Конспект: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Зарипова Эльвина Илфатовна

УМК " Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_2.doc626.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Дата: 1 марта 2018г., четверг

Школа: МОУ Кулуевская СОШ

Класс: 3 «в»

Урок: 4

Кабинет: 2

  Учитель: Хайрова Зиля Ульмаскуловна

             Студент: Зарипова Э., 42гр.

           

Цели деятельности учителя:

  • формирование представления о факторах, составляющие основу экономики.

Планируемые  результаты:

Предметные:

  • понимать роль природных богатств и труда людей в экономике;
  • осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: А.А Плешаков Окружающий мир 3 класс (2 часть), рабочие тетради,  раздаточный материал  (карточки), презентация


№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

1-2 мин

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, есть ли у вас учебники и рабочие тетради. Здорово! Сегодня у нас будет много работы.  

  •  Приветствовать учителя.

Р: Выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

 

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словес:беседа

Практич.: дид.игра

4-5 мин

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

 - С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.)

– Вспомним, что такое экономика? (Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.)

– Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.)

– Какие бывают потребности?

- Что такое потребности?

- Какие потребности человек получает от природы?

- Какие потребности есть у каждого человека?

- Что такое товары?

Приведите примеры.

- Что такое услуги?

Приведите примеры.

- Расскажите, какими товарами и услугами вы пользовались в течение дня.

Игра «Товар – услуга».

(Учитель читает предложения, дети пишут: это товар или услуга.) Проверка.

● Вы зашли в аптеку, купили лекарство. (Товар)

● Вы летите в самолёте. (Услуга)

● Вы смотрите концерт. (Услуга)

Вы купили книгу. (Товар)

● Вы выпустили статью.(Товар)

● Вы подстриглись.(Услуга)

● Вы подметаете двор.(Услуга)

Молодцы! Всё помните.

Выполнять задание.

Всё то, что нужно людям для жизни

Воздух, вода, свет солнца, красота природу

Кроссовки, плеер, мороженое, книги, холодильник

вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности

Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей

Р: осознавать свои возможности в учении;

П:  анализ с целью выделения признаков.

3.

Постановка учебной задачи

Словес.:беседа

целепологание

4-5 мин

- Ребята, разгадайте ребус.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- Про какую основу здесь говорится?

- Определите тему урока.

- Поставьте цель на урок.

Действительно, сегодня на уроке будем говорить , что составляет основу экономики.

Формулировать тему. Ставить цель.

Р: Осознавать свои возможности в учении;

П: выдвижение гипотез и их обоснование.

Р: целепологание

4.

Открытие детьми нового знания

Практ.:работа со словарем

Работа по учебнику

Практ: работа по учебнику

7-8 мин

- Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Назовите природные богатства.

(Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.)

- Раскроем, какое значение для экономики они имеют.

- Одним из природных богатств вы назвали воздух.

- Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха - ветер - во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения - ветряные установки.

- Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы.

Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики.

- Посмотрим, а была бы жизнь без воды.

- Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.

Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.

- Природным богатством вы назвали почву.

- Что такое почва?

Почва - это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва - это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания.

Вывод: итак, вы видите, что земля - наша кормилица.

- Назовите полезные ископаемые. (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране еще много залежей полезных ископаемых.)

- Посмотрим, где используются полезные ископаемые.

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.

Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.

- Какую же роль в экономике играет растительность? Что дает растение для экономики?

Растительность - один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.

Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары.

- Какова роль животного мира для экономики?

Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, - из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности.

Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных.

Физминутка

Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём,

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз – два, раз – два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.

Работать по учебнику. Отвечать на вопросы учителя.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с текстом.

Р: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания;

К: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя

П: построение логической цепи рассуждений.

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

П:  анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

5.

Первичное закрепление

Практич. Дидактич.игра

Словесный: беседа

Практич: упражнение

4-5 мин

1.Индивидуальные задания.

Задание 1.  

(Учитель раздает ученикам карточки с заданиями.)

1)Подпишите, что составляет основу экономики.

Основа экономики: … и … (природные богатства, труд людей).

2)Напишите, какие природные богатства используются в хозяйственной деятельности людей. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.)

- Обменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте правильность выполнения задания (ответы на экране).

Задание 2.  

- Что такое природное богатство?

- Скажите не менее трёх примеров.

- Что такое труд?

- От чего зависит успех труда людей в экономике?

Тест

1. Нужна ли в хозяйстве экономика?

а) да; б) нет; в) не знаю; г) иногда.

2. Все, что нужно людям для жизни, называется…

а) услугами; б) товаром; в) потребностями; г) производством.

3. Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми.

а) выполнение уроков; в) катание на лыжах;

б) посещение парикмахерской; г) употребление пищи.

4. Как нужно использовать богатства природы?

а) небрежно; б) когда как; в) бережно; г) не знаю.

5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?

а) нет; б) да; в) иногда; г) не знаю.

Выполнять задание по карточкам.

То, что даёт природа. Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.

Все то, что создано руками людей для производства новых товаров и услуг. Заводы, фабрики, фермы, и т.д.

П:

 анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

К:  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич: работа по рабочей тетради

4-5 мин

 Работа в тетради.

Выполнения задания в рабочей тетради.

№ 1 (стр. 26)

Подпишите рисунки, исходя из темы урока.

№ 2 (стр. 26)

Заполните таблицу (сделайте краткие записи с помощью учебника).

№ 3 (стр.27)

Сделайте краткие записи (с помощью учебника).

№ 4 (стр.27)

Приведите примеры профессий людей, которые производят товары и которые оказывают услуги.

№ 5 (стр.27)

- Прочитайте задание. Найдите профессии, в которых преобладает физический труд (подчеркните синим карандашом). Найдите профессии, в которых преобладает умственный труд (подчеркните красным карандашом).

- Найдите профессии, в которых преобладает умственный труд. Подчеркните их двумя чертами.

(После выполнения задания  проверка.)

- Допишите по одной профессии каждой группы.

Выполнять задание в рабочей тетради.

П:  выбор оснований  и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практичес. тест

7-8 мин

- Объясните смысл пословиц. (8 слайд)

● Без дела жить – только небо коптить. (Плохо, когда человек живёт, никому не принося пользы.)

К большому терпенью придёт и уменье. (Учебный труд, труд рабочего, инженера – это всегда напряжённый труд, умение достигается в результате кропотливой работы.)

По труду и награда. (Потрудился – получишь хорошую отметку, заработаешь деньги.)

Объяснять смысл пословиц.

Л: Осознавать свои возможности в учении;

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

8.

Рефлексия деятельности  

2-3 мин

- Что составляет основу экономики?

- Для чего нужен труд людей?

- От чего зависит успех людей в экономике?

У вас у каждого есть зеленый, желтый и красный карандаш. Поднимите вверх зеленый – если  вы все поняли и вам все понравилось, желтый – если все понравилось, но не до конца поняли, и красный, если совсем не поняли ничего.

- Отвечать на вопросы.

- Анализировать работу.

Р:Прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материла;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема: « Природные богатства и труд людей – основа экономики »

          Тип урока: комбинированный урок.             Цель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономики....

Конспект к уроку окружающего мира «Природные богатства и труд людей-основа экономики»

Тема: «Природные богатства и труд людей-основа экономики».Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.  Планируемые результаты:личностные: 1. Формирование уважительног...

Конспект урока "Природные богатства и труд людей – основа экономики" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока «Природные богатства и труд людей – основа экономики» ( 3 класс, УМК "ПНШ")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по окружающему миру на тему: "Природные богатства и труд людей – основа экономики" . Данный конспект предназначен для учащихся 3 к...