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы. Правда пожить в нём она так и не успела.

УЧИТЕЛЬ: – А что в наши дни находится в Зимнем дворце?

Слайд 16

Ученики. Музей Эрмитаж.

Слайд 17

Это один из крупнейших в мире музеев. В нем хранится огромное количество экспонатов: от глубокой древности до наших дней.

Стих (Машутина Ю)

Воскресное утро. Осенний пейзаж.

А небо – прозрачно и чисто.

Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!

А вот перед нами и Зимний дворец!

Огромный зеленый фигурный ларец!

  1. Какие загородные дворцы ещё были построены в годы правления Екатерины?

Для кого они были возведены? Слайд 18 и 19

Подведём итоги:

-  Какие изменения произошли в Санкт – Петербурге при Екатерине Великой? (возник памятник Петру Великому «Медный всадник; Нева оделась в каменные берега;  строились мосты;  был возведен Зимний дворец)

– Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому?

Послушаем   ответы    2 группы

«Дворяне и крепостные крестьяне»        

  1. Кто такие дворяне? (господствующий слой населения)
  2. Кто помогал Екатерине в управлении государством?

Что Екатерина даровала своим приближённым за помощь в государственных делах?

Наиболее отличившихся дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян.

Слайд 21

Учитель

В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой:

1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы;

2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян.

3) Дворяне владели крепостными крестьянами

  Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона.

  1. Кто такие крепостные крестьяне? (закреплённые к своим владельцам, которые распоряжались их судьбой)

  • Крепостной полностью зависел от своего господина.
  1. Как распоряжались крестьянами знатные люди того времени?

Их могли продать, подарить, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку.

  1. Кто такой Емельян Пугачёв?

(казак, который поднял восстание за независимость крестьян)

Слайд 22

Посмотрите на с.92 учебника район восстания

Итоги:  

  • Ребята, скажите, кто такие дворяне?

Ответы детей        Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Они могли владеть землями, деревнями, крепостными крестьянами.

  • А  крепостные крестьяне?

Ответы детей       Крепостные крестьяне – это крестьяне, “прикреплённые” к своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. Он мог продать его, или обменять на что угодно. Например, на породистую собаку или проиграть крестьянина в карты.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слушаем   ответы 3 группы

«Знаменитые военачальники»  

  1. К каким морям Россия получила выход в царствование Екатерины?

-   Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей.

  1. С какой страной Россия вела войну в годы правления Екатерины? (с Турцией)

  1. Какой полководец одержал победу на Дунае? Как называлась крепость?

Слайд _23  

Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры.

Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать».

  1. Когда состоялся обстрел Измаила?

Слайд _24_

Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении.

Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.

Итог: 

Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте, воодушевляя примером своих воинов.

Подведём итоги:

- Назовите самого известного полководца того времени. Ответ: А.В. Суворов

- А теперь самого известного флотоводца. Ответ: Ф.Ф. Ушаков

– Чем прославились А. В. Суворов  и Ф. Ф. Ушаков?

Рефлексия.

Вы сегодня очень хорошо работали, были внимательными, молодцы! 

А вот как усвоили, сегодняшнюю тему урока, вы сейчас проверите.

Предлагаю вам поиграть в  дидактическую игру «Историческое домино». – На каждой парте  карточка, слева вы видите ряд чисел от 1 до 10

- Победят те, кто быстрее всех составит большее количество  верных цепочек.

Слайд _25

Возводится на Дворцовой площади                            34 года  2

в середине XVII в. 1

        Памятник Петру I  3

Царствование Екатерины II  2

   Генералиссимус  5

Медный всадник  3

                                                                                   Командующий

Емельян Пугачёв          4                                                   Черноморским флотом  8

А.В.Суворов  5                                                           Наука побеждать  9

Эрмитаж        6                                                           Зимний дворец  1

Прозвище Екатерины II     7                                                Крупнейший музей  6

Ф.Ф. Ушаков   8        Предводитель крестьян  4

Книга А.В. Суворова  9        Крепость Измаил 10

Знаменитая победа А.В. Суворова        10                          Великая  7

Подведение итогов игры.

V. Закрепление изученного.

  1. Какие личные качества Екатерины Второй помогали ей в управлении империей?
  2. Какие перемены произошли в России в это время?
  3. ! – Справедливо ли Екатерину Вторую называют Великой?

ПРОЧИТАТЬ ВЫВОД  УРОКА В УЧЕБНИКЕ С. 111

V. Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

У. С. 105–111 – пересказ. Ответить на вопросы «Проверь себя», выписать в тетрадь важные моменты в эпоху правления Екатерины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-викторины в 1 классе по окружающему миру Тема: Такие разные животные.

Цель урока: закрепить  знания  учащихся о  группах животных (звери, птицы, рыбы, насекомые); дать учащимся чёткие представления о важнейших характерных признаках этих групп; учить опред...

Конспект урока во 2-4 классе по окружающему миру

2 класс Тема:Комнатные растения4класс Тема: У Черного моря...

план-конспект урока математики в 1 классе, посвященного 75-летию освобождения Воронежа в Великой Отечественной войне

план-конспект урока математики в 1 классе,  посвященного 75-летию освобождения Воронежа  в Великой Отечественной войне...

Конспект урока в 3 "а" классе по окружающему миру на тему: "Как разрушаются камни".

Данный конспект урока может использоваться на уроке окружающего мира в 3 классе....

Конспект урока литерное чтение 3 класс «М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением автора; формирование умения понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать, работать над развитием грамотной речи учащи...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...